Дело № 2-1831/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 июля 2011 года город Ульяновск Заволжский районный суд г.Ульяновска в составе председательствующего судьи Царапкиной Е.В. с участием прокурора Мишедаевой И.М. при секретаре Курановой Д.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фурсова <данные изъяты> к Военному комиссариату Ульяновской области о перерасчете и взыскании выплат в возмещение вреда здоровью, У С Т А Н О В И Л: Фурсов А.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ульяновской области о перерасчете и взыскании выплат в возмещение вреда здоровью, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец выполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В связи с этим с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно ему была установлена 2 группа инвалидности с утратой 70% трудоспособности. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и повторно с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно ему была установлена 2 группа инвалидности с утратой 80% трудоспособности. Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 08.06.2001 № 455 и Постановления Правительства РФ от 24.08.2002 № 629 Военный комиссариат Ульяновской области выплатил истцу недополученную денежную компенсацию в возмещениие вреда здоровью за период с 24 августа 2000 года по 14 февраля 2001 года в размере 31224,25 руб. исходя из его денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка. Размер денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, назначенной и выплаченной истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из денежного довольствия и 70% утраты трудоспособности, составлял 5423,46 руб. в месяц. По своей инициативе Военный комиссариат Ульяновской области назначил истцу ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ исходя из твёрдой денежной суммы в размере 2500 руб. как инвалиду 2 группы, а с ДД.ММ.ГГГГ в размере 2500 руб. как инвалиду 2 группы. Назначив истцу ежемесячную денежную компенсацию в твердой денежной сумме в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ с 15 февраля 2001 года, ответчик занизил размер указанной выплаты, что привело к ухудшению материального положения истца, поскольку размер возмещения вреда, исчисленный исходя из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности и подлежащий выплате с 1 января 2001 года составлял 5423,46 руб., что значительно превышает размер ежемесячной денежной компенсации, которая была назначена ему как инвалиду второй группы – 2500 руб. Таким образом, ответчик, исчислив истцу недополученную денежную компенсацию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Правительства РФ исходя из денежного довольствия, признал за ним право на получение возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ, но при этом незаконно лишил его права выбора способа исчисления с ДД.ММ.ГГГГ суммы в возмещение вреда здоровью и без его согласия стал производить ему выплату в фиксированном размере. Истец обращался в суд с иском о взыскании денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью с учетом индексации, так как не был согласен с периодом возврата недополученных сумм. С исчислением ежемесячной суммы возмещения вреда в твердом размере истец не согласен. ДД.ММ.ГГГГ истец обращался в Военный комиссариат Ульяновской области с письменным заявлением о перерасчете размера возмещения вреда здоровью исходя из его заработка (денежного довольствия). Военный комиссариат Ульяновской области в назначении ему ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, исходя из его заработка (денежного довольствия) отказал. Так, его среднемесячный заработок, из которого должна исчисляться сумма возмещения вреда здоровью, составляет 3170,29 руб. согласно следующему расчету. Размер денежного довольствия Фурсова А.В. с 23 мая по 31 декабря 1986 года составлял 2530 руб. (115+345+345+345+345+345+345+345), с 01 января по 23 мая 1987 года составлял 1635 руб. (345+345+345+345+255). За период работы на ЧАЭС денежные выплаты составили 1660,70 руб. (108,38+1082,66+469,66), что подтверждается справками Центрального архива МО Украины, раздаточной ведомостью, расчетом денежного довольствия и послужным списком в материалах пенсионного дела Фурсова А.В. Осовременив средний заработок истца, и применяя соответствующую индексацию, согласно расчету, приведенному в иске, размер ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровья составляет 19617,57 руб., задолженность по выплатам составляет 889879,07 руб. В связи с тем, что период выплаты, перерасчет выплат в возмещение вреда здоровью исходя из заработка и коэффициенты увеличения заработка, являются иным предметом и рассматриваются по другим основаниям, то истец имеет право вновь обратиться в суд с исковыми требованиями о восстановлении его конституционных прав. Фурсов А.В., руководствуясь Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 № 21-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданина И.