Дело №2-2884/11 РЕШЕНИЕ 02 ноября 2011 года город Ульяновск Заволжский районный суд города Ульяновска в составе председательствующего судьи Скобенко Е.М. при секретаре Кузнецовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чайковской <данные изъяты> к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности произвести капитальный ремонт жилого дома, УСТАНОВИЛ: Чайковская С.И. обратилась в суд с иском к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности произвести капитальный ремонт жилого дома, указав в его обоснование, что является собственником <адрес> по <данные изъяты>.<данные изъяты> в <адрес>; дом сдан в эксплуатацию в 1981 году, с этого момента капитальный ремонт ни разу не проводился, дом требует капитального ремонта, мэрия города Ульяновска, как собственник, обязана была произвести капитальный ремонт жилищного фонда перед передачей жилищного фонда управляющей организации, однако данную обязанность не выполнила, актами общего технического осмотра здания осеннего 2010 года и весеннего 2011 года подтверждается необходимость проведения капитального ремонта: кровли, межпанельных швов, трубопроводов системы ХВС, трубопроводов системы ГВС; в силу ст.14 ЖК РФ на орган местного самоуправления возложено осуществление контроля за соответствием жилых помещений установленным правилам и требованиям законодательства, согласно ст.16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда; считает, что произвести капитальный ремонт в доме №<данные изъяты> по <данные изъяты>.<данные изъяты> в г.Ульяновске обязана мэрия г.Ульяновска; просит обязать мэрию города Ульяновска произвести капитальный ремонт кровли, межпанельных швов, трубопроводов системы ХВС, трубопроводов системы ГВС в доме №<данные изъяты> по <данные изъяты> в г.Ульяновске. Истец Чайковская С.И. в судебном заседании исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, просила обязать мэрию города Ульяновска произвести капитальный ремонт кровли, межпанельных швов, трубопроводов системы ХВС, трубопроводов системы ГВС в доме №<данные изъяты> по <данные изъяты> в г.Ульяновске, пояснила, что согласно закона РФ «О защите прав потребителей» услуги потребителям должны оказываться в надлежащие сроки и качественно, как потребители жилищно-коммунальных услуг, с момента заселения в дом они ежемесячно вносили деньги за обслуживание дома, за его текущий и капитальный ремонт, но услуги по ремонту в срок не оказывались, требует безвозмездно оказать услуги по ремонту дома, которые ими сполна уже оплачены, обязанности по проведению капитального ремонта дома возникли до введения в действие нового ЖК РФ, нарушения со стороны ответчика по неоказанию услуги носили длящийся характер, ЖК РСФСР возлагал капитальный ремонт на наймодателя, то есть на органы местного самоуправления - собственника жилищного фонда в городе, Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» также возлагает обязанности по проведению капитального на наймодателя; минимальная продолжительность эффективной эксплуатации зданий, в частности, жилых домов - 20 лет, доводы ответчика о том, что ремонту подвергаются дома только при возникновении явных недостатков, не согласуются со строительными нормами; ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий, ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий относится к капитальному ремонту; согласно решению Верховного Суда РФ обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя - органа местного самоуправления - и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства, после исполнения обязательства обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений; просит иск удовлетворить. Представитель ответчика Мэрии города Ульяновска, третьего лица Комитета жилищно-коммунального хозяйства и экологии мэрии г.Ульяновска Цыплова М.А., надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, ранее в судебных заседаниях исковые требования не признала и поясняла, что в договорных отношениях мэрия с истцом не состоит; на момент приватизации дом в ремонте капитального характера не нуждался, что подтверждается актом; считает, что после передачи дома <данные изъяты>» имело место ненадлежащее обслуживание дома управляющей компанией, дом был включен в программу по нормам ФЗ №185-ФЗ, но в перечень работ управляющей компанией были включен только ремонт центрального отопления; истец говорит обо всем доме, но ее права это не нарушает, полагает возможным выполнить требуемые работы по ремонту, касающемуся квартиры истца, в рамках текущего ремонта; не отрицала, что капитальный ремонт этого дома не производился, но в акте ГЖИ вывода о необходимости капитального ремонта нет; считает, недостатки можно устранить в рамках текущего ремонта; обязанности проводить капитальный ремонт у ответчика нет, эти вопросы должны решаться на собрании собственников, мэрию, как одного из собственников, о большинстве собраний и составленных протоколов никто не оповещал; просила в иске отказать. Представитель третьего лица ООО «УК Жилстройсервис» Прохорова Ю.