Дело № 2-33/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2011 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Э.Р.,
при секретаре Бычихиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кобзаревой Елены Ивановны к Федеральному государственному унитарному предприятию «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возмещении материального ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Кобзарева Е.И. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «31 Арсенал», Министерству обороны Российской Федерации о возмещении материального ущерба в результате чрезвычайной ситуации, указав следующее.
13 ноября 2009 года в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в ФГУП «31 Арсенал» ей причинен материальный ущерб. Она и ее дочь имеют в долевой собственности <данные изъяты>) жилого дома по адресу: <адрес>. Дом получил следующие повреждения: на фасадной наружной стене дома трещина от крыши до фундамента, на задней стороне дома также трещины от крыши до фундамента, выбиты стекла на веранде, в комнате № деформированы две оконные рамы, потолок; образовались трещины между стеной и полом, в комнате №, деформирован потолок, обои на нем разорвались, образовались трещины. Также образовались трещины между стеной и потолком и между стеной и полом; деревянная входная дверь с веранды в дом деформировалась, перекосилась, не закрывается; в прихожей трещины на потолке, обои разорваны. Согласно отчету об оценке №, произведенного ИП ФИО6, рыночная стоимость ремонта дома составляет <данные изъяты> руб.
Просит взыскать с ответчиков солидарно сумму материального ущерба в размере <данные изъяты> руб., сумму за проведение оценки в размере <данные изъяты> руб., возврат госпошлины <данные изъяты> руб., расходы по оплате услуг адвоката в размере <данные изъяты> руб.
Истица Кобзарева Е.И. в судебном заседании исковые требования в части взыскания суммы материального ущерба уточнила, просила взыскать <данные изъяты> руб., в остальной части исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФГУП «31 Арсенал» МО РФ в судебное заседание не явился. О дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации Романова М.Е. в судебное заседание не явилась. О дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Министерство обороны РФ является ненадлежащим ответчиком по данному делу. 13.11.2009 года около 15.00 часов на технической территории ФГУП «31 Арсенал» МО РФ вследствие нарушения правил безопасности на взрывоопасных объектах на второй эстакаде мастерской № цеха № в ходе разделки и утилизации боеприпасов произошло возгорание пороха, находившегося в хранилище. В результате указанного возгорания пороха произошел мощный взрыв здания № цеха №, зданий артиллерийских цехов № и №, а также других зданий и сооружений. Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Ульяновской области сложившаяся ситуация признана чрезвычайной ситуацией регионального уровня. Распоряжением Правительства Ульяновской области от 13.11.2009 г. №-пр «О введении режима чрезвычайной ситуации» для органов управления и сил регионального уровня Ульяновской территориальной подсистемы единой государственной системы. Предупреждения и ликвидации ситуаций введен режим чрезвычайной ситуации. Границы зоны чрезвычайной ситуации определена в пределах границ Заволжского района муниципального образования «Город Ульяновск». Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статьи 11, 14 указанного закона предусматривают, что финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайной ситуации, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников. Для чего органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В целях реализации названного полномочия субъектом Российской Федерации принят Закон Ульяновской области от 30 декабря 1996 года N 018-30 "О защите населения и территорий Ульяновской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пунктом 7 статьи 9 которого предусмотрено, что к полномочиям Правительства Ульяновской области относится организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддержание общественного порядка в ходе их проведения. При недостаточности собственных сил и средств Правительство Ульяновской области обращается к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи.
Таким образом, вышеназванные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ, а также могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета.
Из перечня работ, произведенных истцом усматривается, что они носят характер аварийно-восстановительных работ, то есть направлены на снижение негативных последствий чрезвычайной ситуации для населения, объектов производственного и социального назначения и окружающей природной среды, являются первоочередными работами, в целях ликвидации повреждений инфраструктуры города, призванной обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица Мэрии г. Ульяновска в судебное заседание не явился. О дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Третье лицо Кобзарева В.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Просит рассмотреть дело в её отсутствие и удовлетворить требования в пользу её матери Кобзаревой Е.И.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков, третьих лиц.
Выслушав истицу, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Субъектами ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности, являются граждане и организации, то есть титульные владельцы источников повышенной опасности эксплуатирующие источник повышенной опасности в силу принадлежащего им права собственности, права полного хозяйственного ведения, права оперативного управления либо по другим основаниям.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «31 Арсенал» МО РФ зарегистрировано в качестве юридического лица. Адресом ФГУП «31 Арсенал» МО РФ - войсковая часть №.
