о запрете деятельности по размещению и утилизации отходов на земельном участке



Дело № 1962/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 августа 2011 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи О.В. Миллер

с участием прокурора К.А.Хренова

при секретаре А.Р. Галиулловой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заволжского района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Симбирский взлет – НЕВ» о запрете осуществлять деятельности по размещению и утилизации (захоронению) отходов,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Заволжского района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Симбирский взлет – НЕВ» (далее по тексту ООО «Симбирский взлет – НЕВ»)о запрете осуществлять деятельности по размещению и утилизации (захоронению) отходов, указав следующее.

Прокуратурой была проведена проверка соблюдения ООО «Симбирский взлет – НЕВ» законодательства при реализации услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и эксплуатации для указанных целей объекта «Полигон ТБО г.Ульяновск, <адрес> расположенного на земельном участка с кадастровым номером , расположенном в г.Ульяновске, <адрес>, в ходе которой было установлено следующее.

Заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения представленных материалов был рекомендован к реализации рабочий проект «Полигон ТБО г.Ульяновск, <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Симбирский взлет – НЕВ» была выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов № Местом осуществления лицензируемого вида деятельности является «<адрес>».

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и ООО «Симбирский взлет – НЕВ» заключен договор аренды указанного земельного участка. Целью аренды согласно договору является завершение строительства первой очереди линии по переработке твердых бытовых отходов и полигона по их захоронению.

Справкой от ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела экологического контроля Управления Росприроднадзора Ульяновской области по результатам проверки деятельности ООО «Симбирский взлет - НЕВ» подтверждается факт отступления от проектной документации. Рабочим проектом полигона предусмотрены нагорные канавы, колодцы для сбора фильтрата, наблюдательные скважины, благоустройство хозяйственной зоны полигона. Перечисленные виды сооружений на месте нахождения полигона отсутствуют.

Земельный участок не использовался и не используется ООО «Симбирский взлет – НЕВ» для целей, указанных в договоре аренды земельного участка, а используется для рекультивации отработанного карьера. При этом на объекте утилизируются отходы 4 и 5 классов опасности, в том числе не являющиеся строительным мусором.

Кроме того, установлено наличие грубых нарушений лицензионных требований и условий, предусмотренных п.п. «а» п.4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 № 524.

В описи документов, прилагаемых к Заявлению о выдаче лицензии на деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов ООО «Симбирский взлет – НЕВ» от ДД.ММ.ГГГГ в п.10 указано на наличие «Копии свидетельства о государственной регистрации права собственности на недостроенный полигон ТБО – 1 лист». В материалах лицензионного дела имеется только Свидетельство, выданное Управлением Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ, где в качестве объекта права указано «Незавершенное строительством здание КПП полигона по переработке и захоронению твердо-бытовых отходов». Не было представлено заключение экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, государственной экспертизы проектной документации. В описи указывается на «Экспертное заключение Государственной экологической экспертизы – 22 листа», которое выдано по рабочему проекту «<адрес>», а не материалов, представленных для обоснования лицензии.

По настоящее время объект «<адрес>» не введен в эксплуатацию, указанные нарушения не устранены, объект исключен из списка объектов, рекомендованных к включению в электронный государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).

Полагая, что деятельность по размещению и утилизации )захоронению) отходов на указанном земельном участке может повлечь ухудшение санитарно-эпидемиологического состояния на землях, прилегающих к месту захоронения отходов, нарушение прав граждан, проживающих на территории района на благоприятную окружающую среду, прокурор обращается в суд и просит запретить ООО «Симбирский взлет – НЕВ» осуществлять деятельность по размещению и утилизации (захоронению) отходов на земельном участка площадью 20577,3 кв.м. с кадастровым номером земель населенных пунктов, расположенный в городе Ульяновске, <адрес>

Помощник прокурора Заволжского района г.Ульяновска К.А.Хренов в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные изложенным в иске, дополнив, что на основании определения судьи Заволжского районного суда г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Симбирский взлет – НЕВ» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст.8.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного приостановления деятельности.

