о совершении сделки по продаже 1/2 доли квартиры, принадлежащей несовершннолетнему ребенку без согласия отца



Дело№ 2-1190/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 мая 2011 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Романовой Г.Г.,

при секретаре Фадеевой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агеевой Юлии Владимировны, действующей в интересах несовершеннолетнего Агеева Евгения Олеговича, к Агееву Олегу Владимировичу о даче согласия на совершение сделки купли-продажи,

УСТАНОВИЛ:

Агеева Ю.В. обратилась в суд в интересах несовершеннолетнего сына Агеева Е.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с иском к Агееву О.В. об обязании дать согласие на продажу 1/2 доли двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей несовершеннолетнему Агееву Е.О., указав следующее.

На основании договора дарения на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ её матерью ФИО2 была подарена двухкомнатная квартира в равных долях ей и несовершеннолетнему сыну Агееву Е.О., находящуюся по адресу: <адрес>. В настоящее время ей необходимо продать данную квартиру с одновременной покупкой другого жилого помещения: жилого дома с пристроями и земельным участком, находящегося по адресу: <адрес>. Так как для совершения сделки необходимо разрешение органов опеки и попечительства, она обратилась к ответчику, который является отцом ребенка, с которым брак расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, чтобы совместно подать заявление о разрешении совершения сделки. Агеев О.В. отказался, пояснив, что он против сделки и отказывается дать согласие на продажу доли квартиры, принадлежащей сыну. После развода между ними сложились неприязненные отношения. Он злоупотребляет своими правами родителя и его действия направлены не в интересах ребенка. В настоящее время она зарегистрировала брак с ФИО2, от брака имеют дочь ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Семья из четырех человек проживает в двухкомнатной квартире. Решили улучшить жилищные условия и продать квартиру, добавить средства материнского капитала и приобрести дом в общую долевую собственность, где ? доля будет принадлежать сыну.

В судебном заседании истица Агеева Ю.В. просила суд разрешить ей совершение сделки по продаже 1/2 доли, принадлежащей несовершеннолетнему сыну в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> без согласия отца ребенка Агеева О.В. Исковые требования мотивировала доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Агеев О.В. исковые требования признал. Он пояснил, что поскольку сын согласен проживать в доме, то он дает такое согласие.

Представитель Министерства образования Ульяновской области Торопылина Н.П. в судебном заседании пояснила, что исковые требования истицы возможно удовлетворить по следующим основаниям. Ребенок по взаимному соглашению сторон после развода живет с мамой. Учитывая тот факт, что у Агеевой Ю.В. новая семья: муж и растет, кроме сына, дочь от второго брака, в приобретаемом доме есть возможность отвести для разнополых детей отдельные комнаты, у Агеевой Ю.В. и её супруга есть желание и планы на дальнейшее строительство и улучшение жилищных условий. Удовлетворение исковых требований Агеевой Ю.В. не нарушит интересов несовершеннолетнего Агеева Е.О.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, решение на усмотрение суда.

Выслушав стороны, заключение представителя Министерства образования Ульяновской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением мирового судьи судебного участка №1 Заволжского района города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ брак между Агеевой Ю.В. и Агеевым О.В. прекращен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о расторжении брака № от ДД.ММ.ГГГГ.

От брака стороны имеют несовершеннолетнего сына Агеева Е.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении № № от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании установлено, что несовершеннолетний Агеев Е.О. проживает с матерью Агеевой Ю.В. по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой формы № от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно копии договора дарения доли в праве общей долевой собственности на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 подарила, а Агеева Ю.В. и Агеев Е.О. приняли в дар по ? доли двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес>.

Право общей долевой собственности на указанное жилое помещение в установленном законом порядке зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права №.

Как следует из пояснений истицы, в настоящее время она имеет намерение продать свою долю и долю несовершеннолетнего сына в вышеуказанной квартире, и приобрести жилой дом с земельным участком по адресу: <адрес>, но ответчик согласия на продажу доли ребенка в квартире не дает. В связи с чем, она обратилась в суд с иском о разрешении сделки продажи доли ребенка без согласия отца.

