об обязании произвести перерасчет по ТБО,



Дело №2-1784/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июля 2011 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Грудкиной Т.М.

при секретаре Певневой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Головлева ФИО9 к товариществу собственников жилья «Юбилейный» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Головлев В.Н. обратился в суд с иском, уточненным и дополненным в ходе рассмотрения дела, к ТСЖ «Юбилейный» о защите прав потребителей, указав, что является собственником квартиры №<адрес>, регулярно вносит установленную плату за техническое обслуживание и коммунальные услуги. Из выставленных счетов невозможно определить, из каких расходов складывается «содержание дома». Истец обратился в ТСЖ «Юбилейный» за разъяснением статьи расходов по содержанию и ремонту жилья, на что председатель ТСЖ «Юбилейный» ответа не дал. В ДД.ММ.ГГГГ году во всех районах города Ульяновска состоялись решения судов в защиту неопределенного круга лиц, в которых было признано незаконным выставление счетов по статье расходов «утилизация ТБО», поскольку данная статья расходов входит в статью расходов за ремонт и содержание общего имущества. Несмотря на решения судов ТСЖ «Юбилейный» продолжает выставлять счета, в которые входит «ТБО утилизация». Также в ТСЖ «Юбилейный» отказываются давать разъяснения, что за статья расходов «ТБО площадка». На обращение истца Головлева В.Н от ДД.ММ.ГГГГ ответчик никаких действий не предпринял и продолжает нарушать права истца.

Неправомерными действиями ответчик причинил истцу, как потребителю моральный вред, который оценивается в 20000 рублей. Причиненный моральный вред мотивирует тем, что в связи с нарушением его прав в свои 72 года, являясь ветераном труда, инвалидом 3 группы, вынужден ходить и отстаивать свои права в различных инстанциях. Просит суд признать незаконным установление ответчиком в счетах на оплату за жилое помещение по статье «ТБО-утилизация» и «ТБО – площадка», обязать ответчика произвести перерасчет по данным статьям с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным применение тарифа по статье расходов "содержание дома", поскольку он не утвержден на общем собрании собственников; обязать ответчика провести собрание собственников с целью утверждения тарифа на содержание дома в соответствии с действующим законодательством на 2011 год; обязать ответчика выставлять счета собственникам жилых помещений в соответствии с действующем законодательством РФ по образцу, утвержденному Ульяновской городской Думой для управляющих компаний; обязать ответчика предоставить расшифровку из чего складывается тариф "Содержание дома"; обязать ответчика предоставить копию годового финансового плана работ по обеспечению дома на 2011 год, утвержденного общим собранием собственников жилья; взыскать с ответчика в пользу истца, как потребителя моральный вред в размере 20 000 рублей, расходы по отправки претензии в размере 43 рублей 40 копеек; стоимость юридических услуг в размере 2000 рублей.

В судебное заседание истец Головлев В.Н. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца Фадеев А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал с учетом уточнений и дополнений. Дополнил, что по поводу взимания платы за расходы "ТБО - утилизация" в Ульяновской области неоднократно было установлено, что это не предусматривается Жилищным кодексом РФ, поскольку - это не отдельная коммунальная услуга, а составная часть обслуживания дома, что управляющие компании по договору оплачивают "ТБО - утилизация" из расчета 1 кубического метра, а с собственников жилых помещений берется, как с одного человека. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, установлено, что относится к коммунальным услугам: предоставление холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, предоставления газа и электричества, а за собственником жилого помещения установлена обязанность оплачивать содержание общего имущества многоквартирного дома. Решения собственников о включении в счета отдельными строками расходов «ТБО-площадка» и «ТБО-утилизация» не было. Данные расходы не включены в перечень коммунальных услуг, предоставляемых гражданам. Из представленной сметы по содержанию жилья на 2011 год п.8 предусмотрено «вывоз ТБО», а также в счетах отдельно есть статья расходов «ТБО-площадка» и ТБО-утилизация», что является двойным взиманием платы за одну и ту же услугу. В части исковых требований об обязании предоставить годовой финансовый план именно общее собрание собственников его утверждает, на основании него устанавливаются тарифы, решаются какие работы необходимы и какие расходы можно понести на данные работы.