Представитель ООО «Симбирский взлет – НЕВ» Никушин Е.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что общество осуществляет только деятельность по рекультивации, а с 2010 года – по размещению отходов. В настоящее время оформляются земельно-правовые документы на земельный участок. Ранее был заключен договор аренды земельного участка, но земельный участок никогда не использовался для целей, указанных в договоре аренды земельного участка, а используется для рекультивации отработанного карьера.

Представитель третьего лица Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г.Ульяновска Головачева А.И. (доверенность от 26.05.2011 № 9291-02 том 2 л.д.27) в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного слушания надлежащим образом. Ранее в судебном заседании полагала иск обоснованным, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с ответчиком был заключен договор аренды земельного участка. В настоящее время все материалы по предоставлению в аренду земельного участка находятся в Комитете, так как полномочия по распоряжению земельными участками передана органам местного самоуправления. О том, что ответчик использует земельный участок не по целевому назначению, ничего известно не было. Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ не прошел государственную регистрацию в УФРС по Ульяновской области. С Комитетом ответчик договор аренды не перезаключал, арендную плату не вносит, соответственно, у ответчика отсутствуют земельно-правовые документы на спорный земельный участок.

Представитель третьего лица Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Белозёров А.В. (доверенность от 11.01.2011 № 2 том 2 л.д.5) в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного слушания надлежащим образом. Ранее в судебном заседании пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности осуществляет Управление Росприроднадзора по Ульяновской области. Документация, а также лицензионные дела, разрешительная документация, реестр выданных лицензий, переданы в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области Сушенцов Г.А. (доверенность от 29.07.2011 том 2 л.д.29) в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного слушания надлежащим образом. Ранее в судебном заседании полагал иск обоснованным, пояснив, что такого объекта, как «<адрес>» нет на контроле Роспотребнадзора, поскольку отсутствует заключение на отвод земельного участка под полигон, уведомление об открытии объекта. При проведении проверки прокурором Заволжского района г.Ульяновска участвовал представитель Роспотребнадзора. В ходе проверки было установлено, что сам объект – полигон ТБО отсутствует, имеется только карьер. Отсутствует и программа контроля за состоянием почвы, сточных вод, воздуха, отсутствует и государственная экспертиза полигона, как строительного объекта, ответчиком нарушены договорные обязательства перед КУГИЗ мэрии. По данным журнала приема отходов, ответчик работает с отходами IV-V класса опасности, при этом полностью отсутствует контроль за безопасностью объекта, тогда как в Заволжском районе г.Ульяновска остро стоит вопрос с утилизацией и размещением ТБО.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области Авдоничем С.В. (доверенность от 26.07.2011 № 06-13/2775 том 2 л.д.28) в судебном заседании полагал иск обоснованным, пояснив, что у ответчика отсутствует производственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами при осуществлении деятельности по размещению отходов IV-V класса опасности, нарушены правила (требования) безопасного обращения с отходами при осуществлении деятельности по размещению отходов IV-V класса опасности, которые создают угрозу жизни и условия возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера, причинения существенного вреда окружающей среде, поскольку отсутствует сам объект для размещения отходов – полигон ТБО. Строительство полигона ТБО ответчик не завершил. На момент выезда на полигон ТБО «Симбирский взлет – НЕВ» ДД.ММ.ГГГГ было зафиксировано, что ответчик ведет прием ТБО и размещает их в первом котловане (ближе к КПП), котлован практически заполнен бытовыми отходами, частично ведутся работы по пересыпке отходов грунтом. Не представлено разрешение на ввод объекта (полигона ТБО) в эксплуатацию, нет акта о приемке скрытых работ на укладку гидрозащитного экрана. Полигон ТБО, принадлежащий ответчику, удален из таблицы, предназначенной для формирования государственного реестра объектов размещения отходов, поскольку незавершен строительством, по сути, объект отсутствует. Арендованный земельный участок не имен санитарно-эпидемиологического заключения, имеется только заключение на рабочий проект полигона ТБО и на согласование рабочего проекта по рекультивации отработанного карьера, что не является заключением на участок для объекта размещения отходов. Нарушения до настоящего времени не устранены, поэтому ответчик в нарушение экологических требований осуществляет деятельность по сбору. Использованию, размещению опасных отходов, создает угрозу существенного вреда компонентам окружающей среды.

