об обязании привести капитальный ремонт кровли, межпанельных швов в доме № 13 по пр. Тюленева.



Дело №2-3208/11 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 ноября 2011 года    город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе: председательствующего судьи Грудкиной Т.М.

при секретаре Фадеевой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Еремеевой ФИО7 к мэрии г.Ульяновска об обязании проведения капитального ремонта кровли и межпанельных швов в жилом доме,

УСТАНОВИЛ:

Еремеева Т.В. обратилась в суд с иском к мэрии г.Ульяновска об обязании проведения капитального ремонта кровли и межпанельных швов в жилом доме, указав следующее. Она является собственником <адрес> Данный дом сдан в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ г. С момента ввода в эксплуатацию в указанном доме не проводился капитальный ремонт. Мэрия г.Ульяновска, как собственник обязана была произвести капитальный ремонт жилищного фонда перед передачей жилищного фонда управляющей организации ООО «УК Жилстройсервис», однако данную обязанность не исполнила. В указанном доме требуется капитальный ремонт. Актами общего технического осмотра здания осеннего ДД.ММ.ГГГГ г. и весеннего ДД.ММ.ГГГГ г. подтверждается необходимость проведения капитального ремонта межпанельных швов, кровли. Собственники помещений в жилом доме решили принять участие в программе капитального ремонта многоквартирного дома. Просит суд обязать мэрию г.Ульяновска произвести капитальный ремонт в доме , расположенного по адресу: <адрес> а именно межпанельных швов и кровли дома.

В судебном заседании истица Еремеева Т.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, указав, что она является также председателем совета дома, представляет интересы всех собственников дома, которые также настаивают на проведении капитального ремонта дома.

Представитель ответчика мэрии г. Ульяновска Цыплова М.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. Ранее в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что мэрия города в договорных отношениях с истцом не состоит, исполнителем услуг ЖКХ, в т.ч. работ капитального характера, не является. Производство капитального ремонта в полномочия мэрии города не входит. В соответствии с Уставом МО «город Ульяновск», мэрия города является исполнительно-распорядительным органом. Денежные средства, составляющие плату за жилое помещение, в бюджет МО не поступают. Собственники помещений спорного дома использовали свое право и обязанность, предоставленные ЖК РФ, о выборе способа управления домом. Управление данным домом осуществляет ООО «УК Жилстройсервис». Данная управляющая организация обязана обеспечить квалифицированное и качественное обслуживание жилого дома, бесперебойную, безаварийную работу всех инженерных систем, сетей, является исполнителем услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома, переданного ей в управление. В соответствии со ст.210 ГК РФ, ст.ст.30, 39 ЖК РФ собственники помещений в доме несут бремя содержания расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Каждый из собственников обязан нести бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество в доме. Расходы по содержанию мест общего пользования, включая их текущий и капитальный ремонт, возложены на всех собственников жилых помещений многоквартирного дома, в том числе и на истца. В соответствии с п. 3 ст. 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. Согласно п.2 ст. 158 ЖК РФ все вопросы организации капитального ремонта решает только общее собрание собственников помещений в доме. Данный вопрос на рассмотрение общего собрания собственников жилых помещений не выносился. Просит в иске отказать.

Представитель третьего лица <данные изъяты> Прохорова Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что исковые требования истицы являются обоснованными. Органы местного самоуправления в целях создания условий для управления многоквартирными домами могут предоставлять управляющим организациям бюджетные средства на капитальный ремонт домов. Ст.16 Закона РФ № 1541-1 от 01.07.1991 г. также оговорено, что в случае приватизации гражданами жилых помещений в доме, требующем капитального ремонта, за бывшем наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Возникшая ранее обязанность наймодателя по капитальному ремонту дома за мэрией сохраняется, а правоотношения, возникшие между сторонами, являются длящимися. Расположенные в доме квартиры находятся как в собственности граждан, так и в собственности мэрии г. Ульяновска. В отношении жилых помещений, занимаемых гражданами на основании договоров социального найма, наймодатель (мэрия г. Ульяновска) обязана осуществлять капитальный ремонт жилых помещений, т.е. в данном случае, между мэрией г. Ульяновска и истицей продолжают иметь место договорные отношения, в силу которых мэрия г.Ульяновска должна производить капитальный ремонт. Дому уже <данные изъяты> лет, необходимы работы капитального характера потому, что текущим ремонтом исправить все недостатки рулонного ковра невозможно, ремонт каких-то участков не дает герметизации, и протекает под эти участки со всей кровли. Управляющей компанией проводятся все необходимые ремонтные работы и по кровле и по межпанельным швам: по кровле – ставили накладки, по межпанельным швам – заделывали мастикой, но нужен только капитальный ремонт кровли и межпанельных швов. В ДД.ММ.ГГГГ г. ООО «УК Жилстройсервис» подавало заявления на проведение капитального ремонта домов на основании ФЗ №185. Тем не менее, по дому по <адрес> работы были проведены частично, но капитального ремонта кровли и межпанельных швов не было. Собственниками жилых помещений оплата коммунальных услуг до ДД.ММ.ГГГГ г. производилась в муниципалитет, но никаких работ по ремонту дома мэрия г.Ульяновска не проводила.

