Дело №2-204\11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2011 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
Председательствующего судьи Романовой Г.Г.
При секретаре Фадеевой О.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Козловой Лолиты Анатольевны к Обществу с ограниченной ответственностью « Строительно – монтажное управление» о признании незаконными действий по расчету и начислению платы за отопление, о перерасчете платежей за теплоснабжение, утилизацию ТБО, о предоставлении платежных документов и сведений о показаниях общедомового прибора учета тепловой энергии, компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ
Козлова Л.А. обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью « Строительно – монтажное управление» о признании незаконными действий по расчету и начислению платы за отопление, о перерасчете платежей за теплоснабжение, утилизацию ТБО, о предоставлении платежных документов и сведений о показаниях общедомового прибора учета тепловой энергии, компенсации морального вреда, указывая следующее.
Она является собственником квартиры по адресу: <адрес> Управляющей компанией данного дома является ООО «СМУ». С ДД.ММ.ГГГГ дом, в котором она проживает, оборудован общедомовым прибором учета тепла. В связи с этим, расчеты за теплоснабжение должны производиться по показаниям приборов учета. В соответствии с приложением 2 п. 2, формула 7 Постановления Правительства РФ №307, плате за тепло в этом случае должна рассчитываться следующим образом: P ( размер платы за отопление) = Sx ( общая площадь квартиры ) * Vx ( среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год ) * T ( тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ).
На основании решения Заволжского районного суда города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ ответчик обязан был производить ей начисление платы за тепло в отопительный сезон.
Однако ответчик игнорирует требования данного решения и Постановления Правительства РФ и производит начисление за тепло неверно.
Журнал учета показаний коллективного прибора учета ей для ознакомления по ее требованию представлен не был.
Кроме того, с февраля 2009 года в квитанциях об оплате жилищно-коммунальных услуг появилась дополнительная услуга « ТБО утилизация», которая взимается незаконно. В 2009 году ею было оплачено за данную услугу 193 рубля 30 копеек, а с октября 2009 года она данную услугу не оплачивает. Однако ООО «СМУ» продолжают начислять ей 82 рубля 08 копеек в виде долга за 2009 год.
Просит обязать ООО « СМУ» произвести перерасчет платежей за услугу « теплоснабжение» за отопительный сезон с января по май 2009 года, с октября 2009 года по апрель 2010 года, с октября 2010 года по настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ №307 (приложение 2 п.2 формула 7) и в дальнейшем начислять плату за тепло в соответствии с данным Постановлением; признать незаконными действия ООО «СМУ» по начислению платы за услугу « ТБО утилизация»; обязать ООО «СМУ» вернуть деньги в сумме 193 рубля 30 копеек как незаконно полученные за оплату услуги « ТБО утилизация»; обязать ООО «СМУ» снять начисления за услугу «ТБО утилизация» в 2010 году в сумме 82 рубля 08 копеек как незаконно начисленные; обязать предоставлять платежные документы на оплату коммунальных услуг в соответствии с п.37,38 Постановления Правительства РФ №307 от 23.06.2006 года; обязать предоставлять по ее требованию сведения о показаниях общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного по адресу <адрес>; взыскать компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
В судебном заседании истица Козлова Л.А. поддержала свои исковые требования частично, дополнила их и уточнила. Истица пояснила в судебном заседании, что на основании решения Заволжского районного суда города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик произвел перерасчет платы за тепловую энергию посезонно. Такой расчет ей был сделан, но без применения формулы 7, которая указана в приложении 2 п. 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 года. В разъяснении решения суда о том, каким образом производить данный перерасчет, ей было отказано. Кроме того, в платежные документы по внесению квартплаты и коммунальных услуг не соответствуют требованиям п.п. 37 и 38 Постановления Правительства РФ №307 от 23.05.2006 года, так как в них частично отсутствует информация, которая должна быть указана в соответствии с данным Постановлением Правительства. В связи с этим дополнительно просит признать незаконными действия ООО «СМУ» по расчету и начислению платы за отопление с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; обязать произвести расчет платы за отопление в соответствии с п. 21 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006 года с ДД.ММ.ГГГГ за отопительный сезон; признать незаконными действия по начислению услуги «ТБО утилизация»; произвести перерасчет платежей за «ТБО утилизация» в размере 165 рублей, засчитав их в счет будущих платежей за коммунальные услуги; обязать предоставлять платежные документы, соответствующие требованиям п. 37, 38 Постановления Правительства РФ №307; обязать предоставлять по ее требованию сведения о показаниях общедомового прибора учета тепловой энергии; взыскать в ее пользу моральный вред в размере 5000 рублей. Требования о снятии начислений за услугу «ТБО утилизация» в 2010 году в сумме 82 рубля 08 копеек не поддержала, поскольку ответчиком даны указания в ООО «РИЦ» о не начислении данных услуг.
Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, хотя извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель ответчика Семененко И.А. исковые требования признала частично, пояснив следующее.
ДД.ММ.ГГГГ Заволжский районный суд города Ульяновска обязал ООО « Строительно-монтажное управление» производить Козловой Л.А. расчет платы за услуги по предоставлению тепловой энергии за фактически потребленное тепло в период отопительного сезона, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, предоставлять платежные документы. Данное решение суда исполнено. В связи с этим, просит производство по делу в этой части прекратить. Также ООО « СМУ» в добровольном порядке произвело перерасчет по услуге «ТБО утилизация» на сумму 246 рублей. Требования истицы о предоставлении сведений о показаниях общедомового прибора учета тепловой энергии исполняются добровольно. Оснований для удовлетворения исковых требований о компенсации морального вреда также не имеется.
Представитель ответчика Антонова А.А. также исковые требования в части перерасчета за тепло не признала.
Третье лицо Козлов С.В. поддержал полностью требования истицы и данные е. пояснения.
Третье лицо Козлов А.С. в судебное заседание не явился.
Заслушав стороны, третье лицо, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истица Козлова Л.А. является собственником <адрес>. В указанной квартире истица зарегистрирована и проживает с 1997 года, что подтверждается материалами дела.
Согласно договору на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ООО «СМУ» и Комитетом ЖКХ мэрии города Ульяновска, ООО «СМУ» приняло на себя полномочия по управлению многоквартирным домом № по <адрес>.
В соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищества собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В силу ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Статьей 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в жилом доме по <адрес> с 11.10.2007 года введен в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии, что подтверждается актом допуска к эксплуатации.
Постановлением Правительства РФ №307 от 23.06.2006 года (в редакции от 29.07.2020 года) утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно п. 21 вышеуказанных Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяются для отопления – в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения №2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения №2 к настоящим Правилам.
В соответствии с п. 2 под.2 приложения №2 к данным Правилам расчет производится по формуле 7, где P (размер платы за отопление) = Sx (общая площадь квартиры кв. м) * Vx (среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год Гкал.\м2) * T (тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ).
Однако в судебном заседании установлено, что ООО «СМУ» начисление платы за услугу отопление истице производит исходя из фактически расходуемой тепловой энергии, с учетом ее стоимости, выставляемой поставщиком УМУП « Городской теплосервис» пропорционально абонируемой площади жилого помещения к площади всего жилого многоквартирного дома.
Данное обстоятельство подтверждается материалами гражданского дела, расчетами, представленными ответчиком, пояснениями представителя ответчика, пояснениями главного бухгалтера ООО « СМУ» ФИО4
Таким образом, установлено, что расчет платы за тепло истице производится не в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307.
Доказательств невозможности расчета оплаты за потребленную тепловую энергию в соответствии с Правилами, ответчиком суду не представлено.
В судебном заседании установлено, что ежемесячно ответчиком снимаются показания прибора учета тепловой энергии и показания заносятся в журнал, что подтверждается копией данного журнала. Сведений о том, что прибор демонтировался,, суду не представлено.
Данные обстоятельства подтвердил в судебном заседании и свидетель ФИО4
Не могут быть приняты во внимание и доводы представителя ответчика о том, что данные исковые требования уже разрешались судом, в связи с чем производство по делу в этой части подлежит прекращению.
На основании решения Заволжского районного суда города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ ООО « Строительно-монтажное управление» обязано производить Козловой Л.А. – собственнику квартиры по адресу <адрес> расчет платы за услуги по предоставлению тепловой энергии за фактически потребленное тепло в период отопительного сезона, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Истица обращалась в суд с заявлением о разъяснении указанного решения. Определением Заволжского районного суда города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ в разъяснении решения было отказано. Как указано в определении, при рассмотрении судом иска Козловой Л.А. к ООО « СМУ» не исследовался вопрос о применении в расчетах по оплате коммунальных услуг конкретной формулы по начислению платы за услуги по предоставлению тепловой энергии, а определялась законность начисления платы в течение отопительного сезона либо круглогодично.
