Дело № 2-3147/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 ноября 2011 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе председательствующего судьи О.И. Мочаловой
при секретаре Е.В. Яшновой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ФИО1 к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области, об отмене решения, о влючении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области, о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы в качестве маляра <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначении досрочной пенсии по старости в связи с тяжелыми условиям труда по Списку № 2, просит отменить решение комиссии Управления ПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе города Ульяновска об отказе в назначении досрочной пенсии.
Свои требования истец мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФ Заволжского района города Ульяновска с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда по Списку №2 по ст.27 п.1 п.п.1 Закона «О трудовых пенсиях». Решением комиссии ей было отказано в назначении досрочной пенсии. С этим решением не согласна, поскольку в оспариваемый период работала маляром в <данные изъяты>», уволилась по состоянию здоровья. Работали полный рабочий день на строительстве производственных помещений, с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности. В ходе работы использовались эмалевые краски, масляные краски, нитрокраски, свинцовые краски, растворители, которые являются летучими и легковоспламеняющимися веществами, действующими на организм. Как лицо, работающее с вредными условиями труда, она пользовалась льготами в виде дополнительного отпуска, получала молоко. При работе с красками пользовались респираторами.
Просит суд, отменить решение об отказе ей в назначении досрочной пенсии, обязать УПФ зачесть в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по Списку № 2 период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности маляра <данные изъяты> и назначить ей трудовую пенсию, в связи с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 с ДД.ММ.ГГГГ.
Истица ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просит учесть, что имела только одно место работы, уволилась по состоянию здоровья, в связи с уходом на инвалидность.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что у истицы льготный стаж, в качестве маляра не засчитан. Истицей документов, подтверждающих работу в качестве маляра и занятость с веществами не ниже 3 класса опасности, представлено не было. Из трудовой книжки следует, что наряду с малярными работами она производила и штукатурные работы. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 и Разъяснением Минтруда РФ от 22.05.1996 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. При обращении с заявлением о назначении пенсии истцом была предоставлена трудовая книжка, из которой не усматривается льготный характер работы. Кроме того, истица находилась в декретном отпуске после 6.10.1992 года, ученических административных отпусках, что также не подлежит включению в специальный стаж работы для назначения досрочной пенсии.
Выслушав истицу, представителя ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется Конституцией РФ.
В силу п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в УПФ в Заволжском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии по возрасту в связи с тяжелыми условиями труда.
Протоколом заседания Комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № №, ей не был засчитан период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж и решением от № отказано из за отсутствия стажа на соответствующих видах работ.
Истицей оспаривается период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который она просит включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.
Согласно Закону РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», досрочная трудовая пенсия по старости в связи с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 устанавливается женщинам по достижению возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 года, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости согласно статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются списки работ, производств, профессий, должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Советом Министров РФ, а именно, при досрочном назначении пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда применяется список № 2 (утвержден Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10).
Согласно списку № 2, значатся - маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
Из трудовой книжки истицы следует, что с ДД.ММ.ГГГГ принята штукатуром-маляром 3 разряда в <данные изъяты> 26 июля 1984 года присвоен 4 разряд маляра, 15 января 1999 года истица уволена по п.2 ст.33 КЗоТ РФ, в связи с уходом на пенсию по инвалидности.
Из отказного пенсионного дела ФИО1 видно, что в льготно-уточняющей справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № 64 подтверждается особый характер работ и условий труда истицы, что она работала в СУ-16 постоянно полный рабочий день на работах с применением вредных веществ не ниже 3-го класса опасности по 15.01.1999 года. Кроме этого, к пенсионному делу приобщен акт документальной проверки факта льготной работы ФИО8 в <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что в тресте 3 работали бригады штукатуров и бригады маляров. По документам наблюдательного дела на основании гигиенических сертификатов (которые имеются с 1993 года, за более ранние периоды сертификаты уничтожены, в связи с истечением срока хранения), заключения по гигиенической оценки условий труда маляров в <данные изъяты>, можно сделать вывод о том, что маляры треста 3 <данные изъяты> работали с лакокрасочной продукцией не ниже 3 класса опасности.
По запросу суда представлены копии документов, где истица указана работающей в качестве маляра: приказы: №356-к от ДД.ММ.ГГГГ, №255 от ДД.ММ.ГГГГ, №80-к от ДД.ММ.ГГГГ, №34-к от ДД.ММ.ГГГГ, №137-к от ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении ученических отпусков; записки и приказы о предоставлении очередного отпуска №118-к от ДД.ММ.ГГГГ, №124-к от ДД.ММ.ГГГГ, №261-к от ДД.ММ.ГГГГ; №207-к от ДД.ММ.ГГГГ; приказы о поощрении к праздникам №76-к от ДД.ММ.ГГГГ, №61-к от ДД.ММ.ГГГГ, №47 от ДД.ММ.ГГГГ; приказ о переводе бригады маляров №31-к от ДД.ММ.ГГГГ (ФИО1 указана в качестве члена бригады маляров); приказ о смене фамилии маляру ФИО9 на ФИО1 в связи с бракосочетанием №95-к от ДД.ММ.ГГГГ, а также приказ об увольнении маляра 4 разряда ФИО1 с 15.01.1999 года.
