о перерасчете и взыскании сумм возмещения вреда, причиненного здоровью



Дело-2-1575/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июня 2011 г. г. Ульяновск

Заволжский районный суд г. Ульяновска в составе:

Председательствующего судьи Грудкиной Т.М.

при секретаре Певневой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кропачева ФИО6 к Военному комиссариату Ульяновской области о перерасчете и взыскании сумм в возмещение вреда здоровью,

У С Т А Н О В И Л:

Кропачев А.М. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ульяновской области о перерасчете и взыскании сумм в возмещение вреда здоровью, мотивируя тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он выполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Решением Волгоградского межведомственного экспертного совета Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что заболевания не связаны с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

На основании данного заключения ДД.ММ.ГГГГ учреждением МСЭ истцу была установлена <данные изъяты> группа инвалидности до ДД.ММ.ГГГГ с причинной связью - общее заболевание.

Решением межведомственного экспертного совета Федерального государственного учреждения здравоохранения Министерства РФ от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что заболевание и инвалидность связаны с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

На основании заключения Санкт-Петербургского межведомственного экспертного совета решением учреждения МСЭ Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ было подтверждено, что Кропачев А.М. является инвалидом <данные изъяты> группы до ДД.ММ.ГГГГ с причинной связью - заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.

При очередном освидетельствовании истца решением медико-социальной экспертизы Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ была подтверждена истцу инвалидность <данные изъяты> группы бессрочно с причинной связью - заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.

Военным комиссариатом Ульяновской области истцу была назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью исходя из твердой денежной суммы – <данные изъяты>

Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ истцу взыскана задолженность по платежам ВВЗ и ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно с последующей индексацией.

Истец не согласен с периодом и назначением от твердой денежной суммы выплат по возмещению вреда здоровью.

С ДД.ММ.ГГГГ бессрочно истцу установлена <данные изъяты> группа инвалидности с причинной связью - заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС с <данные изъяты> степенью ограничения способности к трудовой деятельности, то есть, с потерей <данные изъяты> трудоспособности (для инвалидов <данные изъяты> Ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью истцу следует назначить с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня установления группы инвалидности.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 08.06.2001 № 455 и Постановления Правительства РФ от 24.08.2002 № 629 истец имел право на недополученную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которую Военный комиссариат Ульяновской области выплачивал инвалидам ЧАЭС в ДД.ММ.ГГГГ годах. Денежная компенсация должна быть рассчитана исходя из денежного довольствия истца и месячной стоимости продовольственного пайка.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответчик обязан был производить истцу выплату возмещения вреда здоровью в размере <данные изъяты> согласно представленного расчета, но назначил истцу ежемесячную денежную компенсацию из твердой денежной суммы в размере <данные изъяты> ошибочно посчитав, что выплата должна производиться с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец просит суд взыскать в его пользу с Военного комиссариата Ульяновской области с ДД.ММ.ГГГГ согласно прилагаемому расчету ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> с последующей индексацией в соответствии с законодательством; единовременно взыскать с ответчика в пользу истца недополученную сумму по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>

Истец Кропачев А.М. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца Дегтярев А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

Представитель Военного комиссариата Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, представил отзыв на иск, указав, что Кропачев A.M. является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ с ДД.ММ.ГГГГ имеет бессрочную инвалидность <данные изъяты> группы с ДД.ММ.ГГГГ, связанную с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС. После ДД.ММ.ГГГГ в действие вступил ФЗ от 12.02.2001г. №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». Законодатель перестал отождествлять возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, с возмещением вреда, причиненного в связи с трудовыми отношениями.

В отношении Кропачева A.M. по решению Заволжского районного суда г. Ульяновска дело от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлен ежемесячный платеж по возмещению вреда здоровью в размере <данные изъяты> бессрочно с последующей индексацией. Изменить решение суда не представляется возможным.

Ссылка истца на то, что впервые инвалидность от общего заболевания Кропачев A.M. получил с ДД.ММ.ГГГГ, не состоятельна, также как и то, что заболевание связано с исполнением обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС. В его пенсионном деле такие документы отсутствуют.

Первичное освидетельствование Кропачев A.M. проходил в межрайонном бюро МСЭ ДД.ММ.ГГГГ, где ему была установлена <данные изъяты> группа инвалидности с причиной - общее заболевание, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Кропачеву A.M. при очередном освидетельствовании с учетом решения Межведомственного экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ установлена причина инвалидности - заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС со сроком до ДД.ММ.ГГГГ. В деле имеется справка МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ. Сроки назначения, размер и дальнейшая выплата ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью соблюдены в соответствии с действующим законодательством. По перерасчету суммы в возмещение вреда здоровью из расчета заработка Кропачев A.M. не обращался и последующие решения судов не оспаривал. Справки об утрате трудоспособности в деле отсутствуют. Также индексацию сумм ВВЗ в соответствии с действующим законодательством Кропачев A.M. не оспаривал.

