об обязании произвести капитальный ремонт в доме



                                    Дело № 3515/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    

01 декабря 2011 года                            город Ульяновск

    Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи            О.В. Миллер

при секретаре                    И.С. Новинкиной

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ипатовой Л.А. к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о возложении обязанности произвести капитальный ремонт межпанельных швов, кровли, системы центрального отопления дома №<адрес> г.Ульяновска,

     У С Т А Н О В И Л :

    Ипатова Л.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о возложении обязанности произвести капитальный ремонт в доме №<адрес>, указав следующее.

    Истица является собственником квартиры №<адрес> г.Ульяновска сдан в эксплуатацию в 1986 году.

    В настоящее время дом находится в управлении ООО «УК Жилстройсервис».

    С момента сдачи дома в эксплуатацию капитальный ремонт дома не проводился.

    Актами осеннего 2010 и весеннего 2011 осмотра данного многоквартирного дома подтверждается факт того, что дом нуждается в капитальном ремонте: канализации, межпанельных швов, кровли, стояков центрального отопления.

     Считает, что произвести капитальный ремонт в доме №<адрес> обязана администрация (мэрия) г.Ульяновска.

    Ссылаясь на ст.16 Закона «О приватизации жилищного фонда», ст.17 Закона «О защите прав потребителей» просит суд обязать администрацию (мэрию) города Ульяновска произвести капитальный ремонт в доме №4 расположенном по адресу г.Ульяновск, ул.Карбышева.

В судебном заседании истица Ипатова Л.А. уточнила исковые требования, и с учетом Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (утвержденного Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312) просит суд обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» произвести капитальный ремонт системы отопления: трубопроводов, стояков, домовых магистралей, задвижек, вентилей, кровли, межпанельных швов дома № <адрес> в городе Ульяновске.

    Представитель администрации (мэрии) города Ульяновска Зеленина Е.Н. в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве на иск просит в удовлетворении иска отказать. При этом представитель мэрии пояснила, что собственники помещений спорного жилого дома использовали свое право и обязанность, предоставленные ЖК РФ, о выборе способа управления многоквартирным домом – ООО «УК Жилстройсервис». Управляющая компания обязана обеспечить квалифицированное и качественное обслуживание жилого дома, бесперебойную, безаварийную работы всех инженерных систем и сетей. В соответствии со ст.210 ГК РФ, ст.ст.30,39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

    Представитель третьего лица ООО «УК Жилстройсервис» Прохорова Ю.В. (доверенность от 11.01.2011 л.д.52) в судебном заседании поддержала иск Ипатовой Л.А., пояснив, что мэрия г.Ульяновска при передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации не исполнила свою обязанность по капитальному ремонту дома. В доме, в котором проживает истица, никогда не производился капитальный ремонт системы отопления, крыши и межпанельных швов, тогда как срок службы элементом систем истек. Проводился текущий ремонт дома, но должного результата не дал, поскольку крыша дома, система центрального отопления и межпанельные швы нуждаются именно в капитальном ремонте.

    Заслушав мнение участников процесса, специалиста ГЖИ Ульяновской области, изучив письменные материалы дела в совокупности, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

    В судебном заседании установлено, что Ипатова Л.А., является собственником квартиры <адрес> на основании Договора передачи жилого помещения в собственность граждан №ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права (л.д.12).

    В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 (в ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Из положения статьи 16 Закона следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. В связи, с чем суд полагает ходатайство ответчика о применении срока исковой давности по требованиям прокурора в интересах Вавиловой С.В. не подлежащим удовлетворению.

    С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

    Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    В соответствии со статьей 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

    Исходя из системного толкования статьи 16 вышеназванного Закона, статьи 158 ЖК РФ и статьи 210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

Судом исследованы представленные сторонами доказательства и установлено, что Ипатова Л.А. является собственником квартиры N по указанному адресу. Право собственности зарегистрировано в установленном порядке.

Жилой дом, в котором расположена спорная квартира, передан с баланса муниципального образования "город Ульяновск" на баланс МУП ЖКС «Новый город». Впоследствии на основании протокола общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ, письма Комитета ЖКХ и энергетики от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору №ДД.ММ.ГГГГ дом № <адрес> передан в управление ООО «Жилстройсервис. А с -ДД.ММ.ГГГГ – в управление ООО «УК Жилстройсервис», что подтверждено Актами приема передачи (л.д.25-26; 43-44).

Разрешая возникший спор, оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что еще до передачи жилого помещения в собственности истицы многоквартирный жилой дом, а именно, отдельные его системы, нуждались в проведении ремонтных работ.

На основании ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно актам обследования технического состояния жилого дома ООО «УК Жилстройсервис» от сентября 2010, апреля 2011 года зафиксировано неудовлетворительное состояние системы ЦО, межпанельных швов, крыши дома, где требуется капитальный ремонт.