Представлены истицей, копии документов на основании которых ей была выдана льготно-уточняющая справка: технологические карты на производство малярных работ, перечень лакокрасочных материалов в том числе и с указанием на материалы 3 класса опасности и выше, карта трудового процесса инструкция на улучшенную масляную окраску оштукатуренных и бетонных поверхностей стен
Изложенные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами, в том числе показаниями свидетелей.
Свидетели ФИО10 и ФИО11 в судебном заседании пояснили, что работали вместе с истицей в <данные изъяты>, они производили малярные работы в производственных помещениях, на объектах: гараж-500, гараж-300, гараж-1200, ЦУС, больницы, мясокомбинат. Работали в течение дня с нитрокрасками, нитроэмалями, краски были на основе ацетона. Истица также работала в бригаде маляров. Кроме того, они пользовались льготами в связи с тяжелыми условиями труда, ежедневно выдалось молоко и дополнительные дни к отпуску. Работавшей вместе с ними ФИО14 назначена досрочная пенсия по спецстажу, частично стаж работы в <данные изъяты> засчитал пенсионный фонд, а период до 1994 года засчитан по решению суда.
Не доверять показаниям свидетелей, будучи предупрежденными, об уголовной ответственности, у суда оснований не имеется.
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что период работы ФИО1 в <данные изъяты> с 1980 по 1999 годы подлежит включению в льготный стаж, дающий право на назначение истице досрочной пенсии.
Вместе с тем, из указанного периода подлежит исключению время нахождения истицы в административных отпусках без сохранения заработной платы, а именно: 29.06.1993 года и 12.01.1995 года.
Возражения представителя ответчика в части невозможности зачета в специальный стаж, периодов нахождения истицы в ученических отпусках и в декретном отпуске с 6.10.1992 года по 28.12.1992 года не основаны на законе.
В приказах №356-к от ДД.ММ.ГГГГ, №255 от ДД.ММ.ГГГГ, №80-к от ДД.ММ.ГГГГ, №34-к от ДД.ММ.ГГГГ, №137-к от ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении ФИО1 (добрачная фамилия ФИО12) дополнительных ученических отпусков для участия в лабораторно-экзаменационных сессиях на заочном отделении Ульяновского строительного техникума имеется указание на то, что они оплачиваемые.
Таким образом, истица обучалась по профилю своей основной профессии, повышая свою квалификацию, ей предоставлялись оплачиваемые ученические отпуска, за истицей сохранялось место работы, выплачивалась заработная плата, следовательно, работодателем производились все отчисления, в том числе и в пенсионный фонд.
В соответствии с Законом РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 статья 167 КЗоТ РФ изложена в новой редакции, предусматривающей, что отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий непрерывный трудовой стаж работы, а также в стаж работы по специальности, кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях. Закон вступил в действие с 06.10.1992 года.
До вступления в силу вышеуказанного Закона статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск, без сохранения заработной платы, по уходу за ребенком, до достижения им возраста полутора лет.
Кроме того, согласно Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивался до достижения им возраста трех лет. Данным Постановлением указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 года « О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 года. Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В соответствии с п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (время вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы, в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии по старости.
Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом до достижения возраста трех лет начался в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений ст. 6 ч. 2, 15 ч.4, 17 ч.1,18,19 и 55 ч.1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверены в том. что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет реализовано, то весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Как видно из материалов дела, истица имеет сына Николая ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается копией свидетельства о рождении.
Согласно приказа №295-к от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлен декретный отпуск по уходу за ребенком, в котором она находилась по ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с этим, суд считает возможным включить период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, в специальный стаж, поскольку отпуск по уходу за ребенком, в целом до достижения ребенку полутора лет, начался в период действия вышеназванных нормативных актов, до ДД.ММ.ГГГГ и продолжался непрерывно до ДД.ММ.ГГГГ2 года.
Истицей также заявлены требования о признании незаконным решения Управления пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска 14 сентября 2011 года об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, из-за отсутствия необходимо стажа.
Поскольку суд пришел к выводу о необоснованности указанного решения в части не включения в специальный стаж ФИО1 периодов работы дающих право на назначение досрочной пенсии, оно подлежит отмене. Следует отметить, что включаемые судом периоды работы истицы составляют более 10 лет специального стажа.
Согласно требованиям ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», 1. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
2. Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, требования истицы в части иска о назначении пенсии подлежит удовлетворению со дня обращения в Пенсионный фонд с заявлением – 16 июня 2011 года. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. 12, 67, 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, удовлетворить частично.
Отменить решение Комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области от № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, из-за отсутствия необходимого стажа.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области включить ФИО1 в связи с тяжелыми условиями труда в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, периоды работы с 18 июля 1980 года по 28 июня 1993 года, с 30 июня 1993 года по 11 января 1995 года, с 13 января 1995 года по 15 января 1999 года и назначить пенсию с 16 июня 2011 года.
В остальной части исковых требований ФИО1, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд, через Заволжский районный суд, в течение 10 дней.
Судья подпись О.И. Мочалова