о преоставлении субсидий и региональной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг



                                    Дело № 3093/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    

27 октября 2011 года                            город Ульяновск

    Заволжский районный суд города Ульяновска в составе

Председательствующего судьи            О.В. Миллер

С участием адвоката                Е.Н. Капкаевой

При секретаре                    И.С. Новинкиной

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова В.И. к Управлению министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску о предоставлении субсидии и региональной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

    Петров В.И. обратился в суд с иском к Управлению министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску о предоставлении субсидии и региональной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсации морального вреда, указав следующее.

    ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии и региональной компенсации на оплату ЖКУ с ДД.ММ.ГГГГ года. Денежные средства и ответа на заявление он не получил, в связи, с чем в октябре 2010 вновь обратился с заявлением и с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена субсидия и компенсация.

    ДД.ММ.ГГГГ Управление министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску направило в его адрес ответ на обращение, в котором указано, что он не имеет права на получение субсидии и региональной компенсации с 01.01.2010, так как оплата ЖКУ не превысила 22% и 10 % соответственно.

    Ответчик своевременно не известил его об отказе в выплате субсидии и компенсации, в связи, с чем он был лишен возможности подать заявление в следующие месяца, поскольку денежные средства ожидал до октября 2010 года.

    В период с ДД.ММ.ГГГГ он имел право на получение субсидии. А с ДД.ММ.ГГГГ – на получение региональной компенсации, а всего на сумму 9 784 рубля.

    В связи с тем, что длительное время он не получал денежное возмещение своих расходов, был вынужден ограничивать себя в необходимых затратах на питание и лечение, ему был причинен моральный вред.

    Просит суд обязать ответчика предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ региональную компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.

    В судебном заседании истец Петров В.И. уточнил исковые требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил обязать ответчика предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ, региональную компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей. При этом истец пояснил, что является получателем субсидии и региональной компенсации не первый год, знает процедуру подачи заявления, период, на который назначается субсидия и региональная компенсация. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в очередной раз за назначением субсидии и региональной компенсации, и до октября 2010 ждал перечисления денежных средств на счет в банке, либо ответа. Не дождавшись денежных средств, в октябре 2010 вновь обратился с заявлением, и с октября 2010 выплаты ему производятся. Полагает, что действиями ответчика ему причинен моральный вред, поскольку он является инвалидом 2 группы, имеет ряд заболеваний, при наличии которых ему было трудно ходить по инстанциям.

    Представитель ответчика Управления министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску Дубовец И.Н. (доверенность № 62 от 06.10.2011 л.д.41) в судебном заседании иск не признала, пояснив, что истец с 2007 года является получателем субсидии, а с 2008 – получателем региональной компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, знает процедуру и порядок обращения с заявлением. Поскольку истец обратился с заявлением 12.01.2010, а на январь 2010 года ему не положено назначение выплат, ему было отказано, о чем Петров В.И. был поставлен в известности по телефону. Вновь с заявлением он обратился в октябре 2010 года, и выплаты ему были назначены. Полагает, что поскольку выплаты назначаются на заявительной основе сроком на 6 месяцев, а в феврале 2010 года истец с заявлением не обращался, исковые требования удовлетворению не подлежат.

    Заслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд полагает в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.

В соответствии со статей 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

2. Право на субсидии имеют граждане:

1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

3) члены жилищных кооперативов;

4) собственники жилых помещений.

3. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

4. Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.

5. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

6. При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.

7. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

9. Порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством Российской Федерации.

11. Орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.

12. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляются иностранным гражданам, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрено иное.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 24.12.2008) "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов:

а) копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена). При наличии разногласий между заявителем и проживающими совместно с ним по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке;

б) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

в) документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие правовые основания проживания в этом жилом помещении граждан, не указанных в заявлении;

г) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов представляют документы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации для избранной ими системы налогообложения, что удостоверяется документом налогового органа;

д) документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;

е) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки, компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

ж) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации и (или) государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).

    Аналогичный порядок предоставления региональной компенсации предусмотрен статьей 4 Закона Ульяновской области от 19.12.2007 N 217-ЗО (ред. от 04.05.2011) "О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области" (принят ЗС Ульяновской области 13.12.2007).

    В судебном заседании установлено, и не оспаривалось сторонами, что Петров В.И. является получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 2007 года, получателем региональной компенсации с 2008 года.

В соответствии с пунктом 44 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 24.12.2008) "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" при представлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.

    Аналогичное положение содержится в пункте 5 статьи 4 Закона Ульяновской области от 19.12.2007 N 217-ЗО (ред. от 04.05.2011) "О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области" (принят ЗС Ульяновской области 13.12.2007).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года Петров В.И. в очередной раз обратился в Управление министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску с заявлением о предоставлении ему субсидии и региональной компенсации на возмещение затрат по оплате жилья и коммунальных услуг (л.д.49).

По заявлению Петрова В.И. был произведен расчет суммы жилищного пособия (субсидии и региональной компенсации) по форме 1 специалистом Управления Ю.С. Яшиной (л.д.49-50) 15 января 2010 года, и установлено, что заявитель не имеет право на получение субсидии и региональной компенсации с января 2010 года.

