об обязании предоставления в исполнительный орган гос. власти Ульяновской области сведений о рассчитанном ими числе инвалидов, подлежащих приему на работу, а также ежемесячного представления сведений о наличии вакансий для приема на работу инвалидов и со



Дело № 2-3389/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 декабря 2011года                          город Ульяновск

    Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи        Калашниковой Е.В.

при секретаре                Струльниковой О.С.,

    

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью Авиакомпания «Волга-Днепр» о возложении обязанности по предоставлению в исполнительный орган государственной власти, уполномоченный в сфере занятости населения (Областное казенное учреждение Центр занятости населения города Ульяновска), по установленной форме ежегодных сведений о рассчитанном числе инвалидов, подлежащих приему на работу в счет квоты, ежемесячных сведений о наличии вакансий для приема на работу инвалидов и соблюдении квоты,

УСТАНОВИЛ:

    Ульяновский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью Авиакомпания «Волга-Днепр» (далее по тексту – ООО Авиакомпания «Волга-Днепр») о возложении обязанности по предоставлению в исполнительный орган государственной власти, уполномоченный в сфере занятости населения (Областное казенное учреждение Центр занятости населения города Ульяновска (далее по тексту – Центр занятости населения города Ульяновска)), по установленной форме ежегодных сведений о рассчитанном числе инвалидов, подлежащих приему на работу в счет квоты, ежемесячных сведений о наличии вакансий для приема на работу инвалидов и соблюдении квоты, указав следующее.

    Согласно информации, предоставленной Центром занятости населения города Ульяновска, работодатель – ООО Авиакомпания «Волга-Днепр» не выполняет обязанности по предоставлению сведений о наличии вакантных мест для трудоустройства инвалидов в счет квот или их отсутствии в службу занятости.

    В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации», государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создании дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

    Согласно ч. 2 ст. 13 того же закона, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

    В соответствии со ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

    Статьей 1 Закона Ульяновской области от 27.04.2009 № 41-ЗО «О квоте для приема на работу инвалидов на территории Ульяновской области и признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Ульяновской области» организациям, имеющим место нахождения на территории Ульяновской области и не являющимся общественными объединениями инвалидов и оборудованными ими организациями, в том числе хозяйственными товариществами и обществами, уставной (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности их работников.

    Статьей 2 того же закона определены сроки представления организациями сведений о соблюдении квоты: ежегодно до 1 декабря текущего года предоставляют в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере занятости населения, по установленной им форме сведения о рассчитанном ими числе инвалидов, подлежащих приему на работу в счет квоты в следующем году, а также ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляют сведения о наличии вакансий для приема на работу инвалидов и соблюдении квоты.

    Бездействие ООО Авиакомпании «Волга-Днепр» является нарушением требований ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости, путем установления в организациях квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, влечет за собой нарушение прав инвалидов, то есть нарушает права неопределенного круга лиц.

    Просил обязать ООО Авиакомпанию «Волга-Днепр» устранить в полном объеме допущенные нарушения путем ежегодного предоставления в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере занятости населения (Центр занятости населения города Ульяновска), по установленной им форме сведения о рассчитанном ими числе инвалидов, подлежащих приему на работу в счет квоты в следующем году, а также ежемесячного предоставления сведений о наличии вакансий для приема на работу инвалидов и соблюдении квоты.

    В судебном заседании помощник Ульяновского транспортного прокурора Кузьмин ФИО13 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что предоставление сведений в Центр занятости работодателем должно носить не формальный характер, а соответствовать вышеприведенным нормативным правовым актам. Квота для приема на работу инвалидов должна определяться в процентах к среднесписочной численности их работников.

    Представители ООО Авиакомпания «Волга-Днепр» Салмина ФИО11 Шаренко ФИО12., действующие на основании доверенностей от 26.02.2009, в судебном заседании исковые требования Ульяновского транспортного прокурора не признали по следующим основаниям. Сведения о рассчитанном числе инвалидов, подлежащих приему на работу в счет квоты в 2012, а также ежемесячно предоставляемые сведения о наличии вакансий для приема на работу инвалидов и соблюдения квоты направлены ООО Авиакомпания «Волга-Днепр» в Центр занятости города Ульяновска 25.11.2011 и 01.12.2011, то есть требования прокурора исполнены. При этом пояснили, что ООО Авиакомпания «Волга-Днепр» обеспечивает работой 1 537 человек. Более 71% персонала Авиакомпании занято на работах с вредными и опасными условиями труда. Ряд специальностей, на которых заняты работники авиакомпании связан со специальными требованиями законодательства в отношении состояния их здоровья. Законом привлечение инвалидов к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, работ в ночное время, а также сверхурочных работ и направление в командировку ограничено. Инвалид в силу специальных требований закона не может занимать любые должности, в связи с чем при расчете квоты не учитывались работы с вредными и опасными условиями труда. Просили в иске прокурору отказать.