В. Рузайкина», просит суд единовременно взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в его пользу недополученную сумму по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с 15.02.2001 по 31.05.2011 в размере 889 879 руб.07 коп. за счет средств федерального бюджета, ежемесячно взыскивать с Военного комиссариата Ульяновской области в его пользу в возмещение вреда здоровью 19617 руб.57 коп., начиная с 01.06.2011 бессрочно за счет средств федерального бюджета с последующей индексацией. Истец Фурсов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель истца Дегтярев А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал. Представитель ответчика Военного комиссариата Ульяновской области Федорова-Кухарь Н.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Из отзыва на иск следует, что Фурсов А.В. является пенсионером МО РФ с 17.11.1995, также имеет бессрочную инвалидность 2 группы с 01.09.2000, связанную с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС. Истцу впервые была назначена сумма возмещения вреда здоровью по ст.14 п.15 в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на основании заявления от 26.02.2001. Требования истца о выплате недополученных сумм по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровья являются несостоятельными, т.к. ежемесячная денежная выплата в возмещение вреда здоровью была изначально (с 15.02.2001) определена Фурсову А.В. исходя из твердой денежной суммы в размере 2500 руб. в соответствии с его же заявлением, в котором не отражена просьба учитывать сведения о его заработной плате и утрату его трудоспособности. Истцу все выплаты производились верно. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца Дегтярева А.В., заключение прокурора Мишедаевой И.М., полагавшей исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Фурсов А.В. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, состоит на обеспечении в Военном комиссариате Ульяновской области, имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждается удостоверением серии <данные изъяты> № от 10.11.2000. Решением медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ истцу установлены вторая группа инвалидности бессрочно и 70% утраты трудоспособности по причине заболевания, связанного с исполнением работ по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, с ДД.ММ.ГГГГ – вторая группа инвалидности бессрочно и 80 % утраты профессиональной трудоспособности. С ДД.ММ.ГГГГ установлена вторая группа инвалидности бессрочно, нетрудоспособен. Заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС. Как инвалиду 2 группы вследствие Чернобыльской катастрофы ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом Ульяновской области истцу была назначена денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере 2500 руб. 13.04.2005 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года № 455 «Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы» за период с 25.08.2000 по 14.02.2001 Фурсову А.В. была выплачена компенсация в сумме 31224 руб.25 коп. исходя из денежного довольствия. Решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ с Военного комиссариата <адрес> в пользу Фурсова А.В. взыскано в возмещение вреда здоровью единовременно за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 219198 руб.82 коп.; ежемесячно 5090 руб.44 коп., начиная с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно с последующей ежегодной индексацией исходя из уровня инфляции; компенсация на приобретение продовольственных товаров единовременно за период с июля 2000 года по ноябрь 2006 года в сумме 58064 руб.97 коп. и ежемесячно 1221 руб.55 коп., начиная с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно с последующей ежегодной индексацией исходя из уровня инфляции. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.3 ст.209 ГПК РФ в случае, если после вступления в законную силу решения суда, на основании которого с ответчика взыскиваются периодические платежи, изменяются обстоятельства, влияющие на определение размера платежей или их продолжительность, каждая сторона путем предъявления нового иска вправе требовать изменения размера и сроков платежей. Истец Фурсов А.В. и его представитель Дегтярев А.В. считают, что выплачиваемая ему компенсация возмещения вреда здоровью, исходя из твердой денежной суммы, является заниженной и подлежит перерасчету исходя из его денежного довольствия. При разрешении исковых требований суд исходит из следующего. Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 20 декабря 2010 года № 21-П выявлен конституционно-правовой смысл, согласно которому положения ч.1 ст.2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). Фурсов А.В. был признан ДД.ММ.