об оспаривании действий Главы МО г. Ульяновск



Дело №2-1298/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2011 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Усовой В.Е.,

при секретаре Зибаревой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ворковой Елены Александровны об оспаривании действий Мэрии города Ульяновска,

У С Т А Н О В И Л:

Воркова Е.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий мэрии г. Ульяновска в предоставлении земельного участка на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> под индивидуальное жилищное строительство, указав следующее.

Кассационным определением Ульяновского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ признаны незаконными действия мэрии, связанные с ненадлежащим рассмотрением ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ о выборе и предоставлении для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного в <адрес> по адресу: <адрес> и <адрес>, севернее жилого <адрес>. На Мэрию была возложена обязанность рассмотреть ее заявление вновь. Поскольку исполнение Определения Ульяновского областного суда затягивалось, ДД.ММ.ГГГГ она повторно обратилась в Мэрию г.Ульяновска с заявлением о предоставлении ей в соответствии с п.3 ст.30.1 Земельного Кодекса РФ в аренду без проведения аукциона земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ ей был получен ответ Главы МО «Г.Ульяновск» Пинкова А.П., в котором сообщалось, что ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрены и предоставить ей испрашиваемый земельный участок не представляется возможным. Согласно генерального плана города Ульяновска, данный земельный участок расположен на территории зеленых насаждений общего пользования и в зоне запрещения нового жилого строительства. Согласно карте градостроительного зонирования правил землепользования и застройки МО «г.Ульяновск» земельный участок расположен в зоне размещения коммунальных и складских объектов четвертого и пятого классов вредности - ПК1. При внесении в Правила землепользования и застройки МО «Г.Ульяновск» в редакции решения Ульяновской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ разработчиком проекта внесения изменений при нанесении данной территориальной зоны была допущена техническая ошибка. В настоящее время ведутся работы по внесению изменений в вышеуказанные правила. Испрашиваемый ей земельный участок был отнесен к зоне Р2 – зоне зеленых насаждений общего пользования, размещение индивидуальных домов на которой не предусмотрено. Кроме того, по карте зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды действующих Правил, испрашиваемый земельный участок находится в границах запретного района войсковой части 34236 (31 арсенал ВМФ). С данным отказом она не согласна, поскольку испрашиваемый ею земельный участок не может находиться ни в в зоне ПК1, ни в зоне Р2, так как расположен фактически в зоне Ж1 (зоне существующей застройки индивидуальными жилыми домами), что усматривается из выкопировки с планово-картографического материала. Кроме того, строительство жилого дома не создает какой-либо угрозы безопасности военному складу и сохранности находящегося там имущества. Просила признать незаконными действия мэрии г. Ульяновска в лице главы города Ульяновска, связанные с ненадлежащим рассмотрением ее заявлений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и отказом в предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства испрашиваемого ей земельного участка; обязать мэрию г. Ульяновска признать факт нахождения испрашиваемого ей земельного участка в территориальной зоне, в которой разрешено индивидуальное жилищное строительство, а также принять меры по приведению карт градостроительного зонирования г.Ульяновска в соответствие требованиям ч.4 ст.30 Градостроительного кодекса РФ и других нормативных актов с учетом содержания правоустанавливающих документов на испрашиваемый земельный участок и на участки, прилагающие к нему; обязать Мэрию г.Ульяновска в соответствии с действующим законодательством рассмотреть ее заявления и принять решение в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ а также в установленном законом порядке предоставить ей испрашиваемый земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства; запретить Мэрии г.Ульяновска отказывать ей в предоставлении в аренду под индивидуальное жилищное строительство спорного земельного участка по причинам отнесения его к территориальным зонам, где градостроительными регламентами строительство жилых домов запрещено, а также по другим основаниям, которые проверялись судом и признаны несостоятельными; рассмотреть вопрос о вынесении частного определения в адрес Мэрии г.Ульяновска по факту ненадлежащего исполнения решения Ульяновского областного суда, а также по фактам ненадлежащего осуществления муниципального земельного контроля и нарушения требований Земельного кодекса РФ и КоАП РФ, и взыскать с Мэрии г.Ульяновска в ее пользу судебные расходы.