В. в судебном заседании с исковыми требованиями была согласна, в ходе судебного разбирательства поясняла, что требования истца считает обоснованными, капитальный ремонт требуется ввиду того, что дом - 1981 года постройки, дважды истек срок эксплуатации согласно нормам, наличие износа кровельного покрытия, многочисленные прорывы кровли, многочисленные трещины межпанельных швов требуют капитального ремонта, системы ХВС и ГВС имеют множественные хомуты, ржавчину, заменить их только в подъезде истца нецелесообразно, так как вся система пришла в негодность; капитальный ремонт должна произвести мэрия г.Ульяновска, управляющая компания выполняет свои обязанности надлежащим образом, текущий ремонт производился, но он не решит проблем, когда сроки эксплуатации давно истекли, срок эксплуатации межпанельных швов - 8 лет, срок эксплуатации систем ХВС и ГВС - 15 лет, дому - 30 лет; акт ГЖИ отражает необходимость проведения капитального ремонта; просит иск удовлетворить. Третье лицо Чайковский Г.Г., представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, третье лицо Чайковский Г.Г. просил рассмотреть дело в его отсутствие. Считая возможным с согласия истца и представителя третьего лица рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, выслушав истца, представителя третьего лица, специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со ст.ст. 36, 39 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии со ст.ст.19,14 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд – это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям; к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в частности, осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В силу норм ст.141 ранее действовавшего ЖК РСФСР наймодатель был обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории. Судом установлено, что дом №<данные изъяты> по <данные изъяты> в г.Ульяновске представляет собой многоквартирный <данные изъяты>этажный жилой дом, истец проживает в квартире №<данные изъяты>, расположенной в подъезде № данного дома на <данные изъяты> этаже. Согласно перечню зданий и сооружений, находящихся в собственности <данные изъяты>» и переданных АО в соответствии с распоряжением президента РФ №103рп от 26.11.1991 и постановлением правительства РФ №23 от 26.11.1991 жилой дом №<данные изъяты> по <данные изъяты>.<данные изъяты> в г.Ульяновске, переданный государством <данные изъяты> в составе имущества государственного предприятия «Ульяновский авиационный промышленный комплекс», на 01.01.1995 был передан в муниципальную собственность согласно обязательствам <данные изъяты> по договору от 19.11.1992 между Государственным комитетом Российской федерации по управлению государственным имуществом и <данные изъяты>. На основании постановления мэра г.Ульяновска от 29.01.1996 №94П указанный жилой дом был включен в реестр жилых и нежилых помещений муниципальной собственности г.Ульяновска, что подтверждается выпиской из данного реестра. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права <адрес>, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> квартира №<данные изъяты> в доме №<данные изъяты> по <данные изъяты> в г.Ульяновске принадлежит на праве общей долевой собственности Чайковской С.И., Чайковскому Г.Г. на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан №-Н от ДД.ММ.ГГГГ. Из материалов дела также усматривается, что многоквартирный жилой дом №<данные изъяты> по <данные изъяты> в <адрес> в 2003 году был передан Комитетом по управлению городским имуществом для управления Комитету ЖКХ и энергетики мэрии города Ульяновска, с 01.06.2006 указанный многоквартирный жилой дом был передан от <данные изъяты> в управление <данные изъяты>», а с 01.03.2009 – от <данные изъяты>» в управление ООО «УК Жилстройсервис». В суде установлено и не оспаривается сторонами, что многоквартирный жилой дом №<данные изъяты> по <данные изъяты> в городе Ульяновске был сдан в эксплуатацию в 1981 году, с момента сдачи дома в эксплуатацию капитальный ремонт кровли, межпанельных швов, трубопроводов системы ХВС, трубопроводов системы ГВС указанного жилого дома не производился. В соответствии со ст.16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом; при этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. При