Представитель третьего лица Министерства государственного имущества и земельных отношений по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного слушания, в письменном отзыве просит рассмотреть дело в отсутствии представителя министерства.

Выслушав стороны, пояснения представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.11 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Согласно ст.24 названного закона предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в виде прекращения своей деятельности, в случае если при осуществлении такой деятельности нарушаются санитарные правила.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с Распоряжением и.о. министра государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № ДД.ММ.ГГГГ ООО «Симбирский взлет – НЕВ», как собственнику объекта недвижимого имущества, предоставлен в аренду до ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 20577,3 кв.м. с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, расположенный в г.Ульяновске, для завершения строительства первой очереди линии по переработке твердых бытовых отходов и полигона по их захоронению (том 1 л.д.34-35).

На основании указанного Распоряжения ДД.ММ.ГГГГ Министерством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с ООО «Симбирский взлет – НЕВ» был заключен Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № . предметом договора аренды является земельный участок площадью 20577,3 кв.м. с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, расположенный в г.Ульяновске, <адрес> Договор аренды заключен с целью завершения строительства первой очереди линии по переработке твердых бытовых отходов и полигона по их захоронению (том 1 л.д.36-41).

В соответствии с пунктом 2.1. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16 "О введении в действие санитарных правил" (вместе с "СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила"), полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года было дано санитарно-эпидемиологоческое заключение № Государственной санитарно-эпидемиологической службой РФ на рабочий проект полигона твердых бытовых отходов г.Ульяновск <адрес>, где указано, что Рабочий проект полигона соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

В соответствии с пунктом 2.4. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16 "О введении в действие санитарных правил" (вместе с "СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила") на полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово - парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3 - 4 класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с центром госсанэпиднадзора в территории (далее территориальным ЦГСЭН).

Как установлено в судебном заседании, ООО «Симбирский взлет – НЕВ» на земельном участке площадью 20577,3 кв.м. с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, расположенный в г.Ульяновске, <адрес> осуществляет деятельность по размещению и утилизации (захоронению) отходов. Данный вывод суда сделан на основании представленных документов, а именно.

ООО «Симбирский взлет – НЕВ» была получена Лицензия № года на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению (захоронению на полигоне ТБО) опасных отходов сторонних организаций и населения I-IV класса опасности (том 1 л.д.17-28).

Распоряжением Министерства экономики Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ открыто дело об установлении тарифов на услуги организации коммунального комплекса и назначении уполномоченного по делу, где открыто дело об установлении тарифов на услуги утилизации ТБО на 2011 год по организации ООО «Симбирский взлет – НЕВ», определен метод регулирования тарифов на услуги утилизации ТБО, с приложением Сметы расходов на утилизацию ТБО ООО «Симбирский взлет – НЕВ» (том 1 л.д.132-134).

Представителем ответчика суду представлен Договор по размещению и захоронению ТБО № ДД.ММ.ГГГГ с ООО «РКЦ», Договор по размещению и захоронению ТБО ДД.ММ.ГГГГ года с ООО «ДАНН», Договор по размещению и захоронению ТБО №ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Сервис-М», Договор по размещению и захоронению ТБО от ДД.ММ.ГГГГ года с ООО «УК Жилстройсервис», Договор по размещению и захоронению ТБО № ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Жилстройсервис». Предметом указанных договоров является деятельность ООО «Симбирский взлет – НЕВ» по проведению работ по размещению и захоронению ТБО 4 и 5 класса опасности на участке с.Красный Яр, вывезенных с территории жилого фонда.

Вместе с тем, по данным Журнала учета движения отходов ООО «Симбирский взлет – НЕВ» работа по размещению и захоронению отходов от перечисленных организаций ведется ответчиком с мая 2010 года.

