об обязании произвести ремонт кровли в доме 24а по б. Пензенскому..



Дело № 2-3196/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2011 года              город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе

председательствующего судьи        О.И. Мочаловой,

при секретаре                 К.Н. Едаловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО2 к Администрации (Мэрии) города Ульяновска об обязании произвести капитальный ремонт кровли, межпанельных швов.

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации (Мэрии) города Ульяновска об обязании произвести капитальный ремонт кровли, межпанельных швов в доме <адрес> в городе Ульяновске.

В заявлении указывает, что с 2009 года является собственников квартиры № 10 и проживает в первом подъезде дома № <адрес> в г. Ульяновске, который в 1987 году сдан в эксплуатацию. С момента сдачи дома в эксплуатацию в доме ни разу не проводился капитальный ремонт. В 2006 году дом предан в управление ООО «Жилстройсервис». Мэрия города Ульяновска, как собственник, обязана была произвести капитальный ремонт жилищного фонда перед передачей жилищного фонда в её собственность, в порядке приватизации. Но Мэрия свои обязанности по проведению капитального ремонта жилищного фонда не выполнила. В доме расположены как квартиры, занимаемые по договорам социального найма, так и находящиеся в собственности. С момента ввода в эксплуатацию дома прошло более 20 лет, при этом, капитальный ремонт в доме ни разу не производился. ООО «Жилстройсервис» осуществляет ежегодные весенние и осенние осмотры инженерного оборудования, кровли и элементов благоустройства придомовой территории многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Жилстройсервис». Актами общего технического осеннего осмотра дома в 2010 году и весеннего в 2011 году подтверждается необходимость проведения капитального ремонта межпанельных швов и кровли. Полагает, что произвести капитальный ремонт в доме обязана Мэрия города Ульяновска.

Просит обязать ответчика произвести ремонт кровли, межпанельных швов в доме <адрес>.

В процессе рассмотрения дела истица исковые требования дополнила. Просит обязать ответчика произвести ремонт кровли, межпанельных швов и капитальный ремонт 1 и 2 подъездов в доме № <адрес>. Свои требования мотивирует доводами указанными в исковом заявлении.

Представитель ответчика Мэрии города Ульяновска ФИО4 в судебном заседании с иском не согласилась. Поясняла, что Мэрия города в договорных отношениях с истцами не состоит, исполнителем услуг жилищно-коммунального хозяйства, в том числе работ капитального характера, не является. Производство капитального ремонта в полномочия Мэрии города не входит. Денежные средства, составляющие плату за жилое помещение, в бюджет муниципального образования «город Ульяновск» не поступали и не поступают. Собственники жилых помещений спорного многоквартирного дома использовали свое право и обязанность, предоставленные Жилищным кодексом Российской Федерации, о выборе способа управления многоквартирным домом. С 1 июня 2006 года управление данным многоквартирным домом осуществляется ООО «Жилстройсервис». Данная управляющая организация обязана обеспечить квалифицированное и качественное обслуживание жилищного фонда, бесперебойную, безаварийную работу всех инженерных систем, сетей. Она является исполнителем услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, переданного ей в управление. Согласно ч. 3 ст. 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещении в этом доме. Согласно п. 2 ст. 158 ЖК РФ все вопросы организации капитального ремонта многоквартирного дома решает только общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Данный вопрос на рассмотрение общего собрания собственников жилых помещений не выносился. В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя содержания расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Каждый из собственников обязан нести бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество в доме. Расходы по содержанию мест общего пользования, включая их текущий ремонт и капитальный, возложены на всех собственников жилых помещений многоквартирного дома, в том числе и на истицу. Просит принять во внимании, что истицу никто не уполномочивал представлять интересы всех жильцов дома.