Право на получение субсидии и региональной компенсации с января 2010 года истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, исковые требования о назначении субсидии и региональной компенсации с января 2010 года не заявлены.

Также в судебном заседании установлено, и не оспаривалось сторонами, что после 12 января 2010 года Петров В.И. обратился с заявлением о предоставлении субсидии и региональной компенсации на возмещение затрат по оплате жилья и коммунальных услуг по установленной форме с приложением документов лишь 14 октября 2010 года (л.д.47), и выплаты с октября 2010 года истцу производятся.

Следовательно, в судебном заседании установлено, что с заявлением о назначении субсидии и региональной компенсации на возмещение затрат по оплате жилья и коммунальных услуг истец Петров В.И. в период с 16 января по 15 февраля 2010 года не обращался.

Поскольку в соответствии с действующим законодательством выплаты назначаются гражданам при подаче заявления и представлении необходимых документов с 1-го по 15-е число месяца - с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца, исковые требования Петрова В.И. о предоставлении выплат с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.

Кроме того, в соответствии с пунктом 41 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 24.12.2008) "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 настоящих Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают.

Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

Аналогичное положение содержит и Закона Ульяновской области от 19.12.2007 N 217-ЗО (ред. от 04.05.2011) "О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области".

    Следовательно, исковые требования о предоставлении спорных выплат на период с 01.02.2010 по 30.09.2010, то есть на 8 месяцев, также не основаны на действующем законодательстве.

    Судом не могут быть приняты во внимание доводы истца и его представителя адвоката Капкаевой Е.Н. о том, что Петров В.И. не знал о том, что ему отказано в предоставлении выплат.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ специалистами Управления министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску были осуществлены телефонные звонки в адрес истца, и было сообщено о результате рассмотрения поданного им заявления, что отражено в Журнале регистрации обращений граждан по телефону (Дело 02/02-10) по УДСЗН Ульяновской области по г.Ульяновску (л.д.73-75). Ведение данного Журнала предусмотрено Номенклатурой дел, утв. Начальником Управления (л.д.67-68).

    В соответствии с пунктом 45 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 24.12.2008) "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", уполномоченные органы ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги перечисляют средства на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования.

    По решению уполномоченного органа субсидии могут предоставляться путем выплаты (доставки) средств через организации связи или выплаты из кассы уполномоченного органа в случае отсутствия в населенных пунктах филиалов банков, а также в случае, если по состоянию здоровья, в силу возраста, из-за отсутствия пешеходной или транспортной доступности получатели субсидий не имеют возможности открывать банковские счета или вклады до востребования и пользоваться ими.

    Часть субсидии, приходящаяся на приобретение твердых видов топлива (при наличии печного отопления), может перечисляться (выплачиваться) за весь срок предоставления субсидии единовременно в первом месяце периода предоставления субсидии.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Ульяновской области от 19.12.2007 N 217-ЗО (ред. от 04.05.2011) "О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области" перечисление гражданам средств компенсаций осуществляется ежемесячно до установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В судебном заседании Петров В.И. пояснил, что субсидии и региональные компенсации всегда ему перечислялись на его счет в Банке, он знал о поступлении данных средств именно на его счет. В исковом заявлении Петров В.И. указал, что после подачи заявления 12.01.2010 денежных средств (субсидии и региональной выплаты) он не получал, в связи, с чем и обратился в октябре 2010 года вновь с заявлением.

Кроме того, истец пояснил, что в июне-июле 2010 года не обратился с заявлением о предоставлении спорных выплат, полагая, что ему выплаты не положены, хотя знал, что выплаты назначаются сроком на 6 месяцев, и необходимо вновь подать заявление с приложением необходимых документов.

Следовательно, Петров В.И. знал, что с января 2010 он не получает субсидии и региональной компенсации, имел возможность обратиться с заявлением о выплатах, но своим правом не воспользовался.

В судебном заседании истец также пояснил, что после ознакомления с действующим законодательством в сентябре-октябре 2010 года принял решение обратиться с заявлением в Управление министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску. Вместе с тем, Петрову В.И. ничто не препятствовало ознакомиться с действующим законодательством, обратиться за консультацией к специалистам Управления, и обратиться с заявлением о предоставлении выплат в период с 16 января по 15 февраля 2010 года. Незнание законодательства, либо его неверное понимание, по мнению суда, не является основанием к назначению выплат истцу с 01.02.2010 года.

В соответствии с частью 1 статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

    Поскольку истцом заявлены требования имущественного характера, суд не установил в ходе судебного разбирательства нарушения со стороны ответчика личных неимущественных прав Петрова В.И., исковые требования о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

    Руководствуясь ст.ст.151 ГК РФ, 159 ЖК РФ, 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Петрова В.И. к Управлению министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску о предоставлении субсидии и региональной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.02.2010 по 30.09.2010 года, компенсации морального вреда     в сумме 10 000 рублей, отказать.

    Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья -                                  О.В. Миллер