Дело №2-213/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 января 2011 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Скобенко Е.М.,
при секретаре Молгачевой Г.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Надысева № об оспаривании бездействия мэрии города Ульяновска по рассмотрению вопроса о предоставлении земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Надысев Л.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия мэрии г.Ульяновска по рассмотрению вопроса о предоставлении земельного участка, указав в его обоснование, что 22.10.2010 он обратился с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта к главе мэрии МО «Город Ульяновск», в котором просил предоставить ему на праве собственности земельный участок площадью 900 кв.м. из земель поселений в черте МО «Город Ульяновск», восточнее земельного участка по адресу: <адрес>, под индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства; 15.11.2010 ему был направлен ответ Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска, в котором указывается, что рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка не представляется возможным, поскольку земельный участок находится в границах запретного района войсковой части №, что он считает незаконным и необоснованным, поскольку в силу ч.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении земельных участков, перечень земельных участков, ограниченных в обороте, определенный ст.27 ЗК РФ, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит; «Границы запретной зоны и запретного района войсковой части №» и «Описания границ запретной зоны и запретного района войсковой части №», утвержденные 04.06.2004 главой администрации Ульяновской области №, не относятся к нормативным актам, устанавливающим запретный район, куда входит спорный земельный участок, сведения об их публикации отсутствуют; просит признать бездействие мэрии г. Ульяновска по рассмотрению вопроса о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, восточнее земельного участка по <адрес>, для индивидуального жилищного строительства незаконным; обязать мэрию г.Ульяновска принять решение о возможности выставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, восточнее земельного участка по <адрес>, на торги для индивидуального жилищного строительства.
Заявитель Надысев Л.В., надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, направил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя.
Представитель заявителя Сурнакин Д.В. в судебном заседании заявление поддержал, просил признать бездействие мэрии г.Ульяновска по рассмотрению вопроса о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, восточнее земельного участка по <адрес>, для индивидуального жилищного строительства незаконным; обязать мэрию <адрес> принять решение о возможности выставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, восточнее земельного участка по <адрес>, на торги для индивидуального жилищного строительства; считает, что письмо, направленное в адрес заявителя, нельзя считать решением по данному вопросу, так как в нем не отражено нормативное обоснование отказа в предоставлении земельного участка; границы запретного района не установлены, спорный земельный участок не изъят из оборота; в письме указано, что рассмотрение вопроса о предоставлении участка не предоставляется возможным, это подтверждает, что спорный вопрос мэрией не рассматривался и свидетельствует о ее бездействии; мэрия г.Ульяновска не дала четкого, ответа по существу вопроса о предоставлении земельного участка, нарушив право истца на получение информации, право на получение в собственность земельного участка, предоставленное ст.28 ЗК РФ; просит заявление удовлетворить.
Представитель мэрии г.Ульяновска Трифонова О.В. в судебном заседании с требованиями заявителя была не согласна, пояснила, что ответом Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска от 15.11.2010 №№ Надысеву Л.В. было отказано в предоставлении земельного участка в связи с его нахождением в границах запретного района войсковой части №; данный отказ является законным и обоснованным, поскольку земельные участки должны предоставляться в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования, к которым относится Генеральный план г.Ульяновска, утвержденный решением Ульяновской Городской Думы №83 от 27.07.2007, опубликованным в газете «Ульяновск сегодня» от 29.06.2007 №29, и Правила землепользования и застройки МО «Город Ульяновск»; согласно указанным документам истребуемый земельный участок расположен на территории зоны запрещения нового жилого строительства и в зоне ограниченного строительства запретного района; также согласно действующего земельного законодательства предварительное согласование места размещения объекта для индивидуального жилищного строительства не проводится, в соответствии с п.2 ст.30.1 ЗК РФ предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах; поскольку назначение земельного участка противоречит градостроительным регламентам, предоставление земельного участка по указанному адресу для индивидуального жилищного строительства не допустимо, в связи с этим, а также ввиду отсутствия в заявлении оснований, по которым заявитель требует принять решение о возможности выставления земельного участка на торги, требование заявителя удовлетворению не подлежит; поскольку на заявление Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска был направлен отказ, оснований для признания бездействия мэрии незаконным отсутствуют; просит отказать в удовлетворении заявленных требований Надысева Л.В. в полном объеме.
