об обязании установлении ежемесячных надбавок, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2011 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Мочаловой О.И.,

при секретаре Яшновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Областному государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – специального (коррекционного) детского дома для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дом детства» об установлении надбавок, о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Областному государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – специального (коррекционного) детского дома для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дом детства» (далее по тексту – ОГОУ СКДД «Дом детства») об установлении надбавок, о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда, указав следующее.

В ОГОУ СКДД «Дом детства» она работает непрерывно в должности дежурной медсестры 3 года 8 месяцев.

ОГОУ СКДД Дом детства» имеет государственную аккредитацию как специальное (коррекционное) образовательное учреждение.

В тоже время ОГОУ СКДД «Дом детства» на основании лицензии осуществляет медицинскую деятельность.


Согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 20.10.2008 N 435-П «Об утверждении положения об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области» (с последующими изменениями и дополнениями) медицинским работникам установлены следующие выплаты: надбавка за стаж непрерывной работы в областных государственных учреждениях здравоохранения Ульяновской области устанавливается с применением коэффициента в размере 0,2 к должностному окладу (п. 5 Приложения № 4); коэффициент специфики 0,15 к должностному окладу за работу с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда для работников дома ребенка и группах в домах ребенка общего типа (п.п. 1.6 п. 1 Приложения № 3).

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.08.2008 N 353-П "О введении отраслевой системы оплаты труда работников областных государственных образовательных учреждений Ульяновской области" (с последующими изменениями и дополнениями) за работу в специальных (коррекционных) учреждениях педагогическим и другим работникам за специфику работы осуществляется выплата 15-20%.

До 2009 ей производили выплату следующих надбавок: за работу в специализированном (коррекционном) учреждении -15%, за выслугу лет (непрерывный стаж работы) - 30%, за работу с детьми-сиротами - 20%, за вредность - 12%. В настоящее время указанные надбавки не производятся. С января 2009 ее заработная плата складывается из следующих начислений: оклад в размере – 4 602 руб., надбавка за работу с детьми-сиротами (20%) – 920,4 руб.

Согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 20.10.2008 № 435-П (с последующими изменениями и дополнениями) заработная плата работников областных государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с отраслевой системой оплаты труда, не может быть ниже заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой до введения отраслевой системы оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ по той же квалификации.

Надбавки к заработной плате за работу в специализированном (коррекционном) учреждении и за выслугу лет (непрерывный стаж работы) не выплачивались с 2009 только медицинским работникам ОГОУ СКДД «Дом детства».

С февраля 2011 всем медицинским работникам начали выплачивать за стаж по 10% от должностного оклада.

Полагает, что ответчиком нарушаются ее права, поскольку вывод о тождественности данного учреждения и дома ребенка сделан ранее в решении суда о назначении досрочной трудовой пенсии.

Кроме того, незаконными действиями ответчика ей причинен моральный вред, который она оценивает в 5000 руб.

Просила суд обязать ОГОУ СКДД «Дом детства» установить ей с 01.01.2009 следующие надбавки к заработной плате: за работу в специальном (коррекционном) «Доме детства» в размере 20% от должностного оклада; за выслугу лет (непрерывный стаж работы) в размере - 20% от
должностного оклада; коэффициент специфики 0,15 к должностному окладу за работу с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда для работников дома ребенка и группах в домах ребенка общего типа;

персональную надбавку к заработной плате в размере 1000 рублей;

взыскать с ОГОУ СКДД «Дом детства» в ее пользу задолженность по заработной плате с 01.01.2009 в размере 68339,70 руб. и компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

В судебном заседании истица ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просила суд обязать ОГОУ СКДД «Дом детства» установить ей с 01.01.2009 надбавки к заработной плате, взыскать задолженность по заработной плате с 01.01.2009 в размере 68339 руб. 70 коп. и компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. Дополнительно пояснила, что при переходе на новую систему оплаты труда ее письменно уведомил об этом работодатель за два месяца. После уведомления она продолжила работу в данном учреждении. При этом размер ее заработной платы, исчисленный по новой системе оплаты труда, меньше ранее установленного размера заработка. Объем ее должностных обязанностей не изменился. Моральный вред обосновала низким размером заработной платы.