    Представитель третьего лица – Департамент занятости населения Ульяновской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. Из письменного отзыва на иск следует, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест для труда инвалидов, установления квоты для приема на работу инвалидов и другими мерами. В соответствии с ч. 2 ст. 13 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для организаций, численность которых составляет более 100 человек. Квота устанавливается в процентном отношении к среднесписочной численности работников организаций и в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Ульяновской области «О квоте для приема на работу инвалидов на территории Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Ульяновской области» квота для приема на работу на территории Ульяновской области устанавливается от 2 до 4 процентов к списочной численности работников. В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнения квоты для приема на работу инвалидов. ООО Авиакомпания «Волга-Днепр» в нарушение вышеприведенного законодательства не представил к 01.12.2010 сведения о рассчитанном ими числе инвалидов, подлежащих приему на работу в счет квоты на 2011 и не предоставляет по установленной форме в службу занятости сведения о наличии вакансий для приема на работу инвалидов и соблюдении квоты.

    Представитель Центра занятости населения города Ульяновска в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.

    Будучи ранее допрошенным в судебном заседании, представитель Моисеев ФИО10 суду пояснил, что согласно заявленной численности работников ООО Авиакомпания «Волга-Днепр» подпадает под действие ст.ст. 20,21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 25 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» и Закона Ульяновской области «О квоте для приема на работу инвалидов на территории Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Ульяновской области». На основании данных федеральных и региональных законодательных актов в ООО Авиакомпания «Волга-Днепр» должны работать инвалиды, в количестве, которое рассчитывается согласно законодательству в процентном отношении к среднесписочной численности работающих инвалидов. Если фактическое количество работающих инвалидов меньше рассчитанного, то необходимо принять меры по организации рабочих мест для инвалидов, в количестве, определяемом законодательством. Вне зависимости от того, выполнена квота или нет, ежемесячно, до 2 числа следующего за отчетным месяцем, в адрес Центра занятости города Ульяновска должен быть направлен отчет по определенной форме.

    Из письменного отзыва на иск также следует, что отчет представлен ООО Авиакомпания «Волга-Днепр» 25.11.2011 и по утвержденной форме 01.12.2011. При этом квота рассчитана не от общей среднесписочной численности, а от количества пригодных рабочих мест.

    В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.

    Выслушав помощника Ульяновского транспортного прокурора, представителей ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального «О занятости населения в Российской Федерации», государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создании дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

    

В соответствии с ч. 2 ст. 13 того же закона, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

    В соответствии со ст.ст. 20, 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

    Статьей 1 Закона Ульяновской области от 27.04.2009 № 41-ЗО «О квоте для приема на работу инвалидов на территории Ульяновской области и признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Ульяновской области» организациям, имеющим место нахождения на территории Ульяновской области и не являющимся общественными объединениями инвалидов и оборудованными ими организациями, в том числе хозяйственными товариществами и обществами, уставной (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности их работников.

    Статьей 2 того же закона определены сроки представления организациями сведений о соблюдении квоты: ежегодно до 1 декабря текущего года предоставляют в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере занятости населения, по установленной им форме сведения о рассчитанном ими числе инвалидов, подлежащих приему на работу в счет квоты в следующем году, а также ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляют сведения о наличии вакансий для приема на работу инвалидов и соблюдении квоты.

    Из содержания данных норм следует, что квота- минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории. В этой связи работодатель обязан ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, а также информацию о наличии вакантных мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

    Судом установлено, что по результатам проверки по соблюдению требований законодательства о занятости населения и защиты прав инвалидов, проведенной Ульяновской транспортной прокуратурой, были выявлены факты нарушения действующего законодательства, в частности, касающиеся непредставления ООО Авиакомпания «Волга-Днепр» в Центр занятости населения города Ульяновска информации о рассчитанном числе вакантных мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

    Как следует из материалов дела ООО Авиакомпания «Волга-Днепр» является коммерческой организацией, находящейся на территории Заволжского района города Ульяновска.

    25.11.2011 ООО Авиакомпания «Волга-Днепр» в адрес Центра занятости населения города Ульяновска направило письмо о квотировании рабочих мест для инвалидов. В письме указано количество работающих инвалидов (15 человек), а также общее количество работающих (1524 человека), то есть письмо содержало сведения, которые должны подаваться ежемесячно, но эти сведения не были оформлены в форму, определенную Департаментом занятости населения Ульяновской области согласно Закону Ульяновской области «О квоте для приема на работу инвалидов на территории Ульяновской области и признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Ульяновской области».