Считая возможным с согласия явившихся лиц, рассмотреть дело в отсутствие заявителя, выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу норм ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В суде установлено, что Надысев Л.В. 22.10.2010 обратился к главе МО «Город Ульяновск» с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, в котором просил обеспечить выбор и предоставить ему на праве собственности земельный участок площадью 900 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, восточнее земельного участка по <адрес>, под индивидуальное жилищное строительство (600 кв.м.) и под ведение личного подсобного хозяйства (300 кв.м.).
Письмом № от 15.11.2010 Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска сообщил заявителю Надысеву Л.В. и мэрии г.Ульяновска, что рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка по указанному адресу не представляется возможным до снятия установленных ограничений, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах запретного района войсковой части №, в соответствии с п.8 «Положения об установленных запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов», утвержденным Постановлением Правительства РФ №135 от 17.02.2000 на территориях, входящих в границы запретного района, строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения запрещено.
При этом в суде установлено, что заявление Надысева Л.В., поступившее в мэрию г.Ульяновска 25.10.2010, было направлено для рассмотрения и ответа в Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска, куда поступило 27.11.2010 и которым дан ответ №, какого-либо решения мэрией города Ульяновска не принималось и ответа заявителю не давалось.
В соответствии с нормами пунктов 1,2,8,9,11 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов; предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах); решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия; решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд; предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом, по смыслу норм ст.ст. 29, 30 Земельного кодекса РФ по заявлению гражданина о предоставлении земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно быть принято решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления соответствующих земельных участков, решение или выписка из него, в том числе об отказе в предоставлении земельного участка, должно быть выдано заявителю в семидневный срок со дня его принятия.
Согласно ч.5 ст.40 Устава МО «Город Ульяновск» к полномочиям исполнительно-распорядительного органа МО «Город Ульяновск» (которым является мэрия города Ульяновска в силу ч.1 ст.38 Устава) в области земельных отношений и градостроительства относятся управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и землями, находящимися в государственной собственности, на территории МО «Город Ульяновск» до разграничения государственной собственности на землю, в том числе организация проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, принятие решения о проведении землеустройства на территории г.Ульяновска, утверждение проектов границ земельных участков, предоставление земельных участков в соответствии с генеральным планом, утвержденной градостроительной документацией на правах и для целей, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с пунктами 4.20, 4.21 Положения о Комитете архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска, Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска осуществляет предварительное рассмотрение заявок на предоставление земельных участков для строительства и для целей, не связанных со строительством, не требующих специальных согласований; предварительное рассмотрение заявок на предоставление земельных участков для строительства объектов, требующих получения специальных согласований в установленном порядке; возвращает заявление о предоставлении земельных участков, если в заявлении не указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка и (или) испрашиваемое право на земельный участок.
Как усматривается из заявления Надысева Л.В. от 22.10.2010, в нем содержатся сведения о назначении объекта, предполагаемом месте его размещения, примерном размере земельного участка и испрашиваемом праве на земельный участок.
При этом пункты 4.19, 4.49 Положения о Комитете архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска, предусматривающие полномочия Комитета готовить ответы об отказе и отказы в рассмотрении заявлений о предоставлении земельных участков, не содержат полномочий данного Комитета готовить отказы в рассмотрении заявлений о предоставлении земельных участков гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Не предусмотрено Положением о Комитете архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска, а также ст.16 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Ульяновск» полномочий Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска принимать решения по заявлениям граждан о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (без предварительного согласования места размещения объекта), в том числе решения об отказе в их предоставлении.
