о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Дело № 2-2931/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2011 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе

председательствующего судьи Э.Р.Кузнецовой,

при секретаре О.Ю.Прохоровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Османова И.Я. к мэрии города Ульяновска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации

У С Т А Н О В И Л:

Османов И.Я. обратился в суд с иском к мэрии города Ульяновска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование иска указывает, что согласно служебному ордеру , выданному отделом по учету и распределению жилой площади на состав семьи из четырех человек (супруга и двое детей), ему предоставлены в пользование две комнаты в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. На основании служебного ордера была предоставлена уже вся квартира по тому же адресу. Члены его семьи, а именно супруга и двое детей намерены отказаться от участия в приватизации. В августе 2011 года, он, собрав все необходимые документы обратился в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами с просьбой разрешить приватизацию указанной квартиры на основании служебного ордера, однако ему было отказано, поскольку квартира имеет статус служебной. С этим не согласен и просит суд признать за ним право собственности на квартиру по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.

Истец Османов И.Я. в судебное заседание не явился. О дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В заявлении просил рассмотреть дело без его участия, на иске настаивает.

Представитель ответчика мэрии города Ульяновска в судебное заседание не явился. О дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном отзыве просили рассмотреть дело без участия представителя мэрии. Указывают, что согласно норм ЖК РСФСР, служебные жилые помещения предоставлялись не в целях удовлетворения жилищных потребностей гражданина, а в связи с выполнением определенных обязанностей, вытекающих из характера их трудовых отношений. Решение об изменении статуса указанного помещения уполномоченным органом - Отделом по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска, не принималось. В соответствие с ч. 1 ст.4 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ», служебные жилые помещения приватизации, не подлежат. Согласно, ч.2 ст.4 указанного Закона решения о приватизации служебных жилых помещений вправе принимать собственник жилищного фонда или уполномоченный им орган. Поскольку, служебное жилое помещение является муниципальным, то право принятия решения о приватизации, в силу ч.2 ст.4 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» принадлежит только Мэрии г. Ульяновска и Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии как уполномоченному собственником органу. Решение оставляют на усмотрение суда.

Третье лицо Османов О.И. в судебном заседании поддержал исковые требования истца, самостоятельных требований не заявил, от участия приватизации отказывается в пользу своего отца Османова И.Я. Пояснил, что квартира выделялась как служебное жилье, в настоящее время находится в муниципальной собственности и в силу ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истец вправе приобрести спорную квартиру в собственность.

Третье лицо Османов Р.И. в судебном заседании поддержал исковые требования истца, самостоятельных требований не заявил, от участия приватизации отказывается в пользу своего отца Османова И.Я. Поддержал доводы, изложенные Османовым О.И.

Третье лицо Османова Г.Г. в судебное заседание не явилась. О дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия, от приватизации квартиры отказывается в пользу Османова И.Я.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке статьи 167 ГПК РФ.

Выслушав третьих лиц, изучив и оценив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно ст.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилом фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждения (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте с 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании и следует из представленных суду документов, истец, собрав все необходимые документы, обращался в компетентный орган местного самоуправления с целью приватизации спорного жилья, однако получил отказ.

В соответствии со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приобрести помещения в собственность на условиях предусмотренных настоящим законом вправе лишь те лица, которые занимают жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма.

Суд считает, что требование истца о признании за ним права собственности на трехкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, в порядке приватизации, является законным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ордеру от 29.01.1998 истцу были предоставлены 2 комнаты в трехкомнатной квартире на состав семьи 4 человека (он, жена и двое детей), основание – решение РИК от 12.12.1987 года. Впоследствии 25.09.1991 года Османову И.Я. выдан ордер на право занятия с составом семьи 4 человека всей квартиры по указанному адресу, основание – решение РИК от 05.09.1991 года.

Из справки ф. № 8 от 19.07.2011 следует, что в спорном жилом помещении зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ: Османова И.Я. - в качестве квартиросъемщика, Османова Г.Г. – жена квартиросъемщика, Османов О.И. – сын, Османов Р.И. - сын.

Из лицевого счета квартиросъемщика следует, что все вышеуказанные лица проживают в спорном жилом помещении, жилье является муниципальным.

Из материалов дела следует, что жилая площадь по адресу: <адрес>, в собственность граждан в порядке приватизации не передавалась, Османова И.Я. участия в приватизации не принимал. Третьи лица Османова Г.Г., Османов О.И. и Османов Р.И. воспользовались своим правом и от участия в приватизации квартиры отказываются в пользу истца.

Таким образом, истец, вселившись и проживая на основании закона, решил реализовать свое право на приватизацию жилья.

Целью Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранения жилищного фонда (часть 2 его преамбулы).

В силу ст.19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.

Кроме того, в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилом фонде, имеют право однократно получить указанное жилое помещение в собственность бесплатно – приватизировать.

Следовательно, исходя из этого конституционного положения, право на бесплатную приватизацию занимаемых гражданами жилых помещений должно быть, предоставлено законом в равной мере всем нанимателям и членам их семей, независимо от формы собственности – государственная либо муниципальная.

Как следует из протокола заседания комиссии по учету и распределению жилой площади от 07.12.1987 года, Османова И.Я. был обеспечен двумя жилыми комнатами в 3-х комнатной квартире по адресу: <адрес>, на состав семьи 4 человека, жилье утверждено, как служебное. Согласно протоколу заседания комиссии по учету и распределению жилой площади от 02.09.1991 года Османова И.Я. выделена 3-х комнатная квартира по указанному адресу, как служебная, с семьей 4 человека.

Из копии письма начальника отдела по учету и распределению жилой площади мэрии г.Ульяновска Шаломеева А.С. от 05.06.1997 года следует, что решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ протокол 41, <адрес> исключена из числа служебного жилья.

Исходя из положений ст.4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" служебные жилые помещения не подлежат приватизации.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст.2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.

По сообщению начальника отдела по учету и распределению жилой площади мэрии г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ, данные о присвоении статуса служебного жилья по адресу: <адрес> отсутствуют.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что при передаче в муниципальную собственность спорное жилое помещение, занимаемое истцом, утратило статус служебного жилья и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.

С учетом изложенного, отказ в приватизации спорного жилого помещения не основан на законе, а требование истца о признании за ним права собственности на квартиру по адресу: <адрес>, в порядке приватизации, законно, обосновано и подлежит удовлетворению.

Признание права собственности на спорное жилое помещение является основанием для государственной регистрации права собственности на вышеуказанное жилое помещение в установленном законом порядке.

Руководствуясь ст.217 ГК РФ, Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года, ст.ст. 12, 56, 167, 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Османова И.Я. к мэрии города Ульяновска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.

Признать за Османовым И.Я. право собственности на трехкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья - Э.Р.Кузнецова