Представитель ответчика ОГОУ СКДД «Дом детства» ФИО4, действующая на основании доверенности от 20.04.2011, в судебном заседании исковые требования ФИО2 не признала, пояснив суду следующее.

Согласно свидетельству о государственной аккредитации от ОГОУ СКДД «Дом детства» установлен государственный статус образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с лицензией от 28.02.2008 серии А ОГОУ СКДД «Дом детства» имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложениях к лицензии при соблюдении зафиксированных в нём контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся воспитанников.

ОГОУ СКДД «Дом детства» выданы также лицензии от 22.10.2009 и 13.12.2010 на осуществление медицинской деятельности, согласно которым учреждение имеет право выполнять работы и услуги по осуществлению доврачебной медицинской помощи, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по номенклатуре работ и услуг, отраженных в лицензиях.

То есть ОГОУ СКДД «Дом детства» имеет государственную аккредитацию как образовательное учреждение, но не как учреждение здравоохранения.

ФИО2 работает в ОГОУ СКДД «Дом детства» с 2007 по настоящее время по трудовому договору.

Надбавка медицинским работникам за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения Ульяновской области устанавливается с применением коэффициента к должностному окладу в соответствии с приложением № 4 к Постановлению Правительства Ульяновской области от 20.10.2008 № 435-П «Об утверждении положения об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области». При этом в п. 11 того же приложения указывается, что в стаж непрерывной работы не засчитывается и прерывает его время работы в учреждениях, предприятиях и иных организациях, не предусмотренных номенклатурой учреждений здравоохранения, за исключением учреждений, организаций и предприятий, упомянутых в настоящем порядке.

ОГОУ СКДД «Дом детства» не относится ни к одному виду учреждений, организаций и предприятий, которые предусмотрены номенклатурой учреждений здравоохранения.

Кроме того, надбавка за непрерывный стаж работы является стимулирующей на основании положения об отраслевой системе оплаты труда работников ОГОУ СКДД «Дом детства». Указанная надбавка может выплачиваться по усмотрению руководства за счёт общего фонда заработной платы в размере до 20 %. Указанная надбавка выплачивалась медицинским работникам ОГОУ СКДД «Дом детства» как надбавка за интенсивность и напряжённость труда - один из видов стимулирующих надбавок, а с 01.02.2011, с учётом появившегося резерва в общем фонде стала выплачиваться всем медицинским работникам в размере 10% за непрерывность стажа, как стимулирующая надбавка.

Коэффициент специфики 0,15 к должностному окладу за работу с опасными для здоровья и тяжёлыми условиями труда для работников дoма ребёнка и группах в домах ребёнка общего типа для детей предусмотрена Приложением № 3 к Постановлению Правительства Ульяновской области от 20.10.2008 № 435-П «Об утверждении положения об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области».

Однако ОГОУ СКДД «Дом детства» не является домом ребёнка и не относится ни к одной из указанных категорий опасности (особой опасности) для здоровья и тяжести (особой тяжести) условий труда, предусмотренным названным Положением.

Согласно коллективному договору от 24.04. 2009 медицинским работникам за вредные условия труда установлена продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 45 календарных дней (28 дней по ТК РФ +17 дней за условия труда).

Согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 18.08.2008 № 353-П «О введении отраслевой системы оплаты труда работников областных государственных образовательных учреждений Ульяновской области» за работу в специальных (коррекционных) учреждениях педагогическим и другим работникам за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях осуществляется выплата в размере 15-20 % за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Работникам ОГОУ СКДД «Дом детства» за тип и вид учреждения устанавливается доплата в размере: педагогическим работникам - 40 %, прочим работникам - 35 %, медицинским работникам - 20 %.

