Дело №2-199/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2011 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Фоминой В.А.
при секретаре Новинкиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимошина ФИО1 к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению федеральной службе исполнения наказаний по Ульяновской области, федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония №9 УФСИН России по Ульяновской области» об отмене решения и обязании выдачи жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ
Тимошин В.В. обратился в суд с иском к Управлению федеральной службе исполнения наказаний по Ульяновской области, федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония №9 УФСИН России по Ульяновской области» об отмене решения и обязании выдачи жилищного сертификата, мотивируя свои требования следующим.
Он состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий УФСИН России по Ульяновской области с ДД.ММ.ГГГГ, как имеющий обеспеченность жилой площадью менее 8 кв.м. на каждого члена семьи. Он имеет право на участие в реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении составляет 25 лет 11 месяцев 10 дней, имеет государственные награды, уволен по достижению предельного возраста в 2005 году. В 2006 году он подал заявление (рапорт) на участие в данной подпрограмме. На заседании ЖБК ФБУ ИК-9 от 06.07.2009 г. был утвержден список граждан-участников указанной подпрограммы от данного учреждения, в который его включили. Впоследствии на заседании ЖБК УФСИН России по Ульяновской области 23.07.2009 г. при решении вопроса о включении его в список граждан-участников данной подпрограммы на 2010 год от УФСИН России по Ульяновской области было отказано в соответствии с п. 22 «Правил». При подаче заявления он интересовался документами, необходимыми для включения в сводный список участников «Подпрограммы» на 2010 год, все необходимые документы в наличии были. Данный отказ считает незаконным, так как нет его вины в том, что он не предоставил необходимый пакет документов. Вина в этом лежит на сотрудниках ЖБК ФБУ ИК-9, которые не смогли своевременно запросить пакет необходимых документов, ввели его в заблуждение относительно правильности и полноты представляемых в УФСИН России по Ульяновской области документов. На момент заседания комиссии у него с женой ухудшились отношения, брак был расторгнут, делить имущество он не стал, отказался от приватизации и оставил однокомнатную квартиру жене и дочери. В настоящее время проживает и зарегистрирован в однокомнатной квартире, собственниками которой являются жена и дочь. Собрав недостающие документы, будучи в разводе, он подал заявление на включение в список участников подпрограммы на получение государственных жилищных сертификатов в 2011 году. На его устные обращения по вопросу рассмотрения заявления и принятии решения о включении в списки на участие в подпрограмме сотрудники ФБУ ИК-9 не отвечали. После письменного запроса он получил ответ из ФБУ ИК-9 ДД.ММ.ГГГГ, где было разъяснено, что отказавшись от участия в приватизации и расторгнув брак, он сознательно ухудшил свои жилищные условия, и в соответствии с требованиями п. 8 ст. 57 ЖК РФ, рассмотрение вопроса о выделении государственного жилищного сертификата возможно по истечении пятилетнего срока. Считает данный отказ необоснованным и незаконным. В исковом заявлении просил обязать ФБУ ИК-9 включить его в список в качестве участника подпрограммы, передать данный список в УФСИН по Ульяновской области, обязать УФСИН по Ульяновской области включить его в сводный список граждан – участников подпрограммы на 2011 год с последующей выдачей жилищного сертификата.
Истец Тимошин В.В. в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен. Ранее в судебном заседании исковые требования уточнил, завил требования также к ФСИН России, просит признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-9 от ДД.ММ.ГГГГ в части возможности рассмотрения вопроса о включении его в списки на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года» по истечении пяти лет, обязать УФСИН по Ульяновской области включить его в список граждан – участников данной подпрограммы как одиноко проживающего гражданина, обязать ФСИН оформить в порядке очередности жилищный сертификат для получения им в 2011 году социальной выплаты на приобретение жилого помещения общей площадью 20,6кв.м за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, и передать жилищный сертификат в Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области для вручения ему, обязать УФСИН по Ульяновской области вручить ему жилищный сертификат.
Представитель истца Шнайдер И.Н. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования.
Представитель ответчика ФСИН и УФСИН по доверенности Мошков А.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что Тимошин В.В. состоит в очереди на улучшение жилищных условий. В 2009 году истец ухудшил свои жилищные условия, отказавшись от участия в приватизации квартиры, занимаемой по договру социального найма, квартира была приватизирована женой и дочерью истца. Отказавшись от участи в приватизации, Тимошин В.В. не может в течение 5 лет с момента отказа претендовать на получение жилищного сертификата.
Представитель ответчика ФБУ ИК-9 Норкина О.М. в судебном заседании иск не признала, согласилась с позицией представителя УФСИН по Ульяновской области.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года №153 (в ред. от 21.12.2009 года) формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно п.п. «а» п. 5 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, право на участие в подпрограмме имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Пунктом 7 данных Правил предусмотрено, что из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "д" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Согласно п. 13 Правил социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности.
Пунктом 16 Правил установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты в следующем размере: 33кв.м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв.м - на семью из 2 человек; по 18кв.м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м. При наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется.
Согласно п. 16.1 Правил норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если:
а) гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;
б) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;
в) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии с п. 45 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, а также п. 22 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в уголовно-исполнительной системе», утвержденной приказом ФСИН России от 04.06.2007 года № 287, обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Исполнение этого обязательства должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Как установлено судом, Тимошин В.В. проходил службу в уголовно-исполнительной системе, был уволен со службы с должности младшего инспектора 1 категории группы надзора отдела безопасности ФБУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области по статье 58 пункту «Б» (по достижении предельного возраста) Положения «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации». Выслуга лет составила 25 лет 11 месяцев 10 дней, в льготном исчислении – 32 года 00 месяцев 23 дня.