Выслушав истицу, представителя третьего лица, специалиста Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что дом <адрес> представляет собой многоквартирный 9-ти этажный жилой дом, состоящий из пяти подъездов. Истица проживает в квартире , расположенной в подъезде данного дома.

В судебном заседании установлено, что в доме расположены как квартиры, находящиеся в ведении администрации г.Ульяновска и занимаемые гражданами по договорам социального найма, так и находящиеся в собственности граждан.

Согласно договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, данный дом передан в соответствии со ст. 162 ЖК РФ в управление ООО «УК Жилстройсервис».

Из материалов дела усматривается, что жилой дом <адрес> сдан в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году. На момент обращения с иском с момента сдачи дома в эксплуатацию прошло более <данные изъяты> лет, на момент приватизации квартиры истицей с момента сдачи дома в эксплуатацию прошло более <данные изъяты> лет, при этом капитальный ремонт жилого дома не производился, что не оспаривается сторонами в судебном заседании.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Еремеева Т.В. является собственником по праву общей долевой собственности на <адрес> на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права , выданным ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 (в ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Из положения статьи 16 Закона следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

Следует также учитывать, что согласно Федеральному закону от 1 февраля 2010 года № 4-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие статьи 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предусматривающей, что при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, продлено до 1 марта 2013 года.

С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст.158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В силу ст.14 ЖК РФ на орган местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно Уставу муниципального образования «Город Ульяновск» мэрия города Ульяновска является исполнительно - распорядительным органом города Ульяновска, и в силу своих полномочий обязана осуществлять функции заказчика реконструкции, капитального ремонта муниципальных объектов, обеспечения финансирования работ.

Анализируя нормы статьи 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 (в ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ суд полагает, что после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

Жилой дом, в котором расположена квартира истицы, передан с баланса МО «город Ульяновск» на баланс ООО «Жилстройсервис», а в последствии на баланс ООО «УК Жилстройсервис» на основании письма комитета ЖКХ и энергетики мэрии г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ и договора от ДД.ММ.ГГГГ.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что еще до передачи жилого помещения в собственность истицы многоквартирный жилой дом, а именно, отдельные его системы по срокам эксплуатации нуждались в проведении ремонтных работ капитального характера.

Как следует из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ собственники решили принять участие в программе капитального ремонта дома согласно ФЗ №185-ФЗ от 21.07.2007 в долевом финансировании 5% от сметной стоимости капитального ремонта дома, утвердили перечень работ по капитальному ремонту дома, в том числе и ремонт крыши, утепление и ремонт фасада.

Согласно актам общего технического осмотра здания дома <адрес> составленного ООО «УК Жилстройсервис» в ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., зафиксировано неудовлетворительное состояние межпанельных швов и кровли, требуется капитальный ремонт.

Акт комиссионного осмотра многоквартирного дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленный сотрудниками ООО «УК Жилстройсервис» с участием представителей Государственной жилищной инспекции Ульяновской области и Комитета ЖКХ мэрии г.Ульяновска подтверждает наличие механических повреждений кровли и межпанельных швов в жилом доме. Так, представителем ГЖИ зафиксировано:

- наличие многочисленных вздутий на кровле; наличие трещин в рулонном ковре; отсутствие <данные изъяты> листов покрытий парапета, часть листов из оцинкованной стали деформированы; отслоение рулонного ковра от парапета; на момент обследования произведены работы текущего характера по ремонту кровли в размере 30%; ремонт межпанельных швов в 2-х торцевых сторон; из <данные изъяты> квартир протекают межпанельные швы в 40 квартирах; наличие трещин в межпанельных швах в местах примыканий плит на лестничных площадках подъездов с <данные изъяты>.

