о назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-3081/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 октября 2011 года                         город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе

Председательствующего судьи Грудкиной Т.М.

При секретаре Солдаткиной М.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фасахова ФИО5 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о включении в специальный педагогический стаж периодов военной службы и обучения, назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Фасахов Ф.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области (далее по тексту УПФ РФ Заволжского района) о включении в специальный педагогический стаж периодов военной службы и обучения, назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

При этом истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФ РФ Заволжского района г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В назначении пенсии ему было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа работы в соответствующих учреждениях. Ответчик необоснованно не засчитал ему в стаж педагогической деятельности период службы в рядах Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период обучения на факультете физического воспитания в Ульяновском государственном педагогическом университете г.Ульяновска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Просит обязать ответчика включить в специальный педагогический стаж период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период обучения в Ульяновском государственном педагогическом университете г.Ульяновска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. и назначить досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Фасахов Ф.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Управления пенсионного фонда РФ в Заволжском районе города Ульяновска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, представил письменный отзыв на иск, в котором возражал против удовлетворения исковых требованиях.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ Фасахов Ф.В. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Заволжском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан истцу отказано в назначении вышеуказанной пенсии в связи с тем, что у Фасахова Ф.В. отсутствует специальный стаж, необходимый для назначения пенсии, на момент обращения за назначением пенсии специальный стаж истца составляет <данные изъяты>.

В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется Конституцией РФ.

Статья 55 Конституции гласит, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц…

Суд приходит к выводу о том, что в специальный педагогический стаж истца подлежит включению период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что в указанный период времени истец служил в рядах Советской Армии, что подтверждается военным билетом.

В спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Согласно п.4 Положения период военной службы засчитывался в спецстаж при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Данное условие у истца соблюдено. Период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. На момент осуществления истцом службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Положения ст. 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Кроме того, согласно п.3 ст.10 Федерального Закона «О статусе военнослужащих», время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

В связи с чем, необоснованна ссылка ответчика на то, что Постановление Правительства от 17.12.1959 №1397 не может применяться при назначении досрочных пенсий по закону «О трудовых пенсиях в РФ» и что право на включение периода службы в специальный стаж могло быть у истца только в том случае, если бы на момент действия Списков от 17.12.1959 №1397 он отработал весь требуемый для назначения пенсии педагогический стаж – 25 лет в соответствии с теми условиями, которые устанавливались постановлением №1397. Вышеназванный период службы истца в Советской Армии подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновении у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В части исковых требований о включении периода обучения в Ульяновском государственном педагогическом университете г.Ульяновска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. истцу следует отказать по следующим основаниям.

В силу п.2 вышеназванного утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, при том же условии согласно п.4 Положения, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Соответственно, период обучения истца в Ульяновском государственном педагогическом университете г.Ульяновска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в специальный педагогический стаж, так как истец не осуществлял педагогическую деятельность до периода обучения.

На основании вышеизложенного, исковые требования истца подлежат удовлетворению частично. Следует обязать ответчика включить истцу в специальный педагогический стаж для назначения пенсии период нахождения на военной службе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается со дня обращения за ней, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Учитывая, что при включении периода военной службы специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, на момент его обращения в УПФР ДД.ММ.ГГГГ составляет 25 лет, истцу следует назначить трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности ранее достижения установленного пенсионного возраста с момента возникновения на неё права - с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Фасахова ФИО6 удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области включить Фасахову ФИО7 в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии период нахождения на военной службе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд в течение 10 дней.

Судья:                     Т.М. Грудкина.