Дело № 3164/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2011 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи О.В. Миллер
с участием прокурора Е.В. Дуниной
при секретаре Р.Ф. Ильясовой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Инзенского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ТОСНА» о запрете осуществлять деятельности по переработке лома черных металлов,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Инзенского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ТОСНА» (далее по тексту ООО «ТОСНА») о запрете осуществлять деятельности по переработке лома черных металлов на участке, расположенном по адресу г.Инза, <адрес> до устранения нарушений законодательства о лицензировании, указав следующее.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки в деятельности ООО «ТОСНА» выявлены нарушения законодательства, регулирующего правила обращения с ломом черных металлов.
Нарушения выразились в следующем.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ООО «ТОСНА» на земельном участке, расположенном по адресу Ульяновская область, г.Инза, улица Гагарина,41 осуществляет деятельность по переработке лома черных металлов. Для осуществления этой деятельности юридическим лицом используется специальное оборудование и инструменты (болгарка, автоген).
ООО «ТОСНА» имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов, выданную Комитетом по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области. Однако, участок, расположенный по указанному адресу, в перечне мест осуществления лицензируемого вида деятельности, являющегося приложением к лицензии и на которые распространяется действие настоящей лицензии, полученной ООО «ТОСНА», не имеется. Копия лицензии, заверенная лицензирующим органом, выдавшим лицензию, в месте осуществления деятельности отсутствует.
Следовательно, осуществляемая ООО «ТОСНА» по обозначенному адресу деятельность по переработке лома черных металлов, является незаконной.
В связи с тем, что данный пункт переработки лома черных металлов находится на территории населенного пункта, осуществление деятельности с нарушением лицензионных требований неизбежно повлечет причинение вреда гражданам. Отсутствие данных об этом месте осуществления деятельности в лицензии создает условия и предпосылки для совершения преступлений и правонарушений в этой сфере. В связи с отсутствием на участке радиационного контроля не исключена угроза радиационного заражения граждан и окружающей среды.
С учетом изложенного, прокурор обращается в суд и просит запретить ООО «ТОСНА» осуществлять деятельность по переработке лома черных металлов на участке, расположенном по адресу г.Инза, <адрес> до устранения нарушений законодательства о лицензировании.
Помощник прокурора Заволжского района г.Ульяновска Е.В. Дунина в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные изложенным в иске.
Представитель ООО «ТОСНА» Будникова Н.П. (доверенность №131 от 23.11.2010 л.д.42) в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что ООО «ТОСНА» никакой деятельности по переработке лома черных металлов на участке, расположенном по адресу г.Инза, <адрес> не осуществляет. Работник общества Арапов В.П. на данном участке занимался деятельностью по переработке лома в своих интересах, а не по поручению работодателя ООО «ТОСНА». В здании, расположенном по адресу. Инза, <адрес> общество арендует помещение под склад для размещения мебели, приобретенной в г.Москве для офиса юридического лица, расположенного в г.Ульяновске. На каком основании Арапов В.П. находился по указанному адресу в рабочее время, имел ключи от помещения, и чем занимался, пояснить не может.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области Цыбин А.П. (доверенность от 24.10.2011 № 20-дк л.д.118) в судебном заседании полагал иск обоснованным, пояснив, что создание нелегальных пунктов приема лома черных металлов, безусловно создают угрозу экологии, жизни и здоровью граждан, поскольку на нелегальных пунктах отсутствует надлежащий контроль за данным лицензируемым видом деятельности, в том числе и радиационный.
Выслушав стороны, пояснения представителя третьего лица, свидетелей, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.11 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Согласно ст.24 названного закона предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в виде прекращения своей деятельности, в случае если при осуществлении такой деятельности нарушаются санитарные правила.
В судебном заседании установлено, что ООО «ТОСНА» является юридическим лицом, одним из видов деятельности которого, является обработка, хранение, складирование и перевозка лома черных металлов, оптовая торговля ломом черных металлов (п.п.4.2,3.1 Устава л.д.23-24).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 19.10.2011) "О лицензировании отдельных видов деятельности" задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Аналогичное положение содержала ст. 3 ФЗ от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (ст.3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 19.10.2011) "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Согласно статье 17 ФЗ от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат отдельные виды деятельности, в том числе заготовка, переработка и реализация лома черных металлов (п.82).
