Дело № 2-2648/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2011 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Э.Р.,
при секретаре Бычихиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО11 к мэрии города Ульяновска об обязании произвести ремонт кровли и межпанельных швов в доме,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО11 (правильно – ФИО11 обратилась в суд с иском к мэрии города Ульяновска об обязании произвести ремонт кровли и межпанельных швов в доме.
В обоснование иска указывает, что является собственником квартиры № дома № по <адрес> в г. Ульяновске, квартира расположена на 9-м этаже. 16.12.2010 года ее квартиру протопило, вследствие чего мастером ЖЭУ-7 был составлен акт, согласно которому причиной затопления явилась течь кровли. Данный дом сдан в эксплуатацию в 1989 году, и с 01.06.2006 года был передан ООО «Жилстройсервис» и обслуживается ЖЭУ-7. В указанном доме требуется капитальный ремонт. Мэрия города Ульяновска, как собственник, обязана была произвести капитальный ремонт жилищного фонда перед передачей жилищного фонда управляющей организации ООО «Жилстройсервис», но мэрия свои обязанности по проведению капитального ремонта жилищного фонда не выполнила. В доме расположены как квартиры, занимаемые по договорам социального найма, так и находящиеся в собственности. С момента ввода в эксплуатацию дома прошло более 20 лет, при этом, капитальный ремонт в доме ни разу не производился. ООО «Жилстройсервис» осуществляет ежегодные весенние и осенние осмотры инженерного оборудования, кровли и элементов благоустройства придомовой территории многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «УК Жилстройсервис». Актами общего технического осмотра здания осеннего 2010 года и весеннего 2011 года подтверждается необходимость проведения капитального ремонта кровли и межпанельных швов. Протоколом от 26.11.2008 года собственники помещений в многоквартирном жилом доме решили принять участие в программе капитального ремонта многоквартирного дома согласно ФЗ № 185 от 21.07.2007 года и утвердили перечень работ по капитальному ремонту, в том числе, крыши дома. В программу по проведению капитального ремонта мэрией города Ульяновска дом не был включен. Полагает, что произвести капитальный ремонт в доме обязана мэрия города Ульяновска.
Просит обязать Администрацию (Мэрию) г.Ульяновска произвести капитальный ремонт кровли и межпанельных швов в доме № расположенного по адресу: <адрес>.
Истица ФИО11 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Представитель истицы ФИО15 в судебном заседании поддержала исковые требования, обосновав их доводами, изложенными в иске. Дополнила, что на момент передачи дома в Управление ООО «Жилстройсервис» квартира в собственности истицы еще не находилась, она приватизировала её после передачи. Истица обращалась с заявками в Управляющую компанию на ремонт межпанельных швов и кровли, поскольку с кровли неоднократно в квартире происходили проливы, а из-за состояния межпанельных швов? в квартире некомфортно, происходит промерзание.
Представитель ответчика Мэрии города Ульяновска ФИО16 в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Мэрия города в договорных отношениях с истцом не состоит, исполнителем услуг жилищно-коммунального хозяйства, в том числе работ капитального характера, не является. Производство капитального ремонта в полномочия мэрии города не входит. В соответствии с Уставом муниципального образования «город Ульяновск», мэрия города является исполнительно-распорядительным органом. Денежные средства, составляющие плату за жилое помещение, в бюджет муниципального образования не поступают. Собственники помещений спорного многоквартирного дома использовали свое право и обязанность, предоставленные Жилищным кодексом Российской Федерации, о выборе способа управления многоквартирным домом. Управление данным домом осуществляет ООО «Жилстройсервис». Данная управляющая организация обязана обеспечить квалифицированное и качественное обслуживание жилого дома, бесперебойную, безаварийную работу всех инженерных систем, сетей. Она является исполнителем услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, переданного ей в управление. В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.30, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя содержания расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Каждый из собственников обязан нести бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество в доме. Расходы по содержанию мест общего пользования, включая их текущий и капитальный ремонт, возложены на всех собственников жилых помещений многоквартирного дома, в том числе и на истца. В соответствии с п. 3 ст. 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. Кроме того, работы, которые истица просит выполнить, должны быть проведены в рамках текущего ремонта по договору управления. Согласно акту технического осмотра от 2006 года при приемке дома в управление ООО «Жилстройсервис», работы капитального характера не требовались. Истица заявила о ремонте кровли и межпанельных швов, однако у нее отсутствуют полномочия на предъявления такого рода иска, она может требовать выполнение работ только по своей квартире. С учетом изложенного просила в иске отказать.
