Дело № 2-2471/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 сентября 2011 года город Ульяновск Заволжский районный суд города Ульяновска в составе председательствующего судьи Кузнецовой Э.Р., при секретаре Прохоровой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой И.М. к Областному государственному автономному учреждению социального обслуживания «Геронтологический центр в г.Ульяновске», Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признании незаконным решения о переводе жилого помещения в нежилое, взыскании компенсации морального вреда У С Т А Н О В И Л : Степанова И.М. обратилась в суд с иском к Областному государственному автономному учреждению социального обслуживания «Геронтологический центр в г. Ульяновске» (далее по тексту «ОГАУ СО ГЦ в г. Ульяновске») о признании незаконным решения о переводе жилого помещения в нежилое, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указывала, что является квартиросъёмщиком квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Ранее, с 1610.1995 года находилась в трудовых отношениях с ответчиком - являлась комендантом общежития, расположенного по адресу: <адрес>. С 1993 года зарегистрирована в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, в котором и работала комендантом. В 2008 году ОГАУСО ГЦ в г. Ульяновске обратилось в Заволжский районный суд г. Ульяновска с исковым заявлением о выселении её, членов её семьи и её соседей Салиховых, Ворсиной и Рассейкиной из комнат, в которых они прописаны. В ходе судебного разбирательства узнали о том, что с 2003 года здание, расположенное по адресу: <адрес> является нежилым помещением. До 2003 года указанное здание являлось жилым помещением. Считает, что перевод жилого помещения в нежилое является незаконным, так как данные действия были проведены с грубыми нарушениями действующего законодательства. В настоящее время она зарегистрирована и проживает в нежилом помещении, что существенно нарушает её права и законные интересы, поскольку оплату коммунальных услуг она оплачивает не по фактически занимаемой жилой площади, а оплачивает помимо своей жилой площади и площади общего пользования нежилого помещения (коридор, кухонное помещение, душевое помещение). В нарушение всех норм действующего законодательства ответчиком в нежилое помещение было переведено целое здание, расположенное по адресу: <адрес>, в то время как там проживали и были зарегистрированы квартиросъемщики. Просила признать незаконным и отменить решение о переводе помещения, расположенного по адресу: <адрес> из жилого в нежилое, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, а также госпошлину и оплату услуг почтовой связи. В качестве соответчика по ходатайству истицы привлечен Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области. Истица Степанова И.М. в судебном заседании исковые требования поддержала. Предъявила также дополнительные требования о признании помещения, расположенного по адресу: <адрес> жилым; просила обязать Департамент государственного имущества земельных отношений Ульяновской области заключить с ней договор социального найма на указанную квартиру. Доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала. Дополнительно поясняла, что здание, в котором расположена её квартира, является вторым корпусом Геронтологического центра. Первый и второй этаж являются административными, там расположены кабинет директора, заместителей. На втором этаже в основном расположены были кабинеты медиков. Третий этаж пустовал. Четвертый этаж занимали сотрудники учреждения, куда были переселены из барака. Престарелые граждане были размещены с пятого по девятый этаж. Вход в общежитие четвертого этажа был перекрыт, то есть доступ туда престарелым гражданам воспрещен. Она работала в общежитии Геронтологического центра комендантом. Согласно акту государственной приемочной комиссии от 28.08.1990 года здание корпуса №2 имеет жилую площадь, состоит из 56 квартир. В настоящее время она с семьей занимает две изолированные комнаты с отдельным санузлом, коридор и кухня являются общими. Полагает, что спорное жилое помещение на момент её регистрации в нем являлось жилым, впоследствии оно было незаконно переведено в нежилое. Она проживает по адресу: <адрес> и фактически занимает помещение по договору социального найма жилого помещения, вносит плату за коммунальные услуги, зарегистрирована в данной квартире, а также зарегистрированы были члены её семьи, на помещение ей выдают справку по Форме №8. Поэтому считает, что с ней должен быть заключён договор социального найма. Представитель истицы Супорткина Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным Степановой И.М. Представитель ответчика ОГАУ СО ГЦ в г. Ульяновске Васина Е.Г. в судебном заседании с иском не согласилась и пояснила, что в 1987 году на базе Ульяновского дома Интерната ветеранов войны и труда в г. Ульяновске открылся территориальный центр социального обслуживания пенсионеров. В соответствии с распоряжением главы администрации Ульяновской области от 30.01.2003 года №105 в соответствии с ФЗ от 10.12.1995 года №195 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ в целях оказания комплексной помощи инвалидам и престарелым гражданам на территории области решено организовать государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Ульяновский территориальный центр обслуживания пенсионеров» путем преобразования в областное государственное учреждение «Областной геронтологический центр» на 510 мест круглосуточного пребывания. Департаменту имущественных отношений Ульяновской области было поручено закрепить государственное имущество за областным государственным учреждением «Областной геронтологический центр» на праве оперативного управления, что подтверждается распоряжением Департамента имущественных отношений Ульяновской области от 21.05.2003 года №477, о чем также имеется акт приема – передачи имущества, передаваемого в оперативное управление ГУ областной геронтологический центр. В соответствии с актом государственной комиссии о приемке законченного строительством объекта. 