Дело № Р Е Ш Е Н И Е 29 апреля 2011 года город Ульяновск Заволжский районный суд города Ульяновска в составе председательствующего судьи Э.Р.Кузнецовой, с участием адвоката В.Г.Самсоновой, при секретаре А.С.Бычихиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Былиной Людмилы Михайловны, Денисова Николая Васильевича к мэрии города Ульяновска об обязании произвести капитальный ремонт дома У С Т А Н О В И Л: Былина Л.М. и Денисов Н.В. обратились в суд с иском к мэрии г.Ульяновска об обязании произвести капитальный ремонт дома. В заявлении истцы указывают, что проживают в <адрес>, который построен в 1958 году. С момента застройки в доме не проводились работы по капитальному ремонту, кроме ремонта крыши в 2005 году. На сегодняшний день дом находится в аварийном состоянии. В 2004 году решением Ульяновской городской думы дом был включен в список ветхого фонда и подлежал сносу до 2010 года, однако программу сноса ветхого фонда отменили. Обязанность по проведению капитального ремонта лежит на ответчике, так как дом находится на балансе города. До момента передачи дома в управление управляющей компании жильцы дома оплачивали расходы на капитальный ремонт дома, однако ни администрация города Ульяновска, ни инспекция жилищно-коммунального хозяйства ремонт в доме не производили, хотя плата взималась. Расположенные в доме квартиры находятся как в собственности граждан, так и в собственности администрации города Ульяновска. С собственниками квартир администрация города Ульяновска не состоит в договорных отношениях, но считаю, что обязательства по капитальному ремонту дома возникли у ответчика еще до 1 марта 2005 года, то есть до введения нового Жилищного Кодекса РФ, но до сегодняшнего дня свои обязательства ответчик так и не исполнил. Просили обязать мэрию г.Ульяновска произвести работы по капитальному ремонту <адрес> в <адрес>: восстановить облицовку и штукатурку фасада, окраску фасада, заменить оконные и балконные заполнения с остеклением на энергоэффективные и шумоизоляционные, произвести ремонт балконов, ремонт фундамента, отмостки вокруг всего дома, восстановление дорожек от подъездов, герметизацию мест пересечения инженерных коммуникаций с фундаментами здания, восстановление тротуара на придомовой территории, восстановление освещения на придомовой территории, ремонт подъездов с заменой лестничных маршей, площадок второго этажа, полов, штукатурки и покраски подъезда, установку современного безопасного электрооборудования, замену электропроводки, ремонт системы отопления в подъезде, установку пожарных шкафов и пожарной сигнализации, замену входных дверей, оборудование козырьков над входами в подъезды, восстановление освещения у подъездов, установку дистанционного управления запорных устройств на входных дверях, ремонт входной площадки, замену внутридомовой системы теплоснабжения, водоснабжения, энергоснабжения, канализации до колодца, вентиляции с современным оборудованием, замену отопительных батарей. Истица Былина Л.М. в судебном заседании исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала. Дополнила, что перечень ремонтных работ капитального характера, которые просят обязать выполнить ответчика, был утвержден на собрании собственников дома, на основании акта обследования, составленного специалистом ГЖИ Ульяновской области. Истец Денисов Н.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель истцов – адвокат Самсонова В.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала. Поясняла, что сама проживает в <адрес> с 2005 года, и уже в то время дом находился в аварийном состоянии. В 2005 году была отремонтирована крыша и заменена канализационная труба только от её квартиры до канализационного люка. В настоящее время при осмотре дома было установлено, что лестничные пролеты в подъездах, потолки, полы, дверные проемы находятся в непригодном состоянии, над входами в подъезды нет козырьков, отсутствует придомовое освещение, электропроводка дома вся сгнила, отмостки вокруг дома, так же видны следы наличия коррозии подоконных отливов, поэтому полагает, что дом требует капитального ремонта. Представитель ответчика мэрии города Ульяновска Цыплова М.А. в судебном заседании с иском не согласилась. Поясняла, что мэрия в договорных отношениях с истцами не состоит, исполнителем услуг жилищно-коммунального хозяйства, в том числе работ капитального характера, не является. Производство капитального ремонта в полномочия мэрии города Ульяновска не входит. В соответствии с Уставом муниципального образования «город Ульяновск», мэрия города является исполнительно-распорядительным органом. Денежные средства, составляющие плату за жилое помещение, в бюджет муниципального образования не поступают. Собственники помещение <адрес> использовали свое право и обязанность, предоставленные Жилищным кодексом РФ о выборе способа управления многоквартирным домом. Управление данным домом осуществляет ОАО «Домоуправляющая компания Заволжского района», которая обязана обеспечить квалифицированное и качественное обслуживание жилого