С ДД.ММ.ГГГГ Тимошин В.В. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий ФБУ ИК-9 с составом семьи 3 человека (заявитель, супруга ФИО2, дочь ФИО3).
ДД.ММ.ГГГГ брак между Тимошиным В.В. и ФИО2 прекращен.
Решением Жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ Тимошин В.В. оставлен на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассмотрение вопроса о включении его в списки на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года»(выделение ГЖС) возможно по истечении пяти лет в соответствии с требованиями п.8 ст.57 ЖК РФ.
В силу п.8 ст.57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Из материалов дела следует, что Тимошин В.В. проживает и зарегистрирован в жилом помещении по адресу: город Ульяновск <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. В данном жилом помещении также проживают и зарегистрированы ФИО2 и ФИО3 Брак между Тимошиным В.В. и ФИО2 был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.
На основании договора передачи жилой площади в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: город Ульяновск <адрес> было приватизировано с оформлением права общей долевой собственности на жилое помещение на имя ФИО2 и ФИО3 в размере ? доли квартиры за каждой. Тимошин В.В. отказался от приватизации данного жилого помещения. Право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за ФИО2 и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ.
Из пояснений истца следует, что другого жилого помещения он не имеет, проживает в указанной квартире, членом семьи собственников квартиры ФИО2 и ФИО3 не является.
В силу ст.19 Федерального закона от 29 декабря 2004года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» пользование жилым помещением сохраняется за бывшим членом семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим.
В соответствии с данной нормой закона Тимошин В.В. сохраняет право на проживание в указанной квартире, следовательно, решение Жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Тимошину В.В. в рассмотрение вопроса о включении его в списки на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года» по истечении пяти лет суд считает незаконным, а Тимошина В.В. подлежащим включению в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года» как одиноко проживающего гражданина.
Как установлено судом, квартира, расположенная по адресу: г.Ульяновск, <адрес>, не может быть передана Тимошиным В.В. в муниципальную собственность, так как в нем остается проживать бывшая супруга истца - ФИО2, которая не является участником подпрограммы и совершеннолетняя дочь истца – ФИО3, которая является собственником доли данной квартиры и не намерена давать обязательства о сдаче жилья.
В соответствии с п. 16.2 Правил в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте «в» пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.
При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв.м. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом «в» пункта 16.1 настоящих Правил.
Из технического паспорта квартиры № по <адрес> в г.Ульяновске следует, что данная квартира является однокомнатной, жилая площадь квартиры составляет <данные изъяты>.м, общая площадь квартиры <данные изъяты>.
Доля Тимошина В.В. в общей площади квартиры составляет 1/3 или <данные изъяты>., поскольку после приватизации указанного жилого помещения истец сохранил право пользования квартирой на основании ст. 19 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса РФ». То обстоятельство, что собственниками квартиры являются ФИО2 и ФИО3, в данном случае правового значения не имеет.
Доводы представителей ответчиков о том, что поскольку истец отказался от приватизации, то не имеет права на получение сертификата в течение 5 лет после приватизации жилья, несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании правовых норм.
Размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, суд определен следующим образом: 33кв.м – 12,4кв.м = 20,6кв.м (33кв.м - общая площадь жилого помещения, установленная по нормативам для одиноко проживающего гражданина; 12,4кв.м - общая площадь жилого помещения, право пользования которой имеет Тимошин В.В.). Право на дополнительную жилую площадь истец не имеет.
В связи с тем, что размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет более 18 кв. метров, Тимошин В.В. право на получение жилищного сертификата как участник подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года» без предоставления обязательства о сдаче жилья. В выдаче жилищного сертификата Тимошину В.В. было неправомерно отказано.
В соответствии с п. 23 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в уголовно-исполнительной системе», утвержденной приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №, ФСИН России в 2-месячный срок с даты получения бланков сертификатов производит их оформление на имя граждан - участников подпрограммы и передает сертификаты представителю территориального органа, образовательного учреждения УИС для вручения указанным гражданам. Граждане - участники подпрограммы, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в учреждениях и органах УИС, получают сертификат в соответствующем территориальном органе, образовательном учреждении УИС.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Учитывая вышеуказанный порядок оформления и выдачи сертификатов, суд считает необходимым возложить на ФСИН обязанность оформить в порядке очередности жилищный сертификат для получения Тимошиным В.В. в 2011 году социальной выплаты на приобретение жилого помещения общей площадью 20,6кв.м за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, и передать жилищный сертификат в Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области для вручения жилищного сертификата Тимошину В.В.
Суд считает необходимым возложить обязанность вручить указанный жилищный сертификат Тимошину В.В. на УФСИН по Ульяновской области.
Доводы представителя ФСИН и УФСИН о том, что предоставление обязательства о сдаче жилья является необходимым условием для получения жилищного сертификата, не могут быть приняты судом во внимание, так как данное условие, в соответствии с п. 16.3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, на лиц, не являющихся членами семьи участника подпрограммы, не распространяется.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Тимошина ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-9 от ДД.ММ.ГГГГ в части возможности рассмотрения вопроса о включении Тимошина В.В. в списки на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года» по истечении пяти лет.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области включить Тимошина ФИО1 в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года» как одиноко проживающего гражданина.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний оформить в порядке очередности жилищный сертификат для получения Тимошиным ФИО1 в 2011 году социальной выплаты на приобретение жилого помещения общей площадью <данные изъяты>.м за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, и передать жилищный сертификат в Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области для вручения Тимошину ФИО1.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области после оформления Федеральной службой исполнения наказаний жилищного сертификата для получения Тимошиным ФИО1 социальной выплаты на приобретение жилья в 2011 году вручить указанный жилищный сертификат Тимошину ФИО1.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г.Ульяновска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись В.А.Фомина