28.09.1990 года сдан в эксплуатацию спальный корпус с реконструкцией пищеблока на территории Дома престарелых по ул. Оренбургской. То есть на сегодняшний день согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.02.2010 года у ответчика данный объект, а именно корпус №2 находится на праве оперативного управления. В соответствии со свидетельством это 9 этажное здание, площадью 6846, 47 кв. м, имеет назначение нежилое. В соответствии с договором о закреплении за государственным учреждением государственного имущества на праве оперативного управления от 10.06.1997 года, учреждение владеет, пользуется и распоряжается государственным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления. В соответствии с уставом, учреждение предназначено для постоянного, временного проживания сроком до 6 месяцев граждан пожилого возраста, в том числе инвалидом, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию. Предметом деятельности Учреждения является создание соответствующих их возрасту условий жизнедеятельности. Степанова и члены ее семьи в спорном жилом помещении проживают незаконно, поскольку к жилищному фонду данное помещение не относится, в данном помещении может быть зарегистрирована на законных основаниях определенная категория граждан. Просит в удовлетворении требований отказать. Представитель ответчика ОГАУ СО ГЦ в г. Ульяновске Бердников В.П. в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела извещен. Ранее в судебном заседании с иском не согласился, поддержав доводы Васиной Е.Г. Представитель ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела извещен. В отзыве на иск указывает, что в реестре государственной собственности Ульяновской области учитываются здание корпуса № 1 с пристроями (литер А,А1,А2, А3, а,а1,а2,а3,а4, I, II, III, IV,V, VI, VII), здание корпуса № 2 (литеры Б,Б1,б,б1 кадастровый № 73:24:020701:003:0132430002), расположенные по адресу: <адрес>. Указанное имущество закреплено на праве оперативного управления за ОГАУ СО «Геронтологический центр в г. Ульяновске». Согласно п.4 раздела 1 Устава ОГАУ СО «Геронтологический центр в г. Ульяновске является некоммерческой организацией, созданной Ульяновской областью для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти в сфере социальной защиты населения. Согласно ст. 96 ЖК РФ жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг. В соответствии со ст. 5 ФЗ от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. Согласно п.1 раздела 2 Устава учреждение предназначено для постоянного, временного проживания ( сроком до 6 месяцев) проживания граждан пожилого возраста ( мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет), в том числе инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе. Согласно плана недвижимого имущества, составленного 16.11.2005 УОГУП БТИ: общая площадь здания корпуса №1 с пристроями лит. А, А1, А2,А3 составляет 6689, 04 кв.м, при этом площадь жилых помещений составляет 1745, 79 кв.м; общая площадь здания корпуса № 2 лит.Б,Б1 составляет 6846, 47 кв.м, при этом площадь жилых помещений составляет 2062, 38 кв.м. Согласно ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Сведениями о правовых основаниях проживания истицы в помещениях, находящихся в оперативном управлении ОГАУ СО «Геронтологический центр в г. Ульяновске» и о переводе указанных помещений из жилых в нежилые, Департамент не располагает. Кроме того, Департамент не наделён полномочиями по заключению договоров социального найма жилых помещений и не осуществляет полномочия по управлению и распоряжению жилищным фондом Ульяновской области. Дело просит рассмотреть в отсутствие представителя. Представитель третьего лица мэрии города Ульяновска в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела извещен. В отзыве на иск указывают, что жилой дом №, в том числе квартира <адрес> в реестре муниципального имущества не значится. В настоящее время полномочия по организации перевода помещений из жилого (нежилого) в нежилое (жилое) возложены на Комитет Решением Ульяновской Городской Думы от 24 мая 2006 N 90 "06 учреждении отраслевых (функциональных) органов мэрии". В период с момента возложения на Комитет полномочий по организации работ по переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения (постановление Главы города Ульяновска от 25.04.2005г. № 560) по настоящее время, вопрос о переводе помещения по вышеуказанному адресу Комитетом не рассматривался и, следовательно, Комитет не производил подготовку проекта постановления Главы города о переводе помещений по указанному адресу в установленном порядке. До момента возложения на Комитет полномочий по переводу жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) помещения перевод жилых помещений в нежилые на территории Ульяновской области осуществлялся распоряжением Главы администрации области в соответствии с постановлением Главы администрации Ульяновской области от 06.11.2003 № 138 «Об утверждении временного положения о порядке перевода Жилых домов и жилых помещений в нежилые на территории Ульяновской области». Просят рассмотреть дело без участия представителя. Представитель третьего лица УФМС России по Ульяновской области в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела извещен. Просят рассмотреть дело без участия представителя. Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития по Ульяновской области в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела извещен. Просят рассмотреть дело без участия представителя. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства в соответствии со ст. 167 ГПК РФ Выслушав истицу, её представителя, представителя ответчика ОГАУ СО «Геронтологический центр в г. Ульяновске» Васину Е.Г., исследовав материалы дела, суд установил следующее. В соответствии с Уставом областного государственного автономного учреждения социального обслуживания «Геронтологический центр в г. Ульяновске», утвержденным министром труда и социального развития Ульяновской области 27.11.2009 учреждение создано в соответствии с ФЗ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» путем изменения типа государственного учреждения социального обслуживания «Геронтологический центр в г. Ульяновске на основании распоряжения Правительства Ульяновской области от 16.11.2009 № 659-пр «О создании областных государственных автономных учреждений путем изменения типа существующих государственных учреждений» и является правопреемником его прав и обязанностей в соответствии с передаточным актом (разделительным балансом). Согласно п.4 раздела 1 Устава ОГАУ СО «Геронтологический центр в г. Ульяновске» является некоммерческой организацией, созданной Ульяновской областью для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти в сфере социальной защиты населения. Из п.1 раздела 2 Устава следует, что учреждение предназначено для постоянного, временного проживания (сроком до 6 месяцев) проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет), в том числе инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе. Предметом деятельности учреждения является создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья, условий жизнедеятельности, проведение мероприятий индивидуального, психологического, социального характера. Согласно разделу IV Устава имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления собственником имущества. Земельный участок, необходимый для выполнения учреждением своих уставных задач предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования уполномоченным органом. Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права пользования и распоряжения им в пределах, установленных законодательством и договором о закреплении имущества. Учреждение не вправе без согласия учредителя, собственника имущества распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним или приобретенными учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Имущество ОГАУ СО «Геронтологический центр в г. Ульяновске» передано в оперативное управление, что подтверждается распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом № 34-о от 10.06.1997, договором о закреплении за государственным учреждением государственного имущества на праве оперативного управления от 10.06.1997, распоряжением Департамента имущественных отношений Ульяновской области № 477-р от 21.05.2003, актом приема-передачи имущества, передаваемого в оперативное управление ГУ Областной геронтологический центр. В соответствии с актом государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 28.09.1990, утвержденного Решением Горисполкома от 29.09.1990 года №824, был сдан в эксплуатацию спальный корпус с реконструкцией пищеблока на территории Дома престарелых по <адрес>; состоит из 9-ти этажей, имеет 87 квартир, в том числе 21 однокомнатных и 56 двухкомнатных. Распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений ФИО2 области №80-р от 29.01.2010 года за ОГАУ СО «Геронтологический центр в г. Ульяновске» на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество, среди которого здание корпуса №2 по <адрес> площадью 6846,47 кв.м. На сегодняшний день в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права № от 02.02.2010 данный объект (корпус № 2, 9 этажей, площадь 6846,47 кв.м.) у ответчика находится на праве оперативного управления с назначением – нежилое. Из копии плана недвижимого имущества на здание корпуса № 2 следует, что здание состоит из производственных, складских помещений, учрежденческой, аптеки, лечебной, служебной, жилых помещений, площадь которых составляет 2062 руб. 38 коп. Согласно справке о регистрации адреса строения №4452-А от 17.11.2005 года УОГУП БТИ здания ГУ Областного геронтологического центра, расположенного по адресу: <адрес>, в том числе здание корпуса №2, являются нежилыми. Таким образом, судом установлено, что здание корпуса № 2 с кадастровым номером № 73:24:020701:003:0132430002, расположенное по адресу: <адрес>, закреплено на праве оперативного управления за ОГАУ СО «Геронтологический центр в г. Ульяновске», имеет назначение – нежилое и предназначено для постоянного, временного проживания (сроком до 6 месяцев) граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет), в том числе инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе. Из материалов дела следует, что истица Степанова И.