    Актом комиссионного осмотра многоквартирного дома №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленный сотрудниками ООО "УК Жилстройсервис" с участием представителя Инспекционного отдела Государственной жилищной инспекции Ульяновской области подтверждена необходимость капитального ремонта кровли, межпанельных швов, системы центрального отопления.

Указанные обстоятельства никем не оспариваются, стороны не отрицали, что капитальный ремонт дома №<адрес> не производился со дня сдачи дома в эксплуатацию, то есть с 1986 года.

В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 06.05.2011) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;

б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;

в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;

г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;

д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;

е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;

ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;

к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

    Согласно пункту 21 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 06.05.2011) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность") капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).

    Поскольку до передачи дома №<адрес> в городе Ульяновске на обслуживание МУП ЖКХ «Новый город», а позднее ООО «Жилстройсервис», ООО «УК Жилстройсервис», администрация г. Ульяновска, как бывший наймодатель, не выполнила обязанность по производству капитального ремонта общего имущества указанного дома, суд приходит к выводу о том, что администрация г. Ульяновска является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

    Доводы представителя ответчика, что собственникам жилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, поэтому они должны нести обязательства по капитальному ремонту дома, не могут быть приняты во внимание.

    В судебном заседании на основании представленных документов, свидетельствующих о необходимости замены инженерного оборудования, суд пришел к выводу о необходимости проведения капитального ремонта кровли, межпанельных швов, системы ЦО.

    В соответствии с пунктом 2.4.2. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8.

    Согласно пункту 5.1. "ВСН 58-88 (р). Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (утв. Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

    Указанным Положением установлена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов (Приложение №3), срок службы трубопроводов домовых магистралей, стояков ЦО при открытой схеме стояков составляет 15 лет, задвижек – 10 лет, вентелей – 10 лет; трехходовых кранов –10 лет; изоляция трубопроводов – 10 лет. Продолжительность эксплуатации покрытия крыш (кровли) из рулонных материалов (в 3-4 слоя) до капитального ремонта (замены) составляет 10 лет, панелей наружных стен мастиками – 8 лет.

    

    Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста представитель ГЖИ Ульяновской области Апин А.С. в судебном заседании пояснил, что с технической точки зрения возможен ремонт стояков и магистральной системы ЦО и капитальный ремонт межпанельных швов отдельно взятого подъезда, что, безусловно, скажется положительно на качестве оказания услуг по подаче ЦО, теплоизоляции жилых помещений и мест общего пользования.

При этом специалист ГЖИ Ульяновской области пояснил, что ремонт кровли в рамках одного подъезда нецелесообразен, не устранит нарушения прав истицы, поскольку в случае ремонта небольшого участка кровли вода может попасть между слоями покрытия и далее на участок кровли, подвергшийся ремонту, что с технической и экономической точки зрения не целесообразно и не приведет к положительному результату.

    Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, ремонтно-строительные работы фасадов, кровли, системы центрального отопления отнесены к перечню работ, производимых при капитальном ремонте.

    С учетом изложенного суд считает доказанным, что на момент приватизации квартиры истицей у бывшего наймодателя возникла обязанность проведения капитального ремонта системы отопления, кровли, межпанельных швов дома.

    Доводы представителя ответчика со ссылкой на Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, определяющих, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится по решению общего собрания собственников помещений за счет их средств соразмерно доле в праве собственности на общее имущество, несостоятельны, поскольку установленный данными нормами материального права порядок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме применяется после исполнения бывшим наймодателем своих обязательств по проведению капитального ремонта при возникновении необходимости в последующих капитальных ремонтах.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2001 № 185-ФЗ (в редакции от 04.06.2011 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

    Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ, учитывая также, что ответчик не представил суду доказательств, того, что им проводился капитальный ремонт в квартире истицы либо жилого дома №4 по улице Карбышева в городе Ульяновске, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования в части.

С учетом мнения специалистов ГЖИ Ульяновской области, суд полагает возможным с целью защиты прав Ипатовой Л.А. возложить на мэрию города Ульяновска обязанности по капитальному ремонту кровли, системы отопления: трубопроводов, стояков, домовых магистралей, задвижек, вентилей, а также трубопровода горячего водоснабжения, расположенного в подвальном помещении дома № <адрес> в городе Ульяновске и межпанельных швов в подъезде №5, то есть в подъезде, где расположена квартира, принадлежащая истице, в остальной части иска отказать.

    Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Ипатовой Л.А. к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о возложении обязанности произвести капитальный ремонт межпанельных швов, кровли, стояков центрального отопления дома №<адрес> г.Ульяновска удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» произвести капитальный ремонт кровли многоквартирного жилого дома, межпанельных швов подъезда № и системы центрального отопления: трубопроводов, стояков, домовых магистралей, задвижек, вентилей подъезда № <адрес> в городе Ульяновске.

В остальной части иска отказать.

    Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья -                                  О.В. Миллер