об обязании произвести капитальный ремонт по адресу: проспект Авиастроителей, 7



Дело № 2-1682/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2011 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Фоминой В.А.

при секретаре Новинкиной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бердяевой к мэрии города Ульяновска об обязании проведения капитального ремонта жилого дома,

У С Т А Н О В И Л:

Бердяева А.И. обратилась в суд с иском к мэрии города Ульяновска об обязании проведения капитального ремонта жилого дома, указав следующее.

Она является собственником <адрес> в <адрес>. Данный дом сдан в эксплуатацию в 1985 году. С момента ввода в эксплуатацию в указанном доме не проводился капитальный ремонт. Администрация (мэрия) г. Ульяновска, как собственник обязана была произвести капитальный ремонт жилищного фонда перед передачей жилищного фонда управляющей организации ООО «Жилстройсервис», однако данную обязанность не исполнила. <адрес> передан ООО «Жилстройсервис» с 01.03.2009 г. В указанном доме требуется капитальный ремонт. Актами общего технического осмотра здания осеннего 2010 года и весеннего 2011 года подтверждается необходимость проведения капитального ремонта: стояков центрального отопления, межпанельных швов, кровли. В силу ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» № 1541-1 от 04.07.1991 г. за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Считает, что произвести капитальный ремонт в <адрес> обязана администрация (мэрия) <адрес>. На основании вышеизложенного просит суд обязать администрацию (мэрию) г. Ульяновска произвести капитальный ремонт в <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, а именно стояков центрального отопления, межпанельных швов, кровли дома.

В ходе судебного разбирательства истица уточнила требования, просила обязать мэрию г.Ульяновска произвести работы по капитальному ремонту <адрес> в <адрес>, в том числе ремонт стояков центрального отопления в подъезде данного дома, ремонт межпанельных швов по периметру подъезда данного дома и кровли дома.

Истица Бердяева А.И. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования, обосновав их доводами, изложенными в иске. Истица также пояснила, что дом подлежит капитальному ремонту, поскольку все сроки эксплуатации конструкций дома истекли, капитальный ремонт этих элементов дома мэрией г.Ульяновска не производился. После передачи дома в управление ООО «Жилстройсервис» обязательства мэрии г.Ульяновска, как наймодателя жилого помещения, по проведению капитального ремонта жилого дома сохраняются. Она является старшей по подъезду, собственником квартиры и доли общего имущества в данном доме, права ее ответчиком нарушаются, поскольку не производится капитальный ремонт дома.

Представитель ответчика Мэрии города Ульяновска Цыплова М.А. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Мэрия города в договорных отношениях с истцом не состоит, исполнителем услуг жилищно-коммунального хозяйства, в том числе работ капитального характера, не является. Производство капитального ремонта в полномочия мэрии города не входит. В соответствии с Уставом муниципального образования «город Ульяновск», мэрия города является исполнительно-распорядительным органом. Денежные средства, составляющие плату за жилое помещение, в бюджет муниципального образования не поступают. Собственники помещений спорного многоквартирного дома использовали свое право и обязанность, предоставленные Жилищным кодексом Российской Федерации, о выборе способа управления многоквартирным домом. Управление данным домом осуществляет ООО «Жилстройсервис». Данная управляющая организация обязана обеспечить квалифицированное и качественное обслуживание жилого дома, бесперебойную, безаварийную работу всех инженерных систем, сетей. Она является исполнителем услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, переданного ей в управление. В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.30, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя содержания расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Каждый из собственников обязан нести бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество в доме. Расходы по содержанию мест общего пользования, включая их текущий и капитальный ремонт, возложены на всех собственников жилых помещений многоквартирного дома, в том числе и на истца. В соответствии с п. З ст. 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. Согласно п.2 ст. 158 ЖК РФ все вопросы организации капитального ремонта решает только общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Данный вопрос на рассмотрение общего собрания собственников жилых помещений не выносился. С учетом изложенного просила в иске отказать.

Представитель ответчика ООО «Жилстройсервис» Прохорова Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что требования о проведении капитального ремонта межпанельных швов, системы центрального отопления и кровли обоснованны. Сроки эксплуатации межпанельных швов, систем центрального отопления и кровли дома истекли, дом сдан в эксплуатацию в 1985 году, мэрия г.Ульяновска при передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации не исполнила свою обязанность по капитальному ремонту дома. Управляющей компанией подавалась заявка о включении данного дома в список домов, подлежащих капитальному ремонту, по Федеральному закону №185-ФЗ, однако решение о проведении капитального ремонта по данному дому принято только в отношении ремонта систем канализации в подвальном помещении дома.

Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

          Судом установлено, что <адрес> в <адрес> представляет собой многоквартирный <данные изъяты> этажный жилой дом, состоящий из восьми подъездов. Истица проживает в <адрес>, расположенной в подъезде данного дома на <данные изъяты>

         

В доме расположены как квартиры, находящиеся в ведении администрации г.Ульяновска и занимаемые гражданами по договорам социального найма, так и находящиеся в собственности граждан.

        Из материалов дела следует, что ряд квартир в жилом <адрес> в <адрес> находится в муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из реестра жилого фонда, переданного в муниципальную собственность, утвержденного постановлением мэра г.Ульяновска от 29.01.1996 года №94П.

Согласно договору управления многоквартирным домом от 01 июня 2006, данный дом передан в соответствии со ст.162 ЖК РФ в управление ООО «Жилстройсервис».

Из материалов дела усматривается, что жилой <адрес> в <адрес> сдан в эксплуатацию в 1985 году.

С момента сдачи дома в эксплуатацию прошло более 25 лет, при этом капитальный ремонт жилого дома не производился, что не оспаривается сторонами всудебном заседании.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Бердяева А.И. является сособственником <данные изъяты> <адрес> в <адрес> на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты> , выданным ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 (в ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Из положения статьи 16 Закона следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

Следует также учитывать, что согласно Федеральному закону от 1 февраля 2010 года N 4-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие статьи 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предусматривающей, что при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, продлено до 1 марта 2013 года.

С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В силу ст. 14 ЖК РФ, на орган местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно Уставу муниципального образования «Город Ульяновск» мэрия города Ульяновска является исполнительно - распорядительным органом города Ульяновска, и в силу своих полномочий обязана осуществлять функции заказчика реконструкции, капитального ремонта муниципальных объектов, обеспечения финансирования работ.

Анализируя нормы статьи 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 (в ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ суд полагает, что после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

Судом исследованы представленные сторонами доказательства и установлено, что истица является собственником квартиры N <данные изъяты> по <адрес><данные изъяты> <адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном порядке.

Жилой дом, в котором расположена спорная квартира, передан с баланса муниципального образования «город Ульяновск» на баланс <данные изъяты> на основании акта от 01.01.2004, а в последствии на баланс ООО «Жилстройсервис» на основании договора от 01.06.2006.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что еще до передачи жилого помещения в собственность истицы многоквартирный жилой дом, а именно, отдельные его системы, нуждались в проведении ремонтных работ капитального характера.

Согласно акту общего технического осмотра здания – <адрес> в <адрес>, составленного ООО «Жилстройсервис» 20.08.2010 и 08.04.2011, зафиксировано неудовлетворительное состояние межпанельных швов и кровли, а также системы центрального отопления дома, требуется капитальный ремонт.

Актом комиссионного осмотра многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленный сотрудниками ООО «Жилстройсервис» с участием представителя Государственной жилищной инспекции Ульяновской области и старшего по дому подтверждается наличие механических повреждений в кровельном ковре, вздутие, трещины по всему периметру кровли, наличие трещин в межпанельных швах, забиты стояки ЦО в подъезде жилого дома.

В соответствии с пунктом 2.4.2. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8.

Согласно пункту 5.1. "ВСН 58-88 (р). Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (утв. Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

Ведомственными строительными нормами и Правилами оценки физического износа жилых зданий ВСН 53-86 (р), утвержденными Приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 24.12.1986 № 446, предусмотрено, что при физическом износе стен из крупноразмерных блоков 41-60% требуются работы по усилению простенков и перемычек, укрепление и усиление отдельных участков стен; при износе рулонной кровли 41-60% требуются работы по ремонту кровли с покрытием двумя слоями рубероида, смена покрытий парапетов; при физическом износе элементов системы центрального отопления 41-60% требуются работы по замене магистралей, стояков, восстановление теплоизоляции.

Указанные работы согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 (Приложение 8) относятся к работам, производимым при капитальном ремонте жилищного фонда.

В соответствии с рекомендуемым приложением N 3 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденному Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, определяющим минимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, продолжительность эксплуатации покрытия крыш (кровли) из рулонных материалов (в 3 - 4 слоя) до капитального ремонта (замены) составляет 10 лет, панелей наружных стен мастиками – 8 лет, трубопроводов домовых магистралей, стояков ЦО при открытой схеме стояков составляет 15 лет, задвижек – 10 лет, вентилей – 10 лет; трехходовых кранов – 10 лет.

В ходе судебного разбирательства стороны не отрицали, что капитальный ремонт <адрес> не производился со дня сдачи дома в эксплуатацию, то есть с 1985 года.

