о возмещении вреда здоровью



Дело №2-605/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 марта 2011 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи О.В. Миллер

с участием прокурора Е.В. Дуниной

при секретаре К.И. Якушевой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малафеева Александра Васильевича к закрытому акционерному обществу «Страховая группа «Спасские ворота о взыскании страховой суммы в возмещение вреда здоровью,

У С Т А Н О В И Л:

Малафеев А.В. обратился с иском к ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» о взыскании страховой суммы в возмещение вреда здоровью, указав, что он проходит службу в уголовно-исполнительной системе с ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность начальника караула отдела охраны ФБУ ИК-4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области».

ДД.ММ.ГГГГ (во внеслужебное время) в 19.00 находился по адресу г.Ульяновск, <адрес>, при осуществлении ремонтных работ, а именно, наклеивая потолочную плитку, стоя на табурете, коснулся плечевой частью руки электрической лампочки, которая была включена. В результате обжегшись, не удержался на табурете и упал всем телом на пол, от чего почувствовал сильную боль в левой кисти. Около 20.00 этого дня обратился за помощью в травматологическое отделение МУЗ ЦГКБ, где был выставлен диагноз «закрытый внутрисуставной компрессионно-оскольчатый перелом левой лучевой кости в типичном месте со смещением обломков». При этом факта нахождения в состоянии алкогольного опьянения в момент получения травмы не выявлено. Согласно справке ВВК увечье получено им в результате несчастного случая, не связанного с исполнением служебных обязанностей. Его жизнь и здоровье застрахованы у ответчика по государственному контракту № ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику за страховой выплатой, однако, ответчик отказал в выплате, поскольку информация о наступлении страхового случая поступила им в 2010 году. Считает данный отказ незаконным. Просит взыскать с ответчика в его пользу в качестве возмещения вреда здоровью страховую сумму в размере 58 800 рублей, поскольку полученная им травма относится к тяжелым увечьям.

Истец Малафеев А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил взыскать с ответчика в его пользу в качестве возмещения вреда здоровью страховую сумму в размере 58 800 рублей. В ходе судебного разбирательства пояснял, что травму получил в 2009 году, находился на лечении, была проведена служебная проверка, определена тяжесть травмы; после этого ДД.ММ.ГГГГ направил документы ответчику. Ответчик никаких претензий по оформлению документов не имел, однако в выплате страхового возмещения ему было отказано по причине истечения срока, на который заключен контракт; считает отказ незаконным, поскольку условия контракта не соответствуют федеральному закону о страховом деле, он получил травму, которая является страховым случаем, и страхователь обязан возместить вред.

Представитель ответчика ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» Захаричев А.Ф. (доверенность №ДД.ММ.ГГГГ л.д.40) в судебном заседании пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ ФСИН России и ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» заключили государственный контракт №№ обязательного государственного страхования жизни и здоровью сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, согласно условиям которого ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» обязалось оказывать услуги по обязательному страхованию в течение 2009 года. Данное положение соответствует требованиям ст.6 ФЗ от 28.03.1998 года, в соответствии с которой договор страхования заключается в письменной форме на один календарный год. В соответствии с п.9.8 указанного контракта ответственность страховщика по выплате страховых сумм распространялась на страховые случаи, заявленные ему со дня вступления в силу и по день окончания срока действия контракта. Договором была предусмотрена обязанность страховщика производить выплаты по страховым событиям, о которых в страховую компанию было заявлено до 31.12.2009 года. Поскольку документы от Малафеева А.В. поступили ответчику в 2010 году после окончания срока действия Государственного контракта, у страховщика отсутствуют законные основания для страховой выплаты.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.3 ст.927, п.1 ст.936 ГК РФ законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование); обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком.

В силу ст.969 ГК РФ в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий; обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 28.03.1998 №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» жизнь и здоровье сотрудников уголовно-исполнительной системы подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы по день окончания службы.

В соответствии с п. п. 6, 7 Инструкции о проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста РФ от 13.04.2006 №114 (далее - Инструкция), страхователем по обязательному государственному страхованию является Федеральная служба исполнения наказаний; страховщиком может быть страховая организация, имеющая разрешение на осуществление обязательного государственного страхования и заключившая со страхователем договор обязательного государственного страхования.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН России) и ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» был заключен государственный контракт №№ обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, согласно условиям которого страховщик обязался оказывать услуги по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников учреждения исполнительной системы с ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Согласно п.9.8 данного контракта ответственность страховщика по выплате страховых сумм распространяется на страховые случаи, заявленные ему (о наступлении, которых страховщику стало известно) со дня вступления в силу и по день окончания срока действия настоящего контракта.

В судебном заседании также установлено, что истец Малафеев А.В. проходит службу в уголовно-исполнительной системе с ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника караула отдела охраны ФБУ «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», что подтверждено справкой №ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).

ДД.ММ.ГГГГ (во внеслужебное время) в 19.00 находился по адресу г.Ульяновск, <адрес> при осуществлении ремонтных работ, а именно, наклеивая потолочную плитку, стоя на табурете, коснулся плечевой частью руки электрической лампочки, которая была включена. В результате обжегшись плечом, не удержался на табурете и упал всем телом на пол, от чего почувствовал сильную боль в левой кисти. Около 20.00 этого дня обратился за помощью в травматологическое отделение МУЗ ЦГКБ, где был выставлен диагноз «<данные изъяты>». При этом факта нахождения в состоянии алкогольного опьянения в момент получения травмы не выявлено. Согласно справке ВВК увечье получено им в результате несчастного случая, не связанного с исполнением служебных обязанностей.

