Дело № 2-1020/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 08 апреля 2011 года город Ульяновск Заволжский районный суд г.Ульяновска в составе председательствующего судьи Мочаловой О.И., при секретаре Яшновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Улендеева Вячеслава Борисовича о признании незаконными действий Мэрии города Ульяновска и обязании подготовить и выдать градостроительный план земельного участка и разрешения на строительство жилого дома, УСТАНОВИЛ: Улендеев В.Б. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Комитета архитектуры и градостроительства Мэрии г.Ульяновска об отказе в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, по адресу: <адрес>. Свои требования мотивировал тем, что является собственником земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (кадастровый номер №), на данном земельном участке расположен жилой дом, который на праве собственности также принадлежит заявителю Улендееву В.Б. На участке, расположенном по спорному адресу, заявитель решил построить еще один жилой дом, поскольку площадь земельного участка ему это позволяет. С этой целью он обратился в Комитет архитектуры и градостроительства Мэрии <адрес> с заявлением о подготовке градостроительного плана, в выдаче которого ему было отказано со ссылкой на то, что земельный участок расположен в границах запретного района в/ч 34236, и строительство на нем запрещено. Не согласившись с отказом, ФИО2 обратился в суд. Просил обязать Комитет архитектуры и градостроительства Мэрии г.Ульяновска подготовить и выдать ему градостроительный план на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> и разрешение на строительство жилого дома на данном земельном участке. Заявитель Улендеев В.Б. в судебном заседании требования уточнил, просил признать незаконными действия Мэрии г.Ульяновска по отказу в подготовке и выдаче ему градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> разрешения на строительство жилого дома по указанному адресу; обязать Мэрию г.Ульяновска подготовить и выдать ему градостроительный план земельного участка под строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> разрешение на строительство индивидуального жилого дома. Представитель Комитета архитектуры и градостроительства Мэрии г.Ульяновска Трифонова О.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена, представила отзыв на заявление, которым сообщает, что ДД.ММ.ГГГГ в мэрию <адрес> поступило заявление от Улендеева В.Б. о подготовке градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома. Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен ответ, что указанный земельный участок расположен в границах запретного района в/ч 34236, в связи с чем, подготовка градостроительного плана земельного участка будет возможна после снятия ограничений. Согласно карте зон действия ограничений по условиям окружающей среды Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденной Решением Ульяновской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № с изменениями и дополнениями, спорный земельный участок расположен в зоне ограниченного строительства запретного района. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Согласно описанию границ запретной зоны и запретного района войсковой части 34236, утвержденному Главой администрации Ульяновской области 04.06.2004, земельный участок входит в границы запретной зоны. Поскольку до настоящего времени ограничения по использованию данного земельного участка не сняты, ответ Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска подготовлен в соответствии с действующим законодательством. И, в связи с тем, что от заявителя в Мэрию города Ульяновска не поступало заявления о выдаче разрешения на строительство, требование об обязании выдать разрешение на строительство считает не обоснованным. На основании изложенного просит суд отказать в удовлетворении требований Улендееву В.Б. в полном объеме, и рассмотреть дело в отсутствие представителя Комитета архитектуры и градостроительства Мэрии г.Ульяновска. Представители Мэрии города Ульяновска, в/ч 34236 в судебное заседание не явились, о времени месте судебного разбирательства извещены. Исследовав материалы дела, заслушав заявителя, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (Бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как следует из материалов дела, заявителю Улендееву В.Б. на основании решения Заволжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером № в границах кадастрового плана земельного участка, находящийся по адресу: <адрес>, <адрес> на землях поселений, находящихся в ведении администрации <адрес>, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права сер. № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Улендеев В.Б. обратился в мэрию г.Ульяновска с заявлением о подготовке градостроительного плана на земельный участок по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Комитетом архитектуры и градостроительства Мэрии г.Ульяновска Улендееву В.Б. дан ответ, из которого следует, что земельный участок расположен в границах запретного района в/ч 34236, строительство на территории запретного района промышленных, социально-бытовых и других объектов запрещено, подготовка градостроительного плана будет возможна после снятия ограничений. Оценивая законность действий Мэрии <адрес> по рассмотрению обращения ФИО2, суд руководствуется следующим. В целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера Правительство РФ постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ утвердило Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В соответствии с пунктом 8 данного Положения запрещается строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военному складу и сохранности находящегося там имущества. В случае особой необходимости строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения на территории запретного района может разрешаться в каждом конкретном случае органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся военные склады, по согласованию с органами военного управления, в ведении которых они находятся. Согласно карте зон действия ограничений по условиям окружающей среды Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденной Решением Ульяновской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок по адресу <адрес> расположен в зоне ограниченного строительства запретного района в/ч 34236. Между тем суду Мэрией <адрес> не предоставлена информация, какую угрозу безопасности военному складу и сохранности находящегося там имущества создаст строительство жилого дома на участке по <адрес>. Однако только при установлении такой угрозы строительство в силу пункта 8 Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, может быть запрещено. В то же время земельный участок, площадью 854 кв.м. с кадастровым номером № (по генплану по 2 пер.Одесский, 12А в <адрес>) принадлежит Улендееву В.Б. на основании повторно выданного свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, которое зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за № УФРС по Ульяновской области, и предоставлялся ему именно для индивидуального жилищного строительства и каких-либо ограничений в пользовании земельным участком не содержалось, хотя положения вышеуказанного законодательства, на которые ссылается Комитет архитектуры и градостроительства Мэрии г.Ульяновска в обоснование своей позиции, на момент предоставления земельного участка уже действовали. Правомерность предоставления земельного участка в собственность Улендееву В.Б. Мэрия г.Ульяновска не оспаривает. Спорный земельный участок <адрес> согласно градостроительному плану находится в центре жилого массива. Рядом и на прилегающих к участку улицах имеются другие жилые дома, в том числе возведенные после 2000 года. При таких обстоятельствах заявление Улендеева В.Б. о признании незаконным отказа Ммэрии г.Ульяновска в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> является обоснованным и подлежит удовлетворению. При этом в силу ст.258 ГПК РФ на Мэрию г.Ульяновска возлагается обязанность по подготовке и выдаче заявителю градостроительного плана земельного участка. Что касается требований Улендеева В.Б. об обязании Мэрии г.Ульяновска выдать разрешение на строительство на участке, расположенном по адресу: <адрес>, суд пришел к следующему. Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка. В соответствии с п.7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению, помимо прочих документов должен прикладываться градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории. Как установлено материалам дела, Улендеев В.Б. в Мэрию города Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по спорному адресу не обращался, что не оспаривалось заявителем в ходе судебного заседания. Следовательно, требование Улендеева В.Б. об обязании выдать разрешение на строительство не является основанным на законе, заявителем не соблюден досудебный порядок разрешения спора в данной части. Таким образом, требования Улендеева В.Б. подлежат частичному удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.51 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст.12,56,194-199,254-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Улендеева Вячеслава Борисовича удовлетворить частично. Признать действия Мэрии г.Ульяновска по отказу в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Улендееву Вячеславу Борисовичу, незаконным. Обязать Мэрию г.Ульяновска подготовить и выдать Улендееву Вячеславу Борисовичу градостроительный план земельного участка под строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: город <адрес> <адрес> <адрес>. В остальной части заявления Улендееву Вячеславу Борисовичу отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г.Ульяновска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья О.И. Мочалова