Представитель третьего лица ООО «Жилстройсервис» ФИО17 в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что в силу ст. 14 Жилищного кодекса РФ, на орган местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Статьей 16 Закона РФ № 1541-1 от 01.07.1991 года, так же оговорено, что в случае приватизации гражданами жилых помещений в доме, требующем капитального ремонта, за бывшем наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Возникшая ранее обязанность наймодателя по капитальному ремонту дома за Администрацией (Мэрией) сохраняется, а правоотношения, возникшие между сторонами являются длящимися. Расположенные в доме квартиры находятся как в собственности граждан, так и в собственности мэрии г. Ульяновска. В отношении жилых помещений, занимаемых гражданами на основании договоров социального найма наймодатель - мэрия г.Ульяновска обязана осуществлять капитальный ремонт жилых помещений, что указывается в ст.65 Жилищного кодекса РФ), то есть в данном случае, между администрацией Мэрией г.Ульяновска и истицей продолжают иметь место договорные отношения, в силу которых Администрация (мэрия) г. Ульяновска должна производить капитальный ремонт дома.
Представитель третьего лица ООО «Жилстройсервис» ФИО18 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержала и поясняла, что на момент принятия многоквартирного дома на обслуживание в ООО «Жилстройсервис», дом № по <адрес> нуждался в проведении капитального ремонта. Срок эксплуатации кровли составляет 10 лет, межпанельных швов 15 лет. В связи с истечением срока эксплуатации кровля дома и межпанельные швы нуждаются в проведении капитального ремонта. В течение 2006-2011 г.г. ООО «Жилстройсервис» производился поддерживающий ремонт кровли и межпанельных швов многоквартирного дома, однако, выполнение работ по замене кровли малыми объемами при текущем ремонте нe дает гарантии, что обеспечена герметичность рулонного ковра, управляющая компания принимала все зависящие от нее меры для избежание протекания кровли дома, проводила работы по предотвращению проливов квартир. Расположенные в доме квартиры находятся как в собственности граждан, так и в собственности администрации (мэрии) г. Ульяновска. В отношении жилых помещений, занимаемых гражданами на основании договоров социального найма наймодатель администрация (мэрия) г. Ульяновска обязана осуществлять капитальный ремонт жилых помещений.
Представитель третьего лица ООО «ЖЭУ-7» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя истицы, представителей ответчика и третьего лица, специалиста, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что дом № по <адрес> в г.Ульяновске представляет собой многоквартирный 9-ти этажный жилой дом, состоящий из девяти подъездов. Истица проживает на 9-м этаже в квартире №, расположенной в подъезде №1 данного дома.
В доме расположены как квартиры, находящиеся в ведении администрации г.Ульяновска и занимаемые гражданами по договорам социального найма, так и находящиеся в собственности граждан.
Из материалов дела следует, что ряд квартир в жилом доме № по <адрес> в г.Ульяновске находится в муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из реестра жилых и нежилых помещений муниципальной собственности.
Согласно договору управления многоквартирным домом № 0119 от 01 июня 2006 года, данный дом передан в соответствии со ст.162 ЖК РФ в управление ООО «Жилстройсервис».
Из материалов дела усматривается, что жилой дом № по <адрес> в г.Ульяновске сдан в эксплуатацию в 1989 году.