Представитель третьего лица ООО «Жилстройсервис» ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержала, считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению. Указала, что в силу ст. 14 ЖК РФ, на орган местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Статьей 16 Закона РФ № 1541-1 от 01.07.1991 года, так же оговорено, что в случае приватизации гражданами жилых помещений в доме, требующем капитального ремонта, за бывшем наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Возникшая ранее обязанность наймодателя по капитальному ремонту дома за Администрацией (Мэрией) сохраняется, а правоотношения, возникшие между сторонами являются длящимися. Расположенные в доме квартиры находятся как в собственности граждан, так и в собственности Мэрии г. Ульяновска. В отношении жилых помещений, занимаемых гражданами на основании договоров социального найма наймодатель - Мэрия г. Ульяновска обязана осуществлять капитальный ремонт жилых помещений, что указывается в ст.65 ЖК РФ), то есть в данном случае, между администрацией Мэрией г.Ульяновска и истицей продолжают иметь место договорные отношения, в силу которых Администрация (мэрия) г. Ульяновска должна производить капитальный ремонт дома.

    Выслушав стороны, представителя третьего лица, специалиста, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что дом <адрес> в Заволжском районе города Ульяновска был построен и сдан в эксплуатацию в 1987 году, представляет собой многоквартирный крупнопанельный 9-ти этажный жилой дом, состоящий из 2 подъездов.

    В доме расположены как квартиры, занимаемые гражданами по договорам социального найма, и находящиеся в ведении администрации г.Ульяновска, являющиеся муниципальной собственностью так и находящиеся в собственности граждан.

    Ранее дом находился на балансе УМУП ЖКХ «Заволжский». Согласно договору № 0103 управления многоквартирным домом от 01 июня 2006 года, данный дом передан в соответствии со ст.162 ЖК РФ в управление ООО «Жилстройсервис».

Из материалов дела усматривается, что жилой дом <адрес> в г.Ульяновске сдан в эксплуатацию в 1987 году.

С момента сдачи дома в эксплуатацию прошло более 20 лет, при этом капитальный ремонт жилого дома не производился, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истица ФИО2 является собственником квартиры №10 в доме <адрес> в городе Ульяновске на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, доля 1/4 в праве общей долевой собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 73 выданным 28.07.2010 года.

В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 (в ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Из положения статьи 16 Закона следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

Следует также учитывать, что согласно Федеральному закону от 1 февраля 2010 года N 4-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие статьи 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предусматривающей, что при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, продлено до 1 марта 2013 года.

С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В силу ст. 14 ЖК РФ, на орган местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно Уставу муниципального образования «Город Ульяновск» мэрия города Ульяновска является исполнительно - распорядительным органом города Ульяновска, и в силу своих полномочий обязана осуществлять функции заказчика реконструкции, капитального ремонта муниципальных объектов, обеспечения финансирования работ.

Анализируя нормы статьи 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 (в ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст.158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ суд полагает, что после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

Установлено, что жилой дом, в котором расположена квартира истицы, был передан с баланса муниципального образования «город Ульяновск» на баланс МУП ЖКХ «Новый город», а впоследствии передан на баланс ООО «Жилстройсервис» на основании договора от 01.06.2006 года.

Согласно акту технического состояния жилого дома, передаваемого на обслуживание и санитарное состояние от 30.05.2006 года, составленного комиссией в составе представителем МУП ЖКХ «Новый город» и ООО «Жилстройсервис» при передаче дома в управление, требовался ремонт кровли отдельными местами, требовалось восстановление дефлекторов, межпанельные швы требовали ремонта в ряде квартир, требовался ремонт подъездов 1,2, Как следует из данного акта, требуется текущий ремонт дома по срокам эксплуатации, согласно акту весеннего осмотра, приложения.

Согласно, актов осеннего осмотра данного дома от 20.08.2010, 13.09.2011 года отдельные элементы дома (межпанельные швы, кровля) нуждаются в капитальном ремонте.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что еще до передачи жилого помещения в собственность истицы (право собственности зарегистрировано 28.07.2010 года) многоквартирный жилой дом, а именно, отдельные его системы, нуждались в проведении ремонтных работ капитального характера.