ГГГГ инвалидом второй группы с утратой трудоспособности 70% вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В силу пункта 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ) ему как инвалиду вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающему пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата денежных сумм возмещения вреда не производилась, и за их назначением он не обращался. В связи с изменениями в правовом регулировании, обусловленными принятием Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года № 18-П, которым лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда здоровью было признано противоречащим Конституции Российской Федерации, и введенными спустя три года Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, которым данное право гарантировалось всем военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, истец обратился в Военный комиссариат Ульяновской области с заявлением об установлении ему соответствующей ежемесячной денежной компенсации. На основании пункта 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ) с 15 февраля 2001 года ему как инвалиду третьей группы была назначена ежемесячная денежная компенсация в размере 2500 руб., а на основании принятого во исполнение предписания статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года № 455 единовременно выплачена неполученная денежная компенсация за период с 02.06.1998 по 14.02.2001 в размере, исчисленном из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности. Полагая, что таким же образом (исходя из денежного довольствия) должен определяться и размер причитающейся ему ежемесячной денежной компенсации, истец обратился в суд с настоящим иском. Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Из статей 1,2,7,18,53 Конституции Российской Федерации вытекает обязанность Российской Федерации как правового социального государства обеспечить охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий техногенных аварий и катастроф, в том числе радиационных, что предполагает признание и гарантирование со стороны государства права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, и согласуется с обязанностью государства охранять достоинство личности (часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации), которое, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, выступает основой всех прав и свобод человека и необходимым условием их существования и соблюдения (Постановления от 03.05.1995 № 4-П, от 15.01.1999 № 1-П, определения от 17.02.2005 № 17-0, от 05.03.2009 № 376-О-П). Возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда здоровью между гражданами, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, и государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, обусловлено самим фактом причинения такого вреда (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1997 №18-П и от 19.06.2002 № 11-П). При этом на государство, призванное в силу статьи 21 Конституции Российской Федерации охранять достоинство личности во всех сферах, возлагается обязанность предоставить этим гражданам эффективную поддержку как лицам, у которых в результате существенного неблагоприятного воздействия чрезвычайных техногенных обстоятельств невосполнимо утрачиваются (или резко сужаются) возможности самостоятельного обеспечения достойной жизни и свободного развития. В целях реализации принятых на себя государством обязательств по возмещению такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским и другим отраслевым законодательством, Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18.06.1992 № 3061-1) была установлена система денежных и других материальных компенсаций и льгот для граждан, пострадавших от радиационного воздействия, включая инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих. Помимо других мер социальной защиты для данной категории инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы было предусмотрено назначение пенсий по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, либо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы, но не ниже размеров, предусмотренных Законом РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР». Кроме того, им было предоставлено право получать две пенсии одновременно - пенсию за выслугу лет и пенсию по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы на равных основаниях с гражданами, ставшими инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, связанного с пребыванием на фронте. Федеральным законом от 24.11.1995 № 179-ФЗ в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» был внесен ряд изменений и дополнений, в том числе в части установления инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы компенсаций и льгот. Так, пунктом 25 части первой статьи 14 названного Закона Российской Федерации в новой редакции инвалидам-чернобыльцам гарантировалось возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, однако в силу абзаца третьего пункта 2 части первой статьи 29 при получении военнослужащим, ставшим инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, двух пенсий или пенсии за выслугу лет, увеличенной на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата указанных сумм возмещения вреда не производилась. Признавая лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, вытекающее из абзаца четвертого подпункта 1 пункта 23 статьи 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 179-ФЗ, противоречащим статьям 19 (части 1 и 2), 42 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-П исходил из того, что пенсии военнослужащих за выслугу лет заработаны предшествующей военной службой и что военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от получения