о включении трудовой деятельности в специальный стаж и назначении трудовой пенсии



Дело № 2-3022/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 октября 2011 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе

председательствующего судьи Петровой С.А.

при секретаре Лазаревой Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининой ФИО7 к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о включении периода работы в специальный стаж и назначении досрочной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Калинина О.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ульяновска (далее по тексту УПФ РФ в Заволжском районе) о включении в специальный трудовой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> ( ныне <данные изъяты>», указывая, что она обратилась в Управление пенсионного Фонда РФ в Заволжском районе г. Ульяновска за назначением пенсии по выслуге лет в связи с <данные изъяты> деятельностью. Решением комиссии УПФ РФ ГУ в Заволжском районе от ДД.ММ.ГГГГ года ей было отказано в назначении пенсии. Комиссия не включила в специальный стаж вышеуказанный период работы. Считает решение комиссии незаконным, так как этот период работы она осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья. Просила также признать решение комиссии УПФ РФ в Заволжском районе № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и назначить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ года.

В судебном заседании истица Калинина О.Н. свои исковые требования поддержала и уточнила, просила назначить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание представитель ответчика УПФ РФ в Заволжском районе города Ульяновска не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен. В отзыве на исковое заявление указывает, что ДД.ММ.ГГГГ Калинина О.Н. обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 п.1 пп.20 Закона «О трудовых пенсиях в РФ». Право на досрочную трудовую пенсию по старости по ст.27 п.1 пп.20 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» имеют лица, не менее 30 лет осуществлявшие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и в поселках городского типа. Специальный стаж истицы составляет 28 лет 09 мес. 29 дн., в связи с чем в назначении пенсии ей было отказано. Истица просит засчитать в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> <данные изъяты> в <данные изъяты> (ныне <данные изъяты>"). Данный период нельзя засчитать в специальный стаж, так как в самом законе «О трудовых пенсиях в РФ» прямо указано, что право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, осуществляющие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (ст. 27 п. 1 пп. 20 Закона «О трудовых пенсиях в РФ). Согласно п. 2 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 19-21 п. 1 ст. 27 Закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. Пункт 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с пп.20 п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, гласит, что в стаж работы засчитывающей периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, утвержденным этим же постановлением. Данным Списком поименованы отдельные учреждения здравоохранения и социальной защиты, а именно такие, как Дом ребенка, детский дом-интернат для умственно отсталых детей, дом-интернат для детей с физическими недостатками. Таким образом, наименование учреждения, в котором работала истица, не соответствует наименованиям учреждений, предусмотренных Списками. Учреждение «Дом детства» не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», как не было предусмотрено и ранее действовавшими № 464 от 6.09.1991 (предоставлялось право только медицинским работникам лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений). <данные изъяты>", согласно Уставу является образовательным учреждением, это следует и из самого наименования — областное государственное образовательное учреждение (ОГОУ) в Списке учреждений, работа в которых дает право на досрочную пенсию в связи с лечебной деятельностью, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, как уже указывалось выше не поименован. Согласно п. 6 Правил исчисления периодов работы в специальный стаж могут быть засчитаны периоды работы в структурных подразделениях организаций. Указанный пункт содержит исчерпывающий перечень структурных подразделений. О наличии выделенного структурного подразделения свидетельствуют: приказ о создании, положение и штатное расписание структурного подразделения. В ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» правовые основания и условия назначения пенсии и
предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначении пенсии не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда ( в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в различных по профилю и задачам деятельности учреждениях. Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (ст. 19 ч. 1 Конституции РФ) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (ст.39 ч. 1 Конституции РФ). Как отмечалось в решении ВС РФ от 01.11.2003 № ГКПИ 03-1166 и Определении ВС РФ от 03.02.2004 № КАС 03-658 по гражданскому делу по заявлению Замуравкиной Е.Р., право на досрочное назначение трудовой пенсии связывается не с любой работой в определенной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером конкретного труда (ст. 27, 28 Закона). Право же утверждать соответствующие списки должностей и учреждений, законодателем предоставлено Правительству РФ. При этом критерии, в соответствии с которыми составляются данные списки, законом не определены. Кроме того, согласно п.2 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 №173-Ф3 при подсчете стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного страхования» подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Калинина О.Н. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 12 января 2000. В выписке из индивидуального лицевого счета (ИЛС) период указанные периоды отражены общими условиями труда, то есть работодатель не подтвердил льготный характер работы истицы. Истица просит назначить досрочную трудовую пенсию с 15.05.2011, однако в соответствии со ст. 19 ФЗ №173-Ф3 трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, истица обратилась в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 16.05.2011.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Выслушав истицу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года Калинина О.Н. обратилась в УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска за назначением досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья по нормам Закона РФ № 173 ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ».

Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ года комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Калининой О.Н. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья из-за отсутствия необходимого специального стажа.

Не засчитан в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты>, (ныне <данные изъяты>», так как данное учреждение не относится к учреждениям здравоохранения и не поименовано в списках и правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года.

Как видно из представленных суду материалов, Сидорова О.Н. (по браку - Калинина) в ДД.ММ.ГГГГ году окончила полный курс Ульяновского <данные изъяты> по специальности «<данные изъяты>», что подтверждается копией диплома от ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется Конституцией РФ,

Статья 55 Конституции гласит, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Согласно записям в трудовой книжке Калининой О.Н. ДД.ММ.ГГГГ года она принята в <данные изъяты> на должность <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> переименован в <данные изъяты>» (приказ Управления образования № 262 от 19.04.2002 года), которое с ДД.ММ.ГГГГ года переименовано в <данные изъяты>» (приказа Министерства образования Ульяновской области № 508 от 17.07.2008 года), что также подтверждается справкой ОГОУ СКДД «Дом детства». С ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время Калинина О.Н. в указанном учреждении работает в должности <данные изъяты>.

Установлено, что в специальный стаж истицы не были включены периоды её работы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности <данные изъяты> в <данные изъяты>.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который в разделе «Наименование должностей» содержит должность медицинской сестры. В разделе «Наименование учреждений» указаны: Дом ребенка (п. 17), Дом ребенка специализированный (п.18); кроме того, в п.31 вышеуказанного Списка перечислены учреждения социального обслуживания, в том числе, социальный приют для детей и подростков, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, дом-интернат для детей с физическими недостатками.

Кроме того, в соответствии с п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии с подп.20 п.1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 (в редакции действовавшей до 26.05.2009 года) в стаж работы для досрочного назначения пенсии по указанному основанию засчитывается работа в медицинских группах, медицинских пунктах, врачебных здравпунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и Муниципальных организаций.

В специальный стаж спорный период ответчик не включил, ссылаясь на то, что учреждение - детский дом (Дом детства) не относится к учреждениям здравоохранения.

Согласно Положению об областном доме ребенка - Доме детства, утвержденного начальником управления народного образования облисполкома от 30.01.1989 года, Дом детства был создан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от рождения до 18 лет, и состоял из нескольких подразделений, в том числе приемно-диагностического, который имел кабинет функциональной диагностики, кабинет восстановительного лечения, физиотерапевтический кабинет, лабораторию; санаторные группы для оздоровления детей; изолятор-стационар, поликлинику.

В Положении об областном специализированном доме детства закреплено, что в функциональном отношении Областной дом детства является межведомственной организацией, так как осуществляет медицинскую и педагогическую деятельность.

На основании Распоряжения Департамента имущественных отношений по Ульяновской области от 02.09.2002 года Ульяновский областной специализированный Дом детства переименован в Областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Специальный (коррекционный) детский дом для детей с отклонениями в развитии «Дом детства».

Согласно Уставу <данные изъяты> в и «Дом детства», утвержденного 07.08.2002 года, Детский дом осуществлял врачебную амбулаторно-поликлиническую помощь по специальностям: педиатрия, психиатрия, неврология, отоларингология, пульмология, кардиология, стоматология, хирургия, ортопедия, дерматология, физиотерапия, ИРТ, ЛФК, массаж и другую медицинскую деятельность.

