Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Фоминой В.А.
при секретаре Новинкиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самсоновой Веры Георгиевны к мэрии города Ульяновска, Открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Заволжского района» об обязании проведения капитального ремонта жилого дома,
У С Т А Н О В И Л:
Самсонова В.Г. обратилась в суд с иском к мэрии города Ульяновска об обязании проведения капитального ремонта жилого дома, указав следующее.
Она является собственником доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес> Дом построен в 1956 году и с момента застройки в доме не проводились работы по капитальному ремонту (кроме ремонта крыши в 2005 году). Данный дом относится к ветхому фонду и до 2010 года должен быть снесен, дом в настоящее время находится в аварийном состоянии и требует либо капитального ремонта, либо сноса. Однако программа сноса ветхого фонда отменена. В список домов, подлежащих капитальному ремонту, этот дом также не включен. Дом в настоящее время требует капитального ремонта.
На данный момент в доме необходимо произвести следующие работы: восстановление облицовки или штукатурки фасада, окраска фасада, замена оконных и балконных заполнений, ремонт всех видов полов и потолков во всем доме, ремонт балконов, устройство козырьков над балконами, обустройство входов в подъезды, замена дверей и верхних блоков, ремонт подъезда с заменой полов, замена лестничных пролетов; ремонт или замена внутридомовых систем тепло-, водо-, электро-, газоснабжения, канализации, вентиляции, ДУ и ППА с диагностикой установкой приборов учета и автоматического регулирования; восстановление освещения, герметизации мест пересечения инженерных коммуникаций с фундаментами зданий, ремонт фундамента дома, ремонт отмостки вокруг здания, восстановление тротуара, восстановление освещения на придомовой территории.
В октябре 2010 года она обратилась с заявлением о проведении капитального ремонта дома, с таким же заявлением обратились все собственники квартир данного дома. ДД.ММ.ГГГГ получен ответ, из которого следует, что проведение работ по капитальному ремонту дома должно проводиться собственниками за свой счет. Полагает, что обязанность произвести капитальный ремонт лежит на администрации <адрес>, поскольку дом находится на балансе города. В течение десятилетий жильцы дома выполняли свои обязанности и регулярно вносили платежи на капитальный ремонт дома. Однако ни администрация <адрес> (наймодатель), ни созданные по ее решению жилищно-коммунальные хозяйства ремонт в доме не произвели, хотя плата за него взималась.
В силу ст. 14 ЖК РФ, на орган местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Однако ответчик, возложенные на него обязанности не исполнял, в результате чего ни одна управляющая компания не производила капитальный ремонт дома. Обязанность по проведению капитального ремонта дома возникла до введения в действие нового ЖК РФ. По ранее действовавшему законодательству на наймодателе (собственнике жилья) лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования. Статьей 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» также оговорено, что в случае приватизации гражданами жилых помещений в доме, требующем капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Возникшая ранее обязанность наймодателя по капитальному ремонту дома за ответчиком сохраняется, а правоотношения, возникшие между сторонами, являются длящимися. Расположенные в доме квартиры находятся как в собственности граждан, так и в собственности администрации <адрес>, №), в отношении жилых помещений, занимаемых гражданами на основании договоров социального найма наймодатель (администрация <адрес>) обязан осуществлять капитальный ремонт жилых помещений, что прямо оговорено в законе (п.п. 3 п. 2 ст. 65 ЖК РФ), то есть в данном случае, уже и после вступления в силу нового ЖК РФ, между администрацией <адрес> и истцами продолжают иметь место договорные отношения, в силу которых мэрия <адрес> должна производить капитальный ремонт. С собственниками жилых помещений в данном доме мэрия <адрес> действительно не состоит в договорных отношениях, однако обязательства по капитальному ремонту дома возникли еще до ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего момента они не исполнены, а в соответствии с гражданским законодательством обязательства должны исполняться надлежащим образом. Вместе с тем, даже согласно ныне действующему законодательству органы местного самоуправления в целях создания условий для управления многоквартирными домами могут предоставлять управляющим организациям бюджетные средства на капитальный ремонт домов. Просит суд обязать администрацию <адрес> произвести работы по капитальному ремонту <адрес> в <адрес>, в том числе, восстановление облицовки или штукатурки фасада, окраску фасада, замену оконных и балконных заполнений, ремонт всех видов полов и потолков во всем доме, ремонт балконов, устройство козырьков над балконами, обустройство входов в подъезды, замену дверей и дверных блоков, ремонт подъезда с заменой полов, замену лестничных пролетов, ремонт или замену внутридомовых систем тепло-, водо-, электро-, газоснабжения, канализации, вентиляции, ДУ и ППА с диагностикой установкой приборов учета и автоматического регулирования, восстановление освещения, герметизации мест пересечения инженерных коммуникаций с фундаментами зданий, ремонт фундамента дома, ремонт отмостки вокруг здания, восстановление тротуара, восстановление освещения на придомовой территории.