Согласно актам общего технического осмотра здания – <адрес> г.Ульяновске, составленного ООО «ЖЭУ-7 от 26.09.2011 и 25.03.2011, 25.03.2011, зафиксировано неудовлетворительное состояние межпанельных швов и кровли, требуется капитальный ремонт.

Из представленной ООО «Жилстройсервис» справки, а также актов выполненных работ, следует, что ежегодно управляющей компанией производились работы по текущему ремонту кровли дома и межпанельных швов.

В соответствии со справкой от 27.10.2011 года представленной ООО «Жилстросервис», в многоквартирном доме № <адрес> производились следующие общестроительные работы по текущему ремонту : 2007 год в объеме 297,5 м2 ремонт кровли, 2008 год подъезд 2, кровля в объеме 45 м2, 2009 год квартира 35, кровля всего в объеме 150 м2, 2010 год квартира 36, кровля всего в объеме 92,6 м2. Текущий ремонт межпанельных швов 2009 год - квартиры 10,14 всего в объеме 40 м, 2010 год квартиры 37,41,45,49,53,57,61,65,69 всего в объеме 137 м., 2011 год квартиры 18,20,30,72,32,34,52,48,70,71,63.

Для определения необходимости проведения ремонтных работ, их вида и объема в многоквартирном жилом доме №24 А по бульвару Пензенскому по запросу суда государственной жилищной инспекцией Ульяновской области было проведено обследование дома, по итогам которого составлен акт от 28 ноября 2011 года.

Согласно данному акту, в ходе обследования подвального помещения жилого дома и подъезда № 1,2 выявлено: наличие следов протечки, отслоение окрасочного слоя, разрушение плиты перекрытия, оголение армированной решетки на потолке 9,8,7,6,5,4,3,2,1 этажей подъезда № 1, частичное отслоение окрасочного слоя на лестничной клетке 9,8,7,6,5,3 этажей подъезда № 1, загрязненность окрасочного слоя стен лестничной клетки с 1 по 9 этажи в подъезде № 1, ненадлежащие содержание лестничных поручней, частичное отсутствие ограждения с 9 по 1 этажи подъезда № 1,2, частичное разрушение межпанельных швов всего дома, межпанельные трещины, нарушение герметизации, частичное отслоение окрасочного слоя стен с 1 по 9 этаж в подъезде № 2, наличие следов протечки, желтые разводы, разрушение окрасочного слоя на потолке и на стене по месту расположения кв. № 72,70,69 на 9 этаже подъезда № 2 из-за негерметичности кровельного покрытия дома, наличие следов протечки в кв. № 69, желтые разводы на стене, в спальне на 9 этаже подъезда № 2 из-за негерметичного кровельного покрытия, загрязненность окрасочного слоя лестничной клетки подъезда № 2 с 1 по 9 этажи, наличие следов протечки, желтые разводы разрушение окрасочного слоя на 8,7,6,5,4, этажах подъезда № 2, наличие следов протечки, желтые разводы на потолке в кухне в кв. № 33, 9 этажа подъезда № 1 из-за нарушения герметичности кровельного покрытия дома.

Данный акт подписан ведущим специалистом – экспертом ГЖИ, представителем Комитета ЖКХ и экологии Мэрии <адрес>, собственником квартиры № 10 ФИО2, собственником квартиры № 23 ФИО6, мастером ЖЭУ № 7, и в судебном заседании сторонами не оспаривался.

В соответствии с пунктом 2.4.2. Постановления Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8.

Согласно пункту 5.1. "ВСН 58-88 (р). Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (утв. Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 312) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

Ведомственными строительными нормами и Правилами оценки физического износа жилых зданий ВСН 53-86 (р), утвержденными Приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 24.12.1986 № 446, предусмотрено, что при физическом износе стен из крупноразмерных блоков 41-60% требуются работы по усилению простенков и перемычек, укрепление и усиление отдельных участков стен; при износе рулонной кровли 41-60% требуются работы по ремонту кровли с покрытием двумя слоями рубероида, смена покрытий парапетов; при физическом износе элементов системы центрального отопления 41-60% требуются работы по замене магистралей, стояков, восстановление теплоизоляции.