ими пенсии за выслугу лет должны иметь право на возмещение вреда, равно как и иные граждане, пострадавшие от чернобыльской катастрофы. Изменения, направленные, в том числе на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года № 18-П, были внесены в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Федеральным законом от 12.02.2001 № 5-ФЗ. В данном Федеральном законе использован новый подход к определению размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации ее последствий: так, если до 15.02.2001 суммы возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам исчислялись исходя из среднего заработка (денежного довольствия) с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, то после указанной даты выплата ежемесячных денежных компенсаций осуществляется в твердом размере, дифференцированном в зависимости от группы инвалидности; при этом гражданам, которые получали возмещение вреда до вступления данного Федерального закона в силу, была предоставлена возможность по их выбору сохранить прежний способ определения размера ежемесячных денежных выплат либо получать их в твердой сумме (часть первая статьи 2). Статьей 3 Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ было установлено, что исчисление недополученных гражданами за период со 2 июня 1998 года (дня, когда признанные неконституционными нормы Федерального закона от 24.11.1995 № 179-ФЗ утратили силу) по 15.02.2001 (дата вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ) денежных компенсаций должно осуществляться в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года № 18-П, а порядок и условия их возврата в течение 2001-2003 годов – определяться Правительством Российской Федерации. Во исполнение этого предписания Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 № 455 были утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности. Данный нормативный правовой акт, как следует из его содержания, не обусловливает выплату инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих неполученной денежной компенсации, исчисленной исходя из денежного довольствия, фактом подачи в течение указанного периода заявления в уполномоченные органы о выплате денежных сумм в возмещение вреда здоровью – в отличие от общеустановленной процедуры, которая предполагает назначение ежемесячных денежных выплат в возмещение вреда здоровью со дня подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, как это предусмотрено пунктом 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 607). Тем самым в правовом регулировании было не только подтверждено право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на возмещение вреда здоровью выплатой соответствующих денежных сумм, но и признано право на получение после 15 февраля 2001 года недополученных денежных сумм за предшествующий период, начиная со 2 июня 1998 года, исчисленных исходя из денежного довольствия. По своей природе такое правовое регулирование направлено, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П, на восстановление нарушенного права граждан на возмещение вреда, причиненного их здоровью чернобыльской катастрофой, и, по сути, означает признание государством своего долга и лишь отсрочку исполнения обязательств. Кроме того, оно призвано восполнить для данной категории граждан потери от действий публичной власти, своевременно не обеспечившей им это право, и, таким образом, реализует вытекающий из Конституции Российской Федерации (преамбула; статья 1, часть 1; статья 2; статья 18; статья 21, часть 1) принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем восстановления их нарушенных прав. Соответственно, часть первая статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи со статьей 3 того же Федерального закона, не может рассматриваться как препятствующая удовлетворению заявлений инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугy лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, о назначении ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, равные с предусмотренными для инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда до 15 февраля 2001 года. Между тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства, в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 24.05.2001 № 8-П, от 03.06.2004 № 11-П, от 05.04.2007 № 5-П и от 10.11.2009 № 17-П). Таким образом, суд находит исковые требования истца о перерасчете возмещения вреда здоровью исходя из денежного довольствия обоснованными, но считает, что данный перерасчет следует производить только с момента вступления в законную силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года № 21-П, т.е. с 20 декабря 2010 года. Судом установлено, что Фурсов А.В. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС при войсковой части № в звании майора в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Производил работы на Чернобыльской АЭС в зоне повышенной радиации № на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №. Правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан вследствие чернобыльской катастрофы, до 15 февраля 2001 года определялись пунктом 25 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ). Вышеуказанная норма материального права гарантировала инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Учитывая, что радиация обусловленная наружным и внутренним облучением имеет тенденцию постоянно накапливаться в организме человека, максимальное негативное воздействие на организм человека (повреждение здоровья – увечье или страховой случай в ред. Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ) приходится на последний день пребывания в зоне особого риска (зоне повышенной радиации № 3 в 30-километровой зоне), то временем наступления страхового случая (увечья) является последний день пребывания в 30-километровой зоне. Совместным письмом Минздрава СССР от 6-10 июля 1989 года № 03-6/29-6, Госкомитета СССР по Труду и Социальным вопросам от 6-10 июля 1989 года № 1678-мк и ВЦСПСот 6-10 июля 1989 года № 14-03-4а/311 указано, что причину заболевания и инвалидности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС следует считать профессиональной. Порядок возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, до 6 января 2000 года определялся Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1992, а с 06.01.2000 – Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Согласно статье 14 вышеназванных Правил среднемесячный заработок определяется за 12 последних месяцев работы (службы, кроме срочной военной службы), предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина). Статьей 15 Правил предусмотрено, что среднемесячный заработок за указанный в статье 14 Правил период подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 12 месяцев работы (службы) на 12. Аналогичная норма предусмотрена статьей 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Согласно вышеприведенному правовому обоснованию ежемесячная компенсация в возмещение вреда за ущерб, нанесенный здоровью при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, рассчитывается исходя из денежного довольствия за период с 23.05.1986 по 23.05.1987 и денежных выплат за работу в зонах повышенной опасности в период ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом судом для расчета среднего заработка принимаются во внимание сведения о размере заработка за вышеуказанный период, содержащиеся в справках Центрального архива МО Украины, раздаточной ведомости в/ч № на выплату денежного довольствия офицерам части за март, май ДД.ММ.ГГГГ года, расчете денежного довольствия Фурсова А.В. за март, апрель, май ДД.ММ.ГГГГ года, о размере оклада по воинскому званию – 345 руб. Иные данные отсутствуют (л.д.34-37). По сведениям из данных документов среднемесячный заработок истца за 12 последних месяцев работы, предшествующих трудовому увечью по выбору истца, составил: май – декабрь ДД.ММ.ГГГГ года: 115 + 345 х 7 = 2530 руб., январь – май ДД.ММ.ГГГГ года: 345 х 4 + 255 = 1635 руб. Кроме того, согласно архивной справке от 01.04.2008 истцу было выплачено денежное вознаграждение за работу с марта по май ДД.ММ.ГГГГ года в зонах повышенной опасности: оклад по воинскому званию 889,66 руб. и должностной оклад 771,04 руб. С учетом всех выплат, руководствуясь статьями 14 и 15 «Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей», утвержденных Постановлением ВС РФ от 24.12.1992 № 4214-1 (в ред. Федерального Закона от 24.11.1995 № 180-ФЗ), среднемесячный заработок составит из расчета суммы заработка за 12 последних месяцев с 23.05.1986 по 23.05.1987 перед окончанием работы в 30-километровой зоне ЧАЭС (в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда, заработок, из которого исчисляется ежемесячная денежная сумма, увеличивается на коэффициенты, установленные абзацем первым пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1992 № 4214-1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» для 1986 года – 6,7, для 1987 года - 6,4. Таким образом, сумма ежемесячных выплат с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила: 2530 х 6,7 = 16951 руб. Сумма ежемесячных выплат с 01 января по 23 мая ДД.ММ.ГГГГ года составила: (1635 + 889,66 + 771,04) х 6,4 = 21092,48 руб. Осовремененный среднемесячный заработок составил: 3170,29 руб. (16951 + 21092,48) : 12. В связи с повышением стоимости жизни, суммы заработка, рассчитанные с учетом указанных коэффициентов, увеличиваются по увечьям, иным повреждениям здоровья, полученным до 1 января 1991 года, в шесть раз. В силу ч.3 ст.11 «Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечья, профессиональных заболеваний либо иных повреждений здоровья, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей» при определении общей суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка, индексируются в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии. Согласно статье 3 Федерального закона от 24.11.95 № 180-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» сумма среднемесячного заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, увеличивается: с 1 ноября 1992 г. – в 2,5 раза; с 1 февраля 1993 г. – в 1,9 раза; с 1 мая 1993 г. – в 1,9 раза; с 1 августа 1993 г. – в 1,8 раза; с 1 мая 1994 г. – в 1,3 раза; с 1 апреля 1994 г. – в 1,8 раза; с 1 октября 1994 г. – в 1,51 