о признании действий ООО РЭС по корректировке платы за ХЛВ и водоотведение жителям многоквартирных домов, находящихся в управлении общества, в жилых помещениях которых не установлены приборы учета, незаконными.



Дело №2-703/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 апреля 2011 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе

председательствующего судьи Фоминой В.А.

при секретаре Новинкиной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» о признании незаконными действий по корректировке и выставлению к оплате сумм перерасхода холодного водоснабжения жителям квартир, в которых отсутствуют приборы учета,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» о признании незаконными действий по корректировке и выставлению к оплате сумм перерасхода холодного водоснабжения жителям квартир, в которых отсутствуют приборы учета, указывая следующее.

Согласно актам приемки приборов учета в эксплуатацию приборы учета холодного водоснабжения установлены и используются в следующих жилых домах, находящихся в управлении ООО «РЭС»: №, №, №, № по проспекту Ленинского Комсомола; №, №, №, №, № по проспекту Туполева; №, №, №, №, №, №, № по бульвару Фестивальному; №, № по ул. 40 лет Победы; №, №, №, № по проспекту Ульяновскому; № по проспекту Созидателей; №, № по проспекту Авиастроителей. Руководствуясь п. 22, п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» ООО «РЭС» производит корректировку размера платы за холодное водоснабжение и водоотведение по домам, находящимся в управлении общества. Расчет корректировки производится пропорционально потребленным объемам по индивидуальным приборам учета жителям помещений, в которых такие приборы установлены, и начисленным объемам по нормативу потребления жителям помещений, в которых отсутствуют приборы учета. Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам, то есть размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле 9. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам, а именно, размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома, оборудованном приборами учета (руб.), 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле 10.

При этом п. 22 Правил установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, то есть по нормативу потребления с использованием формулы № 3.

Однако, при расчете размера корректировки за холодную воду и водоотведение ООО «РЭС» не учтены положения п. 27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, согласно которому в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг. Таким образом, при наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета расчет корректировки должен производиться, по жилым помещениям имеющим индивидуальные приборы учета - исходя из показаний общедомового прибора учета пропорционально показаниям индивидуальных приборов учета. Жителям помещений, в которых отсутствует прибор учета корректировка размера платы за холодное водоснабжение и водоотведение не производится, поскольку в норматив потребления холодной воды уже включены расход воды для содержания общего имущества многоквартирного дома.

Считает действия должностных лиц ООО «РЭС» по корректировке платы за холодное водоснабжение и водоотведение жителям многоквартирных домов, находящихся в управлении общества, в жилых помещениях которых не установлены приборы учета, незаконными.

В исковом заявлении просит признать действия ООО «РЭС» по корректировке платы за холодное водоснабжение и водоотведение жителям многоквартирных домов, находящихся в управлении общества, в жилых помещениях которых не установлены приборы учета, незаконными, обязать ООО «РЭС» возместить гражданам путем перерасчета в счет последующих коммунальных платежей плату, полученную в счет корректировки платы за холодное водоснабжение и водоотведение.

Прокурор Заволжского района города Ульяновска Сакун А.В. в судебном заседании поддержал исковые требования, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «РЭС» Шарапова Ю.Н. в судебное заседание не явилась. О дне слушания дела извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив следующее. В соответствии с п. 3 Приложения №2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006г. №307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и общими (квартирными) приборами учета размер платы за холодное водоснабжение, электроснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле (9). Исходя из формулы, соотношение объема фактически потребленного за расчетный период ресурса, определенного по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в жилом доме, в сумме суммарного объема ресурса, потребленного за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета, и суммарного объема ресурса, потребленного за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенного исходя из нормативного потребления коммунальных услуг, считается коэффициентом коррекции. Коэффициент используется для расчета платы как для граждан, имеющих индивидуальные приборы учета, так и для граждан, оплачивающим услуги по нормативу потребления, так как в доме установлен коллективный общедомовой прибор учета. Согласно п.22 Правил собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Таким образом, ответчик на законных основаниях производит расчет размера платы за услуги ХВС, водоотведение для жилых помещений без индивидуальных приборов по формуле №3 и применяет в расчете размера платы коэффициента корректировки согласно формуле №9, определенного по показанию коллективного (общедомового) прибора учета. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «РЭС», выставляется корректировка платы за холодное водоснабжение и водоотведение, расчет производится пропорционально потребленным объемам по индивидуальным приборам учета и начисленным объемам по нормативам потребления.