В ходе судебного разбирательства истица уточнила требования, просила обязать мэрию г.Ульяновска, ОАО «ДК Заволжского района» произвести работы по капитальному ремонту дома <адрес>, в том числе восстановление облицовки или штукатурки фасада, окраску фасада, замену оконных и балконных заполнений, ремонт всех видов полов и потолков во всем доме, ремонт балконов, устройство козырьков над балконами, обустройство входов в подъезды, замену дверей и дверных блоков, ремонт подъезда с заменой полов, замену лестничных пролетов, ремонт или замену внутридомовых систем тепло-, водо-, электроснабжения, канализации, вентиляции, восстановление освещения, герметизации мест пересечения инженерных коммуникаций с фундаментами зданий, ремонт фундамента дома, ремонт отмостки вокруг здания, восстановление освещения на придомовой территории. Требования об обязании ответчиков произвести работы по восстановлению тротуара, ремонту внутридомовых систем газоснабжения, ДУ и ППА с диагностикой установкой приборов учета и автоматического регулирования истица не поддержала.
Истица Самсонова В.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании пояснила, что является собственником доли <адрес> в <адрес> с июня 2005 года на основании договора купли-продажи квартиры. Данная квартира была приобретена с целью расширения жилой площади. Данный дом включен в перечень ветхого жилья, подлежит сносу. В 2010 году программа по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья была приостановлена из-за отсутствия финансирования. Полагает, что дом подлежит капитальному ремонту, поскольку все сроки эксплуатации конструкций дома истекли, капитальный ремонт мэрией <адрес> не производился. После вступления в силу нового Жилищного кодекса РФ обязательства мэрии <адрес>, как наймодателя жилого помещения, по проведению капитального ремонта жилого дома сохраняются. Она приобрела квартиру по договору купли-продажи, бывший собственник приобрел квартиру в порядке приватизации, в связи с чем полагает, что она является правопреемником в отношении прав бывшего собственника на капитальный ремонт жилья. Кроме того она представляет интересы всех собственников дома, которые также настаивают на проведении капитального ремонта дома. Непроведение ремонта в установленные сроки нарушает права жильцов, так как они оплачивают за содержание жилья и коммунальные услуги в полном размере. Неосуществление ремонтных работ также создает угрозу жизни жильцам <адрес> в <адрес>.
