о защите прав потребителей



Дело №2-1204/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 мая 2011 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе

председательствующего судьи Кузнецовой Э.Р.,

при секретаре Бычихиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барабановой Татьяны Борисовны к Товариществу собственников жилья «Ульяновский проспект №2» о предоставлении информации потребителю, взыскании компенсации морального вреда

У С Т А Н О В И Л:

Барабанова Т.Б. обратилась в суд с иском к ТСЖ «Ульяновский проспект №2» о предоставлении информации потребителю, взыскании компенсации морального вреда, указав следующее.

Она является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Свои обязанности исполняет регулярно, внося установленную плату за техническое обслуживание и коммунальные услуги. Неоднократно обращалась к председателю ТСЖ за получением информации, которую вправе требовать согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, однако получала отказ.

Просит на основании Закона РФ «О защите прав потребителей», Постановления Правительства № 731 от 23.09.2010 года обязать Ответчика предоставить ей как потребителю полную информацию о начислении и тарифах за коммунальные услуги, а именно: предоставить счет-фактуры по оплате ХВС с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года, счет-фактуры по оплате ГВС с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года, счет фактуры по оплате отопления 01.01.2010 года по 31.12.2010 года, отчет по полученным средствам от аренды общего имущества за 2008,2009,2010 годы с приложением подтверждающих документов, отчет по расходованию средств на ремонт, содержание общего имущества собственников за 2010 год, проектно-сметную документацию по капитальному ремонту системы отопления, проведенную в 2010 году, взыскать с ответчика в пользу потребителя стоимость юридических услуг в размере 2000 рублей, а также моральный вред в размере 2000 рублей.

Представитель истицы Фадеев А.В., действующий по доверенности, в судебном заседании отказался от исковых требований в части обязания ответчика предоставить счета-фактуры по оплате ХВС с 01.01.2010 года по 31.12.2010, счета-фактуры по оплате ГВС с 01.01.2010 года по 31.12.2010, счета-фактуры по оплате отопления с 01.01.2010 года по 31.12.2010, отчет по полученным средствам от аренды общего имущества за 2008, 2009, 2010 годы, отчет по расходованию средств на ремонт и содержание общего имущества собственников за 2010 год. Исковые требования в части предоставления полной информации о начислении и тарифах за коммунальные услуги на 2010 год не поддержал, поскольку указанная информация ответчиком была представлена. Просил обязать предоставить ТСЖ «Ульяновский проспект №2» Барабановой Т.Б. проектно-сметную документацию по капитальному ремонту системы отопления дома, проведенному в 2010 году, взыскать расходы по составлению искового заявления в размере 2000 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей. Пояснил, что истица является собственницей квартиры, расположенной в доме №2 по пр.Ульяновский. Она неоднократно обращалась к председателю ТСЖ «Ульяновский проспект «2» с просьбой предоставить ей проектно-сметную документацию по капитальному ремонту системы отопления в доме, который проводился в 2010 году. Однако ответчик предлагает получить лишь смету по подрядным работам, которые фактически выполнены, без указания средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели. Указанная информация необходима, чтобы проверить на те ли цели были израсходованы выделенные денежные средства. Кроме того, смета, которую представил ответчик, утверждена в 2011 году, хотя работы фактически проводились в 2010 году.

Истица Барабанова Т.Б. в судебное заседание не явилась. О дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело без её участия.

Представитель истицы Третьякова Н.А. в судебном заседании исковые требования и доводы, изложенные Фадеевым А.В., поддержала.

Представитель ответчика ТСЖ «Ульяновский проспект №2» Калита А.А. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что в 2010 году в рамках Федерального Закона №185 проводился капитальный ремонт системы отоплении дома №2 по пр.Ульяновский за счет средств федерального бюджета. Смета по капремонту была скорректирована в 2011 году. Поскольку представитель истицы отказался получить смету на капитальный ремонт системы отопления дома в 2010 году, полагает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы в соответствии со ст.167 ГПК РФ по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Выслушав пояснения представителей истицы и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Согласно п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» отношения, возникающие из договоров на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан, направленные на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, регулируются законодательством о защите прав потребителя.

