об обязании провести капитальный ремонт в доме



Дело №2-3644/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 декабря 2011 года     город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе: председательствующего судьи Смирновой Ю.В., при секретаре    Пельд Т.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноперова С.М., Арининой О.Н., Бахановой О.Н., Макарченко В.А., Алиева М.С., Заббарова В.И., Кондерской Т.А., Степановой А.В., Корнилова В.А., Гундровой Р.П., Родионовой Л.Г., Азеренко Л.Н., Иштряковой А.Н., Сидорова Ю.А. к администрации (мэрии) города Ульяновска об обязании произвести капитальный ремонт кровли, межпанельных швов и системы центрального отопления в доме,

УСТАНОВИЛ:

Красноперов СМ., Аринина О.Н., Баханова О.Н. обратились в суд с уточненным иском к администрации (мэрии) города Ульяновска об обязании произвести капитальный ремонт кровли, межпанельных швов и стояков центрального отопления в <адрес>. В обоснование иска указали, что они являются собственниками квартир , , в доме по п<адрес>. Дом сдан в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ дом передан в управление ООО «УК Жилстройсервис». ООО «УК Жилстройсервис» осуществляет ежегодные весенние и осенние осмотры инженерного оборудования, кровли и элементов благоустройства придомовой территории многоквартирных домов находящийся в их управлении. Актами общего технического осмотра здания осеннего ДД.ММ.ГГГГ и весеннего ДД.ММ.ГГГГ подтверждается необходимость проведения капитального ремонта: крови, межпанельных швов, стояков центрального отопления. Мэрия города Ульяновска, как собственник, обязана была произвести капитальный ремонт жилищного фонда перед передачей жилищного фонда управляющей организации ООО «УК Жилстройсервис», но мэрия свои обязанности не выполнила. В доме расположены как квартиры, занимаемые по договорам социального найма, так и находящиеся в собственности. С момента ввода в эксплуатацию дома прошло более 20 лет, при этом, капитальный ремонт в доме ни разу не производился. Просят обязать администрацию (мэрия) города Ульяновска произвести капитальный ремонт кровли, межпанельных швов и системы центрального отопления в доме расположенного по адресу <адрес>.

Макарченко В.А., Алиев М.С., Заббаров В.И., Кондерская Т.А., Степанова А.В., Корнилов В.А., Гундрова Р.П., Родионова Л.Г., Азеренко Л.Н., Иштрякова А. Н., Сидоров Ю.А. обратились в суд с уточненным иском к администрации

(мэрии) города Ульяновска об обязании произвести капитальный ремонт кровли, межпанельных швов и стояков центрального отопления в <адрес>. В обоснование иска указали, что они являются собственниками квартир , , , , , , , , , в доме по п<адрес>. Дом сдан в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ дом передан в управление ООО «УК Жилстройсервис». ООО «УК Жилстройсервис» осуществляет ежегодные весенние и осенние осмотры инженерного оборудования, кровли и элементов благоустройства придомовой территории многоквартирных домов находящихся в их управлении. Актами общего технического осмотра здания осеннего и весеннего подтверждается необходимость проведения капитального ремонта: крови, межпанельных швов, стояков центрального отопления. Мэрия города Ульяновска, как собственник, обязана была произвести капитальный ремонт жилищного фонда перед передачей жилищного фонда управляющей организации ООО «УК Жилстройсервис», но мэрия свои обязанности не выполнила. В доме расположены как квартиры, занимаемые по договорам социального найма, так и находящиеся в собственности. С момента ввода в эксплуатацию дома прошло более 20 лет, при этом, капитальный ремонт в доме ни разу не производился. Просят обязать администрацию (мэрия) города Ульяновска произвести капитальный ремонт кровли, межпанельных швов и системы центрального отопления в доме расположенного по адресу <адрес>.

Определением Заволжского районного суда г.Ульяновска от 21 ноября 2011 года гражданское дело по иску Красноперова СМ. Арининой О.Н., Бахановой О.Н. к администрации (мэрии) города Ульяновска об обязании произвести капитальный ремонт дома объединено с гражданским делом по иску Макарченко В.А., Алиева М.С., Заббарова В.И., Конднрской Т.А., Степановой А.В., Корнилова В.А., Гундровой Р.П., Родионовой Л.Г., Азеренко Л.Н., Иштряковой А. Н., Сидорова Ю.А. к администрации (мэрии) города Ульяновска об обязании произвести капитальный ремонт дома.

Истцы Баханова О.Н., Макарченко В.А., Алиев М.С., Заббаров В.И., Кондерская Т.А., Степанова А.В., Корнилов В.А., Гундрова Р.П., Родионова Л.Г., Азеренко Л.Н., Иштрякова А. Н., Сидоров Ю.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Ранее в судебном заседании уточненные исковые требования подержали по доводам, изложенным в иске.

