о признании незаконным бездействие должностных лиц



Дело № 2-1139 / 2011

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

03 мая 2011 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Калашниковой Е.В.,

с участием старшего помощника прокурора Дуниной Е.В.

при секретаре Лифровой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к мэрии города Ульяновска, Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5 им. С.М. Кирова города Ульяновска» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создать надлежащую учебно-материальную базу для обучения начальным знаниям в области обороны и подготовки к основам военной службы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Заволжского района города Ульяновска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к мэрии города Ульяновска, Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5 им. С.М. Кирова города Ульяновска» (далее по тексту – МОУ СОШ № 5 им. С.М. Кирова) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создать надлежащую учебно-материальную базу для обучения начальным знаниям в области обороны и подготовки к основам военной службы, указав следующее.

В соответствии с п.7 ст. 14 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образо­вании» образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стан­дартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными пра­вовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными пра­вовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязан­ности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не про­шедших военной службы, по основам военной службы. В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 28.03.1998 №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» органы местного самоуправле­ния обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан, а ч.3 ст. 14 названного Закона дополнительное финанси­рование этой деятельности может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджет­ных средств с согласия собственников этих средств.

Согласно ст. 12 данного Федерального закона федеральными государст­венными образовательными стандартами среднего (полного) общего образова­ния предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражда­нами навыков в области гражданской обороны.

Во исполнение требований федерального законодательства принята Ин­струкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в об­разовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образо­вательных учреждениях начального профессионального и среднего профес­сионального образования и учебных пунктах, утвержденная приказом Мини­стра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ от 24.02.2010 № 134 (далее - Инст­рукция).

В соответствии с п.9 Инструкции органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организуют обучение гра­ждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам во­енной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Согласно п. 11 Инструкции руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным зна­ниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспе­чивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

На основании п. 13 Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образователь­ных учреждениях среднего (полного) общего образования осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандар­тами в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

В соответствии с п. 14 Инструкции в образовательных учреждениях соз­дается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответст­вии с требованиями федеральных государственных образовательных стандар­тов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учеб­ными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортив­ный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Вместе с тем, проведенной проверкой в МОУ СОШ №5 им. С.М. Кирова установлено, что данное образовательное учреждение имеют недостаточную материально-техническую базу для обучения граждан начальным знаниям в области оборо­ны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с государст­венными стандартами.

Недостаточная материально-техническая база не позволяет обучающим­ся, представляющим собой неопределенный круг лиц, получать знания и на­выки, предусмотренные государственными образовательными стандартами.

Просил суд признать незаконным бездействие МОУ СОШ №5 им. С.М. Кирова и мэрии города Ульяновска, выразившееся в том, что ими не создана надлежащая учебно-материальная база для обучения учащихся по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Обязать ответчиков приобрести в срок до 01.09.2011 учебные и наглядные пособия, технические средства обучения в соответствии с Рекомен­дуемыми нормативами материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, установленными приложением №1 к Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации началь­ным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, об­разовательных учреждениях начального профессионального и среднего про­фессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Ми­нистра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ от 24.02.2010 № 134, а именно: массогабаритный макет 7,62 мм (или 5,45 мм) автомат Калашникова – 2 шт.; макет простейшего укрытия в разрезе – 1 шт.; макет убежища в разрезе – 1 шт.; пакеты перевязочные ППИ – 1 шт.; пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11 - 1 шт.; шина проволочная (лестничная) для ног – 1 шт.; шина проволочная (лестничная) для рук – 1 шт.; макет-тренажер для реанимационных мероприятий – 1 шт., шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная) – 1 шт.; лямка медицинская носилочная – 1 шт.

Старший помощник прокурора Заволжского района города Ульяновска Дунина Е.В. в судебном заседании исковые требования уточнила. Просила признать незаконным бездействие МОУ СОШ №5 им. С.М. Кирова и мэрии города Ульяновска, выразившееся в том, что ими не создана надлежащая учебно-материальная база для обучения учащихся по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Обязать МОУ СОШ №5 им. С.М. Кирова приобрести в срок до 01.09.2011 учебные и наглядные пособия, технические средства обучения в соответствии с Рекомен­дуемыми нормативами материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, установленными приложением №1 к Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации началь­ным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, об­разовательных учреждениях начального профессионального и среднего про­фессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Ми­нистра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ от 24.02.2010 № 134, а именно: массогабаритный макет 7,62 мм (или 5,45 мм) автомат Калашникова – 2 шт.; макет простейшего укрытия в разрезе – 1 шт.; макет убежища в разрезе – 1 шт.; макет-тренажер для реанимационных мероприятий –1 шт. В обосновании уточненных требований привела доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика - МОУ СОШ №5 им. С.М. Кирова Ульянов В.В. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что прокурором не представлены доказательства бездействия МОУ СОШ №5 им. С.М. Кирова в том, что учебным заведением не создана надлежащая учебно-материальная база для обучения учащихся по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В школе имеется оборудованный предметный кабинет ОБЖ, оснащенный учебными и наглядными пособиями, переносными техническими средствами обучения. Практические навыки безопасности жизнедеятельности обучающиеся школы отрабатывают, используя материальную базу военно-технического училища, базу межрегионального учебного центра войск связи Российской Федерации (в/ч 83531, в/ч 6672, в/ч 73612), Управления по Го и ЧС по городу Ульяновску и Ульяновской области, центра медицинских катастроф Ульяновской области. В образовательном учреждении создана система военно-патриотического воспитания, систематически осуществляются мероприятия, направленные на подготовку обучающихся по основам воинской службы. Несмотря на то, что в МОУ СОШ №5 им. С.М. Кирова материальная база предмета ОБЖ не в полной мере соответствует рекомендациям приложения № 1 к Инструкции, это не отражается отрицательно на подготовке по основам воинской службы и не свидетельствует о ненадлежащей подготовки призывников к военной службе. Приказ Министра Обороны РФ и Министра образования и науки РФ от 24.02.2010 № 96/134 вступил в силу с 15.05.2010. В смету расходов, сформированную на 2010 до вступления в силу данного приказа, не были заложены средства на приобретение необходимого оборудования. В перспективном планировании развития материально-технической базы МОУ СОШ №5 им. С.М. Кирова предусмотрено поэтапное приобретение данного оборудования Просил в удовлетворении иска прокурору Заволжского района города Ульяновска отказать.

