о возмещении морального вреда причиненного в результате ДТП



             Дело № 2-3548/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2011 года                 город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи О.В. Миллер

с участием адвоката Г.Н. Моисеева

при секретаре И.С. Новинкиной

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зеленовой О.Е. к Беляку В.Н. о компенсации морального вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,

    У С Т А Н О В И Л:

     Зеленова О.Е. обратилась в суд с иском к Беляку В.Н. о компенсации морального вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия.

    В обоснование своих доводов истица указала, что ДД.ММ.ГГГГ. водитель Беляк В.Н., управляя технически исправным автомобилем марки ВАЗ-, двигался по <адрес> шоссе г.Ульяновска в направлении от улицы <адрес> к улице <адрес>. При этом, Беляк В.Н. проявив преступное легкомыслие, в нарушение требований дорожного знака 3.24 «ограничение максимальной скорости до 40 км/час», а также требований пункта 10.1 ПДД РФ вел автомобиль со скоростью 70-73 км/час, которая ему не обеспечивала возможность постоянного контроля за движением транспортного средства. Приближаясь к перекрестку неравнозначных дорог по <адрес> шоссе и ул.<адрес> в г.Ульяновске, ответчик увидел осуществляющий маневр поворота на ул.<адрес> со встречного направления автомобиль «ДЭУ-НЕКСИЯ» р.з. под управлением мужа истицы Фаталиева Б.Ф. Вследствие нарушения вышеуказанных требований ПДД РФ ответчик не уступил дорогу и допустил столкновение с автомобилем «ДЭУ-НЕКСИЯ» р.з. .

     В результате ДТП пострадали пассажиры автомобиля «ДЭУ-НЕКСИЯ» р.з. : истице были причинены телесные повреждения, расценивающиеся как средней тяжести вред здоровью по признаку длительное расстройство здоровья, а мать истицы - Зеленова Л.И. от полученных телесных повреждений умерла.

    

    Просит взыскать с Беляка В.Н. компенсацию морального вреда 5 000 000 рублей, из расчета 1 000 000 рублей моральный вред, причиненный ее здоровью, 4 000 000 рублей – моральный вред, причиненный истице в результате смерти матери.

    Истица Зеленова О.Е. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного слушания, что в судебном заседании подтвердил ее представитель. В заявлении в адрес суда просит рассмотреть дело в ее отсутствии.

     В судебном заседании представитель истицы А.В. Чихирев (доверенность от 27.10.2011 л.д.7) в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что ответчик несет обязанность по компенсации морального вреда, причиненного истице, как пассажиру автомобиля «ДЭУ-НЕКСИЯ» р.з. без вины в соответствии со ст.1100 ГК РФ. Вместе с тем, в настоящее время в суд направлено уголовное дело по факту ДТП в отношении Беляка В.Н., именно ему предъявлено обвинение на основании проведенных в уголовном деле многочисленных экспертиз.

Ответчик Беляк В.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что виновником ДТП считает водителя автомобиля «ДЭУ-НЕКСИЯ» р.з. , который создал помеху для движения. Поскольку его вина в данном ДТП отсутствует, полагает, что он не несет обязательство по возмещению морального вреда истице.

Привлеченный судом в качестве третьего лица Фаталиев Б.Ф. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного слушания по месту жительства, ходатайство об отложении слушания дела не заявил.

Заслушав мнение участников процесса, изучив и оценив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

    Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ час. произошло дорожно-транспортное происшествие. Водитель Беляк В.Н., управляя технически исправным автомобилем марки ВАЗ-, двигался по <адрес> шоссе г.Ульяновска в направлении от улицы <адрес>. Приближаясь к перекрестку неравнозначных дорог по <адрес> шоссе и ул.<адрес> в г.Ульяновске, ответчик увидел осуществляющий маневр поворота на ул.<адрес> со встречного направления автомобиль «ДЭУ-НЕКСИЯ» р.з. под управлением мужа истицы Фаталиева Б.Ф., и допустил столкновение с автомобилем «ДЭУ-НЕКСИЯ» р.з.

     В результате ДТП пострадали пассажиры автомобиля «ДЭУ-НЕКСИЯ» р.з. Зеленовой О.Е. были причинены телесные повреждения, расценивающиеся как средней тяжести вред здоровью по признаку длительное расстройство здоровья, а мать истицы Зеленова Л.И. от полученных телесных повреждений умерла, что подтверждено заключениями судебно-медицинской экспертизы по материалам уголовного дела № (л.д.18-28), № (л.д.35-37).

    В соответствии со ст.1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 1064).

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В судебном заседании установлено, что на момент ДТП собственником (владельцем) автомашины ВАЗ- являлся Беляк В.Н., он же управлял транспортным средством, что подтверждено Свидетельством о регистрации транспортного средства (л.д.9).