Учитывая изложенное, необходимость капитального ремонта рулонной кровли, межпанельных швов и системы центрального отопления до приватизации истцом жилого помещения является очевидным фактом, поэтому суд считает доказанным, что на момент приватизации квартиры истицей у бывшего наймодателя возникла обязанность проведения капитального ремонта кровли дома, межпанельных швов и системы центрального отопления.

Причем до передачи жилого помещения в собственность истице многоквартирный жилой дом, а именно, отдельные его системы, нуждались в проведении ремонтных работ капитального характера.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста представитель ГЖИ Ульяновской области ФИО5 в судебном заседании пояснил, что с технической точки зрения возможен ремонт межпанельных швов и системы центрального отопления в подвальном помещении отдельно взятого подъезда, что, безусловно, скажется положительно на теплоизоляции и отоплении жилых помещений и мест общего пользования в данном подъезде.

Ремонт кровли в рамках одного подъезда нецелесообразен, не устранит нарушения прав истицы, поскольку в случае ремонта небольшого участка кровли вода может попасть между слоями и далее на участок кровли, подвергшийся ремонту.

Доводы представителя ответчика со ссылкой на Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, определяющих, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится по решению общего собрания собственников помещений за счет их средств соразмерно доле в праве собственности на общее имущество, несостоятельны, поскольку установленный данными нормами материального права порядок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме применяется после исполнения бывшим наймодателем своих обязательств по проведению капитального ремонта при возникновении необходимости в последующих капитальных ремонтах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2001 № 185-ФЗ (в редакции от 04.06.2011 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

Наличие повреждений в доме, требующих выполнения работ по капитальному ремонту, зафиксировано в акте обследования жилого дома от 20.06.2011, проведенного с участием представителя Государственной жилищной инспекций Ульяновской области. В акте указано, что на рулонном покрытии кровли имеются вздутия, воздушные пузыри, заполненные водой, имеются многочисленные рваные места по всей плоскости кровли. Местное устранение протечек над квартирами не решают проблему целостности рулонного ковра. Межпанельные швы, выполненные при строительстве дома с применением технологии, действующей на момент сдачи дома, разгерметизированы по всему периметру здания, при попадании дождя на межпанельные швы наблюдается проникновение влаги в квартиры, в зимнее время наблюдается резкий перепад между температурой стены внутри квартиры и межпанельного шва. Система ЦО требует 100% замены, поскольку внутренняя поверхность труб забита шлаками и закоксована минеральными солями. В зимнее время температура в жилых помещениях не соответствует санитарным нормам. Нормы эксплуатации жилого дома по ВСН 58-88 выработаны, требуется капитальный ремонт кровли, межпанельных швов и системы ЦО.

При таких обстоятельствах суд считает доказанным, что на момент приватизации квартиры истицей у бывшего наймодателя возникла обязанность проведения капитального ремонта кровли дома, а также межпанельных швов, стояков подъезда и системы центрального отопления в подвале подъезда данного дома.

С учетом мнения специалистов ГЖИ Ульяновской области, суд полагает возможным с целью защиты прав Бердяевой А.И. возложить на мэрию города Ульяновска обязанности по капитальному ремонту кровли <адрес> в <адрес>, межпанельных швов в подъезде <адрес> в городе Ульяновске, в котором расположена квартира, принадлежащая истице, а также системы отопления - трубопроводов, стояков, домовых магистралей, задвижек, вентилей подъезда <адрес>. В остальной части иска Бердяевой А.И. следует отказать.

Доводы представителя ответчика со ссылкой на Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, определяющих, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится по решению общего собрания собственников помещений за счет их средств соразмерно доле в праве собственности на общее имущество, несостоятельны, поскольку установленный данными нормами материального права порядок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме применяется после исполнения бывшим наймодателем своих обязательств по проведению капитального ремонта при возникновении необходимости в последующих капитальных ремонтах.

Также несостоятельны доводы представителя ответчика о том, что при обнаруженных недостатках необходим текущий ремонт кровли и межпанельных швов, данный довод опровергается материалами дела, подтверждающими состояние кровли и межпанельных швов жилого <адрес>.

Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, ремонтно-строительные работы фасадов, кровли, системы центрального отопления отнесены к перечню работ, производимых при капитальном ремонте.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Бердяевой <данные изъяты> удовлетворить.

Обязать мэрию города Ульяновска произвести капитальный ремонт кровли многоквартирного жилого дома, межпанельных швов подъезда и систем центрального отопления: трубопроводов, стояков, домовых магистралей, задвижек, вентилей подъезда <адрес> по <данные изъяты> в городе Ульяновске.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: В.А.Фомина