Представитель ответчика ТСЖ «Юбилейный» Тарасова А.В. исковые требования не признала, пояснив, что тариф «ТБО – утилизация» идет отдельной строкой, так как в него входят расходы по вывозу крупногабаритных отходов по отдельным договорам, а по строке «ТБО – площадка» это расходы по уборке площадки, на которой стоят контейнеры с мусором. Эти расходы не входят в тариф «содержание дома». Произвести перерасчеты по данным строкам возможно, если только решит общее собрание собственников, но все было сделано по закону. В ТСЖ другая форма счета для оплаты за жилье, им неизвестно о таком счете, который предоставил представитель истца, рекомендованный Ульяновской городской Думой. Тариф на 2011 год «содержание дома» 8,73 руб. был утвержден общим собранием собственников от ДД.ММ.ГГГГ, решений общего собрания о выставлении в счетах одной строкой «ТБО – утилизация» и «ТБО – площадка» не принималось. В размер тарифа 8,73 руб. входит обслуживание газового оборудования, заработная плата работникам ТСЖ, электроэнергия, обслуживание домофонов, подвал, обслуживание газового оборудования, обслуживание дымо-вентиляционных каналов, канцелярские товары, отправление писем в организации, обслуживание банка, фонд оплаты труда, налоги, вызов ТБО, непредвиденные расходы, чистка проезжей части и снятие сосулек, промывка теплой системы. Истец был на собрании ДД.ММ.ГГГГ, все время скандалил, не дождался решения собрания и ушел. После того, как получили претензию от истца Головлева В.Н., они собрали заседание, пригласили его, но он ушел, поэтому ответ на претензию ему не направляли.

Представители ответчика ТСЖ «Юбилейный» Брысина Н.И. и Петрова М.Ю. в судебном заседании поддержали пояснения представителя ТСЖ Тарасовой А.В.

Выслушав представителей сторон, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Согласно п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» отношения, возникающие из договоров на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан, направленные на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, регулируются законодательством о защите прав потребителей.

Согласно пунктам 2 и 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, их действие распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, при этом исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы; им может быть, в частности, товарищество собственников жилья, а потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии с нормами ст.ст.153,154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).

Согласно ч.5 ст.155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.

Истец является собственником <адрес> по проезду <адрес> в г.Ульяновске, согласно свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании установлено, что для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества, владения, пользования, распоряжения общим имуществом многоквартирного <адрес> в г.Ульяновск выбран способ управления многоквартирным домом – товарищество собственников жилья «Юбилейный», являющееся правопреемником товарищества индивидуальных владельцев квартир «Юбилейный» (п.1.1, 2.1. Устава ТСЖ).

При таких обстоятельствах, правоотношения ответчика ТСЖ «Юбилейный» и истца Головлева В.Н., как собственника жилого помещения, связанные с предоставлением истцу услуг по содержанию и ремонту, коммунальных услуг и их оплатой регулируются законодательством о защите прав потребителей.

В соответствии со ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).

Из содержания указанной нормы следует, что услуги по утилизации, уборке ТБО-площадки, вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) не включены в перечень коммунальных услуг, предоставляемых гражданам, проживающим в жилых помещениях, а плата за услуги по утилизации, вывозу ТБО, уборке ТБО-площадки не входят в состав платы за коммунальные услуги.

Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов. При этом работы по утилизации твердых бытовых отходов и по уборке ТБО-площадке указанным пунктом Правил не предусмотрены в составе работ по содержанию общего имущества. Кроме того, согласно п.17 Правил собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, также предусматривают в перечне работ по содержанию жилых домов только сбор и вывоз мусора.

Ответчиком суду предоставлены по данному вопросу противоречивые сведения.