На основании приказа Министерства образования Ульяновской области от 17.07.2008 года № 508 Областное государственное образовательное учреждение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Специальный Секционный) детский дом для детей с отклонениями в развитии «Дом детства» переименован в Областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дом детства» с 20.02.2008 года.

Согласно Устава Областного государственного образовательного Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дом детства», утвержденного 15.09.2009 года, детский дом создан в целях обеспечения педагогической и медицинской коррекции детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в своем структурном подразделении имеет, в том числе приемно-карантинное отделение (изолятор), лечебно-диагностическое отделение с санаторными группами, приемно-диагностическое отделение. Детский дом осуществляет медицинскую деятельность при наличии соответствующей лицензии. Основной задачей медицинской службы Детского дома является полное обследование поступающих детей с последующей реабилитацией и обеспечением хорошего состояния здоровья, физического и психического развития в соответствии с возрастом. Объем деятельности каждого медицинского работника определяется в соответствии с его функциональными обязанностями.

Имеющиеся в материалах дела лицензии, выданные Департаментом здравоохранения и фармации Ульяновской области и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, свидетельствуют о том, что Дому детства разрешено осуществление медицинской деятельности: при осуществлении доврачебной медицинской помощи по лечебной физкультуре и спортивной медицине, медицинскому массажу, сестринскому Делу, сестринскому делу в педиатрии, физиотерапии. При осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по неврологии, педиатрии, физиотерапии, стоматологии детской.

Из нормативно-штатного расписания по <данные изъяты>» на 01.09.2009 года усматривается, что врачи и средний медицинский персонал выделены в структурное подразделение - медицинская служба.

Должностные обязанности медсестры Дома детства в связи с его переименованиями не менялись.

Из материалов дела следует, что сотрудники Дома детства, в то числе и медицинские сестры получали надбавку за работу в специализированном учреждении.

Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Дома ребенка (учреждения системы здравоохранения) и образовательные учреждения в виде Детских домов, в которых содержатся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к учреждениям для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Целью создания указанных учреждений является создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из материалов дела следует, что вопросы, касающиеся медицинской и других видов помощи детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, решаются совместно с органами здравоохранения и органами образования.

Проанализировав положения вышеназванных нормативных актов, регулирующих вопросы назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях по старости», оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о необходимости включения в льготный трудовой стаж истицы для досрочного назначения пенсии вышеуказанных периодов ее работы в Доме Детства (Специальном (коррекционном) детском доме для детей с отклонениями в развитии), поскольку указанное учреждение, хотя и является образовательным учреждением, вместе с тем, в силу возложенных должностных обязанностей Калинина О.Н., работая в нем медицинской сестрой, выполняла лечебную и иную деятельность, связанную с охраной здоровья детей, находящихся в указанном Детском доме.

При этом следует учесть, что данный Детский дом создан для детей с отклонениями в развитии, что в задачи Детского дома входит обеспечение медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников, что в Детском доме имеются санаторные группы, а также то, что медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается штатным медицинским персоналом.

В связи с изложенным, оснований к отказу по включению в стаж, дающий право для досрочного назначения пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периодов работы Калининой О.Н. в вышеуказанном специализированном Детском доме в должности медицинской сестры не имелось.

Согласно ст.19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пенсия назначается со дня обращения за ней, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Как следует из пенсионного дела, истица обратилась в ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Заволжском районе города Ульяновска с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ года, следовательно, пенсия должна быть ей назначена с ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, истицей ставится вопрос о признании решения комиссии УПФ РФ в Заволжском районе г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ года по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав в целом незаконным, однако, кроме оспариваемого периода истице не были засчитаны и другие периоды работы в иных должностях и учреждениях, которые не являлись предметом рассмотрения в настоящему судебном разбирательстве, поэтому, оснований для признания указанного решения в целом незаконным не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Калининой ФИО8 к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о включении периода работы в специальный стаж и назначении досрочной пенсии удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области засчитать Калининой ФИО9 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года и назначить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья С.А. Петрова