Таким образом заработная плата ФИО2 складывается: из оклада 4602 руб., надбавки за тип и вид учреждения ( 20 %) в размере 920,4 рублей.

Истица перед введением новых условий труда в октябре 2008 была письменно уведомлена об этом. В указанном уведомлении было разъяснено, что в случае несогласия с новой отраслевой системой оплаты труда, несогласный сотрудник может написать заявление об увольнении по собственному желанию. После вручения указанного уведомления от истицы никаких возражений не поступило.

При введении новых условий оплаты труда на 01.01.2009 и ежегодно на 01.09.2009, на 01.09.2010 все работники ОГОУ СКДЦ «Дом детства», в том числе и медицинские работники, знакомятся под роспись с размерами окладов под роспись.

Согласно п. 1.3. Положения об отраслевой системе оплаты труда работников ОГОУ СКДЦ «Дом детства», утвержденного 11.12.2008, оплата труда педагогических, медицинских и работников по общеотраслевым профессиям ОГОУ СКДЦ «Дом детства» производится применительно к отраслевым условиям оплаты труда, установленным для аналогичных категорий работников, утвержденным нормативным правовым актом Правительства Ульяновской области.

Заработная плата работников ОГОУ СКДД «Дом детства» включает в себя:

- оклад, установленный в соответствии с базовым окладом по профессиональной квалификационной группе с учётом повышающих коэффициентов по квалификационному уровню и увеличенный на сумму коэффициентов, учитывающих уровень образования, квалификационной подготовки и стаж работы;

- выплаты компенсационного характера;

- выплаты стимулирующего характера.

Заработная плата медицинского персонала ОГОУ СКДД «Дом детства» с введением положения об отраслевой системе оплаты труда работников ОГОУ СКДД «Дом детства» не стала ниже, а наоборот увеличилась.

Требования истицы о взыскании компенсации морального вреда посчитала недоказанными.

Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица - Министерства образования Ульяновской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть без его участия.

Из письменного отзыва на иск следует, что Министерство образования Ульяновской области исковые требования ФИО2 считает незаконными и необоснованными по следующим основаниям.

Оплата труда работников образовательных учреждений осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.08.2008 №353-П «Об утверждении положения об отраслевой системе оплаты труда работников областных государственных образовательных учреждений Ульяновской области».

Истица является медицинским работником ОГОУ СКДД «Дом детства».

В соответствии с п.1.3. Постановления Правительства Ульяновской области от 18.08.2008 №353-П оплата труда медицинских работников учреждений производится применительно к отраслевым условиям оплаты труда, установленным для аналогичных категорий работников.

В соответствии с п. 1.2 Положения об отраслевой системе оплаты труда работников областных государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.10.2008 №435-П заработная плата медицинских работников устанавливается в зависимости от должностного оклада, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера.

В соответствии с п.2.7. данного Положения оклады (должностные оклады) работников домов ребенка, а также медицинских работников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе медицинских работников, состоящих в штате лечебно-профилактических учреждений, занятых исключительно обслуживанием детей в указанных учреждениях, повышаются на 20%. В соответствии с п.5 Приложения №4 к названному Положению устанавливается надбавка за непрерывность в работе в размере 0,1 к окладу (должностному окладу) за первые три года и 0,1 за последующие два года, но не выше 0.2.

Ссылка истицы на п.п.1.6. п.1 Приложения № 3 Положения неправомерна, так как работа с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на установление коэффициента специфики 0,15 - для работников дома ребенка и группах в домах ребенка общего типа не распространяется на ОГОУ СКДД «Дом детства» в связи с тем, что локальным актом учреждения не установлена оплата труда работникам и коэффициент специфики за данную работу. В связи с реорганизацией Областного дома ребенка в 1998 году в ОГОУ СКДД «Дом детства» доплата за выслугу лет истице не положена.

Министерство образования как распорядитель бюджетных средств своевременно направляет учреждению денежные средства в пределах лимитов выделенных областным бюджетом на образование.