Согласно пунктам 2 и 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, их действие распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, при этом исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы; им может быть, в частности, управляющая организация, а потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В судебном заседании установлено, что истица является собственником квартиры, расположенной в доме ТСЖ «Ульяновский проспект №», а именно является собственницей ? доли в праве общей долевой собственности на <адрес>. Указанное обстоятельство подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Собственником ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру также является супруг истицы – Барабанов А.Н.

В соответствии со ст.ст. 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе, режиме его работы и реализуемых им услугах; исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах, услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Согласно п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель обязан, в частности, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, по требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал; предоставить потребителю информацию об исполнителе: наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы; порядок и форма оплаты коммунальных услуг; параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию:

а) общая информация об управляющей организации;

б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления);

в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке (п.4 Постановления).

Согласно пункту 9 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:

а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;

б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);

в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).

В рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения:

а) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491;

б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе:

услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов;

заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций);

охрана подъезда;

охрана коллективных автостоянок;

учет собственников помещений в многоквартирном доме;

иные услуги по управлению многоквартирным домом.

В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию, в том числе сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:

план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;

сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;

сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;

сведения о соответствии качества оказанных услуг государственным и иным стандартам (при наличии таких стандартов) (пункты 10, 11 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами").

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" управляющими организациями информация раскрывается путем:

а) опубликования на официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), или на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в сети Интернет, или на официальном сайте органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, в сети Интернет;

б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания);

в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;

г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

Судом установлено, что в 2010 году во исполнение ФЗ от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" проводился капитальный ремонт системы отопления дома №2 по пр.Ульяновский.

Как следует из копии заявления супруга Барабановой Т.Б. – Барабанова А.Н., ДД.ММ.ГГГГ он просил предоставить проектно-сметную документацию по капитальному ремонту дома №2 по пр.Ульяновский для ознакомления, однако установлено, что до настоящего времени ни истицей, ни её супругом указанные документы по запросу получены не были.

При таких обстоятельствах требования истицы о предоставлении ей необходимой информации, а именно, проектно-сметной документации по капитальному ремонту системы отопления, проведенному в 2010 году, являются законными и обоснованными.

Доводы представителя ответчика о том, что представитель истицы Фадеев А.В. до судебного заседания отказался получить смету по капитальному ремонту основанием для отказа в иске не являются, поскольку ТСЖ «Ульяновский проспект №» не был лишен возможности предоставить или направить истице по запросу требуемую информацию.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем или организацией, выполняющей функции исполнителя, прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Поскольку в суде установлено, что ответчиком, как исполнителем, без установленных законом оснований нарушены права истца, как потребителя, на получение информации, чем истцу причинен моральный вред, требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению частично.

При этом суд учитывает характер и степень причиненных нравственных и физических страданий, фактические обстоятельства, при которых причинен моральный вред, требования разумности и справедливости и определяет размер компенсации морального вреда в сумме 200 рублей.

Принимая во внимание, что истица была освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче иска, в соответствии со ст.103 ГПК РФ в доход федерального бюджета с ответчика ТСЖ «Ульяновский проспект №» должна быть взыскана государственная пошлина в сумме 200 рублей.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Следовательно, в доход бюджета Муниципального образования «г.Ульяновск» надлежит взыскать с ТСЖ «Ульяновский проспект №» штраф в сумме 100 рублей.

В соответствии со ст.88, 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы (государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением дела).

В силу ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы, которые суд признает необходимыми. Суд полагает необходимым взыскать в пользу истицы расходы, связанные с составлением искового заявления в размере 2 000 руб. 00 коп., которые признаются необходимыми расходами (квитанция № от ДД.ММ.ГГГГ).

Руководствуясь ст. ст.12,56,167, 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Барабановой Татьяны Борисовны удовлетворить частично.

Обязать Товарищество собственников жилья «Ульяновский проспект №2» предоставить Барабановой Татьяне Борисовне проектно-сметную документацию по капитальному ремонту системы отопления, проведенному в 2010 году.

Взыскать с Товарищества собственников жилья «Ульяновский проспект №2» в пользу Барабановой Татьяны Борисовны компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, расходы по составлению искового заявления в размере <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении остальной части иска Барабановой Татьяне Борисовне, отказать.

Взыскать с Товарищества собственников жилья «Ульяновский проспект №2» в доход Муниципального образования «город Ульяновск» штраф в сумме 100 рублей, государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья: Э.Р.Кузнецова