о признании незаконным бездействие должностных лиц МОУ СШ № 41



Дело № 2-1142/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 мая 2011 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Петровой С.А.

с участием помощника прокурора Дуниной Е.В.

при секретаре Лазаревой Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 41», мэрии города Ульяновска о признании незаконным бездействие должностных лиц,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Заволжского района города Ульяновска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и в интересах несовершеннолетних к Муниципальному общеобразовательному учреждению муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 50», мэрии г.Ульяновска о признании незаконным бездействие должностных лиц МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41» и мэрии г.Ульяновска, об обязании приобрести учебные и наглядные пособия, технические средства обучения, указав следующее. В соответствии с п.7 ст. 14 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образо­вании» образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стан­дартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными пра­вовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными пра­вовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязан­ности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не про­шедших военной службы, по основам военной службы. Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» органы местного самоуправле­ния обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан, а ч.3 ст. 14 названного Закона предусматривает, что дополнительное финанси­рование этой деятельности может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджет­ных средств с согласия собственников этих средств. Статьей 12 данного Федерального закона федеральными государст­венными образовательными стандартами среднего (полного) общего образова­ния предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражда­нами навыков в области гражданской обороны. Во исполнение требований федерального законодательства принята Ин­струкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в об­разовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образо­вательных учреждениях начального профессионального и среднего профес­сионального образования и учебных пунктах, утвержденная приказом Мини­стра обороны РФ № 96, Министерства образования и науки РФ от 24.02.2010 № 134 (далее - Инст­рукция). В соответствии с п.9 Инструкции органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организуют обучение гра­ждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам во­енной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Согласно п. 11 Инструкции руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным зна­ниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспе­чивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. На основании п. 13 Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образователь­ных учреждениях среднего (полного) общего образования осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандар­тами в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». В соответствии с п. 14 Инструкции в образовательных учреждениях соз­дается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответст­вии с требованиями федеральных государственных образовательных стандар­тов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учеб­ными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортив­ный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Вместе с тем, проведенной проверкой в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41» установлено, что данное образовательное учреждение имеет недостаточную материально-техническую базу для обучения граждан начальным знаниям в области оборо­ны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с государст­венными стандартами. Так, в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41» отсутствует оборудование, предусмотренное Инструкцией. При этом мэрия г.Ульяновска, как орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, организует обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а, следовательно, при организации учебного процесса должна учитывать положение действующего законодательства и соблюдение его муниципальными образовательными учреждениями. Недостаточная материально-техническая база не позволяет обучающим­ся, представляющим собой неопределенный круг лиц, получать знания и на­выки, предусмотренные государственными образовательными стандартами. Просит суд признать незаконным бездействие МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41» и мэрии города Ульяновска, выразившееся в том, что ими не создана надлежащая учебно-материальная база для обучения учащихся по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41» и мэрию города Ульяновска в срок до 01 сентября 2011 года приобрести учебные и наглядные пособия, технические средства обучения в соответствии с рекомен­дуемыми нормативами материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, установленными приложением №1 к Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации началь­ным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, об­разовательных учреждениях начального профессионального и среднего про­фессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Ми­нистра обороны РФ № 96, Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 № 134, а именно: массогабаритный макет 7,62-мм (или 5,45-мм) автомата Калашникова- 2 шт.; макет простейшего укрытия в разрезе - 1 шт.; макет убежища в разрезе - 1 шт.; манекен-тренажер для реанимационных мероприятий - 1 шт., шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная) – 1 шт.

Старший помощник прокурора Заволжского района города Ульяновска Дунина Е.В. в судебном заседании исковые требования полностью поддержала.

Представитель ответчика МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41» Адрианова Т.В. с исковыми требованиями согласилась. Пояснила, что оснащение кабинета проведено не в полном объеме из-за отсутствия финансирования на эти цели.

Представитель ответчика мэрии города Ульяновска в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен.

Представитель третьего лица – Управления образования мэрии города Ульяновска в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела извещен.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения явившихся участников судебного разбирательства, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика мэрии г.Ульяновска и представителя третьего лица Управления образования мэрии города Ульяновска

Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41», исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 7 ст. 14 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.