Так, в смету по содержанию жилья на 2010, 2011 годы вошли расходы, в том числе и по вывозу ТБО (п.8) и не включены расходы по утилизации твердых бытовых отходов и уборке ТБО-площадки (л.д.30-31).

Согласно расшифровке по месяцам за 2010 год в содержание жилья не вошли расходы по вывозу ТБО (л.д.79). В расшифровку по содержанию жилья на 2010-2011 годы (л.д.91) входят расходы по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) (п.8). Как пояснил представитель ответчика, в данной смете ошибочно было указаны расходы по вывозу ТБО, а в действительности в содержание жилья входят расходы по ТБО-площадке-уборке придомовой территории дома (п.8) и представил другую расшифровку содержания жилья на 2010 и 2011 годы (л.д.106).

В смете по содержанию жилья на 2011 год по выполненным работам по июнь 2011 г. по месяцам содержатся данные по расходам за услуги ТБО-утилизация и ТБО-площадка.

В раскладке тарифа за содержание и ремонт жилья в размере 8,73 руб. (л.д.107) вообще не указаны составляющие строки «содержание и текущий ремонт жилищного фонда». В раскладке тарифа за содержание жилья за 2010 год содержится в п.6 «сбор и вывоз твердых бытовых отходов».

Вместе с тем, ответчик незаконно произвел начисление истцу платы за утилизацию ТБО и уборку ТБО-площадки отдельными строками в квитанциях, наряду с начислением и включением в них платы за содержание жилья (дома), что не отрицается сторонами, подтверждается квитанциями на оплату жилищно-коммунальных услуг за 2009-2011 годы.

В соответствии со ст.ст.1,2 Федерального закона от 31.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат, в частности, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, к которым относятся юридические лица, независимо от из организационно-правовой формы, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются лица, приобретающие по договору услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов; в жилищном секторе такими потребителями являются в многоквартирных домах, в том числе товарищества собственников жилья, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме.

Согласно указанному закону органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в том числе тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, то есть устанавливают эти тарифы для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; при этом потребителями указанной услуги, обязанными производить ее оплату по установленному регулируемому тарифу являются управляющие организации, а не граждане, проживающие в обслуживаемых ими многоквартирных домах.

При этом органами местного самоуправления какой-либо тариф на услуги по утилизации ТБО, а также по уборке ТБО-площадки, подлежащим оплате гражданами, проживающими в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющих организаций, не утверждался и не мог утверждаться, поскольку в силу вышеуказанного Федерального закона от 31.12.2004 №210-ФЗ они не являются потребителями услуг организаций коммунального комплекса, осуществляющих утилизацию.

Договором от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ДОМОТЕХ» (исполнитель) и ТСЖ «Юбилейный» (заказчик) предусмотрено возмещение заказчиком затрат исполнителя по вывозу и утилизации крупногабаритного мусора, затрат по уборке территории контейнерной площадки по <адрес>, где в том числе, как пояснил представитель ответчика, находится контейнерная площадка <адрес>.

Договором от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Полигон» (исполнитель) и ТСЖ «Юбилейный» (заказчик) предусмотрено оказание исполнителем услуг по вывозу, приему и утилизации твердых бытовых отходов по адресу: <адрес>.

Письмом Министерства регионального развития РФ от 03.10.2008 №25080-СК/14 было дано разъяснение о том, какая деятельность по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов подлежит государственному регулированию; при этом в письме было указано, что утилизация ТБО оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение; оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги; услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения; при согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

Тем самым в указанном письме Министерства регионального развития РФ подтверждена позиция, что регулирование тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО производится для организаций коммунального комплекса; услуга по сбору и вывозу ТБО, включая уборку ТБО-площадки не является регулируемым видом услуги, входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения, стоимость утилизации и уборки ТБО-площадки может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО при согласии потребителя на условиях, предусмотренных договором.