    Собственником автомобиля «ДЭУ-НЕКСИЯ» р.з. в момент ДТП являлась Зеленова О.Е., транспортным средством управлял Фаталиев Б.Ф., что подтверждено справкой о ДТП.

     ФЗ № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» на страховую компанию не возложена обязанность по компенсации морального вреда.     

Следовательно, обязанность по компенсации морального вреда должна быть возложена на непосредственных участников ДТП – Беляка В.Н. и Фаталиева Б.Ф.

В рамках уголовного дела по факту ДТП была проведена судебная автотехническая экспертиза. По заключению эксперта по уголовному делу № (л.д.29-34) проведенным исследованием установлено, что скорость движения автомобиля ВАЗ- (Беляк В.Н.) была более 70-73 км/час к моменту начала торможения, что превышает ограничение максимальной скорости до 40 км/час, установленное дорожным знаком 3.24. Пункт 10.1 (абз.1) ПДД РФ требует от водителя «…вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения».

Поворот автомобиля «ДЭУ-НЕКСИЯ» (Фаталиев Б.Ф.) налево создал ситуацию, называемую «Опасностью для движения» (пункт 1.2 ПДД РФ), а согласно пункту 10.1 (абз.2) ПДД РФ, «при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

При этом эксперт делает вывод, что в момент, когда водитель автомобиля ВАЗ- (Беляк В.Н.) принял меры к торможению, у него в случае движения с допустимой скоростью 40 км/час при всех прочих равных условиях имелась бы техническая возможность для предотвращения столкновения с автомобилем «ДЭУ-НЕКСИЯ» путем остановки автомобиля, не доезжая до места столкновения.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

По заключению эксперта (л.д.35-37) у истицы Зеленовой О.Е. обнаружены следующие телесные повреждения: закрытый перелом левой лонной кости (таза) без смещения, гематома области лба, ушибы мягких тканей и ссадины туловища, конечностей.

По заключению судебно-медицинской экспертизы № ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-27) причиной смерти Зеленовой Л.И. явилась тупая сочетанная травма тела, проявившаяся закрытыми переломами костей таза, ушибом почек (по клиническим данным), макрогематурией и т.д. Тупая сочетанная травма тела квалифицируется как причинение тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни и в данном случае повлекшая смерть.

У суда не вызывает сомнения то, что в результате полученных телесных повреждений и смерти близкого родственника – матери Зеленовой Л.И. истице был причинен моральный вред, связанный с физическими и нравственными страданиями в связи с полученными травмами и последующим лечением.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшей, локализации повреждения, длительности и тяжести наступивших последствий.

Вместе с тем, суд не принимает доводы ответчика и его представителя о том, что в дорожно-транспортном происшествии имеется вина только Фаталиева Б.Ф., поэтому ответчик не должен компенсировать истице моральный вред, причиненный повреждением здоровья и гибелью матери Зеленовой О.Е., поскольку в данном случае Беляк В.Н. несет обязанность по компенсации морального вреда как владелец источника повышенной опасности без наличия вины.

При определении размера компенсации морального вреда суд, руководствуясь ст.1101 ГК РФ, учитывает степень физических и нравственных страданий в связи с полученными телесными повреждениями – период нахождения на лечении в стационаре в связи с телесными повреждениями, полученными в ДТП ДД.ММ.ГГГГ, нахождение длительный период в неподвижном состоянии, отсутствие последующего лечения и последствий.

Кроме того, суд учитывает степень причинения вреда здоровью – средней тяжести вред здоровью по признаку длительное расстройство здоровья.

Вместе с тем, суд учитывает и материальное положение Беляка В.Н., отсутствие постоянного места работы и заработка, наличие на иждивении малолетнего ребенка, руководствуется принципами разумности и справедливости. Кроме того, суд учитывает, что у истицы Зеленовой О.Е. есть право на компенсацию морального вреда в связи с причинением вреда ее здоровью и в связи с гибелью матери со второго участка ДТП Фаталиева Б.Ф., к которому исковые требования истицей в данном судебном разбирательстве не заявлены.

С учетом изложенного суд полагает необходимым взыскать с Беляка В.Н. компенсацию морального вреда за вред, причиненный здоровью истицы в сумме 80 000 рублей, а также компенсацию морального вреда в связи с гибелью матери Зеленовой Л.И. в размере 300 000 рублей, в остальной части иска отказать.

Руководствуясь ст.ст.151, 1079, 1100, 1101 ГК РФ, ФЗ № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

     Исковые требования Зеленовой О.Е. к Беляку В.Н. удовлетворить частично.

     Взыскать с Беляка В.Н. в пользу Зеленовой О.Е. компенсацию морального вреда в сумме 380 000 рублей, в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья - О.В. Миллер