Имущество ФГУП «31 Арсенал» МО РФ согласно п. 3.1 Устава находится в федеральной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.
Согласно копиям свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, выпискам из реестра федерального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровым паспортам здания цехов № которые находятся на территории войсковой части 34236, относятся к федеральному имуществу и закреплены на праве хозяйственного ведения за ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, то есть ответчик является правообладателем перечисленных зданий.
ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, имея на праве хозяйственного ведения указанные здания, осуществляет свою производственную деятельность в этих цехах.
Источником повышенной опасности признается любая деятельность, осуществление которой создает повышенную опасность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного и иного назначения, обладающих такими же свойствами.
В соответствии с приложением № 1 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых имеются взрывчатые вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и газов.
ФГУП «31 Арсенал» МО РФ имело по состоянию на 13.11.2009 лицензию на утилизацию боеприпасов и их составных частей № БП - У от ДД.ММ.ГГГГ и сертификат безопасности взрывоопасного производства, выданный Федеральным агентством по промышленности от ДД.ММ.ГГГГ № сроком действия от ДД.ММ.ГГГГ (Акт проверки №К от ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «31 Арсенал» МО РФ Федеральной службой по оборонному заказу).
Анализ Уставной деятельности данного «Предприятия» указывает на то, что ФГУП «31 Арсенал» МО РФ относится к опасному объекту, поскольку осуществляет эксплуатацию и ремонт взрывопожароопасных и вредных производств, испытание взрывчатых материалов промышленного изготовления, производство, хранение и распространения пиротехнических изделий, изготовление, переработку хранение и распространение метательных зарядов и взрывчатых материалов промышленного назначения и т.д. (п.2.2 Устава), и, следовательно, относится к источнику повышенной опасности, поскольку его деятельность связана с повышенной опасностью для окружающих.
Имущественная ответственность за вред, причиненный действием таких источников, наступает как при целенаправленном их использовании, так и при самопроизвольном проявлении их вредоносных свойств.
Постановлением заместителя руководителя военного следственного отдела по Ульяновскому гарнизону ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 217 УК РФ.
Согласно названному постановлению, ДД.ММ.ГГГГ около 15 часов на технической территории в/ч 34236, дислоцированной в городе Ульяновске, вследствие нарушения правил безопасности на взрывоопасных объектах в здании № цеха № в ходе разделки и утилизации боеприпасов имело место возгорание пороха, находившегося в хранилище. В результате возгорания пороха произошел мощный взрыв здания № цеха №.
Из Акта проверки ФГУП «31 Арсенал» МО РФ Федеральной службой по оборонному заказу (Рособоронзаказ) от ДД.ММ.ГГГГ №К следует, что около 15 часов 30 минут 13.11.2009 в цехе боеприпасов № на участке № в ходе работ по разборке артиллерийского боеприпаса произошло возгорание, предположительно в результате неосторожного обращения с ним. Вследствие возникшего пожара произошла детонация боеприпасов находящихся в цехе № на участке 2. В дальнейшем, в результате пожара детонировали боеприпасы цехов № участок №, цехов № и №. Основные разрушения произошли в результате пожара и действия взрывной волны, радиус поражения до 5 км.
Особенность правил ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, заключается в том, что для ее возложения необходимо наступление вреда и наличие причинной связи между противоправном поведением причинителя вреда и наступлением вреда. Вины причинителя, в данных правоотношениях, устанавливать не требуется.
Поскольку взрыв боеприпасов произошел в зданиях, принадлежащих ФГУП «31 Арсенал» МО РФ на праве хозяйственного ведения, вследствие деятельности ответчика на взрывоопасном объекте, следовательно, имеется причинная связь между его производственной деятельностью и наступившим вредом.
В соответствии с п.1.1. Устава ФГУП «31 Арсенал» МО РФ именуется «Предприятием», ранее именовавшееся ГУП «Войсковая часть 34236», которое являлось правопреемником хозрасчетного подразделения войсковой части 34236, созданного в соответствии с приказом Наркома Военно-Морского Флота от ДД.ММ.ГГГГ.
Войсковая часть 34236 в силу п. 2 ст. 17 ФЗ РФ «Об обороне» не имеет полномочий по осуществлению производственной деятельности.
Нахождение ФГУП «31 Арсенал» МО РФ на территории войсковой части, юридического значения не имеет, поскольку закон предусматривает ответственность за вред, причиненный деятельностью ответчика, создающей повышенную опасность для окружающих, и ответственность, в этом случае, не зависит от месторасположения ответчика.