Заявитель Воркова Е.А. в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержала. Дополнительно пояснила, что по ее мнению отнесение испрашиваемого ей земельного участка к зоне ПК-1 либо к зоне Р2 является технической ошибкой. Данный земельный участок расположен в зоне Ж1 – (зоне существующей застройки индивидуальными жилыми домами), поскольку прилагающие к данному участку земельные участки застроены жилыми домами, у всех имеются правоустанавливающие документы на землю; часть испрашиваемого земельного участка ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Мэра г.Ульяновска была предоставлена в собственность ФИО5, который умер, не оформив документы на землю в установленном законом порядке. Таким образом, целевое назначение спорного участка определено еще ДД.ММ.ГГГГ году. Просила признать незаконными действия мэрии г. Ульяновска в лице главы города Ульяновска, связанные с ненадлежащим рассмотрением ее заявлений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и отказом в предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства испрашиваемого ей земельного участка; обязать Мэрию г.Ульяновска в соответствии с действующим законодательством рассмотреть ее заявления и принять решение в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ а также в установленном законом порядке предоставить ей испрашиваемый земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства; запретить Мэрии г.Ульяновска отказывать ей в предоставлении в аренду под индивидуальное жилищное строительство спорного земельного участка по причинам отнесения его к территориальным зонам, где градостроительными регламентами строительство жилых домов запрещено, а также по другим основаниям, которые проверялись судом и признаны несостоятельными; рассмотреть вопрос о вынесении частного определения в адрес Мэрии г.Ульяновска по факту ненадлежащего исполнения решения Ульяновского областного суда, а также по фактам ненадлежащего осуществления муниципального земельного контроля и нарушения требований Земельного кодекса РФ и КоАП РФ; и взыскать с Мэрии г.Ульяновска в ее пользу судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> и расходы, понесенные ей в связи с истребованием справок из УФРС о принадлежности прилагающих земельных участков в размере <данные изъяты>. Требования, изложенные в заявлении в части обязания мэрии г. Ульяновска признать факт нахождения испрашиваемого ей земельного участка в территориальной зоне, в которой разрешено индивидуальное жилищное строительство, а также принять меры по приведению карт градостроительного зонирования г.Ульяновска в соответствии требованиям ч.4 ст.30 Градостроительного кодекса РФ и других нормативных актов с учетом содержания правоустанавливающих документов на испрашиваемый земельный участок и на участки, прилагающие к нему не поддержала.

Представитель Мэрии города Ульяновска Трифонова О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с заявлением была не согласна и пояснила, что в настоящее время испрашиваемый Ворковой Е.А, земельный участок отнесен к зоне размещения коммунальных и складских объектов 4 и 5 классов вредности ПК-1. Однако, отнесение данного участка к зоне ПК-1 является ошибочным, в связи с чем ведется работа по изменению территориальной принадлежности данного земельного участка. В дальнейшем он будет относится к зоне Р2 – зоне зеленых насаждений. В любом случае, градостроительным регламентом, установленным для зоны ПК-1 и для зоны Р2 строительство жилых домов на данном участке не предусмотрено. Кроме того, данный земельный участок находится в границах запретного района ФГУП «31Арсенал» Министерства обороны РФ. В связи с изложенным полагала отказ Мэрии г.Ульяновска в предоставлении Ворковой Е.А. испрашиваемого ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства законным. Просила в удовлетворении ее заявления отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства относятся коллегиальные и единоличные действия (бездействия), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ч.1,2 ст.31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Воркова Е.А. обратилась в Мэрию г.Ульяновска с заявлением об обеспечении выбора, предварительного согласования места размещения объекта и предоставлении ей в аренду для строительства индивидуального жилого дома земельного участка, расположенного в <адрес> по адресу: <адрес> и <адрес>, севернее жилого <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Мэрией города Ульяновска Ворковой Е.А. было отказано, по мотиву отнесения спорного земельного участка в территориальной зоне ПК1 - коммунальной зоне размещения коммунальных и складских объектов 4 и 5 классов вредности, а также расположения данного участка в зоне запретного района ( ФГУП 31 Арсенал Министерства обороны РФ). Данный отказ она обжаловала в суд.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ действия мэрии г.Ульяновска, связанные с ненадлежащим рассмотрением заявления Ворковой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ признаны незаконными. На Мэрию г.Ульяновска возложена обязанность в соответствии с требованиями действующего законодательства рассмотреть заявление Ворковой Е.А. о выборе и предоставлении земельного участка по указанному ей адресу вновь.