В силу ч.1 ст.14 Федерального закона от 28.03.1998 №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» органы местного самоуправле­ния обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан, а ч.3 ст. 14 названного Закона дополнительное финанси­рование этой деятельности может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджет­ных средств с согласия собственников этих средств.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», п. 3 Постановления Правительства РФ от 31.12.1999 г. № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» получение начальных знаний об обороне, включая приобретение навыков в области гражданской обороны, осуществляется в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах.

Согласно Уставу МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41» указанное учебное заведение является самостоятельным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, смету, счета в органах казначейства, имущество. Учредителем школы по поручению Главы города являются органы местного самоуправления в лице Управления образования мэрии города Ульяновска и Комитета по управлению городским имуществом мэрии города Ульяновска. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41» реализует образовательные программы, в том числе, среднего (полного) общего образования.

Совместным Приказом Министра обороны РФ и Министра образования и науки РФ № 96/134 от 24.02.2010 утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах.

В соответствии с п.9 данной Инструкции органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организуют обучение гра­ждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам во­енной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

В силу п. 11 Инструкции обязанность по организации обучения граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, обеспечению материально-технического оснащения образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы возложена на руководителей этих образовательных учреждений.

Согласно п.13 Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования - в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Учебно-материальная база включает в себя в числе прочего предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, рекомендуемый перечень которых указан в Приложении № 1 к Инструкции ( п.14 ).

В ходе судебного разбирательства установлено, что требования законодательства о воинской обязанности в полном объеме МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41» не выполнены. Количество имеющихся в школе наглядных пособий и технических средств обучения не соответствует рекомендуемым нормативам материального технического оснащения образовательных учреждений. Указанный факт не оспаривался представителем ответчика в ходе судебного разбирательства.

На момент рассмотрения дела в суде указанные нарушения устранены в полном объеме не были, что свидетельствует о бездействии, которым нарушаются интересы неопределенного круга лиц, связанных с прохождением подготовки по основам военной службы с использованием не в полном объеме материального технического оснащения образовательного учреждения, что не может быть признано законным.

При этом, мэрия города Ульяновска, как орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, организуют обучение гра­ждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам во­енной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а, следовательно, при организации учебного процесса должна учитывать положение действующего законодательства и соблюдение его муниципальными образовательными учреждениями.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В данном случае прокурор обращается в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц – потенциальных и нынешних обучающихся в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 50», чьи интересы могут быть нарушены в связи с отсутствием материально-технической базы для прохождения подготовки по основам военной службы, что ведет к неготовности будущих военных к военной службе. Данное нарушение затрагивает интересы Российской Федерации.

С учетом изложенного, требования прокурора о признании незаконным бездействия ответчиков являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, анализируя все вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что обязанности по приобретению учебных и наглядных пособий, технические средства обучения в соответствии с рекомен­дуемыми нормативами материально-технического оснащения образовательных учреждений необходимо возложить на МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41», как на самостоятельное юридическое лицо, распределяющее выделенные денежные средства в пределах выделенных субвенций.

Следовательно, требования об обязании МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41» приобрести учебные и наглядные пособия, технические средства обучения в соответствии с приложением № 1 к Инструкции, перечисленные в уточненном исковом заявлении прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 41», мэрии города Ульяновска о признании незаконным бездействие должностных лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие мэрии города Ульяновска, муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 41», выразившееся в том, что ими не создана надлежащая учебно-материальная база для обучения учащихся по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 41» в срок до 01 сентября 2011 года приобрести учебные и наглядные пособия, технические средства обучения в соответствии с рекомен­дуемыми нормативами материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, установленными приложением №1 к Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации началь­ным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, об­разовательных учреждениях начального профессионального и среднего про­фессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Ми­нистра обороны РФ № 96, Министра образования и науки РФ от 24.02.2010 № 134, а именно: модернизированный автомат Калашникова 7,62-мм (или 5,45-мм) - 1 шт., макет простейшего укрытия в разрезе - 1 шт., макет убежища в разрезе - 1 шт., манекен-тренажер для реанимационных мероприятий - 1 шт., шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная) – 1 шт.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья С.А. Петрова