этом согласно Федеральному закону от 01.02.2010 №4-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» действие статьи 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» продлено до 01.03.2013. С 01.03.2005 введен в действие Жилищный кодекс РФ, согласно статье 158 которого обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме; при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома. Согласно Уставу муниципального образования «Город Ульяновск» мэрия города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом города Ульяновска и в силу своих полномочий обязана осуществлять функции заказчика реконструкции, капитального ремонта муниципальных объектов, обеспечения финансирования работ. Таким образом, анализируя изложенные выше нормы, суд полагает, что в силу норм статьи 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» обязанность по производству капитального ремонта многоквартирного жилого дома, возникшая у бывшего наймодателя (в данном случае, у органа местного самоуправления – мэрии города Ульяновска) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства, а после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в силу ст.158 ЖК РФ обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения. Согласно актам общего технического осмотра здания – дома №<данные изъяты> по <данные изъяты> в г.Ульяновске от 18.09.2010 и 20.04.2011 зафиксировано неудовлетворительное состояние кровли, межпанельных швов, а также трубопроводов систем ХВС и ГВС, указано, что требуется их капитальный ремонт. Актом обследования жилого дома №<данные изъяты> по <данные изъяты> в г.Ульяновске от 30.09.2011, составленным специалистом-экспертом Государственной жилищной инспекции Ульяновской области с участием представителей ООО «УК Жилстройсервис», <данные изъяты>, Чайковской С.И., как председателя домового комитета, подтверждается наличие значительного износа кровельного покрытия (трещины, заплаты, вздутия) по всей площади крыши, многочисленные порывы яндовой, частичное отсутствие оцинкованного обрамления парапета, негерметичность кровельного покрытия над машинным отделением лифтовой шахты, отсутствие дефлекторов, частичное разрушение парапета, неплотность примыкания кровли к парапету, многочисленные порывы примыкания, отсутствие металлического фартука по месту примыкания, многочисленные трещины, выкрашивание межпанельного шва по всему фасаду дома, многочисленные хомуты, свищи, ржавчина на трубопроводе систем ХВС и ГВС в подвале дома и на стояках. В соответствии с пунктом 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления; примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении №8. Согласно пунктам 5.1,5.2 ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 №312, капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий; при этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории; при необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства. Ведомственными строительными нормами и Правилами оценки физического износа жилых зданий ВСН 53-86 (р), утвержденными Приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 24.12.1986 №446, предусмотрено, что при физическом износе стен из крупноразмерных блоков 41-60% требуются работы по усилению простенков и перемычек, укрепление и усиление отдельных участков стен; при износе рулонной кровли 41-60% требуются работы по ремонту кровли с покрытием двумя слоями рубероида, смена покрытий парапетов; при физическом износе элементов системы центрального отопления 41-60% требуются работы по замене магистралей, стояков, восстановление теплоизоляции; указанные работы согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 (Приложение 8) относятся к работам, производимым при капитальном ремонте жилищного фонда. В соответствии с приложением №3 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, определяющим минимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, продолжительность эксплуатации покрытия крыш (кровли) из рулонных материалов (в 3 - 4 слоя) до капитального ремонта (замены) составляет 10 лет, панелей наружных стен мастиками – 8 лет, трубопроводов ХВС, ГВС из оцинкованных труб – 20 лет, задвижек и вентилей из чугуна, вентилей латунных – 20–10 лет. В ходе судебного разбирательства стороны не отрицали, что капитальный ремонт многоквартирного жилого дома №<данные изъяты> по <данные изъяты> в г.