о включении спец. стажа для назначения досрочной пенсии



Дело № 2-1529/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2011 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Фоминой В.А.

при секретаре Новинкиной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Драненко ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области об исчислении специального стажа и назначении досрочной трудовой пенсии в связи с работой в летном составе гражданской авиации,

УСТАНОВИЛ:

Драненко В.В. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда в Заволжском районе г.Ульяновска об исчислении специального стажа и назначении досрочной трудовой пенсии в связи с работой в летном составе гражданской авиации. Истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ Драненко В.В. обратился в ГУ - УПФ РФ в Заволжском районе города Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 27 Закона РФ -ФЭ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с указанным пунктом Закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона, мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, в летном составе гражданской авиации.

На заседании комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ) было рассмотрено заявление Драненко В.В. и ему было отказано в назначении досрочной пенсии по старости, поскольку в специальный стаж засчитали стаж работы в должности второго пилота и командира воздушного судна <данные изъяты> из расчета один год работы за один год выслуги; период работы в должности исполняющего обязанности шеф-пилота был засчитан как транспортный налет (20 часов налета за один календарный месяц), а не налет командно-летного и летно-инструкторского состава (12 часов полета за один календарный месяц). По мнению комиссии, специальный трудовой стаж Драненко В.В. составляет 19 лет 9 месяцев 22 дня, то есть отсутствует требуемый специальный стаж 25 лет, и в назначении пенсии было отказано (Решение от ДД.ММ.ГГГГ). с данным решением не согласен. Стаж работы в <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>) должен засчитываться из расчета 12 часов налета за 1 календарный месяц.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он выполнял работы в области гражданской авиации (назначение полетов: народное хозяйство и авиахимработы), а не учебные полеты. Налет в период работы в Авиакомпании <данные изъяты> должен рассчитываться в следующем порядке: 1249 часов 33 минуты : 12 : 12 составляет 8 лет 8 месяцев 3 дня выслуги.

Стаж работы в ЗАО «<данные изъяты>» в должности исполняющего обязанности шеф - пилота должен засчитываться из расчета 12 часов налета за 1 календарный месяц. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Драненко В.В. работал на должности исполняющего обязанности шеф - пилота летной группы Ил-76 летной службы. С ДД.ММ.ГГГГ он переведен на данную должность на постоянной основе. С ноября 2006 года данная должность являлась вакантной, Драненко В.В. выполнял полный объем обязанностей по данной должности, который изложен в должностной инструкции . Истец был лишен только одного права «осуществлять квалификационную проверку техники пилотирования и самолетовождения у пилотов, пилотов — инструкторов, а также практической работы бортрадистов», в связи с действовавшими на тот период квалификационными требованиями. Иные проверки, в том числе и пилотов, пилотов - инструкторов, бортрадистов, и весь объем обязанностей по должностной инструкции он выполнял в полном объеме. На основании Постановления Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459 каждые 12 часов налета в данной должности должны засчитываться за один календарный месяц.

Налет за указанный период в ООО «<данные изъяты>» в должности исполняющего обязанности шеф - пилота летной группы Ил-76 летной составил 899 часов 57 минут. Он должен засчитываться в специальный стаж в следующем порядке: 889 часов 57 минут : 12 :12 составляет 6 лет 2 месяца 4 дня выслуги.

Остальной стаж рассчитан Ответчиком в соответствии с законодательством. Налет за все годы работы Драненко В.В. составил 25 лет 7 месяцев 2 дня. Пенсия должна была быть начислена истцу с момента обращения с заявлением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В исковом заявлении просит обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Заволжском районе г.Ульяновска включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации работу в Авиакомпании <данные изъяты>) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета 8 лет 8 месяцев 3 дня, работу в должности исполняющего обязанности шеф - пилота летной группы Ил-76 летной службы ЗАО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета 6 лет 2 месяца 4 дня.; обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Драненко В.В. в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела извещен. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержал, обосновав их доводами, изложенными в иске.

В судебном заседании представитель истца Россошанская Г.В. исковые требования в части обязания ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации работу в должности исполняющего обязанности шеф - пилота летной группы Ил-76 летной службы ЗАО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета 6 лет 2 месяца 4 дня и обязании назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Исковые требования об обязания ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации работу в Авиакомпании <данные изъяты>) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета 8 лет 8 месяцев 3 дня не поддержала по причине удовлетворения их ответчиком.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (Государственного учреждению) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области Чекурова Е.А. в судебном заседании исковые требования признала частично, в части требований об обязании включения в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Авиакомпании <данные изъяты> из расчета 8 лет 8 месяцев 3 дня. Данный период засчитан истцу в стаж исходя из расчета 8 лет 8 месяцев 6 дней, по решению комиссии от ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истца составляет 23 года 8 месяцев 10 дней, т.е. спор разрешен мирным путем. В остальной части с иском не согласилась, пояснив следующее. С ДД.ММ.ГГГГ произвести исчисление периода как командно-летный и летно-инструкторский состав (каждые 12 часов налета на самолетах засчитываются за один месяц) не представляется возможным, т.к. согласно приказа -к от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>" на Драненко В.В. возложены обязанности шеф-пилота с выплатой разницы в окладах без права осуществлять квалификационную проверку техники пилотирования и самолетовождения у пилотов, пилотов-инструкторов, а также практической работы бортрадистов, т. е. истец не выполнял в полном объеме свои должностные обязанности. Просит в иске отказать.