дома, бесперебойную, безаварийную работу всех инженерных систем, сетей, является исполнителем услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, переданного ей в управление. Кроме того, в соответствии с Жилищным Кодексом собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя содержания расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Расходы на содержание мест общего пользования, включая их текущий и капитальный ремонт, возложены на всех собственников помещений многоквартирного дома, в том числе и на истцов. Согласно пункту 2 статьи 158 ЖК РФ вопросы организации капитального ремонта решает только собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Данный вопрос на рассмотрении общего собрания собственников жилых помещений не выносился. 07.02.2011 года жильцами дома собрание проводилось, однако на нем было решено избрать представителей дома для обращения в суд с иском о проведении капитального ремонта и в данном собрание представитель Мэрии участия не принимал. В настоящее время из восьми квартир в доме в муниципальной собственности находится лишь три комнаты в квартирах, поэтому бремя капитального ремонта должно быть возложено на собственников. Дом был включен в программу ветхого жилого фонда, жители дома подлежали переселению, а дом – сносу, однако ввиду отсутствия федерального финансирования данная программа приостановлена. Представитель третьего лица ОАО «ДК Заволжского района» Эргашев Э.Б. в судебное заседание не явился. О дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании с иском согласился. Пояснял, что обязанность по проведению капитального ремонта дома возникла еще до введения в действие нового Жилищного кодекса РФ, следовательно, правоотношения сторон по проведению капитальному ремонту возникли еще в период действия ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года. По ранее действовавшему законодательству с истцов удерживалась плата на капитальный ремонт дома, а на собственнике жилья лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования. Однако ни администрация г.Ульяновска, ни созданные по ее решению жилищно-коммунальные хозяйства ремонт в <адрес> не производили, хотя плата за него взималась. Вместе с тем, даже согласно жилищному законодательству органы местного самоуправления в целях создания условий для управления многоквартирными домами могут предоставлять управляющим организациям бюджетные средства на капитальный ремонт домов. Расположенные в доме квартиры находятся как в собственности граждан, так и в собственности администрации г. Ульяновска. В отношении жилых помещений занимаемых гражданами на основании договоров социального найма администрация г.Ульяновска обязана осуществлять капитальный ремонт помещений, что прямо оговорено в законе п.п. 3 п. 2 ст. 65 ЖК РФ, то есть в данном случае, уже и после вступления в силу нового Жилищного кодекса РФ. Проведение текущего ремонта без капитального ремонта невозможно и небезопасно, поскольку дом сдан в эксплуатацию около 60-ти лет назад, и фундамент может не выдержать. Представитель третьего лица ОАО «ДК Заволжского района» Пачкова О.Н. в судебном заседании с иском согласилась по доводам, изложенным Эргашевым Э.Б. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в соответствии со ст.167 ГПК РФ. Выслушав истицу Былину Л.М., адвоката, представителей ответчика и третьего лица, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему. Материалами дела установлено, что <адрес> был построен и сдан в эксплуатацию в 1957 году, представляет собой двухэтажный жилой дом, состоящий из 2 подъездов, в соответствии с техническим паспортом по состоянию на 10 августа 2009 года, физический износ дома составлял 44%. Жилой <адрес> в г.Ульяновске находится в муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из реестра жилого фонда, переданного в муниципальную собственность по состоянию на 05.04.2011 года. В доме расположены как квартиры, занимаемые гражданами по договорам социального найма, и находящиеся в ведении администрации г.Ульяновска, являющиеся муниципальной собственностью, так и находящиеся в собственности граждан. При этом согласно сведениям, представленным ООО «РИЦ») (справки Формы №) в муниципальной собственности находятся комнаты: площадью 18 кв.м. и 15 кв.м. в трехкомнатной <адрес>, а также комната площадью 15,98 кв.м. в трехкомнатной <адрес>. Ранее жилой <адрес> в <адрес> находился на балансе УМУП ЖКХ «Заволжский». Согласно договору управления многоквартирным домом от 01 января 2008 года, данный дом передан в соответствии со ст.162 ЖК РФ в управление ОАО «ДК Заволжского района». В силу ст. 14 ЖК РФ, на орган местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Согласно Уставу муниципального образования «Город Ульяновск» мэрия города Ульяновска является исполнительно - распорядительным органом города Ульяновска, и в силу своих полномочий обязана осуществлять функции заказчика реконструкции, капитального ремонта муниципальных объектов, обеспечения финансирования работ. В соответствии с ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 «Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально культурного назначения», утвержденных приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года № 312, капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплутационные показатели ремонтируемых зданий. Продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов составляет в среднем от 10 до 25 лет. Как следует из пояснений сторон в судебном заседании, капитальный ремонт <адрес> в г.