раза; с 1 ноября 1994 г. – в 1,2 раза; с 1 мая 1995 г. – в 1,27 раза; с 1 июня 1995 г. – в 1,2 раза; с 1 августа 1995 г. – в 1,05 раза; с 1 января 1996 г. – в 1,15 раза. (Закон Российской Федерации от 21.10.1992 № 3697-1; Постановление ВС Российской Федерации от 15.01.1993 № 4296-1; Постановление ВС Российской Федерации от 15.04.1993 № 4810-1; Постановление ВС Российской Федерации от 14.07.1993 № 5436-1; Федеральный закон от 05.05.1994 № 2-ФЗ; Указ Президента Российской Федерации от 10.12.1993 № 2121; Федеральный закон от 31.10.1994 № 30-Ф3; Федеральный закон от 31.10.1994 № 31-Ф3; Федеральный закон от 20.04.1995 № 44-ФЗ; Федеральный закон от 28.06.1995. № 99-ФЗ; Федеральный закон от 27.07.1995 № 117-ФЗ; Федеральный закон от 01.11.1995 № 160-ФЗ; Федеральный закон от 27.05.1996 № 55-ФЗ). С учетом изложенного сумма заработка, из которого исчисляется размер возмещения вреда, с учетом индексации составляет 2411,10 руб. согласно следующему расчету: 3170,29 руб. х 6 х 2,5 х 1,9 х 1,9 х 1,8 х 1,3 х 1,8 х 1,51 х 1,2 х 1,27 х 1,2 х 1,05 х 1,15 : 1000 = 2411,10 руб. В соответствии с частью третьей статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 № 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.1995 до 29.11.2002) ежемесячные денежные выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью, подлежали индексации с учетом повышения минимального размера оплаты труда. Следовательно, размер возмещения вреда подлежал индексации: - с 01.04.1996 в 1, 2 раза (статья 1 Федерального закона от 02.04.1996 № 40-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»); - с 01.01.1997 – в 1,1 раза (статья 1 Федерального закона от 09.01.1997 № 6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»); - с 01.07.2000 – в 1,581 раза (статья 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»); - с 01.01.2001 – в 1,515 раза (статья 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»). Следовательно, размер возмещения вреда, подлежащего выплате истцу, подлежал индексации: - с 1 апреля 1996 года – в 1,2 раза и составлял 2893,32 руб. (2411,10 х 1,2); - с 1 января 1997 года – в 1,1 раза и составлял 3182,65 руб. (2893,32 х 1,1); - с 1 июля 2000 года – в 1,581 раза и составлял 5031,77 руб. (3182,65 х 1,581); Размер компенсации возмещения вреда, подлежащей назначению истцу на дату установления ему инвалидности второй группы (25 августа 2000 года) с учетом степени утраты трудоспособности 80%, составил 4025,42 руб. (5031,77 руб. х 80%). - с 1 января 2001 года – в 1,515 раза и составлял 6098,51 руб. (4025,42 руб. х 1,515). Часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) предусматривает ежегодную индексацию размера ежемесячной денежной компенсации (выплаты в возмещение вреда здоровью) исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом в силу статьи 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ, придавшей обратную силу нормам о ежегодной индексации ежемесячных денежных сумм исходя из уровня инфляции, размер такой компенсации индексируется с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год». Между тем Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 октября 2005 года № 364-0 указал, что, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года суды должны исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия индексации. До 29 мая 2004 года предусматривалась ежегодная индексация возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ в прежней редакции). При этом до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе были принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П). При исчислении возмещения вреда здоровью базовый размер компенсационной выплаты мог быть увеличен на ежегодные индексы роста величины прожиточного минимума в Ульяновской области с 1 января 2002 года – в 1,17 раза, с 1 января 2003 года – в 1,24 раза, с 1 января 2004 года – в 1,16 раза и составил: - с 01.01.2002 г. – 6098,51 х 1,17 = 7135,25 руб., - с 01.01.2003 г. – 7135,25 х 1,24 = 8847,71 руб., - с 01.01.2004 – 8847,71 х 1,16 = 10263,34 руб. После 29 мая 2004 года законодателем был введен иной критерий индексации ежемесячной денежной компенсации, в соответствии с которым указанная компенсационная выплата должна ежегодно индексироваться исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (Федеральный закон от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ). В соответствии с новым порядком индексации указанная компенсационная выплата должна повышаться на ежегодные индексы уровня инфляции с 1 января 2005 года - в 1,11 раза, с 1 января 2006 года - в 1,09 раза, с 1 января 2007 г. - в 1,08 раза, с 1 января 2008 года - в 1,085 раза, с 1 января 2009 года - в 1,13 раза, с 1 января 2010 года - в 1,1 раза, с 1 января 2011 года - в 1,065 раза (Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 847, Постановление Правительства РФ от 07.05.2005 № 292, Постановление Правительства РФ от 24.03.2006 № 163, Постановление Правительства РФ от 25.04.2006 № 246, Постановление Правительства РФ от 03.03.2007 № 143, Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 № 171, Постановление Правительства РФ от 21.12.2007 № 