Аналогичное положение содержит п. 34 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 19.10.2011) "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
В соответствии со статьей 10 ФЗ от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии, на бумажном носителе и в форме электронного документа указываются:
наименование лицензирующего органа;
полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
Согласно статье 15 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 19.10.2011) "О лицензировании отдельных видов деятельности" в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию включаются следующие сведения:
1) наименование лицензирующего органа;
2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
4) идентификационный номер налогоплательщика;
5) лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
6) номер и дата регистрации лицензии;
7) номер и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа о предоставлении лицензии.
В судебном заседании установлено, что ООО «ТОСНА» имеет лицензию № № на осуществление заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, выданную Комитетом по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области, лицензия предоставлена на срок до 01 августа 2013 года (л.д.56-57).
Согласно Приложению №№ ООО «ТОСНА» имеет девять объектов, на которые распространяется действие лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома черных металлов : <адрес>.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 № 369 утверждены Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 14.04.2003 N ГКПИ 03-151).
В соответствии с пунктом 4 Правил юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие прием лома и отходов черных металлов, должны обеспечить наличие на каждом объекте по приему указанных лома и отходов в доступном для обозрения месте следующей информации:
а) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, номера их телефонов;
б) для юридических лиц - данные о лице, ответственном за прием лома и отходов черных металлов;
в) распорядок работы;
г) условия приема и цены на лом и отходы черных металлов.
Согласно пункту 5 Правил на объектах по приему лома и отходов черных металлов, кроме информации, указанной в пункте 4 настоящих Правил, должна находиться и предъявляться по требованию контролирующих органов следующая документация:
а) лицензия, полученная в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов, или ее копия, заверенная лицензирующим органом, выдавшим лицензию;
б) нотариально заверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, или свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием лома и отходов черных металлов;
в) документы на имеющиеся оборудование и приборы, а также документы о проведении их поверок и испытаний;
г) инструкции о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов и проверки их на взрывобезопасность;
д) инструкция о порядке действий при обнаружении радиоактивных лома и отходов черных металлов;
е) инструкция о порядке действий при обнаружении взрывоопасных предметов.
В судебном заседании достоверно установлено, что в нарушение лицензионного законодательства ООО «ТОСНА» осуществляет деятельность по переработке лома черных металлов на участке, расположенном по адресу Ульяновская область город Инза, улица Гагарина,41.
Вывод суда основан на представленных в ходе рассмотрения гражданского дела доказательствах.
Так, в судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля помощник прокурора Инзенского района Ульяновской области Морозов О.А. показал, что ДД.ММ.ГГГГ была проведена прокурорская проверка по поступившему сообщению о том, что ООО «ТОСНА» осуществляет деятельность по переработке лома черных металлов на участке, расположенном по адресу Ульяновская область город Инза, <адрес>
В ходе проверки был опрошен работник ООО «ТОСНА» Арапов В.П., работающий в организации мастером-приемщиком лома черного металла и проживающий в г.Инза Ульяновской области. Кроме него на пункте приема лома были еще несколько рабочих. При проверки мастер-приемщик ООО «ТОСНА» Арапов В.П. предъявил не заверенную копию лицензии с приложением, где участок в г.Инза не был поименован. На территории по адресу город Инза, <адрес> находится бетонированная площадка с ломом металла, весы, «болгарга», автоген. Мастер-приемщик Арапов В.П. пояснил, что все оборудование и территория, здание офиса принадлежат ООО «ТОСНА», а в данном пункте ведется приемка, переработка и транспортировка лома. Документы – лицензию с приложением, Арапов В.П. привез из дома, а учредительные документы и копию трудовой книжки, заверенные ООО «ТОСНА» он привез из г.Ульяновска. На земельном участке по адресу город Инза, <адрес> на момент проверки других организаций не было. Арапов В.П. также пояснил, что лом металла отвозят в г.Ульяновск на Засвияжский заготовительный участок, акты приема лома он оформляет при приемке лома.