Ульяновске, за исключением ремонта крыши, начиная с 1957 года, не производился. Свидетель ФИО12. в судебном заседании пояснял, что жилому дому <адрес> требуется капитальный ремонт; свидетель ФИО13 пояснял, что состояние электрических сетей дома находится в удовлетворительном состоянии, однако электрическая система в доме старого типа. Наличие повреждений в доме, требующих выполнения работ по капитальному ремонту, зафиксировано в акте обследования жилого дома от 30.03.2011года, проведенного Государственной жилищной инспекций Ульяновской области, а также в актах проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленных ООО «Техно+». В судебном заседании установлено, что Постановлением Ульяновской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена городская целевая Программа по переселению граждан <адрес> из ветхого и аварийного жилищного фонда на период 2005 - 2010 годы. Согласно Приложению № к городской целевой Программе по переселению граждан <адрес> из ветхого и аварийного жилищного фонда на период 2005 - 2010 гг., <адрес> в <адрес> включен в список муниципального ветхого жилого фонда, где необходимо провести реконструкцию или отселение семей в 2003-2010 годах. Муниципальные здания, указанные в Приложении №, относятся к разряду ветхих, теряющих по отдельным основным конструктивным элементам свое назначение. Таким образом жилой <адрес> в <адрес> в силу своего технического состояния и физического износа был включен в перечень ветхого жилья. Из пояснений представителя мэрии следует, что дом подлежал сносу, а граждане, проживающие в нем – переселению, однако ввиду отсутствия финансирования действие Программы было приостановлено, и, по мнению суда при таких обстоятельствах, понуждение мэрии <адрес> к работам по капитальному ремонту данного дома нецелесообразно. По этому основанию иные доводы истцов во внимание приняты быть не могут. При этом граждане, проживающие в таком жилье, не ограничены в выборе способов защиты своих жилищных права, в том числе и путем предъявления требований о переселении в иное жилое помещение. В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ установлен перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, в частности, пунктом 10 части 1 указанной статьи предусмотрено, что Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Согласно части 4 статьи 15 Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ орган местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга принимают решение о включении в муниципальную адресную программу или региональную адресную программу многоквартирных домов, указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи, при наличии решений общих собраний членов товариществ собственников жилья, членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах об участии в указанной адресной программе. В материалах дела отсутствуют сведения о том, что <адрес> включен в программу капитального ремонта, положительного решения по заявке ОАО «ДК Заволжского района» на проведение капитального ремонта не принято. Таким образом судом не установлено, что ветхое жилье, которым по определенным показателям был признан жилой <адрес>, может быть приведено в состояние пригодное для проживания в результате капитального ремонта. Следует также отметить, что отсутствует решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по <адрес> об участии в вышеуказанной адресной программе. Представленный истцами протокол № от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует лишь о том, что на собрании собственников дома было решено избрать истцов Былину Л.М. и Денисова Н.В. в качестве представителей от дома для обращения в суд с иском о капитальном ремонте дома. В соответствии со ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Поэтому при разрешении требований судом учитывается и то обстоятельство, что отсутствует решение собственников многоквартирного дома, в чьей компетенции находятся вопросы определения необходимости проведения ремонта с определением размера финансирования. Принимая во внимание все вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований Былиной Л.М. и ФИО3 к мэрии <адрес> об обязании произвести капитальный ремонт жилого <адрес> в <адрес> следует отказать. На основании изложенного и руководствуясь ст.12,56,67,167, 194-199 ГПК РФ Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Былиной Людмилы Михайловны, Денисова Николая Васильевича к мэрии <адрес> об обязании произвести капитальный ремонт <адрес>, отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.Судья Э.Р.Кузнецова