Дело №2-1209/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 01 июня 2011 года город Ульяновск Заволжский районный суд города Ульяновска в составе председательствующего судьи Скобенко Е.М., при секретаре Пелеевой Г.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» о признании незаконными действий по установлению платы за электроэнергию мест общего пользования, УСТАНОВИЛ: Прокурор Заволжского района города Ульяновска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» (ООО «СМУ») о признании незаконными действий по установлению платы за электроэнергию мест общего пользования, указав в его обоснование, что прокуратурой Заволжского района г. Ульяновска проведена проверка соблюдения ООО «СМУ» жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что ответчик в нарушение закона организовал начисление и взимание с граждан, проживающих в жилых домах, находящихся в их управлении, платы за услугу «электроэнергия мест общего пользования» отдельной строкой; решениями общих собраний жителей домов данная плата утверждена не была; кроме того, тариф за данную услугу введен необоснованно, поскольку при расчете тарифа не использовались показания приборов учета; считает действия ответчиков незаконными, противоречащими п.2,4 ст.154, ст.157, ст.158 ЖК РФ, п.3 Правил предоставления коммунальных услуг; согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение»; незаконными действиями должностных лиц ООО «СМУ» создаются условия и предпосылки к материальным потерям граждан, ограничению их конституционных прав; просит признать незаконными действия ответчика по установлению платы за услугу «электроэнергия МОП», обязать ответчика в дальнейшем не производить гражданам начисление платы за услугу «электроэнергия МОП», возместить гражданам путем перерасчета в счет последующих коммунальных платежей незаконно полученную плату за услугу «электроэнергия МОП» с момента установления по момент вынесения судебного решения. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Сакун А.В. исковые требования поддержал, просил признать незаконными действия ООО «СМУ» по установлению платы за услугу «электроэнергия МОП» отдельной строкой, обязать ООО «СМУ» в дальнейшем не производить гражданам начисления платы за услугу «электроэнергия МОП» отдельной строкой, обязать ООО «СМУ» возместить гражданам путем перерасчета в счет последующих коммунальных платежей незаконно полученную плату за услугу «электроэнергия МОП» с момента установления по момент вынесения судебного решения; в ходе судебного разбирательства доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, пояснял, что поводом к проведению проверки послужили жалобы граждан в прокуратуру района; считает, что действия ответчика являются незаконными, противоречащими законодательству, Правилам предоставления коммунальных услуг; при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных приборов учета; следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования; такой отдельной услуги, как электроэнергия мест общего пользования не предусмотрено, она оплачивается по строке «Электроэнергия», в связи с этим порядок взимания отдельной строкой за эту услугу является незаконным. Представитель ответчика ООО «СМУ» Семененко И.А. в суде исковые требования не признала, поясняла, что плата за услугу «электроэнергия МОП» фактически начислялась с ДД.ММ.ГГГГ; в настоящий момент услуга МОП отдельной строкой населению не выставляется, поскольку Роспотребнадзор при проверке установил, что начисление этой услуги отдельной строкой незаконно, сейчас оплата данной услуги входит в строку «электроэнергия», считает, что в действиях ООО «СМУ» в настоящий момент нарушений не имеется, поскольку ООО «<данные изъяты> даны соответствующие указания, услуга является коммунальной и должна оплачиваться, в структуре содержание и ремонт такая строка не заложена; произвести перерасчет невозможно, поскольку денежными средствами, собранными с граждан, уже перечислена оплата за электроэнергию поставщику; просила в иске отказать. Представитель третьего лица ООО «<данные изъяты>» ФИО1 в судебном заседании просила принять решение на усмотрение суда, поясняла, что УФ ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ производит начисление и прием платежей за жилое помещение и коммунальные услуги по поручению ООО «СМУ» на основании агентского договора № от ДД.ММ.ГГГГ; начисление платежей по услуге «Электроэнергия мест общего пользования» производилось на основании письменных указаний ООО «СМУ», руководствуясь при начислении размерами платы (объемами электрической энергии), предоставленными ответчиком; ООО «<данные изъяты>» самостоятельно не устанавливал и не рассчитывал объемы потребления (размера платы), в том числе и по услуге «Электроэнергия МОП»; агентский договор заключен от имени и за счет принципала, следовательно, права, обязанности и ответственность за осуществленные действия лежит на ООО «СМУ»; ООО «<данные изъяты>» получило письмо от ООО «СМУ» о производстве с ДД.ММ.ГГГГ начислений по коммунальной услуге «электроэнергия» в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения № к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, но прежде чем производить такие начисления ответчик должен предоставить сведения об объемах затрат и согласовать коэффициенты; коэффициенты не согласованы, поэтому начислений пока не производилось, поручение о перерасчете от ООО «СМУ» не поступало. Выслушав пояснения представителя прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, надзорное производство, суд приходит к следующему. Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, «коммунальные услуги» – это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. В силу изложенных норм плата за коммунальные услуги для граждан включает в себя плату за электроэнергию; при этом оплату гражданами иных услуг, в том числе электроэнергии, потребляемой в местах общего пользования (электроэнергии МОП), как отдельной услуги, указанные нормы не предусматривают. Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. В силу норм п.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации; общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям; в случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил. Согласно ч.2 ст.13 Федерального закона «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 №261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Таким образом, законодательством установлен общий принцип оплаты предоставленных услуг по электроснабжению исходя из фактически предоставленного объема электрической энергии по показаниям приборов учета. Как усматривается из представленных истцом квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг, наряду со строкой «электроэнергия» или «электроснабжение по КПУ» в указанные квитанции включены отдельные строки «электроэнергия МОП». При этом начисления платы за электроэнергию на работу приборов освещения мест общего пользования произведены из расчета 7 кВт.