М. 18.11.1993 года с членами своей семьи была зарегистрирована и в настоящее время проживает в здании корпуса №2 по <адрес>. Как следует, из карточки (Форма Б), в помещении по адресу: <адрес>, с 04.04.1992 года по 21.09.1993 года был зарегистрирован Моисеев Ю.Г. По сообщению ОГАУ СО «Геронтологический центр в г. Ульяновске» Моисеев Ю.Г. проживал в здании корпуса №2 (<адрес>). По сообщению УФМС №5459 от 26.08.2011 года документы о регистрации по месту жительства Степановой И.М. не сохранились. При этом как следует из отзыва на иск Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, сведений о правовых основаниях проживания истицы в помещениях, находящихся в оперативном управлении ОГАУ СО «Геронтологический центр в г. Ульяновске» не имеется. Согласно ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет необходимые документы. Как следует из смысла данной статьи с заявлением о переводе помещения из нежилого в жилое, вправе обратиться только собственник данного помещения. Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательств, свидетельствующих об обращении собственника здания в орган местного самоуправления о переводе корпуса № 2 здания по <адрес> из жилого в нежилое суду не представлено, как и не представлено решение, которое истица просит признать незаконным. Таким образом, оснований для удовлетворения требований истицы об отмене решения о переводе помещения по <адрес> из жилого в нежилое, требований о признании помещения, расположенного по адресу: <адрес> жилым, не имеется. Разрешая требования о возложении на Департамент государственного имущества земельных отношений Ульяновской области обязанности заключить с ней договор социального найма на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. В соответствии с содержанием ч. 1 ст. 60, ст. 49 ЖК РФ, договор социального найма заключается на жилое помещение, которое предоставлено в пользование гражданина в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ. В силу ст.51 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер. Согласно ст.47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. В соответствии со ст.96 ЖК РФ жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг. Как указывалось выше, жилые помещения корпуса №2 ОГАУ СО «Геронтологический центр в г. Ульяновске» по адресу: г.Ульяновск, ул.Оренбургская, 31, площадью 2026,38 кв.м. предназначены для постоянного, временного проживания (сроком до 6 месяцев) граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет), в том числе инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе. Однако фактическое проживание истицы в помещении ОГАУ СО «Геронтологический центр в г. Ульяновске», регистрация в нём, а также оплата коммунальных услуг, не свидетельствуют о том, что она фактически проживает на условиях договора социального найма жилого помещения и основаниями для удовлетворения исковых требования не являются. То обстоятельство, что истица с 1995 по 2000 год являлась комендантом общежития Ульяновского территориального центра социального обслуживания пенсионеров (в настоящее время - ОГАУ СО «Геронтологический центр в г. Ульяновске») также не свидетельствует о том, что некоторые помещения корпуса №2 не предназначены для проживания граждан, нуждающихся в специальной социальной защите и имели статус жилых помещений, предоставленных отдельным работниками учреждения по договорам найма. Имеющиеся решения Заволжского районного суда г.Ульяновска от 16.09.2008 года по иску ГУ «Геронтологический центр г.Ульяновска» к Степановым И.М., Д.С. и С.В., Салиховым М.М., Ю.М., М.М., Ворсиной Е.А., Рассейкиной О.А. о выселении и от 30.06.2009 года по иску Рассейкиной О.А., Баркаловой Е.А. к ГУ «Геронтологический центр г.Ульяновска» об обязании производить расчет оплаты за проживание исходя из фактической занимаемой жилой площади и с учетом общеустановленных тарифов, вопреки доводам истицы в данном случае преюдициального значения не имеют, поскольку судом вопрос об изменении статуса помещения, в котором проживает истица не обсуждался. Учитывая установленное выше, то обстоятельство, что истица с членами семьи занимает помещение, которое предназначено для проживания определенной категории граждан, по своему назначению помещение является нежилым, какие-либо законные основания для вселения её в квартиру № установлены не были, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для заключения со Степановой И.М. договора социального найма. Не подлежат удовлетворению и требования истицы о взыскании с ответчика ОГАУ СО «Геронтологический центр в г. Ульяновске» компенсации морального вреда в размере 50000 руб., поскольку они являются производными от требований, в удовлетворении которых отказано. В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с тем, что в удовлетворении иска Степановой И.М. в полном объеме отказано, понесенные ею судебные расходы возмещению не подлежат. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12,56,167,194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Степановой И.М. к Областному государственному автономному учреждению социального обслуживания «Геронтологический центр в г.Ульяновске», Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признании незаконным решения о переводе жилого помещения в нежилое, признании помещения жилым, заключении договора социального найма, взыскании компенсации морального вреда, отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме. Судья Э.Р.Кузнецова