С ДД.ММ.ГГГГ истец находился на амбулаторном лечении в травматологическом пункте МУЗ ЦГКБ г.Ульяновска по поводу закрытого внутрисуставной компрессионно-оскольчатый перелом левой лучевой кости в типичном месте со смещением обломков. При этом факта нахождения в состоянии алкогольного опьянения в момент получения травмы не выявлено.

Изложенное подтверждается пояснениями истца, справкой об обстоятельствах страхового случая от ДД.ММ.ГГГГ и справкой ВВК №ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-13).

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 28.03.1998 №52-ФЗ страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является получение застрахованным лицом в период прохождения службы тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии).

Согласно разделу 2 Перечня увечий, относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая у застрахованных по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 №855, к легким увечьям относится, в частности, перелом одной или обеих лодыжек без смещения.

Как усматривается из справки Ульяновского филиала ВВК №ДД.ММ.ГГГГ, закрытый внутрисуставной компрессионно-оскольчатый перелом левой лучевой кости в типичном месте со смещением обломков, полученный истцом ДД.ММ.ГГГГ года истцом Малафеевым А.В., считается полученным в результате несчастного случая, не связанного с исполнением служебных обязанностей, увечье относится к тяжелому.

В силу п.1, 2 ст.5 Федерального закона от 28.03.1998 №52-ФЗ размер страховой суммы определяется исходя из месячного оклада в соответствии с занимаемой штатной должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, составляющих оклад месячного денежного содержания; в случае получения застрахованным лицом в период прохождения службы тяжелого увечья страховая сумма выплачивается в размере 10 окладов.

В соответствии с п.4.3 Государственного контракты №ДД.ММ.ГГГГ, при исчислении страховых сумм учитываются оклады, установленные на день выплаты страховых сумм.

Из справки об обстоятельствах страхового случая, сведениях о застрахованном лице и размере оклада месячного денежного содержания застрахованного лица от № усматривается, что размер оклада месячного денежного содержания истца составляет 5 880 рублей, в том числе 3 406 рублей – оклад по штатной должности, 2 474 рубля - оклад по специальному званию.

Таким образом, как застрахованное лицо, истец имеет право в связи с наступлением вышеуказанного страхового случая получить от страховщика страховое возмещение в размере 58 800 рублей согласно расчету: 5 880 рублей х 10 = 58 800 рублей.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Малафеев А.В. направил в адрес ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» документы для принятия решения о выплате ему страхового возмещения или отказе в выплате данного обеспечения, которое поступило ответчику 11.05.2010.

ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» в адрес Малафеева А.В. направило ответ, согласно которому ответчик отказал истцу в выплате страхового возмещения со ссылкой на государственный контракт №ДД.ММ.ГГГГ, указав, что договором страхования (контрактом) обязанность страховщика производить выплаты предусмотрена по страховым событиям, о которых в страховую компанию было заявлено до ДД.ММ.ГГГГ включительно; документы, содержащие информацию о наступлении страхового события с застрахованным лицом поступили в адрес ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» в 2010 году, то есть после окончания срока действия государственного контракта.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что ответчик ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» необоснованно отказал Малафееву А.В. в выплате страхового возмещения.

По смыслу норм главы 48 ГК РФ страхование жизни и здоровья осуществляется на случай причинения вреда жизни и здоровью застрахованного лица, при этом в силу п.2 ст.957 ГК РФ страхование, обусловленное договором страхования, распространяется на страховые случаи, происшедшие после вступления договора страхования в силу, если в договоре не предусмотрен иной срок начала действия страхования.

Согласно ч.2 ст.9 Закона РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 28.03.1998 №52-ФЗ, п.9 Инструкции при осуществлении обязательного государственного страхования сотрудников уголовно-исполнительной системы к страховым случаям, с наступлением которых возникает право на получение страховой выплаты, относится получение застрахованным лицом в период прохождения службы тяжелого или легкого увечья.

Таким образом, основанием для осуществления страховой выплаты застрахованным лицам - сотрудникам уголовно-исполнительной системы является наступление страхового случая, предусмотренного законодательством об обязательном страховании, в период действия договора страхования.

При этом законодательство об обязательном страховании жизни и здоровья не предусматривает извещение страховщика о наступлении страхового случая в качестве основания для возникновения у страховщика обязанности по выплате страхового возмещения, а также в качестве основания для отказа в выплате страхового возмещения в случае не уведомления страховщика в определенный срок.

При таких обстоятельствах следует признать, что п.9.8 государственного контракта №№, распространяющий ответственность страховщика лишь на страховые случаи, о которых ему стало известно в период действия контракта, не соответствует закону, поскольку противоречит общим началам страхового дела в РФ и устанавливает не предусмотренные законом основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения при осуществлении обязательного страхования жизни и здоровья, тем самым неправомерно ограничивая права застрахованных лиц на получение страхового возмещения за вред, причиненный жизни и здоровью, полученный в период действия договора страхования.

С учетом изложенного, суд признает исковые требования Малафеева А.В. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст.12, 56, 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Малафеева Александра Васильевича удовлетворить.

Взыскать с Закрытого акционерного общества «Страховая группа «Спасские ворота» в пользу Малафеева Александра Васильевича страховое возмещение в сумме 58 800 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья - О.В. Миллер