В статье 1 ФЗ ст. 1 от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об отходах производства и потребления" дано понятие, где размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

С учетом изложенного, суд не принимает доводы представителя ответчика о том, что ООО «Симбирский взлет – НЕВ» занимается рекультивацией отработанного карьера, поскольку в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что ООО «Симбирский взлет – НЕВ» занимается именно размещение и утилизацией (захоронением) твердых бытовых отходов.

В соответствии с пунктом 3.6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16 "О введении в действие санитарных правил" (вместе с "СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила") устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.

По всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Грунт из котлованов складируется в отвалах по периметру полигона (п.3.7.).

В судебном заседании достоверно установлено, и подтверждено стороной ответчика, что ООО «Симбирский взлет – НЕВ» никаких строительных работ на предоставленном в аренду земельном участке не вело и не ведет, на земельном участке площадью 20577,3 кв.м. с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, расположенный в г.Ульяновске, <адрес> отсутствуют специальные сооружения, предназначенные для изоляции и обезвреживания ТБО, то есть отсутствует сам полигон ТБО.

В соответствии с сообщением Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ в государственный реестр объектов размещения отходов (сформированный ранее Средне-Поволжским Управлением Ростехнадзора) согласно письму Федеральной службы Росприроднадзора от , ДД.ММ.ГГГГ были внесены уточнения – полигон ТБО в селе <адрес>, принадлежащий ООО «Симбирский взлет – НЕВ». Удален из таблицы, предназначенной для формирования государственного реестра объектов размещения отходов в связи с незавершенным строительством объекта.

Следовательно, ООО «Симбирский взлет – НЕВ» ведет деятельность по размещению и утилизации (захоронению) отходов в отсутствии построенного и сданного в эксплуатацию объекта – полигона ТБО на предоставленном для целей строительства полигона ТБО земельном участке.

По результатам проверки, проведенной с участием представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспотребнадзор) по Ульяновской области установлено, что территории хозяйственной зоны не бетонированы и не асфальтированы, по периметру всей территории полигона ТБО частично имеются ограждения из колючей проволоки, по периметру полигона отсутствует нагорная канава для перехвата и отвода стоков поверхностных вод с полигона в мокрый колодец, отсутствует контрольный колодец для сбора гнилостных вод (фильтрата), отсутствуют контрольные скважины, отсутствуют резервуары для пожаротушения, при разгрузке ТБО в первом котловане не используются сетчатые ограждения для задержания легких фракций отходов, на выезде с полигона ТБО отсутствует контрольно-дезинфицирующая зона (железобетонная ванная) для обмыва ходовой части мусоровоза, отсутствует гидрозащитный экран.

На момент выезда на полигоне ООО «Симбирский взлет – НЕВ» ДД.ММ.ГГГГ было зафиксировано, что ведется прием ТБО и размещение ТБО в первом котловане. Котлован практически заполнен бытовыми отходами. При этом отсутствуют Акты о приемке скрытых работ на укладку гидрозащитного экрана и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Данные обстоятельства подтверждены Актом № проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий от ДД.ММ.ГГГГ года (том 2 л.д.10).

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О лицензировании отдельных видов деятельности" к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются на бумажном носителе или в форме электронного документа:

копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;

копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям;

д) наличие у соискателя лицензии в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности (п.3 Постановления Правительства РФ от 26.08.2006 N 524 (ред. от 15.02.2011) "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности")

По материалам лицензионного дела ООО «Симбирский взлет – НЕВ» установлено, что соискатель лицензии – ООО «Симбирский взлет – НЕВ» к заявлению о выдаче лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, приложил санитарно-эпидемиологическое заключение от 05 июля 2005 года о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам Рабочего проекта полигона ТБО г.Ульяновск, пос.Красный Яр, Заволжский район; Договор аренды транспортного средства от 01 февраля 2007 года; Свидетельство о государственной регистрации права от 16 декабря 2006 года серии 73АТ №5137922 на незавершенное строительством здание КПП полигона по переработке и захоронению твердо-бытовых отходов по адресу город Ульяновск, 400 метров юго-восточнее очистных сооружений.

