Дело № 2- 1645/11 Р Е Ш Е Н И Е 03 июня 2011 года город Ульяновск Заволжский районный суд города Ульяновска в составе председательствующего судьи О.В.Миллер при секретаре А.Р. Мукатдесовой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беловой Ирины Владимировны к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска о признании недействительным решения от 29.03.2011 о привлечении к ответственности в части взыскания недоимки и пени, У С Т А Н О В И Л: Белова И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска о признании недействительным решения от 29.03.2011 о привлечении к ответственности в части взыскания недоимки и пени, указав следующее. ДД.ММ.ГГГГ специалистом УПФР в Заволжском районе г.Ульяновска была проведена камеральная проверка правильности исчисления. Полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР, обязательное медицинское страхование в ФФОМС и ТФОМС обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов. Проверка выявила недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 10392 рубля, образовавшуюся за период с ДД.ММ.ГГГГ в результате неуплаты указанных взносов. Также была выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 1619 руб. 76 коп. Решением от ДД.ММ.ГГГГ истица была привлечена к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, было предложено взыскать с нее суммы неуплаты страховых взносов 12002 руб. 76 коп. Пени в размере 195 руб. 84 коп. С решением истица не согласна, поскольку в указанный период она не вела деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и находилась в декретном отпуске – ДД.ММ.ГГГГ у нее родилась дочь, и с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время она находится в отпуске по уходу за ребенком. Просит суд признать недействительным решение ГУ УПФР в Заволжском районе г.Ульяновска от 30.03.2011 о привлечении ее к ответственности и взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР в сумме 10392 рубля за период с ДД.ММ.ГГГГ, обязательное медицинское страхование в ФФОМС и ТФОМС обязательного медицинского страхования в сумме 1610 руб. 76 коп., пеней в сумме 195 руб. 84 коп., штрафа в размере 1039 руб. 20 коп. В судебном заседании истица Белова И.В. уточнила свои исковые требования, просит признать решение Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ее, как плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 12002,76 руб., пени в сумме 195,84 руб. незаконным и отменить. При этом истица пояснила, что прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с регистрацией в ИФНС с 14.03.2011 года. При этом за 2010 год она предоставляла в ИФНС налоговую декларацию с нулевым балансом, поскольку никакой деятельности предпринимательской не вела в данный период. Представитель ГУ-УПФ РФ в Заволжском районе г.Ульяновска Нилова Т.И. (Доверенность №9592 от 08.10.2010) в судебном заседании иск не признала, пояснив, что Белова И.В. была зарегистрирована в УПФ в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ и снята с учета в связи с прекращением деятельности ДД.ММ.ГГГГ. Ранее действовавшим законодательством (Постановление Правительства РФ от 26.09.2005 №582) была установлена льгота в виде освобождения от уплаты фиксированного платежа страхователями за период, в течение которого ими не осуществлялась соответствующая деятельность в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет. С 01.01.2010 указанная льгота в законодательстве отсутствует. Просит в иске отказать. Заслушав мнение истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что УПФР в Заволжском районе г.Ульяновска на основании расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и ТФОМС, представленного ИП Беловой И.В. ДД.ММ.ГГГГ, была проведена камеральная проверка, по результатом которой составлен Акт от №. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ начальником управления УПРФ в Заволжском районе г.Ульяновска В.Н. Погодиным принято решение № ДД.ММ.ГГГГ о привлечении плательщика страховых взносов – Беловой И.В. к ответственности за совершение законодательства РФ о страховых взносах. В решении указано, что по результатам проверки выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ в сумме 10392 рубля за период с ДД.ММ.ГГГГ; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в сумме 571 руб. 56 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ТФОМС в сумме 1039 руб. 20 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ. Принято решение о начислении пенсии по состоянию на 04.03.2011 в сумме 195 руб. 84 коп., предложено Беловой И.В. уплатить недоимку в общей сумме 12002 руб. 76 коп. Признавая недействительными требование и решение о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней, суд руководствуется положениями Федеральных законов от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и исходил из того, что в спорный период у предпринимателя отсутствовала обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, поскольку она не осуществляла предпринимательскую деятельность в связи с нахождением в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Согласно ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи (индивидуальные предприниматели, являющиеся одновременно и застрахованными лицами) уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа. Минимальный размер фиксированного платежа устанавливается в размере 150 руб. в месяц. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии. По буквальному смыслу данных нормативных положений, фиксированный платеж в указанном размере на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями. Между тем, согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 182-О, нормативные положения пунктов 1 - 3 ст. 28 Закона N 167-ФЗ во взаимосвязи с положениями его ст. 17, а также статей 2, 3, 10 и 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В судебном заседании установлено, что Белова И.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ и снята с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ. Также в судебном заседании установлено, что у Беловой И.В. ДД.ММ.ГГГГ родилась дочь Морозова Екатерина Владимировна, что подтверждено свидетельством о рождении от №. В соответствии со статьей 255 ТК РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов. В соответствии со статьей 256 ТК РФ в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, лицу, подлежащему обязательному социальному страхованию, и осуществляющему уход за ребенком, выплачиваются следующие виды пособий: - со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет - ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 40 процентов среднего заработка. Данный вид пособия выплачивается по месту работы; - после достижения ребенком возраста полутора лет - ежемесячное пособие на ребенка, размер, порядок назначения, индексации и выплаты которого устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами. Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости). С учетом данных положений ТК РФ, суд приходит к выводу, что с ДД.ММ.ГГГГ по день рождения ребенка – ДД.ММ.ГГГГ истица не занималась предпринимательской деятельностью, что подтверждено и Налоговой декларацией по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, представленный истицей в ИФНС за 2010 год (л.д.18-37). Введенный в действие с 1 января 2002 года Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает, что право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть первая статьи 3). Определяя в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, законодатель включил в их число также лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать за себя в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7, пункт 2 статьи 14). В соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым, как указывается в его статье 2, понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Пенсионный страховой стаж, наличие которого является одним из условий назначения застрахованному лицу трудовой пенсии, может состоять, таким образом, не только из периодов работы и (или) иной, в том числе предпринимательской, деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, - в него могут быть зачтены и отдельные периоды, когда соответствующая деятельность не осуществлялась и страховые взносы не уплачивались (так называемые нестраховые периоды). Иные, то есть нестраховые, периоды, которые подлежат зачету в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, перечислены в статье 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". К ним, в частности, относится период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности (подпункт 3 пункта 1). Этот период согласно пункту 2 данной статьи засчитывается в страховой стаж в том случае, если ему предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 названного Федерального закона. Причем для зачета в страховой стаж застрахованному лицу периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет Закон не требует, чтобы этот период непосредственно предшествовал либо сразу следовал за периодом работы и (или) иной деятельности. На возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет Пенсионному фонду Российской Федерации выделяются средства из федерального бюджета в объеме, предусмотренном федеральным законом; сумма средств федерального бюджета, выделяемых на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации за каждое застрахованное лицо, включается в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, из которого исчисляется страховая часть его трудовой пенсии (статья 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон от 21 марта 2005 года "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву"). Предписания статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" о зачете в страховой стаж периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и об условиях такого зачета распространяются на всех лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", включая лиц, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, - каких-либо исключений в отношении этой категории данным Федеральным законом не установлено. Определяя порядок выделения средств федерального бюджета на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации за каждое застрахованное лицо в связи с зачетом в страховой стаж этого лица периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и расчета объема этих средств, федеральный законодатель не предусматривает специальные нормы и условия возмещения применительно к индивидуальным предпринимателям. Следовательно, положения статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предусматривающие взимание с индивидуальных предпринимателей страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа и устанавливающие минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, обязательный для уплаты, не могут истолковываться как ограничивающие право данной категории застрахованных лиц на зачет в страховой стаж периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет (но не более трех лет в общей сложности) либо устанавливающие иные, ухудшающие их положение, условия реализации данного права по сравнению с тем, как они определены действующим пенсионным законодательством для лиц, работающих по трудовому договору. Иное означало бы установление такого различия в условиях приобретения пенсионных прав между застрахованными лицами, находящимися в аналогичной ситуации (осуществляющими уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет), которое не имеет объективного и разумного оправдания и не совместимо с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Из взаимосвязанных положений статей 19 и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации вытекает принцип равенства в условиях получения трудовых пенсий, и законодатель, осуществляя на основании статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б", "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также организационно-правовой механизм его реализации, связан, в том числе, необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны, преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции от 29 мая 2002 года) во взаимосвязи с положениями его статьи 17, а также статей 2, 3, 10 и 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Следовательно, исковые требования Беловой И.В. о признании незаконным и отмене решения Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Беловой Ирины Владимировны -плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 12002,76 руб., пени в сумме 195,84 руб. являются законными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Беловой Ирины Владимировны к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска о признании недействительным решения от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности в части взыскания недоимки и пени удовлетворить. Признать Решение Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Беловой Ирины Владимировны -плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 12002,76 руб., пени в сумме 195,84 руб. незаконным и отменить. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.Судья - О.В. Миллер