Указанные работы согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 (Приложение 8) относятся к работам, производимым при капитальном ремонте жилищного фонда.

В соответствии с рекомендуемым приложением N 3 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденному Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, определяющим минимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, продолжительность эксплуатации покрытия крыш (кровли) из рулонных материалов (в 3 - 4 слоя) до капитального ремонта (замены) составляет 10 лет, панелей наружных стен мастиками – 8 лет.

Как указывалось выше, стороны не отрицали, что капитальный ремонт дома <адрес> не производился со дня сдачи дома в эксплуатацию, то есть с 1987 года.

По ранее действовавшим нормам Жилищного кодекса РСФСР с жильцов дома удерживалась плата за капитальный ремонт дома, а на наймодателе (собственнике жилья), которым являлась Мэрия, лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования (ст.141 ЖК РСФСР).

    Учитывая изложенное, необходимость капитального ремонта рулонной кровли, межпанельных швов до приватизации истицей жилого помещения является очевидным фактом, поэтому суд считает доказанным, что на момент приватизации квартиры истицей у бывшего наймодателя возникла обязанность проведения капитального ремонта кровли дома, межпанельных швов. Еще до передачи жилого помещения в собственность истице многоквартирный жилой дом, а именно, отдельные его системы, нуждались в проведении ремонтных работ капитального характера.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста представитель ГЖИ Ульяновской области ФИО7 пояснил, что возможно выполнить ремонт межпанельных швов отдельно взятого подъезда. Кровля имеет повреждения над обоими подъездами, о чем свидетельствуют следы пролива в подъездах и комнатах жилых квартир 9 этажа. Ремонт кровли в рамках одного подъезда нецелесообразен, поскольку в случае протекания в другом подъезде, вода может попасть между плитами покрытия и на участок кровли над подъездом №2.

При таких обстоятельствах суд считает доказанным, что на момент приватизации квартиры истицей у бывшего наймодателя возникла обязанность проведения капитального ремонта кровли дома №24 А по бульвару Пензенскому, а также межпанельных швов.

С учетом мнения специалиста ГЖИ Ульяновской области, суд полагает возможным с целью защиты прав истицы возложить на Мэрию города Ульяновска обязанности по капитальному ремонту кровли дома №<адрес> в г.Ульяновске, межпанельных швов в подъезде №1 дома <адрес> в городе Ульяновске, в котором расположена квартира, принадлежащая истице. В остальной части иска ФИО2 следует отказать.

Суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что при обнаруженных недостатках необходим текущий ремонт кровли и межпанельных швов, данный довод опровергается материалами дела, подтверждающими состояние кровли и межпанельных швов жилого дома №24 А по бульвару Пензенскому.

Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №170, ремонтно-строительные работы фасадов, кровли, отнесены к перечню работ, производимых при капитальном ремонте.

Вместе с тем требования о производстве ремонта подъездов № 1,2 <адрес>, суд считает несостоятельными, поскольку показаниями специалиста ГЖИ ФИО7 подтверждены доводы представителя Мэрии о том, что ремонт подъездов с учетом имеющихся недостатков возможен в рамках текущего ремонта и не может быть отнесен к работам капитального характера.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12,56,167,194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

Обязать Мэрию города Ульяновска произвести капитальный ремонт кровли жилого дома по адресу город Ульяновск, бульвар <адрес>.

Обязать Мэрию города Ульяновска произвести капитальный ремонт межпанельных швов подъезда № 1 дома № <адрес> в городе Ульяновске.

В остальной части иска ФИО2, отказать

    Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней.

Судья О.И. Мочалова