Требования истицы о взыскании компенсации морального вреда находят недоказанными.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения истицы, представителей ответчика, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия представителя третьего лица.

Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.16 Трудового Кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с настоящим кодексом.

На основании ст. 56 Трудового Кодекса Российской Федерации трудовой договор представляет собой соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими норму трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего распорядка, действующие у данного работодателя.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 24.12.2007 г. была переведена на должность медсестры Спец. Детского Дома для детей с отклонениями в развитии, в данной должности работает по настоящее время.

Согласно Уставу ОГОУ СКДД «Дом детства», принятому на общем собрании трудового коллектива ДД.ММ.ГГГГ и утвержденному распоряжением Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ –р, ОГОУ СКДД «Дом детства» создан в целях обеспечения педагогической и медицинской коррекции детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.1.1).

Учредителем Детского дома от имени <адрес> является Министерство образования <адрес> (п.1.4).

Детский дом осуществляет образовательную деятельность по программам дошкольного образования, по программам дополнительного образования, медицинскую деятельность, лечебно-профилактическую помощь (л.д.2.3).

Детский дом входит в систему образования, непосредственно подчиняется Министерству образования <адрес> и финансируется им (п.2.5).

Право на ведение преподавательской и медицинской деятельности и льготы, предусмотренные законодательством РФ, возникают у Детского дома с момента выдачи ему соответствующих лицензий; Детский дом проходит государственную аттестацию и аккредитацию в порядке, установленном Законом РФ «Об образовании» и действующим законодательством РФ (п.п. 2.8, 2.9).

На основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ серии А ОГОУ СКДД «Дом детства» имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к данной лицензии.

ОГОУ СКДД «Дом детства» выданы лицензии от ДД.ММ.ГГГГ 73-01-000420 и от ДД.ММ.ГГГГ 73-01-000518 на осуществлении медицинской деятельности согласно номенклатуре работ и услуг, указанных в данных лицензиях.

По результатам прошедшей государственной аккредитации ответчику установлен статус образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья, что подтверждается копией свидетельства о государственной аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ АА 164887.

В соответствии со ст.135 ТК РФ заработная плата ФИО1 устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в государственную думу Федерального Собрания российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст.144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Заработная плата работников государственных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, до 1января 2009 вопросы оплаты труда медицинских работников ОГОУ СКДД «Дом детства» регулировалось приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 № 377 (с последующими изменениями и дополнениями) и принятых в развитие данного приказа нормативных правовых актов субъекта.

На основании постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 « о введение новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов….», постановлений Правительства Ульяновской области от 29.04.2008 № 8/203-П «О введении отраслевых систем оплаты труда работников областных государственных учреждений», от 18.08.2008 № 353-П «О введении отраслевой системы оплаты труда работников областных государственных образовательных учреждений Ульяновской области», от 20.10.2008 № 435-П «Об утверждении Положения об отраслевой системе оплаты труда работников областных государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области» для работников областных государственных учреждений, оплата труда которых осуществлялась на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников областных государственных учреждений, с 01.01.2009 введены отраслевые системы оплаты труда.

В силу положений ст.57 Трудового Кодекса Российской Федерации условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются существенными условиями трудового договора, могут быть изменены только по соглашению сторон в письменной форме.

В судебном заседании установлено, что до перехода на отраслевую оплату труда в ОГОУ СКДД «Дом детства» 23.10.2008 было проведено общее собрание работников коллектива, на котором было принято решение об уведомлении всех работников ОГОУ СКДД «Дом детства» под роспись о ведении с 01.01.2009 отраслевой системы оплаты труда.