Представитель ответчика Мэрии <адрес> Цыплова М.А. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что у истицы отсутствуют полномочия заявлять иск о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного <адрес> о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества, определение объемов работ капитального характера, сроков их проведения, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта должны решаться всеми сособственниками помещений многоквартирного дома совместно. Истица не имеет полномочий на представление остальных собственников дома, представленный ею протокол является недействительным, поскольку не учтено мнение представителя комитета ЖКХ мэрии <адрес> как собственника помещений в данном доме. Мэрия <адрес> не является собственником муниципальных жилых помещений в данном доме. Между мэрией <адрес> и истицей отсутствуют какие-либо договорные отношения, поэтому нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» не могут быть применены в данном споре. Мэрия является ненадлежащим ответчиком по данному делу, жилой дом передан в муниципальную собственность на основании постановления мэра от ДД.ММ.ГГГГ №. Законодательством, действовавшим до 2005 года, расходование средств местных бюджетов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов не предусматривалось. Согласно ст.ст.154, 155, 158 ЖК РФ плата за капитальный ремонт общего имущества входит в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги и в размере, установленном общим собранием собственников, вносится управляющей организации, обслуживающей дом на основании договора управления. Необходимость проведения капитального ремонта не установлена. Работы по капитальному ремонту утверждаются собственниками жилых помещений на общем собрании. Общего собрания жильцов не было. Протокола общего собрания не имеется. Представители мэрии не были надлежащим образом извещены о дне и месте проведения данного собрания. Истица была неуполномочена действовать от имени всех собственников данного дома. Спорный дом был включен в программу ветхого жилого фонда, но данная программа приостановлена на 2010 год. Бюджет на 2011 год уже утвержден. На внебюджетные денежные средства проводить ремонтные работы невозможно. Полагает, что требования истицы несоразмерны реальным возможностям, поскольку все ремонтные работы носят сезонный характер. Полагает, что оснований для возложения выполнения данных работ только на Мэрию г.Ульяновска необоснованно, так как в доме проживают и другие собственники, которые несут равные с Мэрией обязанности по проведению капитального ремонта. С учетом изложенного просила в иске отказать.
Представитель ответчика ОАО «ДК Заволжского района» Эргашев Э.Б. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что ОАО «ДК Заволжского района» приняло <адрес> в управление от МУП ЖКХ «Заволжский» ДД.ММ.ГГГГ. Обязательства по содержанию жилья в рамках договора они выполняют. Сособственниками жилого дома не утвержден тариф по отчислениям на капитальный ремонт дома, перечень ремонтных работ по текущему ремонту также не утвержден, на общем собрании жильцы по всем тарифам, условиям договора на управление многоквартирным домом проголосовали против их утверждения. За 2010 год в управляющую компанию поступили денежные средства, предназначенные на капитальный ремонт, в размере 3188 рублей. Использование данных средств без решения собственников жилья о том, какие именно работы необходимо произвести, невозможно. Действительно в данном доме была проведена проверка жилищной инспекцией и выдано предписание на устранение ряда недостатков. Основная часть недостатков, носящих характер текущего ремонта в соответствии с договором управления данным домом, ими уже устранена и по мере поступления заявок от жильцов все недостатки устраняются. Данный <адрес> года постройки, нуждается в капитальном ремонте, обязанность по проведению капитального ремонта дома лежит на собственнике жилья - Мэрии <адрес>. После обследования дома жилищной инспекцией по определению суда ими подана заявка о включении данного дома в список домов, подлежащих капитальному ремонту, по Федеральному закону №, однако на 2011 год в данный список этот дом не включен, решение по данному дому не принято. Истица просит провести только капитальный ремонт, проведение текущего ремонта целесообразно только после капитального ремонта.
С учетом мнения участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившейся истицы в соответствии со ст.167 ГПК РФ по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что <адрес> в <адрес> представляет собой 8-квартирный 2-х этажный жилой дом, состоящий из двух подъездов.
В доме расположены как квартиры, находящиеся в ведении администрации <адрес> и занимаемые гражданами по договорам социального найма, так и находящиеся в собственности граждан.
Из материалов дела следует, что жилой <адрес> в <адрес> находится в муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из реестра жилого фонда, переданного в муниципальную собственность, утвержденного постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, данный дом передан в соответствии со ст.162 ЖК РФ в управление ОАО «ДК Заволжского района».