Ульяновске не производился со дня сдачи дома в эксплуатацию, то есть с 1981 года. Учитывая изложенное, капитальный ремонт рулонной кровли, межпанельных швов, трубопроводов систем ХВС, ГВС до приватизации истцом жилого помещения был необходим, поэтому следует признать, что на момент приватизации квартиры истцом у бывшего наймодателя возникла обязанность проведения капитального ремонта кровли, межпанельных швов и систем ГВС, ХВС. При этом наличие повреждений кровли, межпанельных швов, трубопроводов систем ХВС, ГВС подтверждается также другими материалами дела, в том числе актами технического состояния жилого дома от 30.05.2006, от 01.03.2009, актами обследования <данные изъяты> заявлениями жильцов дома, сведениями о проведении работ по текущему ремонту, актами о приемке выполненных работ, из которых усматривается, что работы по текущему ремонту указанных элементов проводились управляющими компаниями, однако, на момент рассмотрения дела согласно актам общего технического осмотра здания от 18.09.2010 и 20.04.2011, акту обследования от 30.09.2011 подтверждается необходимость капитального ремонта. Допрошенный в судебном заседании специалист-эксперт ГЖИ Ульяновской области Платонов Д.Н. пояснил, что в ходе обследования выявлены многочисленные нарушения кровельного покрытия по всей поверхности крыши, трещины, выкрашивание межпанельного шва по всей площади дома, многочисленные свищи, хомуты, ржавчина на трубопроводах ХВС и ГВС; требуется ремонт межпанельных швов во всем доме, однако, если отремонтировать швы только подъезда истца, то ее права будут защищены, то есть в ее квартире неблагоприятные последствия, вызванные ненадлежащим состоянием межпанельных швов, будут устранены; что касается ремонта кровли, то если отремонтировать кровлю только над подъездом истца, это ситуацию не изменит, у истца произойдет протечка от осадков, которые могут поступить с неотремонтированных участков, то есть ремонт над одним подъездом будет нецелесообразным; при этом капитальный ремонт кровли включает ремонт всех элементов кровли, в том числе парапетов, фартуков, что при текущем ремонте не производится; при обследовании систем ГВС и ХВС обнаружено, что на трубопроводе имеется ржавчина, многочисленные хомуты, свищи, нарушения выявлены по всему дому, поэтому целесообразно заменить или отремонтировать весь трубопровод, так как права истца будут нарушены затоплением подвала. Доводы представителя ответчика о том, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится по решению общего собрания собственников помещений за счет их средств, суд не может принять во внимание, поскольку данный порядок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме применяется после исполнения бывшим наймодателем своих обязательств по проведению капитального ремонта при возникновении необходимости в последующих капитальных ремонтах. Доводы стороны ответчика о ненадлежащем обслуживании дома управляющей компанией, о возможности устранения недостатков в рамках текущего ремонта не могут быть приняты во внимание, поскольку они ничем не подтверждены, при этом осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда возложено на мэрию города Ульяновска, а необходимость капитального ремонта подтверждена исследованными по делу доказательствами. Вместе с тем, суд полагает, что права истца будут защищены проведением капитального ремонта кровли всего дома, а также капитальным ремонтом межпанельных швов и трубопроводов систем ГВС и ХВС подъезда № дома, поскольку иск предъявлен истцом Чайковской С.И. в своих интересах, доводы стороны истца о том, что она представляет интересы всех жильцов дома как председатель домового комитета, суд не может принять во внимание, поскольку действующее законодательство не предусматривает таких полномочий. На основании изложенного, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично и с целью защиты прав истца обязать мэрию города Ульяновска произвести капитальный ремонт кровли многоквартирного жилого дома №<данные изъяты> по <данные изъяты> в городе Ульяновске, капитальный ремонт межпанельных швов, трубопроводов системы холодного водоснабжения, трубопроводов системы горячего водоснабжения подъезда №<данные изъяты> жилого дома №<данные изъяты> по <данные изъяты> в городе Ульяновске. В остальной части иска Чайковской С.И. следует отказать. Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Чайковской <данные изъяты> удовлетворить частично. Обязать мэрию города Ульяновска произвести капитальный ремонт кровли многоквартирного жилого дома №<данные изъяты> по <данные изъяты> в городе Ульяновске, капитальный ремонт межпанельных швов, трубопроводов системы холодного водоснабжения, трубопроводов системы горячего водоснабжения подъезда № жилого дома №<данные изъяты> по <данные изъяты> в городе Ульяновске. В остальной части иска Чайковской <данные изъяты> отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: Е.М.Скобенко