Как следует из ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг (далее Правила), которыми урегулированы вопросы, касающиеся размера платы за потребленные коммунальные услуги в помещениях, как оборудованных индивидуальными приборами учета, так и необорудованных такими приборами.

В соответствии с п.22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006 г. собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

Согласно п. 19 вышеназванных Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Как усматривается из подпункта 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение корректируется исполнителем 1 раз в квартал (если предусмотрено договором – 1 раз в год) по формуле, где в качестве исходных расчетных величин берутся - размер платы за потребленный в многоквартирном доме коммунальный ресурс (холодную воду, горячую воду, электрическую энергию) и водоотведение, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; общий размер платы соответственно за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, электроснабжение и водоотведение во всех жилых помещениях и нежилых помещениях дома за прошедший год (руб.); общая площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме (кв. м); общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме.

Позиция прокурора по данному делу сводится к тому, что в нормативы потребления коммунальных услуг по водоснабжению (при отсутствии в квартире прибора учета) изначально заложены возможные потери исполнителя, что влияет на размер тарифа; оплатив услугу по водоснабжению в соответствии с нормативами, данные граждане никаких иных расходов за эту услугу не несут, корректировки платы к ним не применяются.

Как следует из частей 2 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме состоит из платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающей в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и платы за коммунальные услуги, включающей в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно части 1 статьи 36 и статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, а расходы на содержание и ремонт указанного имущества несут собственники помещений в многоквартирном доме.

Пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 на основании части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2009 года), предусматривает затраты на освещение помещений общего пользования (подпункт «б»), на обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования (подпункт «в»), на уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества (подпункт «г»), на содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт «ж»), на текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества (подпункт «з»).

При этом Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме не предполагают включение расходов на оплату коммунальных ресурсов (электрическую и тепловую энергию, холодную и горячую воду, газ) в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Вместе с тем в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Согласно пункту 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Таким образом, в нормативном регулировании последовательно закрепляется необходимость определения размера платы за коммунальные услуги исходя из их фактического потребления.

С учетом данных норм судом суд приходит к выводу о необходимости проведения управляющей компанией корректировки размера платы за коммунальные услуги жителям многоквартирных жилых домов ввиду отсутствия в их квартирах индивидуального прибора учета.

Согласно п.п.«б» п. 19 Правил предусмотрено право исполнителя производить корректировку размера платы за коммунальные услуги по водоснабжению в соответствии с порядком, установленным подпунктом 4 пункта 1 приложения №2 к настоящим Правилам.

Анализируя положения Жилищного кодекса Российской Федерации и находящихся с ними во взаимосвязи соответствующих положений постановлений Правительства Российской Федерации, суд полагает, что не имеется оснований считать двойной оплату потребителем коммунальных ресурсов, израсходованных на содержание общего имущества многоквартирного дома (как в составе платы за коммунальные услуги, так и в составе платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома).

Из материалов дела следует, что ООО «РЭС» производит корректировку размера платы за холодное водоснабжение как жителям квартир, в которых установлены приборы учета потребленных услуг, так жителям, у которых данные приборы отсутствуют.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает необоснованными и не подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании незаконными действий ООО «Ремонтно-эксплуатационная служба» по корректировке и выставлению к оплате сумм перерасхода холодного водоснабжения жителям квартир, в которых отсутствуют приборы учета, обязании ООО «РЭС» возместить гражданам путем перерасчета в счет последующих коммунальных платежей плату, полученную в счет корректировки платы за холодное водоснабжение и водоотведение.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» о признании незаконными действий по корректировке и выставлению к оплате сумм перерасхода холодного водоснабжения жителям квартир, в которых отсутствуют приборы учета, обязании возместить гражданам путем перерасчета в счет последующих коммунальных платежей плату, полученную в счет корректировки платы за холодное водоснабжение и водоотведение, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: В.А. Фомина