ФГУП «31 Арсенал» МО РФ является государственным унитарным предприятием, которое не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество.
Согласно Уставу (п.1.4) функции учредителей осуществляют Министерство имущественных отношений и Министерство обороны РФ.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями и дополнениями), указанное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны и имеет полномочия по осуществлению, размещению и оплату заказов на закупку сервисное обслуживание, модернизацию, ремонт и утилизацию вооружения и военной техники; координирует заказы на разработку, закупку, сервисное обслуживание, модернизацию и ремонт вооружения и военной техники общего применения для войск воинских формирований и органов в целях унификации вооружения и военной техники; запасные части и комплектующие изделия к ним, а также боеприпасы и другое имущество в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.п. 48,49).
В силу Постановлений Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», от 06.06.2003 № 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственники имущества федерального государственного унитарного предприятия», от 03.12.2004 № 739 (с последующими изменениями и дополнениями) «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных сил и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника – подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедуры банкротства; закрепляет находящиеся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задание по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; согласование сделок федерального государственного унитарного предприятия, подведомственного Министерству обороны Российской Федерации, связанных с передачей закрепленного за ним в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества в аренду; в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации полномочия осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, которое проводит реорганизацию федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации в форме слияния и присоединения, а также их ликвидацию на основании решения Министерства обороны Российской Федерации.
Министерством обороны Российской Федерации было принято решение о ликвидации ФГУП «31 Арсенал» МО РФ (ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №).
ФИО2-Морским флотом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № создана ликвидационная комиссия по расформированию ФГУП «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации.
В ИФНС по Заволжскому району г. Ульяновска 26.07.2010 поступило уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица; уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего); уведомление о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), конкурсном управляющем, зарегистрированные налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ.
С момента создания и регистрации ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК РФ) и наступает субсидиарная ответственность учредителя.
При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ (аналогия закона) (п. 24 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ №).
Согласно ст.35 Закона РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия предприятие неспособно удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (ст. 3 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О несостоятельности (банкротстве)»).
Как следует из ответа ПССП по Заволжскому району города Ульяновска в настоящее время ФГУП «31 Арсенал» МО РФ не имеет возможности удовлетворить требования кредиторов. Находившиеся на исполнении, в том числе и свыше трех месяцев, исполнительные листы о взыскании сумм с ФГУП «31 Арсенал» МО РФ в связи с созданием ликвидационной комиссии окончены и переданы в ликвидационную комиссию.
Статья 9 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает обязанность для лиц, на которые возложены обязанности по ликвидации предприятия, подать заявление о признании банкротом ликвидируемой организации в случае, если в процессе ликвидации организации будет установлена недостаточность имущества организации для удовлетворения всех требований. В случае неисполнения такой обязанности учредители несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
Поскольку Министерство обороны является учредителем ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, которое не может в настоящее время удовлетворить требования кредиторов, и которое находится в стадии ликвидации по решению его учредителя, в силу п.7 ст.114 и п. 3 ст. 56 ГК РФ Министерство обороны РФ обязано наряду с ФГУП «31 Арсенал» МО РФ нести субсидиарную ответственность перед кредиторами.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает, что надлежащими ответчиками по делу являются ФГУП «31 Арсенал» МО РФ и Министерство обороны РФ, которое несет субсидиарную ответственность по возмещению причиненного ущерба.
В силу ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, понесло или должно будет понести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки состоят из реального ущерба и упущенной выгоды. К реальному ущербу относится произведенные расходы или расходы, которые необходимо будет произвести и утрата или повреждение имущества.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Как следует из материалов дела, Кобзарева Е.И. и Кобзарева В.А. являются собственниками (по <данные изъяты> доли каждая) жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии АС № от ДД.ММ.ГГГГ и серии АС № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истица просит возместить ей материальный ущерб после событий ДД.ММ.ГГГГ в размере 56809 рублей.
Возражений по данному вопросу со стороны третьего лица Кобзаревой В.А. не поступило.