Истцы Красноперов С.М., Аринина О.Н. и Макарченко В.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Мэрии города Ульяновска Цыплова М.А. в судебном заседании не присутствовала, извещена о времени и месте судебного заседания. В предоставленном отзыве на исковое заявление указала, что исковые требования не признает, поскольку Мэрия города в договорных отношениях с истцом не состоит, исполнителем услуг жилищно-коммунального хозяйства, в том числе работ капитального характера, не является. Производство капитального ремонта в полномочия мэрии города не входит. В соответствии с Уставом муниципального образования «город Ульяновск», мэрия города является исполнительно-распорядительным органом. Денежные средства, составляющие плату за жилое помещение, в бюджет муниципального образования не поступают.

Из материалов дела усматривается, что жилой дом по проспекту <адрес> в г.Ульяновске введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ.

С момента сдачи дома в эксплуатацию прошло более 25 лет, при этом капитальный ремонт жилого дома не производился.

В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 (в ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Из положения статьи 16 Закона следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

Следует также учитывать, что согласно Федеральному закону от 1 февраля 2010 года N 4-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» действие статьи 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предусматривающей, что при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, продлено до 1 марта 2013 года.

С 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В силу ст. 14 ЖК РФ, на орган местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно Уставу муниципального образования «Город Ульяновск» мэрия города Ульяновска является исполнительно - распорядительным органом города Ульяновска, и в силу своих полномочий обязана осуществлять функции заказчика реконструкции, капитального ремонта муниципальных объектов, обеспечения финансирования работ.

Собственники помещений спорного многоквартирного дома использовали свое право и обязанность, предоставленные Жилищным кодексом Российской Федерации, о выборе способа управления многоквартирным домом. Управление данным домом осуществляет ООО «УК Жилстройсервис». Данная управляющая организация обязана обеспечить квалифицированное и качественное обслуживание жилого дома, бесперебойную, безаварийную работу всех инженерных систем, сетей. Она является исполнителем услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, переданного ей в управление. В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 30, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя содержания расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Каждый из собственников обязан нести бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество в доме. Расходы по содержанию мест общего пользования, включая их текущий и капитальный ремонт, возложены на всех собственников жилых помещений многоквартирного дома, в том числе и на истцов. В соответствии с п. 3 ст. 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. С учетом изложенного просила в иске отказать.

Представитель третьего лица ООО «УК Жилстройсервис» Прохорова Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что согласно действующему жилищному законодательству органы местного самоуправления в целях создания условий для управления многоквартирными домами могут предоставлять управляющим организациям бюджетные средства на капитальный ремонт домов. Законом также оговорено, что в случае приватизации гражданами жилых помещений в доме, требующем капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Возникшая ранее обязанность наймодателя по капитальному ремонту дома за мэрией города Ульяновска сохраняется, а правоотношения, возникшие между сторонами являются длящимися. Расположенные в доме квартиры находятся как в собственности граждан, так и в собственности мэрии города Ульяновска. В отношении жилых помещений, занимаемых гражданами на основании договоров социального найма наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт жилых помещений, то есть в данном случае между мэрией г.Ульяновска и истцами продолжают иметь место договорные отношения, в силу которых мэрия г.Ульяновска должна производить капитальный ремонт. Что касается дома по проспекту <адрес>, на момент передачи дома в управление управляющей компании дом требовал капитального ремонта. Управляющая компания, конечно, производит работы по текущему ремонту дома, но эта работа не решает проблемы дома в целом, так как кровля вся износилась. Работа текущего характера не улучшает состояние кровли, требуется полная замена рулонного ковра по всей площади дома, сейчас это делается в два слоя, как того требуют нормативы. Межпанельные швы разрушены по всему периметру дома. Ремонт межпанельных швов относится к капитальному ремонту. Стояки центрального отопления также требуют замены по всему дому, начиная с подавала.

Выслушав истцов, представителя третьего лица, специалиста, свидетелей, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что дом по проспекту <адрес> представляет собой многоквартирный 9-ти этажный жилой дом, состоящий из 14 подъездов.

В доме расположены как квартиры, находящиеся в ведении администрации г.Ульяновска и занимаемые гражданами по договорам социального найма, так и находящиеся в собственности граждан.

Истцы Красноперов С.М., Аринина О.Н., Баханова О.Н., Макарченко В.А., Алиев М.С., Заббаров В.И., Кондерская Т.А., Степанова А.В., Корнилов В.А., Гундрова Р.П., Родионова Л.Г., Азеренко Л.Н., Иштрякова А.Н., Сидоров Ю.А., как следует из копий свидетельств о государственной регистрации права, являются собственниками квартир, соответственно , , , , , , , , , , , , , по проспекту <адрес>; жилые помещения в собственность приобретены в порядке приватизации, проживают с 1 по 14 подъезд дома по <адрес>.

Согласно договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, данный дом передан в соответствии со ст. 162 ЖК РФ в управление ООО «Жилстройсервис».

С ДД.ММ.ГГГГ дом находится в управлении ООО «УК Жилстройсервис».

В соответствии с пунктом 2.4.2. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении № 8.