Из материалов дела усматривается, что жилой <адрес> в <адрес> сдан в эксплуатацию в 1958 году.
С момента сдачи дома в эксплуатацию прошло более 50 лет, при этом капитальный ремонт жилого дома не производился, что не оспаривается сторонами всудебном заседании.
В силу ст. 14 ЖК РФ, на орган местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно Уставу муниципального образования «Город Ульяновск» мэрия <адрес> является исполнительно - распорядительным органом <адрес>, и в силу своих полномочий обязана осуществлять функции заказчика реконструкции, капитального ремонта муниципальных объектов, обеспечения финансирования работ.
В соответствии с ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 «Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально культурного назначения», утвержденных приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года № 312, капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплутационные показатели ремонтируемых зданий. Продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов составляет в среднем от 10 до 25 лет.
Как следует из пояснений сторон в судебном заседании, капитальный ремонт <адрес> в <адрес>, начиная с 1958 года, не производился.
Наличие повреждений в доме, требующих выполнения работ по капитальному ремонту, зафиксировано в акте обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ №, проведенного Государственной жилищной инспекций Ульяновской <адрес>.
Свидетели ФИО6, ФИО7 в судебном заседании подтвердили, что жилому дому № по <адрес> требуется капитальный ремонт.
Постановлением Ульяновской Городской Думы от 02.06.2004 года №161 утверждена городская целевая Программа по переселению граждан г. Ульяновска из ветхого и аварийного жилищного фонда на период 2005 - 2010 годы.
Согласно Приложению N 1 к городской целевой Программе по переселению граждан <адрес> из ветхого и аварийного жилищного фонда на период 2005 - 2010 гг., <адрес> в <адрес> включен в список муниципального ветхого жилого фонда, где необходимо провести реконструкцию или отселение семей в 2003-2010 годах.
Муниципальные здания, указанные в Приложении N 1, относятся к разряду ветхих, теряющих по отдельным основным конструктивным элементам свое назначение.
Согласно нормативным документам (ВСН 58-88р) продолжительность эффективной эксплуатации основных элементов зданий, таких, как фундаменты, наружные стены, системы тепло-, водоснабжения, канализации колеблется от 30 до 50 лет, а износ указанных зданий уже составляет 60% и более.
Поскольку жилой <адрес> в <адрес> включен в перечень ветхого жилья, проведение капитального ремонта данного дома нецелесообразно. Граждане, проживающие в таком жилье, имеют право на переселение в иное жилое помещение.
Суд считает несостоятельной ссылку истицы на положения Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» о том, что в случае приватизации гражданами жилых помещений в доме, требующем капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Как установлено в судебном заседании, в 2005 году истица, приобретая по договору купли-продажи жилое помещение в указанном доме, знала о состоянии жилья, сроке эксплуатации данного дома. Постановление Ульяновской Городской Думы от 02.06.2004 года №161 об утверждении городской целевой Программы по переселению граждан г. Ульяновска из ветхого и аварийного жилищного фонда на период 2005 - 2010 годы публиковалось в средствах массовой информации, таким образом, истица знала, что она приобретает жилье в доме, включенном в перечень муниципального ветхого жилого фонда, и как собственник жилья в силу ст. 158 ЖК РФ обязана нести расходы на содержание принадлежащего ей помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доводы истицы о том, что при покупке жилья в данном доме она является правопреемником бывшего собственника жилья, которое получено последним в порядке приватизации, вправе заявлять требования к бывшему наймодателю о проведении капитального ремонта мест общего пользования в жилом доме, суд находит не основанными на законе.