В соответствии со ст. 74 Трудового кодекса РФ о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель письменно уведомил истицу не позднее чем за 2 месяца до их введения, что следует из копии уведомления от 28.10.2008. врученного под роспись ФИО2 В указанном уведомлении истице одновременно были разъяснены положения Трудового кодекса РФ о праве работника отказаться от продолжения работы в новых условиях.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, со стороны истицы в адрес работодателя до предъявления настоящего иска в суд (ДД.ММ.ГГГГ) несогласие работать в новых условиях труда не поступало.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что со стороны ОГОУ СКДД «Дом детства» были соблюдены положения трудового законодательства при изменении условий трудового договора по оплате труда, со стороны истицы никаких возражений по данному поводу в адрес работодателя не поступало, что свидетельствовало о ее согласии на продолжение работы в новых условиях труда. ДД.ММ.ГГГГ истицей было подписано дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором определен размер ее заработной платы.

С ДД.ММ.ГГГГ плата труда ФИО1 «Дом детства» регулируется Положением об отраслевой системе оплаты труда ФИО1 ОГОУ «Дом детства», утвержденным Приказом от ДД.ММ.ГГГГ П, согласованным с председателем первичной профсоюзной организации ОГОУ СКДД «Дом детства» ДД.ММ.ГГГГ.

Данное Положение разработано в соответствии со ст.ст. 135, 144, 147 ТК РФ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об оплате труда ФИО1 областных государственных учреждений», постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П «О введении отраслевой системы оплаты труда ФИО1 областных государственных образовательных учреждений <адрес>», от ДД.ММ.ГГГГ -П «О введении отраслевых систем оплаты труда ФИО1 областных государственных учреждений», постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П «Об утверждении Положения об отраслевой системе оплаты труда ФИО1 областных государственных учреждений здравоохранения <адрес>», постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П «О порядке определения окладов и установления размеров базовых окладов ФИО1 областных государственных учреждений по общеотраслевым профессиям рабочих и должностям служащих» и предусматривает единые правила организации оплаты труда, порядок определения окладов, условия применения выплат компенсационного и стимулирующего характера ФИО1 «Дом детства».

В соответствии с п.1.2. указанного Положения заработная плата ФИО1 «Дом детства» включает в себя:

- оклад (должностной оклад), установленный в соответствии с базовым окладом (базовым должностным окладом) по профессиональной квалификационной группе с учётом повышающих коэффициентов по квалификационному уровню и увеличенный на сумму коэффициентов, учитывающих уровень образования, квалификационной подготовки и стаж работы;

- выплаты компенсационного характера;

- выплаты стимулирующего характера.

При этом, п. 1.3 данного положения предусматривает, что оплата труда педагогических, медицинских ФИО1 и ФИО1 по общеотраслевым профессиям ОГОУ СКДД «Дом детства» производится применительно к отраслевым условиям оплаты труда, установленным для аналогичных категорий ФИО1, утвержденным нормативным правовым актом <адрес>.

Аналогичные положения содержатся и в п. 1.3 Положения об отраслевой системе оплаты труда ФИО1 областных государственных образовательных учреждений <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П.

Как следует из материалов дела заработная плата истицы с ДД.ММ.ГГГГ складывается из оклада 4 602 руб., надбавки компенсационного характера за тип и вид учреждения в размере 20% - 920,40 руб. (п.3.1). При этом оклад истицы складывается из базового оклада 3900, доплата как медицинской сестре палатной -0,18 %;

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что ежегодно при составлении тарификации на учебный год (01 сентября) и при переходе на отраслевую систему оплаты труда (на ДД.ММ.ГГГГ) истица знакомилась с размером заработной платы под роспись.

Истицей заявлены требования об обязании ОГОУ СКДД «Дом детства» установить ей с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента перехода на новую систему оплаты труда, следующие виды надбавок к заработной плате: за работу в специальном (коррекционном) «Доме детства» в размере 20% от должностного оклада; за выслугу лет (непрерывный стаж работы) в размере - 20% от
должностного оклада; коэффициент специфики 0,15 к должностному окладу за работу с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда для ФИО1 дома ребенка и группах в домах ребенка общего типа, персональную надбавку в размере 1000 рублей к зарплате.