914, Постановление Правительства РФ 17.03.2008 № 181, Постановление Правительства РФ от 03.09.2008 № 655, Постановление Правительства РФ от 07.07.2009 № 545, Постановление Правительства РФ от 16.12.2009 № 1024, Постановление Правительства РФ от 21.12.2010 № 1079). Вместе с тем применение нового порядка индексации возмещения вреда не должно приводить к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), и, следовательно, при рассмотрении данного дела надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для истца критерия индексации указанной компенсационной выплаты (определение Конституционного Суда Российской от 4 октября 2005 года № 364- О). Очевидно, что наиболее благоприятным будет такой критерий индексации возмещения вреда здоровью, при котором базовый размер указанной компенсационной выплаты, начиная с 1 января 2002 года, будет повышаться на ежегодные индексы роста величины прожиточного минимума, поскольку эти индексы по своей величине превышают ежегодные индексы уровня инфляции за тот же период времени, а, начиная с 1 января 2005 года повышаться на ежегодные индексы уровня инфляции. Следовательно, размер возмещения вреда, подлежащего выплате, составит: - с 1 января 2005 года – 11392,30 руб. (10263,34 х 1,11); - с 1 января 2006 года – 12417,60 руб. (11392,30 х 1,09); - c l января 2007 года – 13411,00 руб. (12417,60 х 1,08); - с 1 января 2008 года – 14819,15 руб. (13411,00 х 1,105); - с 1 января 2009 года – 16745,63 руб. (14819,15 х 1,13); - с 1 января 2010 года – 18420,19 руб. (16745,63 х 1,1); - с 1 января 2011 года – 19617,50 руб. (18420,19 х 1,065). Таким образом, исходя из наиболее благоприятного критерия индексации возмещения вреда здоровью, размер указанной компенсационной выплаты, подлежащей назначению истцу с 1 июля 2011 года, должен составлять 19617,50 руб., тогда как фактически Военный комиссариат Ульяновской области с 1 января 2011 года выплачивает компенсационную выплату в размере 8041,95 руб. Поскольку ответчик назначил истцу возмещение вреда здоровью, но выплачивал его не в том размере, суд приходит к выводу, что имеет место недоплата денежных сумм. Необходимо было выплатить истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере 124835,40 руб., согласно следующему расчету: - 18420,19: 31 х 12 = 7130,40 руб., где 18420,19 руб. – выплата на декабрь 2010 года, 12 дней – период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, - 19617,50 х 6 = 117705 руб. (за период с января по июнь 2011 года). Итого: 117705 + 7130,40 = 124835,40 руб. Всего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком выплачено истцу 51174,70 руб. исходя из расчета (48251,70 + 2923,00): - 7551,13 : 31 х 12 = 2923,00, где 7551,13 – размер назначенной ответчиком выплаты в декабре 2010 года; - 8041,95 х 6 = 48251,70 руб. Таким образом, недоплата истцу составляет 73660,70 руб. (124835,40 – 51174,70). Следовательно, исковые требования Фурсова А.В. подлежат частичному удовлетворению. Доводы представителя истца Дегтярева А.В. о том, что в соответствии со статьей 208 ГК РФ истцу не может быть отказано в перерасчете выплат в возмещение вреда здоровью, несостоятельны и не могут служить основанием для удовлетворения иска. Суд считает необходимым взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Фурсова А.В. за счет средств федерального бюджета, выделяемых на данные цели, единовременно задолженность по ежемесячным суммам в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 73660 руб. 70 коп., и взыскивать в пользу истца ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ в размере 19617 руб.50 коп. с последующей индексацией в установленном законом порядке. В удовлетворении остальной части иска Фурсову А.В. следует отказать. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12,56,194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Фурсова <данные изъяты> удовлетворить частично. Взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Фурсова Александра Викторовича за счет средств федерального бюджета, выделяемых на данные цели, единовременно задолженность по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 73660 руб. 70 коп. Взыскивать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Фурсова <данные изъяты> за счет средств федерального бюджета, выделяемых на данные цели, ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 19617 руб. 50 коп., начиная с 01 июля 2011 года бессрочно с ее последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством. В удовлетворении остальной части иска Фурсову <данные изъяты> отказать. Прекратить с 01 июля 2011 года исполнение решения Заволжского районного суда г.Ульяновска от 14.12.2006 по иску Фурсова <данные изъяты> к Военному комиссариату Ульяновской области об индексации сумм возмещения вреда здоровью и денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в части взыскания ежемесячно в возмещение вреда здоровья денежной суммы в размере 5090 руб. 44 коп. бессрочно с последующей ежегодной индексацией исходя из уровня инфляции. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г.Ульяновска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Е.В.Царапкина