В соответствии с ч.1,3 З ст.30.1 ЗК РФ Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта; предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Воркова Е.А. повторно обратилась в Мэрию г.Ульяновска с заявлением о передаче ей в аренду без проведения аукциона в соответствии с п.3 ст.30.1 ЗК РФ ранее испрашиваемого ей земельного участка, расположенного в <адрес> по адресу: <адрес> и <адрес>, севернее жилого <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Ворковой Е.А. был дан ответ, подписанный главой города Ульяновска, которым в удовлетворении ее заявления было отказано. В обоснование ответа, были приведены доводы, изложенные Мэрией г.Ульяновска в письме от ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительно Ворковой Е.А. было сообщено о том, что испрашиваемый земельный участок ошибочно отнесен в зоне ПК1. Данный земельный участок, согласно Генеральному плану г.Ульяновска отнесен в зоне Р2 – зоне зеленых насаждений общего пользования. В настоящее время ведется работа по устранению допущенной разработчиком проекта Правил землепользования и застройки МО «г.Ульяновск» технической ошибки.

Оспаривая отказ Мэрии г.Ульяновска в предоставлении земельного участка, Воркова Е.А. утверждала о том, что испрашиваемый ей земельный участок не относится ни к зоне ПК1, ни к зоне Р2. Он расположен в зоне Ж1 -, то есть зоне существующей жилой застройки в связи с чем Мэрия г.Ульяновска неправомерно отказывает ей в предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.

Проверяя доводы Ворковой Е.А. о правомерности отказа мэрии г.Ульяновска в предоставлении ей земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, суд установил следующее.

Решением Ульяновской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены Правила землепользования и застройки г.Ульяновска ( далее по тексту Правила), которые являются нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ульяновской области, Уставом муниципального образования "Город Ульяновск", Генеральным планом города Ульяновска, а также с учетом положений иных актов и документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития города Ульяновска, охраны его культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Согласно ч.1 ст.3 Правил, решения по землепользованию и застройке принимаются с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, включая Генеральный план города Ульяновска.

Как видно из Генерального плана города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской думы от ДД.ММ.ГГГГ , земельный участок, испрашиваемый Ворковой Е.А., находится на территории зеленых насаждений в зоне запрещения нового жилого строительства.

Вместе с тем, Согласно карте градостроительного зонирования Правил ( в редакции Решения от ДД.ММ.ГГГГ ) данный земельный участок находится в зоне ПК1 – коммунальной зоне размещения коммунальных и складских объектов 4 и 5 классов вредности.

Из пояснений представителя Мэрии г.Ульяновска Трифоновой О.В., данных ей в судебном заседании следует, что Правила землепользования и застройки г.Ульяновска утверждены Решением Ульяновской Городской Думы в 2004 году. В первоначальных редакциях Правил (до 2008 года) испрашиваемый Ворковой Е.А. земельный участок был отнесен к территориальной зоне Р2 – зоне зеленых насаждений общего пользования. В дальнейшем, при внесении изменений в Правила разработчиком проекта внесения изменений была допущена техническая ошибка при нанесении данной территориальной зоны, вследствие чего спорный земельный участок стал относиться к зоне ПК1. В настоящее время согласно Постановлению Главы города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ проводится работа по внесению изменений в Правила, и данный земельный участок после внесения изменений должен быть отнесен в зоне Р2, в которой размещение индивидуальных жилых домов не предусмотрено.