Выслушав представителей сторон, свидетелей, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Драненко В.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Драненко В.В. обратился в Управление Пенсионного фонда в Заволжском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации на основании п.п.13 п.1 ст.27 Закона РФ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Драненко В.В. отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия необходимого специального стажа. Специальный стаж работы составляет 19 лет 9 месяцев 22 дня, при этом в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации исходя из расчета налета 20 часов за 1 месяц включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности второго пилота, командира воздушного судна в <данные изъяты>, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности второго пилота, командира воздушного судна в ЗАО «<данные изъяты>».

Согласно решению комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , принятому во изменение протокола от ДД.ММ.ГГГГ Драненко В.В. отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия необходимого специального стажа. Специальный стаж работы составляет 23 года 8 месяцев 10 дней, при этом в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации включен периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности второго пилота, командира воздушного судна в ЗАО «<данные изъяты>», исходя из расчета 11 лет 3 месяца 12 дней.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется Конституцией РФ.

Согласно ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.2001 года право на досрочное назначение пенсии по старости имеют в частности мужчины, проработавшие не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации.

В соответствии с п.2 ст. 27 вышеназванного Закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений, с учетом которых назначается указанная трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»…» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам летного состава применяется список должностей работников летного состава гражданской авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 №459.

Согласно данному Списку правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов, летно - инструкторский состав.

Согласно п.1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии работникам авиации летного, инженерно - технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года № 459 при исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается:

а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах "б" - "г" настоящего пункта) - за один месяц выслуги;

б) каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка, патрулирование, зондирование атмосферы и другие виды работ); в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики); в должностях командно - летного и летно - инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации кадров летного состава авиации, - за один месяц выслуги.

Исчисление сроков выслуги в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 производится путем деления фактического налета часов за весь период работы в должностях летного состава соответственно на 20 и 12 часов. Выслуга в годовом исчислении определяется путем деления числа полных месяцев выслуги на 12 (пункт 2 данных Правил).

В судебном заседании было установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Драненко В.В. работал на должности исполняющего обязанности шеф - пилота летной группы Ил-76 летной службы в ЗАО «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ он переведен на данную должность на постоянной основе, что подтверждается трудовой книжкой Драненко В.В., приказом ЗАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ -к, от ДД.ММ.ГГГГ -к.

Должностной инструкцией шеф - пилота летной группы Ил-76 ЗАО «<данные изъяты>» предусмотрены должностные обязанности, в том числе контроль качества проведения предварительной подготовки к полетам, осуществление контроля за качеством ввода в строй вторых пилотов, командиров ВС, соблюдением программ подготовки и методики летного обучения, участие в послерейсовых разборов полетов экипажей после возвращения их на базу, а также в разборах полетов ЛС.

Из справки ЗАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с октября 2006 года должность шеф - пилота летной группы Ил-76 летной службы ЗАО «<данные изъяты>» являлась вакантной, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Драненко В.В. исполнял должностные обязанности по данной должности в полном объеме, с ДД.ММ.ГГГГ Драненко В.В. назначен на данную должность на постоянной основе, с ДД.ММ.ГГГГ Драненко В.В. переведен на должность старшего шеф - пилота летной группы Ил-76 летной службы. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностные обязанности Драненко В.В. и объем работы оставался неизменным.

Данные обстоятельства подтверждаются также показаниями свидетеля ФИО4, летными книжками инженера-пилота ФИО2, пилота ФИО3, в которых имеются отметки о проведении в спорный период проверок техники пилотирования и летно-методической подготовки на допуск к инструкторской работе, сделанные шеф-пилотом Драненко В.В.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашли подтверждение доводы представителя истца о том, что Драненко В.В. выполнял полный объем обязанностей по данной должности, который изложен в должностной инструкции , осуществлял проверку техники пилотирования и самолетовождения у пилотов, пилотов - инструкторов, бортрадистов.

С учетом вышеизложенного, суд полагает возможным засчитать период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности исполняющего обязанности шеф - пилота летной группы Ил-76 летной службы в ЗАО «<данные изъяты>» как работу в должностях командно - летного и летно - инструкторского состава, при которой каждые 12 часов налета в должностях командно-летного и летно-инструкторского состава, засчитывается в стаж за 1 календарный месяц.

По мнению суда, истцом представлены убедительные доказательства, подтверждающие тот факт, что в вышеуказанный период он исполнял обязанности шеф - пилота летной группы Ил-76 летной службы в ЗАО «<данные изъяты>» в полном объеме.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, данными в пункте 9 постановления от 20.12.2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд считает, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве шеф - пилота летной группы Ил-76 летной службы в ЗАО «<данные изъяты>» подлежит исчислению стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости работникам летного состава как командно-летный и летно-инструкторский состав.

При исчислении периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как командно-летный и летно-инструкторский состав к моменту обращения истца за назначением пенсии стаж, дающий право на пенсию по старости работникам летного состава составит более 25 лет, что дает истцу право на досрочное назначение пенсии по старости работникам летного состава.

Согласно ст.19 п.1 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Драненко В.В. обратился с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, и поскольку он имел необходимый стаж для назначения досрочной пенсии по старости работникам летного состава, пенсия должна быть назначена ему с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 55, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Драненко ФИО1 удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с работой в летном составе гражданской авиации период работы в должности исполняющего обязанности шеф-пилота летной группы ИЛ-76 в ЗАО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета 6 лет 2 месяца 4 дня, и назначить досрочную трудовую пенсию в связи с работой в летном составе гражданской авиации с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: В.А.Фомина