Иное толкование противоречило бы нормам ст.154 ЖК РФ, на которую содержится ссылка в письме Министерства регионального развития РФ, поскольку нормы ст.154 не предусматривают иной платы за жилое помещение для граждан-собственников жилья, кроме платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги; при этом нормы ст.154 ЖК РФ не относят плату за утилизацию ТБО, включая уборку ТБО-площадки, к плате за коммунальные услуги, следовательно, с согласия гражданина-потребителя указанная плата может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО, а соответственно включаться в плату за содержание и ремонт жилья, а не начисляться отдельно, как самостоятельная плата за услугу.

Согласно ст.137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе:

1) заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры;

2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели;

3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

В соответствии с пп.4 п.2 ст.145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов ТСЖ относится также установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.

Согласно п.8 ст.156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

Аналогичные права ТСЖ закреплены и в Уставе ТСЖ согласно п.п. 2.3 п.3.1.

Но решений по данным вопросам, а именно о размерах и порядке установления органами управления ТСЖ платы за услуги по ТБО-утилизации, уборке ТБО-площадки отдельными строками ответчиком за спорный период в суд не представлено.

Доводы ответчика о том, что решением общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ было установлено взимать плату за ТБО-утилизацию и уборку ТБО-площадки отдельными строками в счетах на оплату, суд находит несостоятельными, поскольку общим собранием от ДД.ММ.ГГГГ такого решения не принималось. Из протокола общего собрания только следует, что бухгалтер доложила о тарифах на 2011 год и вынесла на обсуждение, что в содержание жилья входит ТБО-площадка-уборка придомовой территории дома и что имеются договоры на ТБО-утилизацию с ООО «Домотех» и на вывоз крупногабаритного мусора и уборку контейнерных площадок с ООО «Полигон», о стоимости данных услуг, а какое решение по данным вопросам было принято, в протоколе не указано. При этом, наоборот обсуждался вопрос не о начислении отдельными строками выставлять на оплату услуги по ТБО-утилизации и уборке ТБО-площадки, а о включении в содержание жилья услуги по уборке ТБО-площадки. Но в квитанциях на оплату услуги по ТБО-утилизации и уборке ТБО-площадки выставлено отдельной от содержания жилья строкой.

При таких обстоятельствах, установление Головлеву В.Н. товариществом собственников жилья «Юбилейный» в счетах на оплату статьи расходов «ТБО-утилизация» и «ТБО-площадка» отдельными строками следует признать незаконным.

В связи с чем, подлежат удовлетворению исковые требования истца о признании незаконным установления товариществом собственников жилья «Юбилейный» в счетах на оплату статьи расходов «ТБО-утилизация» и «ТБО-площадка» отдельными строками, а также требования истца об обязании ответчика произвести перерасчет платы за жилье, а именно следует обязать товарищество собственников жилья «Юбилейный» произвести Головлеву В.Н. перерасчет в счет последующих коммунальных платежей незаконно полученной платы за расходы по «ТБО-утилизация» и «ТБО-площадка» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, подлежат удовлетворению исковые требования истца о признании незаконным применение в 2011 году при оплате им за жилое помещение тарифа по статье расходов «содержание дома» в размере 8,73 руб. исходя из следующего.

В соответствии с п.4 ст.158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

В данном случае, ответчик утверждает, что тариф на содержание жилья (дома) в размере 8,73 руб. на 2011 год был установлен на общем собрании ДД.ММ.ГГГГ

Но согласно протоколу общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ такого решения не принималось, тариф на содержание жилья (дома) на 2011 год не устанавливался (п.3 протокола), хотя в повестке дня имеется вопрос по обсуждению тарифа, но решения по данному вопросу не приято.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что собственники помещений не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилья. В таком случае, исходя из п.4 ст.158 ЖК РФ, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно постановлению Главы города Ульяновска от 07.02.2011 г. №394 «О размерах платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2011 год» и приложения к данному постановлению о размерах платы для <адрес> по проезду <адрес> в г.Ульяновске размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме также не установлен, поскольку в списке домов <адрес> отсутствует, перечислены на проезде <адрес> только <адрес>,<адрес>

Соответственно, применение тарифа за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном <адрес> по проезду <адрес> в г.Ульяновске на 2011 год в размере 8,73 руб. является незаконным, поскольку данный тариф не утвержден на общем собрании и не был установлен для данного дома постановлением Главы города.