С учетом изложенного, суд полагает, что на момент рассмотрения заявлений Ворковой Е.А. вопрос об отнесении испрашиваемого Ворковой Е.А. земельного участка к той или иной зоне (либо зоне ПК1 либо зоне Р2 либо к какой-то другой зоне) однозначно решен не был, поскольку не оспаривая ошибочность отнесения испрашиваемого земельного участка к территориальной зоне ПК1, никаких документов, подтверждающих факт отнесения данного участка к другой территориальной зоне, представителем Мэрии г.Ульяновска представлено не было.

В соответствии со ст.7 Правил для приема предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки постановлением Главы города создается Комиссия по внесению изменений в Правила землепользования и застройки. Порядок внесения изменений в Правила землепользования и застройки осуществляется в соответствии со ст. 31 - 33 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно Постановлению исполняющего обязанности Главы города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО «г.Ульяновск». Из Приложения к данному Постановлению ( с учетом изменений, внесенных Постановлением Главы города от ДД.ММ.ГГГГ) видно, что срок направления Главой города в Ульяновскую Городскую Думу проекта о внесении изменений в Правила с результатами публичных слушаний – ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, в нарушение п.8 Положения об установлении запретных зон, запретных районов при арсеналах, базах, складах ВС РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , при решении вопроса об отказе в предоставлении заявленного Ворковой Е.А. земельного участка, мэрией г.Ульяновска не указано в чем заключается угроза безопасности военному складу и сохранности находящегося там имущества в случае строительства жилого дома на данном земельном участке.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что заявления Ворковой Е.А. как от ДД.ММ.ГГГГ, так и от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрены ненадлежащим образом, решения по данным заявлениям приняты преждевременно, без учета вышеуказанных обстоятельств.

Таким образом, требования Ворковой Е.А. о признании незаконными действий мэрии г. Ульяновска, связанных с ненадлежащим рассмотрением ее заявлений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

В связи с этим суд полагает необходимым возложить на Мэрию г.Ульяновска обязанность в соответствии с действующим законодательством рассмотреть заявления Ворковой Е.А. о выборе и предоставлении ей земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство по указанному ей адресу.

Поскольку в настоящее время определить относимость испрашиваемого Ворковой Е.А. земельного участка к той либо иной территориальной зоне не представляется возможным по причинам, указанным выше, в удовлетворении требований Ворковой Е.А. о запрете Мэрии г.Ульяновска отказывать ей в предоставлении в аренду под индивидуальное жилищное строительство спорного земельного участка по причинам отнесения его к территориальным зонам, где градостроительными регламентами строительство жилых домов запрещено, а также по другим основаниям, которые проверялись судом и признаны несостоятельными следует отказать.

Таким образом, заявление Ворковой Е.А. подлежит удовлетворению частично.

Судебные расходы в соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

С учетом изложенного с Мэрии г.Ульяновска в пользу Ворковой Е.А. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

Вместе с тем требование о взыскании в пользу Ворковой Е.А, расходов, понесенных ей на истребование информации в УФРС о принадлежности иным лицам прилагающих к спорному земельных участков, удовлетворению не подлежит, так как получение данной информации для рассмотрения поставленного перед судом вопроса не требовалось.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Ворковой Елены Александровны удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Мэрии города Ульяновска, связанные с ненадлежащим рассмотрением заявлений Ворковой Елены Александровны от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о выборе и предоставлении для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: Ульяновская <адрес>, на пересечении <адрес> и <адрес>, севернее жилого <адрес>, ориентировочной площадью <данные изъяты>

Обязать Мэрию г.Ульяновска в соответствии с требованиями действующего законодательства рассмотреть заявления Ворковой Елены Александровны о выборе и предоставлении земельного участка по вышеуказанному адресу.

Взыскать с Мэрии города Ульяновска в пользу Ворковой Елены Александровны государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

В удовлетворении остальной части заявления Ворковой Елене Александровне - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней.

Судья: подпись В.Е.Усова

Копия верна:

Судья: В.Е.Усова