    01.12.2011 ООО Авиакомпания «Волга-Днепр» направило в адрес Центра занятости населения города Ульяновска письмо, в котором сведения о квотировании представлены в форме, определенной законодательством.

    При этом, при расчете количества рабочих мест для приема на работу граждан в счет установленной квоты ООО Авиакомпания «Волга-Днепр» среднесписочную численность работников уменьшило на количество рабочих мест на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, подтверждаемое результатами аттестации рабочих мест.

    Помощник прокурора в судебном заседании не согласился с данными доводами представителей ответчика, указывая на то, что ООО Авиакомпанией «Волга-Днепр» неверно исчислена квота.

    Вместе с тем, суд полагает, что изложенные доводы представителей ответчика заслуживают внимания.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не определено федеральным законом.

    Так, в соответствии со ст. 224 ТК РФ законом привлечение инвалидов к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, работ в ночное время, а также сверхурочных работ и направление в командировки ограничено.    

Согласно ст. 23 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № от 18 мая 2009 N 30 утверждены санитарные правила СП 2.2.9.2510-09, которыми сформулированы гигиенические требования к условиям труда инвалидов.

Согласно п. 3.5 и 3.6 данных правил на работодателя при трудоустройстве инвалидов возложена обязанность по соблюдению ряда требований, в том числе:

    3.5.1. создание необходимых условий труда и режима работы в соответствии с действующим законодательством, общей и индивидуальной программами реабилитации инвалидов;

    3.5.2. подбор специальных технологических процессов и продукции с учетом применения труда инвалидов и их профессиональных навыков и состояния здоровья;

    3.5.3. разработку и использование различных средств малой механизации для облегчения труда, при необходимости оборудование рабочего места инвалида в индивидуальном порядке;

    3.5.4. трудоустройство инвалидов в соответствии с заключением медико-социальной экспертизы;

    3.5.5. организацию на производстве медицинского наблюдения за инвалидами и контроль за соблюдением санитарно-гигиенических условий в производственных и непроизводственных помещениях;

    3.5.6. составление графика и режима работы инвалидов с учетом их заболеваний и рекомендаций по продолжительности рабочего дня;

    3.5.7. производственный контроль за выполнением санитарных правил и гигиенических нормативов;

    3.5.8. наличие санитарно-эпидемиологических заключений на применяемое сырье, выпускаемую продукцию, осуществление гигиенической оценки технологических процессов;

    3.6. При трудоустройстве инвалидов обеспечивается соответствие требований характера и условий труда функциональным возможностям организма, квалификации, степени сохранности профессиональных навыков. Предпочтительно сохранять профессию при облегченном режиме труда.

Правила СП 2.2.9.2510-09 предусматривают специальные требования к организации труда инвалидов с поражением отдельных функций и систем организма вследствие заболевания туберкулезом легких, сердечно-сосудистой системы, нервно-психических заболеваний, заболеваний органов зрения, слуха.

В условиях отсутствия сведений об индивидуальных рекомендациях медико-социальной экспертизы, особенностях функциональных возможностей определенных инвалидов, их профессиях и квалификации создать универсальные рабочие места, подходящие одновременно для всех категорий инвалидов невозможно.

Количество рабочих мест на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда (класс условий труда 3.1, 3.2, 3.3), подтверждается представленными ООО Авиакомпания «Волга-Днепр» письменными доказательствами, а также показаниями свидетеля ФИО9

Исходя из приведенных факторов ООО Авиакомпания «Волга-Днепр» рассчитана квота по выделению рабочих мест для инвалидов.

Суд считает возможным принять во внимание указанную позицию представителей ответчика в силу прямого указания закона об ограничении привлечения инвалидов к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, работ в ночное время, а также сверхурочных работ и направление в командировки.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ООО Авиакомпания «Волга-Днепр» выполнило требования Закона Ульяновской области о квотировании рабочих мест, а также требования Ульяновского транспортного прокурора до разрешения спора по существу, а, соответственно, требования Ульяновского транспортного прокурора удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 167, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ульяновского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью Авиакомпания «Волга-Днепр» о возложении обязанности по предоставлению в исполнительный орган государственной власти, уполномоченный в сфере занятости населения (Областное казенное учреждение Центр занятости населения города Ульяновска), по установленной форме ежегодных сведений о рассчитанном числе инвалидов, подлежащих приему на работу в счет квоты, ежемесячных сведений о наличии вакансий для приема на работу инвалидов и соблюдении квоты отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                            Е.В. Калашникова