В качестве обоснований заявленных требований истицей указывается на то обстоятельство, что данные надбавки ей выплачивались до перехода на новую систему оплаты труда и должны быть сохранены.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оценив в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства, суд не находит законных оснований для удовлетворения вышеизложенных требований истицы по следующим основаниям.

Согласно п. 3 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П (с последующими изменениями и дополнениями) заработная плата ФИО1 областных государственных учреждений здравоохранения <адрес> (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с отраслевой системой оплаты труда, не может быть ниже заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой до введения отраслевой системы оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей ФИО1 и выполнения ими работ по той же квалификации.

Таким образом, для разрешения требований истицы по существу необходимо определить вид надбавок, на выплату которых претендует истица, вид ранее получаемых ею к заработной плате надбавок и соотношение размера заработной платы истицы до и после введения в действие отраслевой системы оплаты труда.

Что касается требований истицы об установлении ей с 01.01.2009 надбавки в размере 20% от должностного оклада за выслугу лет (непрерывный стаж работы), предусмотренную Приложением №4 к Положению об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области, утвержденному Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.10.2008 года №435-П.

Вышеуказанное положение предусматривает формирование единых подходов к регулированию заработной платы работников областных государственных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств областного бюджета Ульяновской области (должностного оклада) в зависимости от должности, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера.

При этом п.п. 4.1 п. 4 Положения «Об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области», утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.10.2008 года №435-П, надбавка за продолжительность непрерывной работы в областных государственных учреждениях здравоохранения Ульяновской области отнесена к выплатам стимулирующего характера.

Более того, Правительство Ульяновской области в приложение №4 к вышеуказанному Положению, определив размеры коэффициента непрерывности и порядок установления указанной надбавки, предусмотрело в п. 11 условие ее выплаты, при котором в стаж непрерывной работы не засчитывается и прерывает его время работы в учреждениях, предприятиях и иных организациях, не предусмотренных номенклатурой учреждений здравоохранения, за исключением учреждений, организаций и предприятий, упомянутых в настоящем Порядке.

ОГОУ СКДД «Дом детства» не относится к учреждениям здравоохранения Ульяновской области, работа в которых дает право на установление надбавок за стаж непрерывной работы.

Являясь стимулирующей, надбавка за продолжительность непрерывной работы не отнесена законодателем к выплатам обязательного характера.

Указанная надбавка относилась к выплатам стимулирующего характера и до перехода на отраслевую систему оплату труда с 01.01.2009, что подтверждается постановлением Правительства Ульяновской области от 04.09.2007 № 20/306 «Об утверждении порядка организации оплаты труда и условий применения выплат компенсационного и стимулирующего характера работникам областных государственных учреждений», п. 4.2 которого относил надбавки за стаж работы, продолжительность непрерывной работы, выслугу лет к надбавкам стимулирующего характера.

Таким образом, на основании вышеприведенных положений действующего законодательства, а также Положения «Об отраслевой системе оплаты труда работников ОГОУ СКДД «Дом детства» от 11.12.2008 работодателю предоставлено право на установлении работникам надбавки стимулирующего характера.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, медицинским работникам ОГОУ СКДД «Дом детства» с учетом появившегося резерва в общем фонде с февраля 2011 выплачивается надбавка стимулирующего характера за стаж в размере 10%

Кроме того, медицинским работникам ОГОУ СКДД «Дом детства» выплачивается надбавка за интенсивность и напряженность труда, как один из видов стимулирующих надбавок.

При таких обстоятельствах требования истицы об обязании ОГОУ СКДД «Дом детства» установить ей с 01.01.2009 надбавку в размере 20% от должностного оклада за выслугу лет (непрерывный стаж работы) удовлетворению не подлежат.

По вышеприведенным основаниям не подлежит взысканию истице и персональная надбавка в размере 1000 рублей, так как является стимулирующей выплатой.