Следовательно, истица не вправе заявлять к мэрии города Ульяновска требования об обязании проведения капитального ремонта жилого дома, исходя из положений Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Представленный истицей протокол общего собрания собственников <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым принято решение об избрании представителем от собственников дома для участия в суде Самсонову В.Г., суд не может принять во внимание, поскольку нарушена процедура проведения общего собрания собственников многоквартирного дома и порядок подсчета голосов. При проведении общего собрания собственников дома не принимал участие в собрании представитель Комитета ЖКХ мэрии, как собственник муниципальных жилых помещений в данном доме, вместе с тем учитывались голоса жильцов квартир № и №, которые собственниками жилых помещений в доме не являются. Таким образом, полномочий на предъявление иска от имени собственников жилых помещений <адрес> у истицы не имеется. Кроме того, исковое заявление подано не в интересах собственников жилых помещений дома, а от имени Самсоновой В.Г. и ею подписано.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ установлен перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, в частности, пунктом 10 части 1 указанной статьи предусмотрено, что Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Согласно части 4 статьи 15 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ орган местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга принимают решение о включении в муниципальную адресную программу или региональную адресную программу многоквартирных домов, указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи, при наличии решений общих собраний членов товариществ собственников жилья, членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах об участии в указанной адресной программе.
В судебном заседании установлено, что ОАО «ДК Заволжского района» включило <адрес> в <адрес> в заявку на проведение капитального ремонта в 2011 году. В заявке указывается, что в данном доме необходим капитальный ремонт системы центрального отопления, холодного водоснабжения, ремонт системы водоотведения и фасада здания. Однако, в план проведения капитального ремонта на 2011 год данный дом не включен на момент принятия решения. Кроме того, отсутствует решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по <адрес> об участии в указанной адресной программе.
Доводы представителя ответчика ОАО «ДК Заволжского района» об утверждении акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ об установлении перечня работ по капитальному ремонту в <адрес> и направлении данного акта в мэрию <адрес> для подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, выделяемых по ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о принятии решения о проведении капитального ремонта спорного дома, акт обследования составлен в ходе судебного разбирательства по данному делу.
В соответствии со ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Истица в подтверждение своих доводов не представила суду протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении ремонта мест общего пользования в жилом <адрес> в <адрес>.
Стороны не отрицали в судебном заседании, что решения общего собрания собственников помещений в жилом доме по вопросу ремонта дома не принималось.
Таким образом, отсутствие решения собственников многоквартирного дома, в чьей компетенции находятся вопросы определения необходимости проведения ремонта с определением размера финансирования, также является основанием к отказу в иске.
Как поясняла в судебном заседании истица, ею заявлены требования о проведении ремонтных работ именно капитального характера, так как проводить текущий ремонт без проведения капитального ремонта не имеет смысла. Надлежащего ответчика она просила определить именно по требованию о проведении капитального ремонта дома. Следовательно, в удовлетворении исковых требований Самсоновой В.Г. к ОАО «ДК Заволжского района», в обязанности которой входит проведение текущего ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в части обязания проведении работ по капитальному ремонту указанного дома следует отказать.
При таких обстоятельствах, иных доказательств стороны суду не представили и добыты таковые и в ходе судебного разбирательства, в удовлетворении исковых требований Самсоновой В.Г. к мэрии города Ульяновска, ОАО «ДК Заволжского района» об обязании проведения капитального ремонта жилого <адрес> в <адрес> следует отказать.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Самсоновой Веры Георгиевны к мэрии города Ульяновска, Открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Заволжского района» об обязании проведения капитального ремонта жилого <адрес>, восстановление облицовки или штукатурки фасада, окраски фасада, замены оконных и балконных заполнений, ремонту всех видов полов и потолков во всем доме, ремонту балконов, устройству козырьков над балконами, обустройству входов в подъезды, замены дверей и дверных блоков, ремонту подъезда с заменой полов, замены лестничных пролетов, ремонту и замены внутридомовых систем теплоснабжения, водоснабжения, электроснабжения, канализации, вентиляции, восстановление освещения, герметизации мест пересечения инженерных коммуникаций с фундаментами зданий, ремонту фундамента дома, ремонту отмостки вокруг здания, восстановление освещения на придомовой территории отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: В.А.Фомина