С момента сдачи дома в эксплуатацию прошло более 20 лет, при этом капитальный ремонт жилого дома не производился, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истица Толкайлова Л.П. является собственником трехкомнатной квартиры № в доме № по <адрес> в г.Ульяновске на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан №37793-Н от 18.09.2006 года, доля 1/3 в праве общей долевой собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 (в ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из положения статьи 16 Закона следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
Следует также учитывать, что согласно Федеральному закону от 1 февраля 2010 года N 4-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие статьи 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предусматривающей, что при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, продлено до 1 марта 2013 года.
С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно 574;fld=134;dst=101130" ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В силу ст. 14 ЖК РФ, на орган местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно Уставу муниципального образования «Город Ульяновск» мэрия города Ульяновска является исполнительно - распорядительным органом города Ульяновска, и в силу своих полномочий обязана осуществлять функции заказчика реконструкции, капитального ремонта муниципальных объектов, обеспечения финансирования работ.
Анализируя нормы статьи 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 (в ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст.158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ суд полагает, что после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
Установлено, что жилой дом, в котором расположена квартира истицы, был передан с баланса муниципального образования «город Ульяновск» на баланс МУП ЖКХ «Новый город», а впоследствии передан на баланс ООО «Жилстройсервис» на основании договора от 01.06.2006.
Согласно акту технического состояния жилого дома, передаваемого на обслуживание и санитарное состояние от 30.05.2006 года, составленного комиссией в составе представителем МУП ЖКХ «Новый город» и ООО «Жилстройсервис» при передаче дома в управление, кровли дома имела вздутия, разрывы, расслоения рулонного ковра, отсутствовала оцинковка на парапете местами, нет дефлектора, межпанельные швы требовали ремонта в некоторых квартирах, в том числе и в квартире № Как следует из данного акта, требуется текущий ремонт дома по срокам эксплуатации, согласно акту весеннего осмотра, приложения.
Из представленного ООО «Жилстройсервис» акта весеннего осмотра дома № по <адрес> от 03.04.2006 года следует, что наблюдается промерзание швов стен, требуется капитальный ремонт, рулонная кровля имеет вздутие, разрывы, расслоения рулонного ковра, отсутствует оцинковка на парапете местами, нет дефлектора, требуется капитальный ремонт кровли в связи с истечением срока эксплуатации и в связи с необходимостью.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Представитель ответчика высказал свои возражения против акта от 03.04.2006 года, однако, доказательств в обоснование своих возражений суду не представила.
Согласно актам осеннего осмотра здания от 25.09.2006 года, рулонная кровля дома № по <адрес>, требовала капитального ремонта, требовался также капитальный ремонт межпанельных швов.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что еще до передачи жилого помещения в собственность истицы (право собственности зарегистрировано 29.12.2006 года) многоквартирный жилой дом, а именно, отдельные его системы, нуждались в проведении ремонтных работ капитального характера.
26.11.2008 года на общем собрании собственников помещений в многоквартирном жилом доме №, в котором принимал участие и представитель Комитета ЖКХ, было принято решение об участии в программе капитального ремонта многоквартирного дома согласно ФЗ №185-ФЗ от 21.07.2007 года, в том числе по ремонту крыши, утепления и ремонта фасада, однако установлено, что в указанную программу дом № по <адрес> включен не был.
Согласно актам общего технического осмотра здания – дома № по <адрес> в г.Ульяновске, составленного ООО «Жилстройсервис» 20.08.2010 и 08.04.2011, зафиксировано неудовлетворительное состояние межпанельных швов и кровли, требуется капитальный ремонт.
Из представленной ООО «Жилстройсервис» справки, а также актах выполненных работ, следует, что ежегодно управляющей компанией производились работы по текущему ремонту кровли дома и межпанельных швов.
Актами комиссионного осмотра многоквартирного дома № по <адрес> от 05.09.2011 и от 26.09.2011, составленными главным специалистом – экспертом Государственной жилищной инспекции Ульяновской области и сотрудниками ООО «Жилстройсервис», ООО «РСУ», ООО «ЖЭУ-7», представителя администрации Заволжского района г.Ульяновска, подтверждается наличие механических повреждений кровли жилого дома, трещин в межпанельных швах жилого дома.