Согласно пункту 5.1. ВСН 58-88 (р). Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (утв. Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР ot23.11.1988 №312) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

Ведомственными строительными нормами и Правилами оценки физического износа жилых зданий ВСН 53-86 (р), утвержденными Приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 24.12.1986 № 446, предусмотрено, что при физическом износе стен из крупноразмерных блоков 41-60% требуются работы по усилению простенков и перемычек, укрепление и усиление отдельных участков стен; при износе рулонной кровли 41-60% требуются работы по ремонту кровли с покрытием двумя слоями рубероида, смена покрытий парапетов; при физическом износе элементов системы центрального отопления 41-60% требуются работы по замене магистралей, стояков, восстановление теплоизоляции.

Указанные работы согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 (Приложение 8) относятся к работам, производимым при капитальном ремонте жилищного фонда.

В соответствии с рекомендуемым приложением № 3 к Положению «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденному Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, определяющим минимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, продолжительность эксплуатации покрытия крыш (кровли) из рулонных материалов (в 3-4 слоя) до капитального ремонта (замены) составляет 10 лет, панелей наружных стен мастиками - 8 лет, стояки при открытых схемах 15 лет.

Как указывалось выше, капитальный ремонт <адрес> не производился со дня сдачи дома в эксплуатацию, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Анализируя нормы статьи 16 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 (в ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ суд полагает, что после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

Установлено, что жилой дом, в котором расположены квартиры истцов, был передан с баланса муниципального образования «город Ульяновск» на баланс МУП ЖКХ «Новый город», а впоследствии передан на баланс ООО «Жилстройсервис» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту технического состояния жилого дома, передаваемого на обслуживание и санитарное состояние от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией в составе представителем МУП ЖКХ «Новый город» и ООО «Жилстройсервис» при передаче дома в управление, кровли дома требовался ремонт, необходимо было восстановить фартуки парапетные, козырьки над мусоропроводом, грязеуловители, межпанельные швы требовали ремонта.

Из представленного ООО «УК Жилстройсервис» акта общего технического осмотра здания <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что требуется капитальный ремонт кровли, межпанельных швов, розлив ЦО, розлив ГВС и ХВС.

Из акта общего технического осмотра здания - дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленного ООО «УК Жилстройсервис» следует, что требуется капитальный ремонт кровли, межпанельных швов, розлив ЦО, розлив ГВС и ХВС.

Необходимость капитального ремонта кровли, межпанельных швов и трубопроводов ЦО в <адрес> подтверждена показаниями специалиста ФИО42., свидетеля ФИО43, а также актом обследования Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого на момент обследования дома <адрес> установлено: механическое повреждение кровельного ковра (вздутие, порывы) по всему периметру кровли; фактическое наличие актов о пролитии, неплотное примыкание кровельного ковра к парапетам и ДВК, ВВШ (вентиляционные шахты), наличие следов коррозии на трубопроводах стояков ЦО в подвальном помещении жилого дома, многочисленные хомуты, свищи, коррозия стояков на местах трубопровода ЦО в подвальном помещении, требуется проведение капитального ремонта кровли, швов и трубопроводов ЦО.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что еще до передачи жилого помещения в собственность истцов (начиная с ДД.ММ.ГГГГ) многоквартирный жилой дом, а именно, отдельные его системы, нуждались в проведении ремонтных работ капитального характера.

Из представленной ООО « УК Жилстройсервис» справки, а также актов выполненных работ, следует, что ежегодно управляющей компанией производились работы по текущему ремонту кровли дома, межпанельных швов, системы ЦО.

По ранее действовавшим нормам Жилищного кодекса РСФСР с жильцов дома удерживалась плата за капитальный ремонт дома, а на наймодателей (собственника жилья), которым являлась мэрия, лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования (ст. 141 ЖК РСФСР).

Учитывая изложенное, необходимость капитального ремонта рулонной кровли, межпанельных швов до приватизации истицей жилого помещения является очевидным фактом, поэтому суд считает доказанным, что на момент приватизации квартир истцами у бывшего наймодателя возникла обязанность проведения капитального ремонта кровли дома, межпанельных швов и системы центрального отопления. Еще до передачи жилого помещения в собственность истцам многоквартирный жилой дом, а именно, отдельные его системы, нуждались в проведении ремонтных работ капитального характера.

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО44. и ФИО45. пояснили, что управляющая компания локально ремонтирует межпанельные швы, кровлю, но это не решает проблему, течь продолжается. Стояки центрального отопления холодные.

При таких обстоятельствах суд считает доказанным, что на момент приватизации квартиры истцами у бывшего наймодателя возникла обязанность проведения капитального ремонта кровли дома <адрес>, а также межпанельных швов и системы центрального отопления.

С учетом изложенного, суд полагает возможным с целью защиты прав истцов возложить на мэрию города Ульяновска обязанности по капитальному ремонту кровли дома <адрес>, межпанельных швов и системы центрального отопления.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 12,56,167,194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать мэрию города Ульяновска произвести капитальный ремонт кровли, межпанельных швов и системы центрального отопления жилого дома <адрес> в городе Ульяновске.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья    Ю.В.Смирнова