Дело № 2-1141/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 мая 2011 года город Ульяновск Заволжский районный суд г.Ульяновска в составе председательствующего судьи Петровой С.А. с участием помощника прокурора Дуниной Е.В. при секретаре Лазаревой Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самсоновой Веры Георгиевны к администрации г. Ульяновска о возмещении морального и материального вреда, У С Т А Н О В И Л : Самсонова В.Г. обратилась в суд с иском к администрации г. Ульяновска о возмещении морального и материального вреда. В обоснование своих требований истица указала, что ДД.ММ.ГГГГ около 18.00 часов переходила дорогу по пешеходному переходу на перекрестке <адрес> и ул. <адрес>. Дорога была покрыта сплошным льдом, припорошенным снегом. Дорожное покрытие было не очищено, лед лежал неравномерно, продавлен был при движении машинами. При переходе дороги она поскользнулась, упала и повредила ногу. В травмпункте МУЗ ЦГКБ ей был постановлен диагноз: <данные изъяты>. В силу ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципалитеты обязаны производить содержание автомобильных дорог общего пользования. Дорога по <адрес> относится к дорогам общего пользования. Однако, ответчик уборку дороги не осуществлял, в результате чего она и получила травму. В связи с полученной травмой она проходила амбулаторное лечение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Полученная травма причинила ей огромные физические и нравственные страдания, испытывала сильную боль, не могла передвигаться, в связи с чем у неё обострились имеющиеся заболевания. Кроме того, в связи с длительной нетрудоспособностью оказалась в трудном материальном положении. Несмотря на то, что она прошла амбулаторное лечение, нога продолжает болеть, опухоль сохраняется, передвигается она с трудом при помощи палочки. Наряду с этим она понесла и затраты на лечение: за прокат костылей уплачено 669 руб. 06 коп., за ортопедическую обувь и бандаж 1840 руб., всего 2509 руб. 06 коп. Просит взыскать с администрации города Ульяновска в свою пользу материальный ущерб 2509 руб. 09 коп., компенсацию морального вреда 50000 руб. 00 коп. Истица Самсонова В.Г. в судебное заседание не явилась. О времени и месте слушания дела извещена. В заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие. Исковые требования поддержала и уточнила. Просила взыскать дополнительно расходы на лекарственные препараты на сумму 630 руб. 12 коп. Будучи допрошенной ранее, исковые требования полностью поддержала. Представитель ответчика в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела извещен. В отзыве на исковое заявление указывает. Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Руководствуясь ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. По смыслу ст. 15 ГК РФ основанием для удовлетворения требования о взыскании убытков является наличие: противоправности в действиях причинителя вреда; вины; причинно-следственной связи между понесенными убытками и противоправным действием ( бездействием) причинителя вреда; факта причинения ущерба и документально подтвержденного размера убытков. Доказыванию подлежит каждый элемент убытков. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Истцом не представлено доказательств ненадлежащего состояния, наличие льда на автомобильной дороге на перекрестке <адрес> в г. Ульяновске. Административный материал по факту ДД.ММ.ГГГГ в отношении мэрии не составлялся. Мэрия г. Ульяновска к административной ответственности не привлекалась. Инспектор ГИБДД обязан при выявлении недостатков в содержании дорог, которые стали причиной происшествия, составить акт выявленных недостатков в содержании дорог и направить его в организацию, ответственную за содержание данного участка дороги. Акт должен содержать выводы относительно обстоятельств ДТП с участием истца и наличия причинно-следственной связи между этим ДТП и недостатками на дороге. Истцом не представлен акт о недостатках в содержании дороги и другие доказательства наличия недостатков на проезжей части. В соответствии с п.2 ст. 12 ФЗ-196 от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В соответствии с п.13 основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения. В соответствии с муниципальным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ, МУП «Ульяновскдорремсервис» обязано осуществлять выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в г. Ульяновске, в том числе и зимний период, которые включают в себя очистку дорог от снега и распределение пескосоляной смеси на дорогах для устранения скользкости. В соответствии с пунктом 1.4 контракта подрядчик гарантирует выполнение обязательств по объемам и качеству работ в соответствии с проектно-сметной документацией и условиями контракта. Комитет определяет допустимый уровень транспортно-эксплуатационного состояния автодорог: поддержание установленного допустимого уровня содержания с обеспечением круглосуточного, бесперебойного, безопасного движения автотранспорта по автодорогам, состояния конструктивных элементов дорог и искусственных сооружений; состояние покрытия проезжей части, обочин и укрепительных полос, состояния технических средств организации дорожного движения, качество выполненных работ по контракту установлены ГОСТ Р 50597-93. Выполнение работ по содержанию автодорог производится в соответствии с установленными требованиями, предъявляемыми к каждому элементу дороги на основании локальной сметы, утвержденной заказчиком. Также в соответствии с п.6.8. контракта подрядчик несет полную материальную ответственность перед физическими и юридическими лицами по искам третьих лиц в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения условий контракта. Таким образом, в случае выявления нарушений ответственность за них в соответствии с действующим законодательством должна нести подрядная организация, осуществляющая в соответствии с муниципальным контрактом работы по содержанию автомобильных дорог г. Ульяновска, который в данном случае является МУП «Ульяновскдорремсервис». В соответствии с приказом от 12.11.2007 года № 160 Министерства транспорта РФ «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них», приказом, утвержденным государственным комитетом РСФСР по жилищно-коммунальному хозяйству от 24.05.1991 № 10 «Об утверждении классификации работ по ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства городов, рабочих, курортных поселков и райсельцентров РСФСР» подрядчик выполняет следующие виды работ: в состав работ по содержанию входят: очистка проезжей части от мусора, грязи, посторонних предметов; устранение деформаций и повреждений ( заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов; ликвидация колей глубиной до 30 мм; фрезерование или срезка гребней выпора и неровностей по колеям ( полосам наката) с заполнением колей черным щебнем или асфальтобетоном и устройством защитного слоя на всю ширину покрытия; восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на отдельных участках длиной до 50 м; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 100 м3 на 1 километр. В состав работ по зимнему содержанию входит: уход за постоянными снегозащитными сооружениями; механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин; погрузка и вывоз снега; распределение противогололедных материалов; очистка от снега и льда элементов мостового полотна, а также зоны сопряжения с насыпью, подферменных площадок, опорных частей, пролетных строений, опор, конусов и регуляционных сооружений, подходов и лестничных сходов; круглосуточное дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью, патрульная снегоочистка; устройство, поддержание в чистоте и порядке зимних автомобильных дорог(автозимников); борьба с наледями на автомобильных дорогах, в том числе у искусственных сооружений. Данные работы выполняются в полном объеме о чем свидетельствуют акты выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ, счета-фактуры. Следовательно, вывод о бездействии мэрии по надлежащему выполнению обязанностей по зимней уборке автомобильной дороги на перекрестке <адрес> – <адрес> в г. Ульяновске не состоятелен. В удовлетворении исковых требований Самсоновой В.Г. следует отказать в полном объеме. Представитель третьего лица УМУП «Благоустройство Заволжья» в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела извещен. В отзыве на иск указывает, что с иском Самсоновой В.Г. не согласны по следующим основаниям. Городские автомобильные дороги являются собственностью муниципального образования «город Ульяновск», согласно постановлению мэра г. Ульяновска № от ДД.ММ.ГГГГ городские дороги включены в реестр муниципальной собственности. Бремя ответственности в соответствии со ст. 210 ГК РФ несет собственник. УМУП «Благоустройство Заволжья» выполняет работу согласно заключенным муниципальным контрактам с Комитетом жилищно-коммунального хозяйства мэрии г. Ульяновска или Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта г. Ульяновска только в левобережье города Ульяновска: Заволжском районе, при условии если предприятие участвует в тендерах наряду с другими дорожными организациями, выигрывает и заключает муниципальный контракт на выполнение ремонтных работ на определенных условиях контракта, а именно согласно перечня дорог и денежных средств, обусловленных контрактом. Ответственность за выполнение работ по муниципальным контрактам у подрядчика возникает перед заказчиком, а не перед истцом. Все работы выполняются УМУП «Благоустройство Заволжья» по заданию заказчика, то есть комитета жилищно-коммунального хозяйства мэрии г. Ульяновска или комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта г. Ульяновска. Финансирование по данным работам производится за счет городского бюджета в рамках заключенного муниципального контракта, согласно определенных контрактом денежных средств. В 2011 году контракты на ремонтные работы и уборку автомобильных дорог с предприятием не заключались, соответственно ремонтные работы не выполнялись и уборка дорог не производились. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. В силу ст. 16 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне лежит на органах местного самоуправления. В соответствии с ч.4 ст. 6 ФЗ-196 «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципального образования. В соответствии с данными нормами обязанность по осуществлению деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения несет муниципальное образование. Мэрия города Ульяновска – местная администрация, являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск», наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения. К числу полномочий мэрии г. Ульяновска в соответствии с Уставом муниципального образования «город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Содержание и ремонт автомобильной дороги на перекрестке ул. Тельмана-ул. Жуковского Заволжского района г. Ульяновска УМУП «Благоустройство Заволжья» не производило. Дело просил рассмотреть в отсутствие. Представитель третьего лица МУП «Ульяновскдорремсервис» в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела извещен. В заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на иск указывает, что согласно распоряжению Комитета по управлению городским имуществом № от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче имущества» из договора безвозмездного пользования МУП «Ульяновскдорремсервис» были исключены объекты коммуникаций: автодороги, лестничные спуски, мосты, пешеходные и подземные переходы, пешеходные тоннели, путепроводы, ливневые канализации, дренажи, коллекторы. МУП «Ульяновскдорремсервис» является подрядной организацией и отвечает за качество выполненных работ перед генподрядчиком или заказчиком – Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии города Ульяновска. В соответствии с ч.4 ст. 6 ФЗ-196 «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципального образования. К числу полномочий мэрии г. Ульяновска согласно ст. 37 Устава муниципального образования «город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Городские дороги включены в реестр муниципальной собственности и в соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя их содержания несет собственник. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства в порядке ст. 167 ГПК РФ. Исследовав материалы дела, выслушав заключение помощника прокурора, суд приходит к следующему. В силу ст. 1 Устава муниципального образования «город Ульяновск», муниципальное образование "Город Ульяновск" является городским округом, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Ульяновской области. Статус и границы муниципального образования "Город Ульяновск" устанавливаются законом Ульяновской области, в соответствии с которым в границах города находятся следующие не являющиеся муниципальными образованиями районы города: Железнодорожный, Заволжский, Засвияжский, Ленинский. В соответствии со ст. 3 Устава к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как следует из ст. 16 ФЗ № 131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения городского округа. Исходя из своих полномочий Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии города Ульяновска заключил муниципальный контракт № № от ДД.ММ.ГГГГ года с муниципальным унитарным предприятием «Ульяновскдорремсервис» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах муниципального образования «город Ульяновск». Согласно п. 1.2. указанного выше контракта к основным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них относятся: - поддержание установленного допустимого уровня содержания с обеспечением круглосуточного бесперебойного, безопасного движения автотранспорта по автодорогам, состояния конструктивных элементов дорог и инженерных сооружений; - состояние покрытия проезжей части, обочин и укрепительных полос, состояния технических средств организации дорожного движения, качество выполненных работ по контракту установлены ГОСТ Р 50597-93. Предъявляя исковые требования Самсонова В.Г. ссылается на то, что вред здоровью причинен по вине мэрии города Ульяновска, которая ответственна за надлежащее состояние автомобильных дорог и на основании ст.ст. 1064, 151, 1099-1101 ГК РФ обязана возместить причиненный ей моральный и материальный вред. В соответствии с п.1,2 ст.1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред; лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Для применения ответственности, предусмотренной указанными выше статьями гражданского кодекса РФ необходимо установить наличие состава нарушения, включающего причинение вреда и доказанность его размера, противоправность действий, вину причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между действиями ответчика и возникшими у истца неблагоприятными последствиями. Предъявив данные требования истица должна доказать неправомерность действий (бездействия) ответчика, наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникновением ущерба. Из акта о приемке выполненных работ по муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г. Ульяновска и МУП «Ульяновскдорремсервис» по содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах муниципального образования «город Ульяновск» следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ очистка дорог от снега произведена полностью. Указанными выше документами подтверждено, что мэрией города Ульяновска надлежащим образом исполнялись обязанности по содержанию автомобильных дорог. В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В ходе рассмотрения дела судом истица не представила доказательств с достоверностью свидетельствующих о противоправности действия ( бездействия) мэрии. Факт падения истицы при переходе автомобильной дороги не является безусловным основанием для признания мэрии виновной в причинении материального и морального вреда и удовлетворения иска. Доводы истицы о том, что противоправность действия (бездействия) мэрии заключается в ненадлежащем содержании автомобильных дорог противоречат материалам дела. Допрошенные в ходе судебного разбирательства свидетели ФИО10 ФИО7 подтвердили лишь тот факт, что истица упала и получила травму ноги, а они помогли ей дойти до дома, из чего также нельзя сделать вывод о виновности в случившемся ответчика. Кроме того, из пояснений самой истицы Самсоновой В.Г. следует, что все события происходили около 18.00 часов ДД.ММ.ГГГГ, однако, за медицинской помощью она обратилась спустя несколько часов, вызвав «скорую медицинскую помощь» на домашний адрес. Травматологическая карта № от ДД.ММ.ГГГГ составлена в 20 часов 47 минут. Из данной карты следует, что со слов больного подвернула левую стопу на улице. Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований Самсоновой В.Г. не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требовании Самсоновой Веры Георгиевны к администрации г. Ульяновска о возмещении морального и материального вреда отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г.Ульяновска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья подпись С.А. Петрова Копия верна Судья С.А. Петрова