Также свидетель ФИО1 показал, что по акту приема был сдан лом Главой администрации Черёмушкинского сельского поселения ФИО2 в объеме свыше одной тонны, и в данном Акте имеется подпись Арапова В.П. В ходе проверки Арапов В.П. также пояснил, что руководством ООО «ТОСНА» в ближайшее время будут устранены нарушения лицензионного законодательства.
У суда нет оснований не доверять показаниям свидетеля ФИО3., поскольку они полностью согласуются с объяснениями Арапова В.П., данными в ходе проверки (л.д.16), подтверждены Приемосдаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ за подписью Арапова В.П. и штампа ООО «ТОСНА» (л.д.111), копией трудовой книжки Арапова В.П., из которой следует, что он принят на работу мастером приемщиком в ООО «ТОСНА» ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15), приказом о приеме на работу Арапова В.П. (л.д.43), Трудовым договором между ООО «ТОСНА» и Араповым В.П. (л.д.44-46), Должностной инструкцией мастера производственно-заготовительного участка (мастера-приемщика) ООО «ТОСНА» (л.д.52-54).
Показания свидетеля Арапова В.П. в судебном заседании о том, что испугавшись ответственности он сказал работникам прокуратуры, что занимается деятельностью по переработке лома черного металла в г.Инза <адрес> как работник ООО «ТОСНА», а на самом деле занимался данной деятельность без ведома работодателя для собственного обогащения, суд расценивает, как попытку ООО «ТОСНА», с которым Арапов В.П. до настоящего времени состоит в трудовых отношениях, уйти от гражданско-правовой ответственности.
В судебном заседании установлено, что Арапов В.П., являясь мастером-приемщиком ООО «ТОСНА» с ДД.ММ.ГГГГ не имел прогулов, не брал административные отпуска, ежедневно исполнял свои трудовые обязанности, что подтверждено табелем учета рабочего времени за июль, август 2011 года.
Кроме того, будучи привлеченным к административной ответственности Постановлением от 22 сентября 2011 года мирового судьи судебного участка №2 Инзенского административного района Ульяновской области, как мастер-приемщик ООО «ТОСНА» за нарушение правил обращения с ломом черных металлов, а именно, за осуществление лицензируемого вида деятельности как работник ООО «ТОСНА» на участке, не включенном в приложение к лицензии, Арапов В.П. вину признал полностью.
В судебном заседании также установлено, что в соответствии с Договором субаренды №ДД.ММ.ГГГГ именно ООО «ТОСНА» арендует помещение, расположенное по адресу Ульяновская область, <адрес> (л.д.28-30).
Доводы представителя ООО «ТОСНА» о том, что руководство организации не знало о том, что мастер-приемщик Арапов В.П. в течение двух месяцев занимается деятельностью по переработке лома черного металла в г.Инза, где и проживает, имеет не заверенную копию лицензии с приложением, осуществляет данную деятельность на территории, где ООО «ТОСНА» является единственным арендатором нежилого помещения, по мнению суда являются попыткой уйти от ответственности за осуществление данного вида деятельности в нарушение лицензионного законодательства, не подтверждены доказательствами, противоречат представленным суду доказательствам стороной истца, и не могут быть приняты судом.
В соответствии с пунктом 8 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 № 369 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 14.04.2003 N ГКПИ 03-151) юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность.
Контроль осуществляется лицами, прошедшими соответствующую подготовку и аттестацию.
Поскольку деятельности ООО «ТОСНА» по в нарушение законодательства о лицензировании создает реальную угрозу существенного вреда компонентам окружающей среды (почве, грунтовым водам, атмосферному воздуху), угрозу существенного вреда окружающей среде, а значит благополучию человека, суд полагает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ТОСНА» удовлетворить.
Запретить обществу с ограниченной ответственностью «ТОСНА» осуществлять деятельность по переработке лома черных металлов на участке, расположенном по адресу Ульяновская область город Инза, <адрес> до устранения нарушений законодательства о лицензировании.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья - О.В. Миллер