ч на человека. Указанные начисления произведены ООО «<данные изъяты>» на основании письма ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому ответчик просит с ДД.ММ.ГГГГ осуществлять начисления по коммунальной услуге «электроэнергия» для расчетов за электроэнергию, потребленную в жилых помещениях, - по установленным тарифам, за потребленную электроэнергию на освещение МОП и работу лифтов в домах, оборудованных лифтом – 14 кВт.ч /чел, в домах без лифта – 7 кВт.ч /чел. Впоследствии письмом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «СМУ» просит ООО «<данные изъяты>» приостановить начисления по строкам электроэнергия МОП и работа лифтов, введенные на основании письма от ДД.ММ.ГГГГ №, до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для электроснабжения - по пп. 1 п.3 приложения №2 к Правилам. Согласно пп.1 п.3 Приложения №2 к указанным Правилам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за электроснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле 9, которая включает объем коммунального ресурса (электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме; суммарный объем коммунального ресурса (электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета; суммарный объем коммунального ресурса (электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг; объем коммунального ресурса (электрической энергии), потребленный за расчетный период в данном жилом помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета; тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам порядок расчета платы за электроснабжение в многоквартирных жилых домах, оборудованных общедомовыми и индивидуальными приборами учета электроэнергии, предполагает его выполнение по формуле 9, которая в силу своих составляющих учитывает потребленную электроэнергию на работу приборов освещения мест общего пользования и лифтового оборудования, в связи с чем дополнительное начисление отдельными строками за «электроэнергию МОП» не требуется и противоречит указанным Правилам. Согласно решению Верховного Суда РФ от 02.10.2007 №ГКПИ07-1019 установленная абз.2 п.25 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг величина - 7 кВт.ч в месяц не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом. При таких обстоятельствах, исковые требования о признании незаконными действий ответчика по установлению с апреля 2010 года платы за электроэнергию мест общего пользования отдельной строкой в размере 7 кВт.ч с человека в месяц в отношении граждан, проживающих в жилых домах, управляемых ООО «СМУ», являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку данные действия ответчика противоречат изложенным нормам закона. В суде также установлено, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «СМУ» дало поручение ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ производить начисления по коммунальной услуге «электроэнергия» в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, указав, что объем фактически потребленной электроэнергии будет предоставляться. Вместе с тем, из пояснений представителя ООО «<данные изъяты>» установлено, что начисления в соответствии с указанными правилами до настоящего времени не производятся, поскольку не согласованы коэффициенты, перерасчет не производился. Доводы стороны ответчика о том, что ООО «<данные изъяты>» было направлено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ, а также представленные квитанции за март, апрель 2011 года, суд не может принять во внимание, поскольку они не свидетельствуют о производстве начислений гражданам в соответствии с формулой №9, установленной подпунктом 1 пункта 3 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. Напротив, в указанном письме идет речь о начислениях за электроэнергию МОП как за отдельную услугу, а ссылка на данные Правила отсутствует; представленные квитанции также содержат строку «в том числе электроэнергия МОП», что само по себе не свидетельствует о том, что начисления произведены по формуле №9, которая не предусматривает вычленения из рассчитанной платы за электроэнергию платы за электроэнергию МОП. По тем же основаниям суд не может принять во внимание представленный ответчиком акт Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку выводы данного акта сделаны на основании представленных ответчиком документов, которыми явились, по пояснениям представителя ответчика, указанные квитанции за март 2011 года по <адрес> за апрель 2011 года по <адрес>. Доводы ответчика о том, что ООО «<данные изъяты>» не выполняет их поручения, суд не может принять во внимание, поскольку прокурором заявлены требования в интересах неопределенного круга граждан – потребителей коммунальных услуг, правоотношения по начислению платежей за электроэнергию возникли у граждан с ООО «СМУ», а потому ответчик должен принять меры по устранению допущенных нарушений прав граждан-потребителей при начислении платы за эту услугу. На основании изложенного и поскольку оспариваемые действия ответчика признаются судом незаконными, следует обязать ООО «СМУ» устранить допущенное нарушение: не производить начисление платы за электроэнергию мест общего пользования отдельной строкой и возместить гражданам излишне полученную плату за электроэнергию мест общего пользования за период с ДД.ММ.ГГГГ путем перерасчета в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307, в счет последующих коммунальных платежей. Кроме того, в соответствии со ст.103 ГПК РФ в доход бюджета муниципального образования «Город Ульяновск» с ответчика ООО «СМУ» следует взыскать госпошлину в размере 200 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» по установлению платы за электроэнергию мест общего пользования отдельной строкой в отношении граждан, проживающих в жилых домах, управляемых Обществом с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление». Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» не производить начисление платы за электроэнергию мест общего пользования отдельной строкой и возместить гражданам излишне полученную плату за электроэнергию мест общего пользования за период с ДД.ММ.ГГГГ путем перерасчета в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307, в счет последующих коммунальных платежей. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» в доход бюджета муниципального образования «Город Ульяновск» государственную пошлину в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: Е.М.Скобенко