Из пункта 25 части 1 статьи 14 Закона № 1244-1 в его нормативном единстве с частью 1 статьи 2 Закона № 5ФЗ следует, что право выбора - получать возмещение вреда здоровью в твердых суммах или в размере, который исчислялся из заработка, представлено только тем гражданам, которые ранее получали ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью, причиненного вследствие Чернобыльской катастрофы, а лица, впервые обратившиеся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001г. №5-ФЗ, имеют права на получение вреда только в твердой денежной сумме, что не противоречит Конституции РФ, то иное исчисление вышеуказанной выплаты Законом не предусмотрено. В связи с фактом получения вышеуказанной инвалидности после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001г. №5 ФЗ право выбора у Кропачева A.M. отсутствует. По перерасчету суммы в возмещение вреда здоровью из расчета заработка Кропачев A.M. не обращался и последующие решения судов не оспаривал. Справки об утрате трудоспособности в деле отсутствуют. Также индексацию сумм ВВЗ в соответствии с действующим законодательством Кропачев A.M. не оспаривал.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд, с учетом мнения представителя истца считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец выполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Кропачев A.M. является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ с ДД.ММ.ГГГГ. Также имеет бессрочную инвалидность <данные изъяты> группы с ДД.ММ.ГГГГ, связанную с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС.

Первичное освидетельствование Кропачев A.M. проходил в межрайонном бюро МСЭ ДД.ММ.ГГГГ, где ему была установлена <данные изъяты> группа инвалидности с причиной - общее заболевание, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Кропачеву A.M. при очередном освидетельствовании с учетом решения Межведомственного экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ установлена причина инвалидности - заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС со сроком до ДД.ММ.ГГГГ (справка МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ Кропачев А.М. просил производить соответствующие выплаты как инвалиду <данные изъяты> гр., инвалидность связана с ликвидацией аварии на ЧАЭС.

Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ Кропачев А.М. просил назначить ему выплаты возмещения вреда в размере <данные изъяты> как участнику ликвидации аварии на ЧАЭС инвалиду <данные изъяты> группы.

На основании решения Заволжского районного суда г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Кропачева А.М. взыскана задолженность по платежам в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> задолженность по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> задолженность за ДД.ММ.ГГГГ годы по ежегодной компенсации за вред здоровью в сумме <данные изъяты> взысканы ежемесячные платежи в размере <данные изъяты> начиная с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно с их последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством, а также ежемесячно компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью.

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были внесены изменения и дополнения в статью 29 базового Закона.

Согласно абзацу третьему пункта 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции абзаца 4 подпункта 1 пункта 23 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, получающим пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата сумм возмещения вреда, предусмотренного пунктом 25 статьи 14 настоящего Закона, не производится.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года № 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" положение, вытекающее из абзаца четвертого подпункта 1 пункта 23 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года и касающееся лишения военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, противоречит статьям 19 (части 1 и 2), 42 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и утрачивает силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения данного Постановления.

В названном Постановлении также отмечено, что Федеральному Собранию в течение шести месяцев с момента провозглашения Постановления надлежит внести изменения в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года, вытекающие из данного Постановления.

Соответствующие изменения в пункт 2 статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были внесены Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, закрепившим, что военнослужащие (и приравненные к ним лица), направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой статьи 14 указанного Закона, т.е. исходя из твердой суммы в зависимости от группы инвалидности.

В соответствии с частью 1 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона № 5-ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Из пункта 25 части 1 статьи 14 базового Закона в его нормативном единстве с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчислялся из заработка, предоставлено только тем гражданам, которые ранее получали ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью, причиненного вследствие Чернобыльской катастрофы, а лица, впервые, обратившиеся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, имеют право на получение возмещения вреда только в твердой денежной сумме, что не противоречит Конституции Российской Федерации. Иное исчисление вышеуказанной выплаты названным Законом не предусмотрено.

С ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом Ульяновской области истцу была назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью исходя из твердой денежной суммы – <данные изъяты>., с учетом соответствующей индексации с ДД.ММ.ГГГГ размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью составил <данные изъяты>

Таким образом, ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда здоровью до введения в действие Федерального закона № 5-ФЗ от 12 февраля 2001 года Кропачеву А.М. не производились. Впервые выплаты в возмещение вреда здоровью, причиненного при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, истцу назначены с ДД.ММ.ГГГГ как инвалиду <данные изъяты> группы в твердой денежной сумме, которые индексировались в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ).

Кроме того, действующее до введения в действие Федерального закона № 5-ФЗ от 12 февраля 2001 года законодательство не предусматривало право военнослужащих, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и получающих пенсию за выслугу лет, на получение ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью.

Кропачев А.М. никогда не получал возмещение вреда здоровью исходя из денежного довольствия, в том числе ему не производилась компенсация исходя из денежного довольствия на основании Постановления Правительства РФ от 8 июня 2001 года № 455 "Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы".

Следовательно, довод истца о том, что ему необходимо назначить ежемесячную выплату в возмещение вреда здоровью исходя из денежного довольствия не основан на законе.

В связи с чем, в удовлетворении исковых требований истцу следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-198, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Кропачева ФИО7 к Военному комиссариату Ульяновской области о перерасчете и взыскании сумм в возмещение вреда здоровью отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья Т.М. Грудкина