Ведомственными строительными нормами и Правилами оценки физического износа жилых зданий ВСН 53-86 (р), утвержденными Приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 24.12.1986 № 446, предусмотрено, что при физическом износе стен из крупноразмерных блоков 41-60% требуются работы по усилению простенков и перемычек, укрепление и усиление отдельных участков стен; при износе рулонной кровли 41-60% требуются работы по ремонту кровли с покрытием двумя слоями рубероида, смена покрытий парапетов.

Указанные работы согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 (Приложение 8) относятся к работам, производимым при капитальном ремонте жилищного фонда.

В соответствии с рекомендуемым приложением № 3 к Положению «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденному Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, определяющим минимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, продолжительность эксплуатации покрытия крыш (кровли) из рулонных материалов (в 3 - 4 слоя) до капитального ремонта (замены) составляет 10 лет, панелей наружных стен мастиками - 8 лет.

В ходе судебного разбирательства стороны не отрицали, что капитальный ремонт дома <адрес> не производился со дня сдачи дома в эксплуатацию, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года. Учитывая изложенное, необходимость капитального ремонта рулонной кровли, межпанельных швов до приватизации истицей жилых помещений является очевидным фактом, поэтому суд считает доказанным, что на момент приватизации квартиры истицей у бывшего наймодателя возникла обязанность проведения капитального ремонта кровли дома и межпанельных швов.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста представитель ГЖИ Ульяновской области Апин А.С. в судебном заседании пояснил, что в результате обследования кровельного покрытия многоквартирного дома были выявлены многочисленные недостатки рулонного покрытия кровли, вздутия, трещины, отслоения, деформация и частичное отсутствие парапета, из <данные изъяты> квартир протекают межпанельные швы в <данные изъяты> квартирах, в том числе в третьем подъезде, где проживает истица, наличие трещин в межпанельных швах в местах примыканий плит на лестничных площадках подъездов с <данные изъяты> Кровля дома ветхая, на ней имеются многочисленные заплатки, что говорит о том, что уже производился текущий ремонт, но раз имеют место затопления квартир с крыши дома на том месте, где были положены заплатки, то текущий ремонт результата не дает. Можно утверждать, что большая часть кровли дома имеет повреждения. С технической точки зрения целесообразней сделать ремонт межпанельных швов всего подъезда, чем отдельными участками, в связи с чем, улучшится состояние квартир, и будет значительно теплее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2001 № 185-ФЗ (в редакции от 04.06.2011) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

Из материалов дела следует, что ООО «Жилстройсервис», а затем ООО «УК Жилстройсервис» ежегодно выполняли текущий ремонт и кровли и межпанельных швов отдельными участками. Но данный ремонт не решает проблему целостности рулонного ковра. Межпанельные швы, выполненные при строительстве дома с применением технологии, действующей на момент сдачи дома, разгерметизированы по всему периметру здания, при попадании дождя на межпанельные швы наблюдается проникновение влаги в квартиры, в зимнее время наблюдается резкий перепад между температурой стены внутри квартиры и межпанельного шва. Нормы эксплуатации жилого дома по ВСН 58-88 выработаны, требуется капитальный ремонт кровли и межпанельных швов.

Доводы представителя ответчика со ссылкой на Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, определяющих, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится по решению общего собрания собственников помещений за счет их средств соразмерно доле в праве собственности на общее имущество, несостоятельны, поскольку установленный данными нормами материального права порядок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме применяется после исполнения бывшим наймодателем своих обязательств по проведению капитального ремонта при возникновении необходимости в последующих капитальных ремонтах.

Также несостоятельны доводы представителя ответчика о том, что при обнаруженных недостатках необходим текущий ремонт кровли и межпанельных швов Данный довод опровергается материалами дела, подтверждающими состояние кровли и межпанельных швов жилого дома <адрес>

Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, ремонтно-строительные работы фасадов, кровли отнесены к перечню работ, производимых при капитальном ремонте.

На основании изложенного, суд полагает возможным с целью защиты прав Еремеевой Т.В. возложить на мэрию города Ульяновска обязанности по капитальному ремонту кровли дома и межпанельных швов в подъезде <адрес>, в котором расположена квартира, принадлежащая истице. В остальной части иска Еремеевой Т.В. следует отказать, так как оснований для возложения обязанности по ремонту межпанельных швов всего дома по иску истицы не имеется, ремонт межпанельных швов одного подъезда технически возможен, а ремонт кровли над квартирами одного подъезда технически нецелесообразен.

Руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Еремеевой ФИО8 удовлетворить частично.

    Обязать мэрию города Ульяновска произвести капитальный ремонт кровли многоквартирного жилого дома, межпанельных швов подъезда <адрес> в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись    Т.М. Грудкина

Копия верна. Судья:    Т.М. Грудкина