Поскольку Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска не имеет полномочий принимать решения о предоставлении (отказе в предоставлении) земельных участков гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, письмо Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска не может быть расценено как решение органа местного самоуправления об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка заявителю; при этом данным письмом подтверждается, что вопрос о предоставлении земельного участка заявителю не рассматривался, поскольку его рассмотрение «не представляется возможным».
Мэрией города Ульяновска, как исполнительно-распорядительным органом МО «Город Ульяновск», к полномочиям которого в силу ч.5 ст.40 Устава МО «Город Ульяновск» относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и землями, находящимися в государственной собственности, на территории МО «Город Ульяновск» до разграничения государственной собственности на землю, каких-либо решений по рассмотрению заявления Надысева Л.В. от 22.10.2010 о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного восточнее земельного участка по <адрес>, не принималось, решение или его выписка заявителю не направлялись; доказательств обратного в суд не представлено.
При таких обстоятельствах следует признать, что мэрией города Ульяновска допущено бездействие в рассмотрении заявления Надысева Л.В. от 22.10.2010 о предоставлении земельного участка, которое не может быть признано законным, поскольку нарушает права заявителя на рассмотрение его заявления органом местного самоуправления в соответствии со ст.ст.29,30 Земельного кодекса РФ.
Доводы представителя мэрии города Ульяновска о том, что в заявлении Надысева Л.В. отсутствуют основания, по которым заявитель требует принять решение, а также то, что предоставление земельного участка по указанному адресу для индивидуального жилищного строительства не допустимо, не могут освободить мэрию города Ульяновска от принятия решения по заявлению Надысева Л.В. и от выдачи ему копии или выписки из соответствующего решения. При этом Надысев Л.В. в заявлении ссылается на нормы ст.30 Земельного кодекса РФ, а ошибочное указание на предварительное согласование места размещения объекта не умаляет существа содержащейся в заявлении просьбы о предоставлении ему на праве собственности земельного участка восточнее <адрес> площадью 900 кв.м. в <адрес>, под индивидуальное жилищное строительство (600 кв.м) и под ведение личного подсобного хозяйства (300 кв.м).
Таким образом, требование заявителя о признании незаконным бездействия мэрии г.Ульяновска по рассмотрению его заявления от 22.10.2010 по вопросу предоставления земельного участка, расположенного восточнее земельного участка по <адрес>, в <адрес>, для индивидуального жилищного строительства следует признать обоснованным и удовлетворить.
Требование заявителя о понуждении мэрии города Ульяновска к принятию решения о возможности выставления земельного участка на торги, суд считает преждевременным, поскольку в силу норм ст.ст. 30, 38 Земельного кодекса РФ принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) возможно в случае положительного решения вопроса о предоставлении земельного участка, с предварительным проведением работ по его формированию, определением его разрешенного использования, предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть только сформированный земельный участок с установленными границами, в связи с чем требование заявителя о понуждении к решению вопроса о выставлении земельного участка на торги не могут быть удовлетворены.
Вместе с тем, поскольку бездействие мэрии города Ульяновска признано незаконным, следует обязать мэрию города Ульяновска рассмотреть заявление Надысева Леонида Валентиновича от 22.10.2010 и принять решение о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного восточнее земельного участка по <адрес>, в <адрес>, в установленном статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации порядке. В остальной части в удовлетворении заявления Надысеву Л.В. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 257, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Надысева ФИО8 удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие мэрии города Ульяновска по рассмотрению заявления Надысева ФИО9 от 22.10.2010 года по вопросу предоставления земельного участка, расположенного восточнее земельного участка по <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.
Обязать мэрию города Ульяновска рассмотреть заявление Надысева ФИО10 от 22.10.2010 года и принять решение о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного восточнее земельного участка по <адрес>, в установленном статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации порядке.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Е.М.Скобенко