Дело № 2-3118/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2011 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Усовой В.Е.,
при секретаре Пельд Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семеновой ФИО8 к мэрии города Ульяновска об обязании проведения капитального ремонта жилого дома,
У С Т А Н О В И Л:
Семенова Л.В. обратилась в суд с иском к мэрии города Ульяновска об обязании проведения капитального ремонта жилого дома, указав следующее.
Она является собственником квартиры <адрес> <адрес> и старшей по дому. Данный дом сдан в эксплуатацию в 1990 году. С момента ввода в эксплуатацию в указанном доме не проводился капитальный ремонт. Администрация (мэрия) г. Ульяновска, как собственник обязана была произвести капитальный ремонт жилищного фонда перед передачей жилищного фонда управляющей организации ООО « Жилстройсервис», однако данную обязанность не исполнила. <адрес> передан ООО «Жилстройсервис» с ДД.ММ.ГГГГ, а в ООО «УК Жилстройсервис» с ДД.ММ.ГГГГ В указанном доме требуется капитальный ремонт. Актами общего технического осмотра здания осеннего 2010 года и весеннего 2011 года подтверждается необходимость проведения капитального ремонта: межпанельных швов и кровли. В силу ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» № 1541-1 от ДД.ММ.ГГГГ за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Считает, что произвести капитальный ремонт в доме обязана мэрия г. Ульяновска. Просила обязать Мэрию г. Ульяновска произвести капитальный ремонт в <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, а именно: выполнить капитальный ремонт межпанельных швов и кровли дома.
Истица Семенова Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, и уточнила их. Просила обязать мэрию г.Ульяновска произвести работы по капитальному ремонту кровли, а также утепление наружных стен и герметизации фасада дома <адрес> в <адрес>. Дополнительно пояснила суду, что в ходе рассмотрения дела ей стало известно, что поскольку ее дом является монолитным, межпанельных швов он не имеет. Те работы, под которыми истица подразумевала ремонт межпанельных швов, являются работами по утеплению наружных стен и герметизации фасада дома. Кроме того, дом подлежит капитальному ремонту, поскольку все сроки эксплуатации конструкций дома истекли, капитальный ремонт мэрией г.Ульяновска не производился. После передачи дома в управление ООО «Жилстройсервис» обязательства мэрии г.Ульяновска, как наймодателя жилого помещения, по проведению капитального ремонта жилого дома сохраняются. Она является старшей по дому, все собственники дома также настаивают на проведении капитального ремонта дома.
Представитель ответчика Мэрии города Ульяновска Цыплова М.А. в судебное заседание не явилась. О дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Мэрия города в договорных отношениях с истцом не состоит, исполнителем услуг жилищно-коммунального хозяйства, в том числе работ капитального характера, не является. Производство капитального ремонта в полномочия мэрии города не входит. В соответствии с Уставом муниципального образования «город Ульяновск», мэрия города является исполнительно-распорядительным органом. Денежные средства, составляющие плату за жилое помещение, в бюджет муниципального образования не поступают. Собственники помещений спорного многоквартирного дома использовали свое право и обязанность, предоставленные Жилищным кодексом Российской Федерации, о выборе способа управления многоквартирным домом. Управление данным домом осуществляет в настоящее время ООО «УК Жилстройсервис». Данная управляющая организация обязана обеспечить квалифицированное и качественное обслуживание жилого дома, бесперебойную, безаварийную работу всех инженерных систем, сетей. Она является исполнителем услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, переданного ей в управление. В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.30, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя содержания расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Каждый из собственников обязан нести бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество в доме. Расходы по содержанию мест общего пользования, включая их текущий и капитальный ремонт, возложены на всех собственников жилых помещений многоквартирного дома, в том числе и на истца. Заявка на включение спорного дом в Программу проведения капитального ремонта в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» подавалась, но в софинансирование данный дом не вошел, так как внешне капитального ремонта не требует. С учетом изложенного просила в иске отказать.
Представитель третьих лиц ООО «Жилстройсервис» и ООО «УК Жилстройсервис» Прохорова Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что требования о проведении капитального ремонта фасада дома и кровли обоснованны. Сроки эксплуатации фасада и кровли дома истекли, дом сдан в эксплуатацию в 1990 году, мэрия г.Ульяновска при передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации не исполнила свою обязанность по капитальному ремонту дома. Управляющей компанией подавалась заявка о включении данного дома в список домов, подлежащих капитальному ремонту, по Федеральному закону №185-ФЗ, однако решение о проведении капитального ремонта по данному дому не принято.
С учетом мнения истицы и представителя третьих лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Мэрии г.Ульяновска в соответствии со ст.167 ГПК РФ по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Выслушав истицу Семенову Л.В., представителя третьих лиц Прохорову Ю.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что дом <адрес> представляет собой многоквартирный 18-ти этажный монолитный жилой дом, состоящий из одного подъезда. Истица проживает в квартире <адрес> расположенной на <данные изъяты> этаже данного дома.
В доме расположены как квартиры, находящиеся в ведении Мэрии г.Ульяновска и занимаемые гражданами по договорам социального найма, так и находящиеся в собственности граждан.
Из материалов дела следует, что ряд квартир в жилом доме <адрес> в <адрес> находится в муниципальной собственности, что подтверждается Выпиской из реестра жилых и нежилых помещений муниципальной собственности г.Ульяновска, имеющееся в материалах дела.
Согласно договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, данный дом передан в соответствии со ст.162 ЖК РФ в управление ООО « Жилстройсервис».