Представитель ответчика – мэрии города Ульяновска в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица – Управления образования мэрии города в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Из письменного отзыва на иск следует, что Управление образования мэрии города Ульяновска считает исковые требования прокурора незаконными и необоснованными по тем же основаниям, что и представитель МОУ СОШ № 5 им. С.М. Кирова.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения старшего помощника прокурора Дуниной Е.В., представителя ответчика МОУ СОШ № 5 им. С.М. Кирова, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителя мэрии города Ульяновска и представителя Управления образования мэрии города Ульяновска.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика МОУ СОШ № 5 им. С.М. Кирова, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 7 ст. 14 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.

В силу ч.1 ст.14 Федерального закона от 28.03.1998 №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» органы местного самоуправле­ния обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан, а ч.3 ст. 14 названного Закона дополнительное финанси­рование этой деятельности может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджет­ных средств с согласия собственников этих средств.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», п. 3 Постановления Правительства РФ от 31.12.1999 г. № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» получение начальных знаний об обороне, включая приобретение навыков в области гражданской обороны, осуществляется в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах.

Согласно Уставу МОУ СОШ № 74 указанное учебное заведение является самостоятельным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, смету, счета в органах казначейства, имущество. Учредителями школы по поручению главы города являются органы местного самоуправления в лице Управления образования мэрии города Ульяновска и Комитета по управлению городским имуществом мэрии города Ульяновска.

МОУ СОШ № 74 реализует образовательные программы, в том числе, среднего (полного) общего образования.

ФИО6 Приказом Министра обороны РФ и Министра образования и науки РФ № 96/134 от 24.02.2010 утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах.

В соответствии с п.9 данной Инструкции органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организуют обучение гра­ждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам во­енной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

В силу п. 11 Инструкции обязанность по организации обучения граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, обеспечению материально-технического оснащения образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы возложена на руководителей этих образовательных учреждений.

Согласно п.13 Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования - в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Учебно-материальная база включает в себя в числе прочего предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, рекомендуемый перечень которых указан в Приложении № 1 к Инструкции ( п.14 ).

В суде установлено, что требования законодательства о воинской обязанности в полном объеме МОУ СОШ № 5 им. С.М. Кирова не выполнены. Количество имеющихся в школе наглядных пособий и технических средств обучения не соответствует рекомендуемым нормативам материального технического оснащения образовательных учреждений. Указанный факт не оспаривался представителем ответчика в ходе судебного разбирательства.

На момент рассмотрения дела в суде указанные нарушения устранены в полном объеме не были, что свидетельствует о бездействии, которым нарушаются интересы неопределенного круга лиц, связанных к прохождением подготовки по основам военной службы с использованием не в полном объеме материального технического оснащения образовательного учреждения, что не может быть признано законным.

При этом, мэрия города Ульяновска, как орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, организуют обучение гра­ждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам во­енной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а, следовательно, при организации учебного процесса должна учитывать положение действующего законодательства и соблюдение его муниципальными образовательными учреждениями.

С учетом изложенного, требования прокурора о признании незаконным бездействия ответчиков и обязании МОУ СОШ № 5 им. С.М. Кирова приобрести учебные и наглядные пособия, технические средства обучения в соответствии с приложением № 1 к Инструкции, перечисленные в уточненном исковом заявлении прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая то, что МОУ СОШ № 5 им. С.М. Кирова для исполнения настоящего решения необходимы временные и финансовые затраты, дополнительное финансирование на приобретение материально-технических средств в настоящее время не выделено, суд считает возможным определить ответчику срок исполнения решения до начала нового учебного года, то есть до 1 сентября 2011.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 167,206, 194 - 198, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к мэрии города Ульяновска, Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5 им. С.М. Кирова города Ульяновска» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создать надлежащую учебно-материальную базу для обучения начальным знаниям в области обороны и подготовки к основам военной службы удовлетворить.

Признать незаконным бездействие мэрии города Ульяновска, Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 им. С.М. Кирова города Ульяновска», выразившееся в том, что ими не создана надлежащая учебно-материальная база для обучения учащихся по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 им. С.М. Кирова города Ульяновска» в срок до 01 сентября 2011 приобрести учебные и наглядные пособия, технические средства обучения в соответствии с Рекомен­дуемыми нормативами материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, установленными приложением №1 к Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации началь­ным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, об­разовательных учреждениях начального профессионального и среднего про­фессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Ми­нистра обороны РФ № 96, Министра образования и науки РФ от 24.02.2010 № 134, а именно: массогабаритный макет 7,62 мм (или 5,45 мм) автомат Калашникова – 2 шт.; макет простейшего укрытия в разрезе – 1 шт.; макет убежища в разрезе – 1 шт.; макет-тренажер для реанимационных мероприятий –1 шт.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Калашникова Е.В.