Из заключения судебной строительно-технической экспертизы Общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в <адрес> поврежден оконный блок, поверхность потолка, поверхность стен в жилой комнате №, в жилой комнате № была повреждена поверхность потолка и стен, повреждена входная дверь и поврежден фронтон дома со стороны <адрес> (отражены в таблице заключения эксперта л.д. 101). Наличие причинно-следственной связи между выявленными дефектами в <адрес> и последствиями воздействия ударной волны от взрывов, произошедших ДД.ММ.ГГГГ на ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, отражены в таблице исследовательской части. Определение суммы материального ущерба не входит в компетенцию эксперта-строителя. Стоимость ремонтно-восстановительных работ в <адрес> для ликвидации последствий взрывов на ФГУП «31 Арсенал» МО РФ составляет в ценах на дату выдачи заключения 56809 рублей.
Оснований не доверять указанному заключению судебной строительно-технической экспертизы у суда не имеется, поскольку экспертиза проведена в установленном законом порядке экспертом, имеющим соответствующую квалификацию, достаточный стаж экспертной работы и работы по специальности, в распоряжении эксперта имелась необходимая нормативная и справочная литература.
Ответчиками не представлено суду доказательств, опровергающих выводов экспертов ООО «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы».
В силу закона на ответчике лежит обязанность представить доказательства об отсутствие их вины в причинении вреда, а при причинении вреда источником повышенной опасности, ответчик обязан доказать, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Ответчики не представили суду доказательств того, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Кроме того, истицей понесены убытки в размере <данные изъяты> руб. 00 коп. в связи с оценкой рыночной стоимости ущерба, которую провел ИП ФИО6 Отчет об оценке стоимости ущерба № представлен был суду при подаче иска в подтверждение размера причиненного материального ущерба. Следовательно, указанные расходы подлежат взысканию в пользу ФИО1
С учетом изложенного с ФГУП «31 Арсенал» МО РФ в пользу ФИО1 подлежит взысканию <данные изъяты> руб. в счет возмещения материального ущерба по устранению повреждений в жилом помещении и убытки, понесенные в связи с проведением оценки ущерба в размере <данные изъяты> руб. 00 коп., а при недостаточности денежных средств указанная сумма подлежит взысканию с Министерства обороны РФ в порядке субсидиарной ответственности.
Судебные расходы в соответствии с п.1 ст.88 ГПК РФ состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании с ответчиков госпошлины в сумме <данные изъяты> руб. Квитанция об оплате данных расходов имеется в материалах дела.
Кроме того, подлежат возмещению понесенные истицей расходы по оплате услуг адвоката Борисовой О.В. в размере <данные изъяты> руб. 00 коп., которые подтверждаются квитанцией серии № от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что Кобзарева Е.И. оплатила указанную сумму за консультацию и составление искового заявления в суд.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчиков также подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., поскольку определением суда от ДД.ММ.ГГГГ при предъявлении иска истице был уменьшен размер государственной пошлины.
При разрешении спора по существу, суд разрешает ходатайство ООО «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы» о взыскании расходов по оплате экспертизы.
Поскольку проведение данной экспертизы явилось необходимым для правильного и объективного разрешения спора по существу, разрешения вопроса о возможности удовлетворения иска Кобзаревой Е.И. о возмещении материального ущерба от событий, имевших место 13.11.2010, судом установлен факт причинения истице ущерба в результате данных событий, суд полагает необходимым взыскать с ФГУП «31 Арсенал» МО РФ в пользу ООО «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы» расходы по проведению экспертизы в размере 14 210 руб., а при недостаточности денежных средств указанная сумма подлежит взысканию с Министерства обороны РФ в порядке субсидиарной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12,56, 88,89, 94,167, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кобзаревой Елены Ивановны к Федеральному государственному унитарному предприятию «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возмещении материального ущерба удовлетворить.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Кобзаревой Елены Ивановны в возмещение материального ущерба <данные изъяты> руб. 00 коп., убытки в размере <данные изъяты> руб. 00 коп., судебные расходы в виде возврата государственной пошлины в сумме <данные изъяты> руб. 00 коп., расходы по оплате услуг адвоката в размере <данные изъяты> руб. 00 коп., а в случае недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Кобзаревой Елены Ивановны в возмещение материального ущерба <данные изъяты> руб. 00 коп., убытки в размере <данные изъяты> руб. 00 коп., судебные расходы в виде возврата государственной пошлины в сумме <данные изъяты>. 00 коп., расходы по оплате услуг адвоката в размере <данные изъяты> руб. 00 коп.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы» расходы по проведению экспертизы в сумме <данные изъяты> руб. 00 коп., а в случае недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы» расходы по проведению экспертизы в сумме <данные изъяты> руб. 00 коп.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., а в случае недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Э.Р.Кузнецова