Из материалов дела усматривается, что жилой дом <адрес> <адрес> сдан в эксплуатацию в 1991 году.
С момента сдачи дома в эксплуатацию прошло 20 лет, при этом капитальный ремонт жилого дома не производился, что не оспаривается сторонами в судебном заседании.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Семенова Л.В. является собственником в праве общей долевой собственности на <адрес> <адрес> в <адрес> на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан № № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 16 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №№ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из положения статьи 16 Закона следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
Следует также учитывать, что согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 4-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие статьи 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предусматривающей, что при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, продлено до ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В силу ст. 14 ЖК РФ, на орган местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно Уставу муниципального образования «Город Ульяновск» мэрия города Ульяновска является исполнительно - распорядительным органом города Ульяновска, и в силу своих полномочий обязана осуществлять функции заказчика реконструкции, капитального ремонта муниципальных объектов, обеспечения финансирования работ.
Анализируя нормы статьи 16 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ суд полагает, что после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
Судом исследованы представленные сторонами доказательства и установлено, что истица является сособственником квартиры <адрес> <адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном порядке.
Жилой дом, в котором расположена спорная квартира, передан с баланса муниципального образования «город Ульяновск» на баланс ООО «Жилстройсервис» на основании письма комитета ЖКХ и энергетики мэрии г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> и договора от ДД.ММ.ГГГГ.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что еще до передачи жилого помещения в собственность истицы многоквартирный жилой дом, а именно, отдельные его системы, нуждались в проведении ремонтных работ капитального характера.
Согласно акту общего технического осмотра здания – дома <адрес> в <адрес>, составленного ООО «УК Жилстройсервис» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, зафиксировано неудовлетворительное состояние стен и кровли, требуется капитальный ремонт.
Акт комиссионного осмотра многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленный сотрудниками ООО «УК Жилстройсервис» с участием представителя Государственной жилищной инспекции Ульяновской области и акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждает наличие механических повреждений кровли и наружных стен по всему периметру жилого дома.
Ведомственными строительными нормами и Правилами оценки физического износа жилых зданий ВСН 53-86 (р), утвержденными Приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от ДД.ММ.ГГГГ № 446, предусмотрено, что при физическом износе стен 41-60% требуются работы по усилению простенков и перемычек, укрепление и усиление отдельных участков стен; при износе рулонной кровли 41-60% требуются работы по ремонту кровли с покрытием двумя слоями рубероида, смена покрытий парапетов.
Указанные работы согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №170 (Приложение 8) относятся к работам, производимым при капитальном ремонте жилищного фонда.
В соответствии с рекомендуемым приложением № 3 к Положению «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденному Приказом Госкомархитектуры от ДД.ММ.ГГГГ № 312, определяющим минимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, продолжительность эксплуатации покрытия крыш (кровли) из рулонных материалов (в 3 - 4 слоя) до капитального ремонта (замены) составляет 10 лет, панелей наружных стен мастиками – 8 лет.
В ходе судебного разбирательства стороны не отрицали, что капитальный ремонт дома №11 по бульвару Львовскому не производился со дня сдачи дома в эксплуатацию, то есть с 1991 года.
Учитывая изложенное, необходимость капитального ремонта рулонной кровли, наружных стен до приватизации истцом жилых помещений является очевидным фактом, поэтому суд считает доказанным, что на момент приватизации квартиры истицей у бывшего наймодателя возникла обязанность проведения капитального ремонта кровли дома и наружных стен.
Причем до передачи жилого помещения в собственность истице многоквартирный жилой дом, а именно, отдельные его системы, нуждались в проведении ремонтных работ капитального характера.
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста мастер ООО <данные изъяты> ФИО6 пояснила, что поскольку дом является монолитным и состоит из одного подъезда, с технической точки зрения ремонт кровли путем текущего ремонта отдельных ее участков нецелесообразен, не устранит нарушения прав истицы, поскольку в случае ремонта небольшого участка кровли вода может попасть между слоями и далее на участок кровли, подвергшийся ремонту. Что касается ремонта наружных стен, то проведение мероприятий по утеплению наружных стен и герметизации фасада требуется по всему дому.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
Наличие повреждений в доме, требующих выполнения работ по капитальному ремонту, зафиксировано в акте обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного с участием представителя Государственной жилищной инспекций Ульяновской области, а также в акте от ДД.ММ.ГГГГ в присутствии представителя Мэрии г.Ульяновска.
При таких обстоятельствах суд считает доказанным, что на момент приватизации квартиры истицей у бывшего наймодателя возникла обязанность проведения капитального ремонта кровли дома и наружных стен <адрес> в <адрес>.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает возможным с целью защиты прав Семеновой Л.В. возложить на мэрию города Ульяновска обязанности по капитальному ремонту кровли и наружных стен <адрес> в <адрес>.
Доводы представителя Мэрии г.Ульяновска о том, что при обнаруженных недостатках необходим текущий ремонт кровли и наружных суд считает несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела, подтверждающими состояние кровли и наружных стен жилого дома <адрес>.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № 170, ремонтно-строительные работы фасадов, кровли отнесены к перечню работ, производимых при капитальном ремонте.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Семеновой ФИО9 к мэрии города Ульяновска об обязании проведения капитального ремонта жилого дома удовлетворить.
Обязать мэрию города Ульяновска произвести капитальный ремонт кровли многоквартирного жилого дома, и наружных стен, путем проведения мероприятий по их утеплению и герметизации фасада в доме <адрес>
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение десяти дней.
Судья: Усова В.Е.