Согласно п.п. 4.10 Постановления Правительства Ульяновской области от 20.10.2008 г. № 435-И «Об утверждении положения об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области», персональная надбавка может устанавливаться работником ОГУЗ с учетом профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, опыта, стажа работы и других факторов.

Среднему медицинскому персоналу ОГУЗ работающему в медицинских кабинетах общеобразовательных учреждений может устанавливаться персональная надбавка в размере 1000 рублей.

Стимулирующие выплаты предусмотренные в этом пункте могут устанавливаться в пределах фонда заработной платы и выплачиваются пропорционально отработанного времени.

Стимулирующая надбавка устанавливается руководителем ОГУЗ, с учетом мнения профсоюзного органа в отношении конкретного работника.

Персональная надбавка может устанавливаться, но она не обязательно должна быть установлена.

Согласно коллективного договора ОГОУ СКДД «Дом детства» № 90 от 24.04.2009 г. персональная надбавка выплачивается к юбилейным датам всем сотрудникам в том числе и медицинским работникам из общего фонда заработной платы.

Что касается требований истицы об обязании ответчика установить ей с 01.01.2009 коэффициент специфики 0,15 к должностному окладу за работу с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда для работников дома ребенка и группах в домах ребенка общего вида, то данные требования также не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В приложении № 3 к постановлению Правительства Ульяновской области от 20.10.2008 года № 435-П «Об утверждении положения об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области» утвержден Перечень учреждений, структурных подразделений и должностей, работа в которых даёт право работникам ОГОУЗ Ульяновской области на установление доплат в связи с опасными (особо опасными) для здоровья и тяжёлыми (особо тяжёлыми) условиями труда.

В соответствии с п.п.1.6 п.1 Приложения № 3, к учреждениям здравоохранения, структурным подразделениям и должностям с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на установление коэффициента специфики 0,15 относятся:

Дома ребенка и группы в домах ребенка общего типа для детей:

с туберкулезной интоксикацией, малыми и затухающими формами туберкулеза;

с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата и другими дефектами физического развития без нарушения психики;

с органическим поражением центральной нервной системы, в том числе детскими церебральными параличами без нарушения психики;

с нарушениями слуха и речи (глухонемых, оглохших, тугоухих);

с нарушениями речи (заикающихся, с алалией и другими нарушениями речи);

с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих).

Как следует из материалов дела, ОГОУ СКДД «Дом детства» не является домом ребёнка и не относится ни к одной из указанных категорий опасности (особой опасности) для здоровья и тяжести (особой тяжести) условий труда, а также не входит в номенклатуру учреждений здравоохранения, а является образовательным учреждением.

Локальными документами учреждения, регламентирующими условия оплаты труда ФИО1, коэффициент специфики медицинским ФИО1 за работу в домах ребенка, за опасные для здоровья и тяжелые условия труда в размере 0,15 также не установлен.

Доводы истицы, содержащиеся в иске, о том, что ранее судом при рассмотрении дела о назначении досрочной трудовой пенсии сотруднику ОГОУ СКДД «Дом детства» была установлена тождественность таких учреждений, как дом ребенка и дом детства, суд находит несостоятельными. Преюдициального значения данное решение для рассмотрения настоящего дела не имеет. Более того, в данном случае спор возник из других правоотношений.

Не может суд согласиться с доводами истицы о том, что вышеуказанная надбавка должна ей выплачиваться, поскольку по ранее действующему законодательству производилась надбавка за работу в специализированном (коррекционном) учреждении, а сейчас такую надбавку можно отнести к коэффициенту специфики 0,15 к должностному окладу за работу с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда для ФИО1 дома ребенка и группах в домах ребенка общего вида.

Согласно приложению к Положению об оплате труда ФИО1 здравоохранения РФ, утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 № 377 (с последующими изменениями и дополнениями) был определен перечень учреждений, подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда.