В связи с чем, по данному вопросу ответчику необходимо провести общее собрание. Но, по мнению суда, инициатива созыва общего собрания - это прерогатива собственников жилья, а не суда, поэтому в компетенцию суда не входит понуждение собственников жилья созвать общее собрание собственников жилья и понудить собственников рассмотреть тот или иной вопрос, в частности утвердить тариф на содержание жилья (дома).

Этот вывод суд основывает на ч.1 ст.145 ЖК РФ и раздела 8 Устава ТСЖ «Юбилейный», исходя из которых общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном Уставом товарищества.

Требования истца в части понуждения ответчика выставить ему счета на оплату за жилое помещение в последующий период в соответствии с действующим законодательством, суд считает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах, услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора; по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.

Одним из способов доведения до потребителя коммунальных услуг необходимой информации является платежный документ, который в силу норм п.38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам должен содержать почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения либо нанимателе жилого помещения, наименование исполнителя, номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, сайта; указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, единицы измерения объемов коммунальных ресурсов; объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов; сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований; сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды; другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.

Председателем Ульяновской Городской Думы принято обращение от 29.09.2010 г. №93 депутатов Ульяновской Городской Думы к собственникам помещений в многоквартирных домах, организациям, осуществляющим управление жилищным фондом, и лицам, оказывающим услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования «город Ульяновск». Настоящее постановление подлежит опубликованию в газетах «Ульяновск сегодня» и «Мозаика».

В данном обращении депутаты настоятельно рекомендовали организациям, осуществляющим управление жилищным фондом, и лицам, оказывающим услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, указывать в платежных документах наиболее полный перечень работ и услуг по ремонту и содержанию общего имущества с указанием стоимости каждого вида работ и услуг.

Данное обращение является официальным, принято председателем Ульяновской Городской Думы для руководства всеми управляющими организациями на территории муниципального образования «город Ульяновск».

В силу Устава ТСЖ «Юбилейный» член товарищества имеет право получать данные о деятельности товарищества, состоянии его имущества и произведенных расходах.

При таких обстоятельствах, суд считает, что истец как член ТСЖ имеет право знать все составляющие размера платы за содержание и ремонт жилья, т.е. знать, за что и сколько он платит, что и должно быть указано в его счетах на оплату.

В связи с чем, предъявляемый истцу к оплате счет за жилое помещение должен содержать наиболее полный перечень работ и услуг по ремонту и содержанию жилого помещения и стоимость вида работ и услуг, т.е. должен соответствовать образцу счета на оплату, принятому депутатами Ульяновской городской Думы (л.д.92).

Таким образом, следует обязать ответчика представлять истцу счет на оплату за жилое помещение (платежные документы) с указанием перечня работ и услуг по ремонту и содержанию жилого помещения и стоимости вида работ и услуг.

По этим же основаниям следует обязать товарищество собственников жилья «Юбилейный» предоставить истцу расшифровку полного перечня расходов по содержанию жилья, так как представленная ответчиком расшифровка содержания жилья в размере 8,73 руб. (л.д.107) не содержит полный перечень работ и услуг и их стоимости по содержанию жилья.

В соответствии со статьей 8 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию:

а) общая информация об управляющей организации;

б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления);

в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке (п.4 Постановления).

Согласно пункту 9 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:

а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;

б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);

в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).

В рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения:

а) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491;

б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе:

услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов;

заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций);

охрана подъезда;

охрана коллективных автостоянок;

учет собственников помещений в многоквартирном доме;

иные услуги по управлению многоквартирным домом.

В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения:

а) проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления;

б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать в том числе план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана.

Согласно п.п.8, п.8.4 Устава ТСЖ «Юбилейный» общее собрание членов ТСЖ утверждает годовой финансово-хозяйственный план и отчет о его выполнении.