При таких обстоятельствах, оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Поскольку судом установлено, что расчет платы за потребленную тепловую энергию истице производится не в соответствии с действующим законодательством, то ее исковые требования о признании незаконными действий по расчету и начислению платы за отопление, о перерасчете платежей за теплоснабжение с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
В силу ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Данный перечень является исчерпывающим и оплату иных услуг не предусматривает.
Из договора на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, заключенного ответчиком с Комитетом ЖКХ Мэрии города Ульяновска усматривается, что указанным договором утвержден перечень услуг и работ по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и не предусматривает услугу по утилизации ТБО.
Таким образом, поскольку закон не предусматривает такой вид услуги, как утилизация твердых бытовых отходов, то и плата за утилизацию вывозимых бытовых отходов с граждан взиматься не должна.
Из представленных истицей квитанций видно, что за период с апреля 2009 года по сентябрь 2009 года ею оплачена данная услуга в размере 165 рублей. В связи с этим данная сумма должна быть ей возвращена.
Данные требования представителем ответчика были признаны обоснованными.
В соответствии с п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Согласно п. 38 данных Правил в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод;
г) объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который:
при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление);
при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом;
при расчетах за отопление с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем с учетом положений пункта 31 настоящих Правил;
при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения);
д) сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи:
с проживанием временных жильцов;
со снижением качества коммунальных услуг;
с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором;
е) сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды;
ж) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
з) другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.
В судебном заседании установлено, что данные требования ответчиком так же не соблюдаются. Представленные истицей платежные документы не соответствуют данным требованиям. В ноябре 2010 года истице была представлена справка о начислениях и оплате по лицевому счету
На отношения между истицей и ответчиком по предоставлению услуг по теплоснабжению распространяется законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.
Согласно ст. 8 ФЗ « О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
В соответствии с п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца обязан снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением в Управляющую компанию ООО « СМУ» о предоставлении для ознакомления журнала показаний приборов учета на отопление. Согласно уведомления директора ООО «Строительно-монтажного управления» ФИО8, заявление принято к рассмотрению и в срок до ДД.ММ.ГГГГ будет направлен письменный ответ о результатах рассмотрения.
Таким образом, ответчиком нарушаются права потребителя о предоставлении необходимой информации в установленные сроки.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ « О защите прав потребителей», моральный вред причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации определяется судом.
Суд считает установленной вину ответчика в нарушении прав истицы как потребителя, в связи с чем считает требования Козловой Л.А. о компенсации морального вреда подлежащими удовлетворению в размере 1000 рублей.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с ответчика ООО « СМУ» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования г. Ульяновск размере 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ
Исковые требования Козловой Лолиты Анатольевны удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью « Строительно-монтажное управление» по расчету и начислению Козловой Лолите Анатольевне – собственнику <адрес> платы за отопление с ДД.ММ.ГГГГ и обязать произвести расчет платы за отопление в соответствии с пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006 года (подпункт 2 пункт 2 приложения№2, формула 7) в период отопительного сезона, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью « Строительно-монтажное управление» по начислению Козловой Лолите Анатольевне услуги «ТБО утилизация» и произвести перерасчет платежей за «ТБО утилизация» в размере 165 рублей, засчитав их в счет будущих платежей за коммунальные услуги.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью « Строительно-монтажное управление» предоставлять Козловой Лолите Анатольевне платежные документы по оплате расходов на содержание жилья и коммунальных услуг соответствующие требованиям пункта 38 Правил оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23.06.2006 года.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью « Строительно-монтажное управление» предоставлять Козловой Лолите Анатольевне по ее требованию сведения о показаниях общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного по адресу <адрес>
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью « Строительно-монтажное управление» в пользу Козловой Лолиты Анатольевны компенсацию моральный вред в размере 1000 рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью « Строительно-монтажное управление» в доход бюджета муниципального образования « город Ульяновск» государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней.
Судья Г.Г. Романова