В соответствии с пунктом 2.4.2. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8.
Согласно пункту 5.1. "ВСН 58-88 (р). Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (утв. Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
Ведомственными строительными нормами и Правилами оценки физического износа жилых зданий ВСН 53-86 (р), утвержденными Приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 24.12.1986 № 446, предусмотрено, что при физическом износе стен из крупноразмерных блоков 41-60% требуются работы по усилению простенков и перемычек, укрепление и усиление отдельных участков стен; при износе рулонной кровли 41-60% требуются работы по ремонту кровли с покрытием двумя слоями рубероида, смена покрытий парапетов; при физическом износе элементов системы центрального отопления 41-60% требуются работы по замене магистралей, стояков, восстановление теплоизоляции.
Указанные работы согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 (Приложение 8) относятся к работам, производимым при капитальном ремонте жилищного фонда.
В соответствии с рекомендуемым приложением N 3 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденному Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, определяющим минимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, продолжительность эксплуатации покрытия крыш (кровли) из рулонных материалов (в 3 - 4 слоя) до капитального ремонта (замены) составляет 10 лет, панелей наружных стен мастиками – 8 лет.
Как указывалось выше, стороны не отрицали, что капитальный ремонт дома № по <адрес> не производился со дня сдачи дома в эксплуатацию, то есть с 1989 года.
По ранее действовавшим нормам Жилищного кодекса РСФСР с жильцов дома удерживалась плата за капитальный ремонт дома, а на наймодателе (собственнике жилья), которым являлась мэрия, лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования (ст.141 ЖК РСФСР).
Учитывая изложенное, необходимость капитального ремонта рулонной кровли, межпанельных швов до приватизации истицей жилого помещения является очевидным фактом, поэтому суд считает доказанным, что на момент приватизации квартиры истицей у бывшего наймодателя возникла обязанность проведения капитального ремонта кровли дома, межпанельных швов и системы центрального отопления. Еще до передачи жилого помещения в собственность истице многоквартирный жилой дом, а именно, отдельные его системы, нуждались в проведении ремонтных работ капитального характера.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста представитель ГЖИ Ульяновской области ФИО1 пояснил, что возможно выполнить ремонт межпанельных швов отдельно взятого подъезда. Кровля имеет повреждения почти над каждым подъездом, первый слой полностью поврежден, в ендовых обнаруживаются повреждения до второго слоя, имеются разрывы, отслоение примыканий кровельного ковра. Ремонт кровли в рамках одного подъезда нецелесообразен, поскольку в случае протекания в другом подъезде, вода может попасть между плитами покрытия и на участок кровли над подъездом №1.
При таких обстоятельствах суд считает доказанным, что на момент приватизации квартиры истицей у бывшего наймодателя возникла обязанность проведения капитального ремонта кровли дома № по <адрес>, а также межпанельных швов.
С учетом мнения специалиста ГЖИ Ульяновской области, суд полагает возможным с целью защиты прав истицы возложить на мэрию города Ульяновска обязанности по капитальному ремонту кровли дома № по <адрес> в г.Ульяновске, межпанельных швов в подъезде №1 дома № по <адрес> в городе Ульяновске, в котором расположена квартира, принадлежащая истице. В остальной части иска Толкайловой Л.П. следует отказать.
Суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что при обнаруженных недостатках необходим текущий ремонт кровли и межпанельных швов, данный довод опровергается материалами дела, подтверждающими состояние кровли и межпанельных швов жилого дома № по <адрес>.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, ремонтно-строительные работы фасадов, кровли, отнесены к перечню работ, производимых при капитальном ремонте.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 12,56,167,194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО19 удовлетворить частично.
Обязать мэрию города Ульяновска произвести капитальный ремонт кровли многоквартирного жилого дома, межпанельных швов подъезда №1 дома № по <адрес> в городе Ульяновске.
В остальной части иска ФИО20 отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Э.Р.Кузнецова