Раздел 2 указанного Приложения предусматривал право на повышение окладов (ставок) на 25 % в том числе для среднего и младшего медицинского персонала всех наименований, предусмотренных для обслуживания больных в указанных учреждениях, независимо от подчиненности учреждения, в штате которого они состоят, в учреждениях образования для детей с дефектами умственного развития и детей с поражением ЦНС с нарушением психики.

В связи с переходом на отраслевую систему оплаты труда указанные положения утратили силу.

Не находит суд законных оснований и для удовлетворения требований истицы об обязании ответчика установить ей с 01.01.2009 ежемесячную надбавку к заработной плате за работу в специальном (коррекционном) «Доме детства».

Указанный вид надбавки для медицинских работников не предусмотрен каким-либо нормативным правовым актом, а также локальным актом, регламентирующим условия оплаты труда работников ОГОУ СКДД «Дом детства».

Положение «Об отраслевой системе оплаты труда работников областных государственных образовательных учреждений Ульяновской области», утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.08.2008 № 353-П, предусматривает, что работникам специализированных учреждений с особым режимом работы устанавливаются доплаты в зависимости от типа учреждения и вида деятельности, а именно: для образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с контингентом обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с задержкой психического развития).

В соответствии с п.3.1. Положения об отраслевой системе оплаты труда работников ОГОУ СКДД «Дом детства» среди выплат компенсационного характера, которые установлены в целях оплаты труда работникам в повышенном размере, производится, в том числе и доплат за тип и вид учреждения.

Медицинским работникам указанная доплата производится в размере 20%.

Данное обстоятельство не оспаривается сторонами и подтверждается собранными по делу доказательствами.

Следует также отметить, что материалами дела подтверждается то обстоятельство, что при введении отраслевой оплаты труда с 01.01.2009 за истицей сохранился прежний объем должностных обязанностей и выполнения е. работы той же квалификации.

Из представленных ОГОУ СКДД «Дом детства» расчетов размера заработной платы работников Дома детства, следует, что размер заработная платы работников областных государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области (без учета премий и иных стимулирующих выплат), установленный истице в соответствии с отраслевой системой оплаты труда, превышает размер заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой до введения отраслевой системы оплаты труда.

Таким образом, истицей не представлено суду доказательств наличия у нее права на установление ей с 01.01.2009 надбавок к заработной плате за работу в специальном (коррекционном) «Доме детства» в размере 20% от должностного оклада; за выслугу лет (непрерывный стаж работы) в размере - 20% от должностного оклада; коэффициент специфики 0,15 к должностному окладу за работу с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда и персональной надбавки в сумме 1000 рублей. Не добыты такие доказательства и в ходе судебного разбирательства.

При изложенных выше обстоятельствах требования ФИО2 об установлении надбавок к заработной плате удовлетворению не подлежат.

Поскольку ФИО5 отказано в удовлетворении исковых требований об установлении дополнительных надбавок к должностному окладу с 01.01.2009, то не подлежат удовлетворению и производные от первоначальных требований, требования о взыскании с ОГОУ СКДД «Дом детства» задолженности по заработной плате за период с 01.01.2009 в размере 68339, 70 руб., которая образовалась в связи с не выплатой указанных выше надбавок.

Согласно ст.237 Трудового кодекса РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Поскольку судом не установлено нарушение трудовых прав истицы, оснований для взыскания в её пользу компенсации морального вреда в размере 5000 руб. не имеется.

По вышеизложенным основаниям в удовлетворении требований ФИО2 суд отказывает в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 167, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Областному государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дом детства» об установлении с 01.01.2009 надбавок: за работу в специальном (коррекционном) «Доме детства» в размере 20% от должностного оклада; за выслугу лет (непрерывный стаж работы) в размере - 20% от должностного оклада; коэффициент специфики 0,15 к должностному окладу за работу с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда для работников дома ребенка и группах в домах ребенка общего типа, персональной надбавки в размере 1000 рублей, взыскании задолженности по заработной плате в размере 68 339 рублей 70 коп., компенсации морального вреда в размере 5000 руб. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.И. Мочалова