В судебном заседании, установлено, что истица заключила предварительный договор купли-продажи жилого дома с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО8, согласно которому Агеева Ю.В., действующая за себя и за несовершеннолетнего сына Агеева Е.О. обязуется в срок и на условиях договора заключить договор купли-продажи 40/100 доли жилого двухквартирного дома с земельным участком. Вышеуказанный дом состоит из трех жилых комнат общей площадью 52, 34 кв.м. и участок земли, общей площадью 1117 кв.м. (доля 50/100), расположенный по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст.64 Семейного Кодекса Российской Федерации защита прав и интересов возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношении с любыми физическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Согласно ст.ст.56, 65 СК РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом; родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

В силу ст. 60 СК РФ право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 ГК РФ.

При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (ст. 37 ГК РФ).

Ребенок не имеет право собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка (ч.4 ст.60 СК РФ).

Как следует из ст.28 ГК РФ за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в п.2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.37 ГК РФ доходы подопечного гражданина, в том числе доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном и попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Соответственно, сделку по продаже доли несовершеннолетнего Агеева Е.О. в размере ? доли в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, могут совершить в интересах ребенка его родители Агеева Ю.В. и Агеев О.В. Как установлено судом мать ребенка Агеева Ю.В. желает совершить данную сделку, отец Агеев О.В. возражает против совершения данной сделки. Кроме того, данная сделка может быть совершена только с согласия органа опеки и попечительства.

Таким образом, при рассмотрении данного иска юридически значимым обстоятельством является, прежде всего, соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетнего Агеева Е.О. при отчуждении его доли собственности.

Проанализировав вышеприведенные нормы закона, выслушав стороны, заключение Министерства образования Ульяновской области, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истицы подлежат удовлетворению и следует разрешить совершение сделки по продаже доли собственности несовершеннолетнего без согласия отца Агеева О.В. по следующим основаниям.

Родители несовершеннолетнего, стороны по делу брак между собой расторгли, в связи с чем между ними сложились неприязненные отношения. В настоящее время Агеева Ю.В. зарегистрировала брак с ФИО2, от брака имеют дочь ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В приобретаемом доме есть возможность отвести для разнополых детей отдельные комнаты, у Агеевой Ю.В. и её супруга есть желание и планы на дальнейшее строительство и улучшение жилищных условий.

При таких обстоятельствах вполне обоснованно решение матери ребенка приобрести другое жилье для своей семьи, поскольку дети должны проживать в нормальных условиях. Но для этого истице необходимо продать свою долю и долю ребенка. Намерение истицы приобрести ребенку другое жилое помещение подтверждается предварительным договором купли-продажи жилого дома с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО8 Жилищные условия несовершеннолетнего при этом не ухудшаются. Оснований не доверять данному договору и намерениям сторон у суда не имеется. Кроме того, суд исходит также из добросовестности родителей, в частности матери ребенка, как законного представителя своего ребенка, действующей, прежде всего, в интересах ребенка, так как она несет ответственность за соблюдение его прав и законных интересов, а в данном случае - при отчуждении его доли приобрести другое, не хуже прежнего, жилое помещение.

Препятствие отца ребенка в виде отказа в разрешении совершения данной сделки, по мнению суда, не отвечает интересам ребенка, поскольку ребенок, место проживания которого по обоюдному согласию родителей определено с матерью, не может проживать в квартире, принадлежащей ему по праву общей долевой собственности.

Доводы ответчика о том, что его не устраивает место расположения домовладения и отсутствие «нормальной дороги и тротуара», также не могут быть приняты судом во внимание. Тем более, что при покупке жилого дома он реально также будет обеспечен большей жилой площадью, а также будет в собственности земельный участок. Также ответчик имеет право в случае не обеспечения истицей ребенка другой жилплощадью при отчуждении его доли, подать иск в защиту интересов несовершеннолетнего сына о признании сделки недействительной, если права ребенка будут реально нарушены.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.56, 60, 64, 65 СК РФ, ст.ст.28,37 ГК РФ. ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Агеевой Юлии Владимировны, действующей в интересах несовершеннолетнего сына Агеева Евгения Олеговича, удовлетворить.

Разрешить Агеевой Юлии Владимировне совершение сделки по продаже 1/2 доли, жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащей по праву общей долевой собственности несовершеннолетнему Агееву Евгению Олеговичу без согласия отца ребенка Агеева Олега Владимировича, с одновременной покупкой 40/100 доли жилого дома с земельным участком по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней.

Судья: Романова Г.Г.