о признании незаконным бездействие должностных лиц МОУ Детско-юношеская спортивная школа



Дело № 2-1618/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 июня 2011 года город Ульяновск

Заволжский районный суд г.Ульяновска в составе

председательствующего судьи Царапкиной Е.В.

с участием прокуроров Сакун А.В., Дуниной Е.В.

при секретаре Самойловой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заволжского района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа Заволжского района», мэрии г.Ульяновска, Комитету по делам молодежи, физической культуре и спорту мэрии г.Ульяновска о признании незаконными действий по осуществлению образовательной деятельности в отсутствие лицензии, возложении обязанности получить лицензию на осуществление образовательной деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Заволжского района г.Ульяновска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа Заволжского района» (далее МОУДОД «ДЮСШ Заволжского района», мэрии г.Ульяновска, Комитету по делам молодежи, физической культуре и спорту мэрии г.Ульяновска о признании незаконными действий по осуществлению образовательной деятельности в отсутствие лицензии, возложении обязанности получить лицензию на осуществление образовательной деятельности, указав следующее.

В нарушение норм закона МОУДОД «ДЮСШ Заволжского района» осуществляет образовательную деятельность без специальной лицензии, получение которой обязательно, чем грубо нарушаются права несовершеннолетних воспитанников учреждения. В соответствии с ч.4 ст.14 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» обязательным является обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении, социальном учебно-воспитательном учреждении не могут ущемляться права ребенка. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. На образовательное учреждение возложена обязанность по обеспечению условий содержания воспитанников не ниже нормативных, а также предусмотрена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно ст.4 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

На каждый вид деятельности представляется лицензия. Образовательная деятельность образовательных учреждений и образовательные организации подлежат лицензированию.

Однако МОУДОД «ДЮСШ Заволжского района» осуществляет образовательную деятельность без специальной лицензии, получение которой обязательно, чем грубо нарушаются права несовершеннолетних воспитанников учреждения.

Просит признать незаконными действия МОУДОД «ДЮСШ Заволжского района» по осуществлению образовательной деятельности в отсутствие лицензии, обязать МОУДОД «ДЮСШ Заволжского района» в срок до 01.09.2011 получить лицензию на осуществление образовательной деятельности.

В судебном заседании помощники прокурора Сакун А.В., Дунина Е.В. исковые требования поддержали и уточнили, просят обязать МОУДОД «ДЮСШ Заволжского района» в срок до 01 января 2012 года получить лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Представители МОУДОД «ДЮСШ Заволжского района» Порозов Ю.М., мэрии г.Ульяновска и Комитета по делам молодежи, физической культуре и спорту мэрии г.Ульяновска Топчиева С.В., Комитета по делам молодежи, физической культуре и спорту мэрии г.Ульяновска Товстик В.В. с иском не согласны, пояснив, что отсутствие лицензии на образовательную деятельность не нарушает права и интересы воспитанников учреждения.

Представитель Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г.Ульяновска в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.4 ст.14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» обязательным является обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка. Пункт 1 ст.9 данного закона устанавливает, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении, социальном учебно-воспитательном учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Согласно п.1 ст.51 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Статьей 32 данного закона на образовательное учреждение возложена обязанность по обеспечению условий содержания воспитанников не ниже нормативных, а также предусмотрена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно ст.4 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии со ст.7 данного закона на каждый вид деятельности, указанный в п.1 ст.7 Закона, представляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Согласно требованиям ч.11 ст.28 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании» и Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277, образовательная деятельность образовательных учреждений и образовательные организации, созданные в иных организационно-правовых формах, а также научные организации, реализующие в соответствии с законодательством Российской Федерации основные и (или) дополнительные образовательные программы, а также программы профессиональной подготовки, подлежат лицензированию.

Согласно п.1 ст.12 этого же Закона образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемым Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

В соответствии с п.5 ст.4 данного Закона содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

На основании п.2 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 233, образовательное учреждение дополнительного образования детей – тип образовательного учреждения, основное предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Основными задачами учреждения является обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга; удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.

Согласно п.26 Типового положения содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения, а п.27 предусмотрено, что занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам.

В пункте 13 Типового положения указано, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

В силу пункта 2 ст.33.1 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании» лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

Из п.п.1.9, 1.11 Устава МОУДОД «ДЮСШ Заволжского района» следует, что учреждение проходит государственную аккредитацию и лицензирование в порядке, установленном Законом РФ «Об образовании», а право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные Законом, возникают у Учреждения с момента выдачи лицензии (разрешения).

Таким образом, в нарушение действующего законодательства Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа Заволжского района» осуществляет образовательную деятельность без специальной лицензии, получение которой обязательно, чем грубо нарушаются права несовершеннолетних воспитанников учреждения.

Указанный факт представителями ответчика не оспаривается.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В данном случае прокурор обращается в суд в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, являющихся воспитанниками учреждения, которые в силу возраста не могут самостоятельно обратиться в суд.

Таким образом, требования прокурора о признании незаконными действий Муниципального общеобразовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа Заволжского района» по осуществлению образовательной деятельности в отсутствие лицензии и возложении обязанности в срок до 01.01.2012 получить лицензию на осуществление образовательной деятельности являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы представителей ответчика об отсутствии бездействия со стороны должностных лиц учреждения, финансовой возможности суд находит несостоятельными, поскольку доказательств реальных действий, направленных на выполнение требований действующего законодательства суду не представлено.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая то, что Муниципальному общеобразовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа Заволжского района» и мэрии г.Ульяновска для исполнения настоящего решения необходимы временные и финансовые затраты, дополнительное финансирование на приобретение материально-технических средств в настоящее время не выделено, суд считает возможным определить ответчикам срок исполнения решения до начала Нового года, то есть до 01 января 2012 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12,45,56,194-199,206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Заволжского района г.Ульяновска удовлетворить.

Признать незаконными действия Муниципального общеобразовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа Заволжского района» по осуществлению образовательной деятельности в отсутствие лицензии.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа Заволжского района» в срок до 01.01.2012 получить лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г.Ульяновска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Царапкина Е.В.