В судебном заседании установлено, что Головлев В.Н. обращался с заявлением на имя председателя ТСЖ «Юбилейный», где просил произвести ему перерасчет по статье ТБО-утилизация с ДД.ММ.ГГГГ по апрель 2011 г. и предоставить информацию, в том числе годовой финансовый план на 2011 год, расшифровку статьи расходов на содержание дома, дать разъяснение по расходам на ТБО-площадка».

Данная претензия была направлена ответчику ДД.ММ.ГГГГ и получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено уведомлением о вручении.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" управляющими организациями информация раскрывается, в том числе, и путем предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

Следовательно, ответчика следует обязать предоставить истцу копию годового финансового плана работ по обслуживанию дома на 2011 год, утвержденного общим собранием членов ТСЖ «Юбилейный», так как ответчиком данный документ не был представлен, смета по содержанию жилья на 2011 год по выполненным работам с января по июнь 2011 года указанному документу не соответствует.

В связи с вышеизложенным, подлежат взысканию с ответчика в пользу истца досудебные расходы по составлению претензии 500 руб. и по отправке претензии о перерасчете и предоставлении информации в размере 43,40 руб. согласно квитанции к приходно-кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ и почтовой квитанции от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данные расходы потребителя суд признает обоснованными и необходимыми. Он вправе обратиться как член ТСЖ и как потребитель с данной претензией и вправе истребовать данные документы в ТСЖ, а ТСЖ обязано было направить ему ответ и требуемые документы.

Согласно статье 15 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Поскольку в судебном заседании установлено, что ответчиком нарушены права потребителя, суд полагает исковые требования о компенсации морального вреда подлежащими удовлетворению в сумме 200 рублей.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В связи с чем, с ответчика следует взыскать штраф в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в размере 371,70 руб. (543,40 + 200) : 2).

В соответствии со ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Истец понес судебные расходы – расходы по составлению иска 1 500 рублей, что подтверждено квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ к приходному кассовому ордеру. Расходы по составлению искового заявления подлежат взысканию с ответчика в полном объеме.

Принимая во внимание, что истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, в соответствии со ст.103 ГПК РФ в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в размере 200 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12,56,194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Головлева ФИО10 удовлетворить частично.

Признать незаконным установление Головлеву ФИО11 товариществом собственников жилья «Юбилейный» в счетах на оплату статьи расходов «ТБО-утилизация» и «ТБО-площадка» отдельными строками и обязать товарищество собственников жилья «Юбилейный» произвести Головлеву ФИО13 ФИО12 перерасчет в счет последующих коммунальных платежей незаконно полученную плату за расходы по «ТБО-утилизация» и «ТБО-площадка» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Признать незаконным применение в 2011 году при оплате Головлевым ФИО14 за жилое помещение тарифа по статье расходов «содержание дома» в размере 8,73 руб.

Обязать товарищество собственников жилья «Юбилейный» предъявлять Головлеву ФИО15 счет на оплату с указанием перечня всех работ и услуг по ремонту и содержанию жилого помещения и стоимости вида работ и услуг.

Обязать товарищество собственников жилья «Юбилейный» предоставить Головлеву ФИО16 расшифровку расходов по содержанию жилья на 2011 год в полном объеме и копию годового финансового плана работ по обслуживанию дома на 2011 год, утвержденного общим собранием членов ТСЖ «Юбилейный».

Взыскать с товарищества собственников жилья «Юбилейный» в пользу Головлева ФИО17 компенсацию морального вреда в размере 200 рублей, расходы по составлению и отправке претензии в адрес ТСЖ «Юбилейный» в размере 543,40 руб., судебные расходы по составлению иска в суд в размере 1500 рублей.

Взыскать с товарищества собственников жилья «Юбилейный» штраф в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в сумме 371 руб. 70 коп., государственную пошлину в размере 200 руб.

В остальной части иска Головлеву ФИО18 отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней.

Судья: Т.М. Грудкина