Следовательно, в судебном заседании установлено, что и на момент выдачи лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов ООО «Симбирский взлет – НЕВ» не имело принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям. Соответственно, ответчик на момент получения лицензии не имел и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности.

К грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся, в том числе и отсутствие у лицензиата - юридического лица производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении им деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности; нарушение правил (требований) безопасного обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, если это создает угрозу жизни и (или) условия возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера, причинения существенного вреда окружающей среде (Постановление Правительства РФ от 26.08.2006 N 524 (ред. от 15.02.2011) "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности")

Кроме того, в соответствии с пунктом 1.2. "Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов" (утв. Минстроем РФ 02.11.1996) полигоны размещаются за пределами городов и других населенных пунктов. Размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона - 500 м (СНиП 2.07.01-89, табл. 12). Кроме того, размер санитарно-защитной зоны уточняется при расчете газообразных выбросов. Границы зоны устанавливаются по изолинии 1 ПДК, если она выходит из пределов нормативной зоны. Размер зоны менее 500 м не допускается.

Согласно пункту 2.1. "Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов" (утв. Минстроем РФ 02.11.1996) на полигоне выполняются следующие основные виды работ: прием, складирование и изоляция ТБО.

Учет принимаемых ТБО ведется по объему в неуплотненном состоянии. Отметка о принятом количестве ТБО делается в "Журнале регистрации ТБО", форма журнала приведена в Приложении 2.

Категорически запрещается вывоз на полигоны отходов, пригодных к использованию в народном хозяйстве в качестве вторичных ресурсов, а также токсичных, радиоактивных и биологически опасных отходов.

Организация работ на полигоне определяется технологической схемой эксплуатации полигона, разрабатываемой в составе проекта. Технологическая схема представляет собой генплан полигона, определяющий с учетом сезонов года последовательность выполнения работ, размещения площадей для складирования ТБО и разработки изолирующего грунта.

Основным документом планирования работ является график эксплуатации, составляемый на год. Планируется помесячно: количество принимаемых ТБО с указанием N карт, на которые складируются отходы, разработка грунта для изоляции ТБО.

Организация работ на полигоне должна обеспечивать охрану окружающей среды, максимальную производительность средств механизации и технику безопасности.

В судебном заседании установлено, что при проверке соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий (акт №3 от 30 июня 2011 года том 2 л.д.10-12) выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий:

У ООО «Симбирский взлет – НЕВ» отсутствует производственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами при осуществлении им деятельности по размещению отходов 405 класса опасности.

- Нарушение правил (требований) безопасного обращения с отходами при осуществлении деятельности по размещению отходов 4-5 классов опасности, которая создает угрозу жизни и (или) условия возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера, причинения существенного вреда окружающей среде.

- У ООО «Симбирский взлет – НЕВ» отсутствует сам объект для размещения отходов. Не представлено положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов 1-4 класса опасности.

В судебное заседание представителем ответчика не было представлено доказательств, опровергающих установленные нарушения законодательства.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об отходах производства и потребления" неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 29 (ст. 28, Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об отходах производства и потребления") исковые требования о прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поскольку деятельности ООО «Симбирский взлет – НЕВ» по размещению и утилизации (захоронению) отходов на земельном участка площадью 20577,3 кв.м. с кадастровым номером из земель населенных пунктов, расположенный в городе Ульяновске, <адрес> в нарушение экологических требований создает реальную угрозу существенного вреда компонентам окружающей среды )почве, грунтовым водам, атмосферному воздуху), угрозу существенного вреда окружающей среде, а значит благополучию человека, суд полагает исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Заволжского района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Симбирский взлет – НЕВ» удовлетворить.

Запретить обществу с ограниченной ответственностью «Симбирский взлет – НЕВ» осуществлять деятельность по размещению и утилизации (захоронению) отходов на земельном участка площадью 20577,3 кв.м. с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, расположенный в городе Ульяновске, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья - О.В. Миллер