об обязаниипроизвести капитальный ремонт межпанельных швов и стояков центрального отопления



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 декабря 2011 года                                                    город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе

председательствующего судьи        О.И. Мочаловой,

при секретаре                К.Н. Едаловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО2 к Администрации (Мэрии) города Ульяновска об обязании произвести капитальный ремонт межпанельных швов и стояков центрального отопления.

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации (Мэрии) города Ульяновска об обязании произвести капитальный ремонт центральных стояков отопления, межпанельных швов в жилом доме по адресу <адрес>

В заявлении указывает, что является с 2004 г. собственником <адрес> проживает в <адрес> по проспекту <адрес>, который в 1987 году сдан в эксплуатацию. С момента сдачи дома в эксплуатацию в доме ни разу не проводился капитальный ремонт. С 1.03.2009 года дом передан в кправление ООО «УК Жилстройсервис». Мэрия города Ульяновска, как собственник, обязана была произвести капитальный ремонт жилищного фонда перед передачей жилищного фонда управляющей организации ООО «УК Жилстройсервис», но СМэрия свои обязанности по проведению капитального ремонта жилищного фонда не выполнила. В доме расположены как квартиры, занимаемые по договорам социального найма, так и находящиеся в собственности. С момента ввода в эксплуатацию дома прошло более 20 лет, при этом, капитальный ремонт в доме ни разу не производился. ООО «УК Жилстройсервис» осуществляет ежегодные весенние и осенние осмотры инженерного оборудования, кровли и элементов благоустройства придомовой территории многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «УК Жилстройсервис». Актами общего технического осмотра здания осеннего 2010 года и весеннего 2011 года подтверждается необходимость проведения капитального ремонта кровли и межпанельных швов. Актами общего технического осеннего осмотра дома в 2010 году и весеннего в 2011 году, подтверждается необходимость проведения капитального ремонта межпанельных швов и кровли.

В судебном заседании истица просила обязать ответчика произвести ремонт стояков центрального отопления, межпанельных швов в <адрес> <адрес>, мотивируя свои требования доводами изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика мэрии города Ульяновска в судебное заседание не явилась. Ранее допрошенная судом Беляева М.Ю. с иском не согласилась. Поясняла, что мэрия города в договорных отношениях с истцами не состоит, исполнителем услуг жилищно-коммунального хозяйства, в том числе работ капитального характера, не является. Производство капитального ремонта в полномочия Мэрии города не входит. Денежные средства, составляющие плату за жилое помещение, в бюджет муниципального образования «город Ульяновск» не поступали и не поступают. Собственники жилых помещений спорного многоквартирного дома использовали свое право и обязанность, предоставленные Жилищным кодексом Российской Федерации, о выборе способа управления многоквартирным домом. С 1 июня 2006 года управление данным многоквартирным домом осуществляется ООО «УК Жилстройсервис». Данная управляющая организация обязана обеспечить квалифицированное и качественное обслуживание жилищного фонда, бесперебойную, безаварийную работу всех инженерных систем, сетей. Она является исполнителем услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, переданного ей в управление. Согласно ч.3 ст. 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещении в этом доме. Согласно п. 2 ст. 158 ЖК РФ все вопросы организации капитального ремонта многоквартирного дома решает только общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Данный вопрос на рассмотрение общего собрания собственников жилых помещений не выносился. В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя содержания расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Каждый из собственников обязан нести бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество в доме. Расходы по содержанию мест общего пользования, включая их текущий ремонт и капитальный, возложены на всех собственников жилых помещений многоквартирного дома, в том числе и на истца. В ходе судебного разбирательства истицей не представлено документов, что требуется капитальный ремонт, что нарушены ее права, просила применить срок исковой давности, так как истица приватизировала квартиру в 2004 г.

       Представитель третьего лица ООО «УК Жилстройсервис» ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержала, считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению. Управляющая компания проводила текущие ремонты, но это недостаточно, дому нужен капитальный ремонт.

          Выслушав истицу, третье лицо, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что <адрес> <адрес> в <адрес> был построен и сдан в эксплуатацию в 1987 году, представляет собой многоквартирный крупнопанельный 9-ти этажный жилой дом, состоящий из 9 подъездов.

    В доме расположены как квартиры, занимаемые гражданами по договорам социального найма, и находящиеся в ведении администрации <адрес>, являющиеся муниципальной собственностью так и находящиеся в собственности граждан.

        Ранее дом находился на балансе УМУП ЖКХ «Заволжский», затем передан в управление ООО «Жилстройсервис». Согласно договору управления многоквартирным домом от 01 марта 2009 года, данный дом передан в соответствии со ст.162 ЖК РФ в управление ООО «УК Жилстройсервис».

             Статьей 39 Жилищного кодекса РФ определено, что бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений в многоквартирном доме.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 11 названных правил предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а»-«д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Пунктом 16 названных правил установлено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.

Как было указано выше, с 01.03.2009 года управление домом <адрес> в г.Ульяновске осуществляет ООО «УК Жилстройсервис».

В соответствии с п.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170, при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда.

В силу ст.14 ЖК РФ, на орган местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В силу Устава муниципального образования «Город Ульяновск» мэрия города Ульяновска является исполнительно - распорядительным органом города Ульяновска, и в силу своих полномочий обязана осуществлять функции заказчика реконструкции, капитального ремонта муниципальных объектов, обеспечения финансирования работ.

В соответствии с ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 «Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально культурного назначения», утвержденных приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года № 312, капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплутационные показатели ремонтируемых зданий. Продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов составляет в среднем от 10 до 25 лет.

Как следует из приложения №3 к данному Положению минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, продолжительность эксплуатации до капитального ремонта водопровода и канализации, в том числе трубопроводов зависит от материала из которого изготовлены стояки, продолжительность эксплуатации от 15 до 30 лет.

С момента сдачи <адрес> по <адрес> в эксплуатацию прошло 24 года. Вместе с тем суду истицей не представлено доказательств позволяющих определить сроки эксплуатации труб. Суд не может руководствоваться типовым проектом жилого дома серии 90, так как в процессе строительства могли быть установлены трубы из другого материала.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается

Согласно справки от 24.10.2011 г. Представлено ООО «УК Жилстросервис» в многоквартирном <адрес> по <адрес> производились следующие общестроительные работы по текущему ремонту : 2006 г. Подъезд 2, кВ. 43,47,51,55,59,63,67 в объеме 67 м, 2007 г. Подъезд № 5 ст. ал-кухня, под 6 ст. 3 сп.-хол в объеме 154,5 м, задвижки ф 50-4 шт., подъезд 3 ст. 3 сп-хол в объеме 73 м, 2008 год- подъез 7 ст. 2 в объеме 35 м, подъезд 4 ст. 1 в объеме 85,5 м, подъезд 8 ст. 1 зал-спальня, под 1 ст. 1 зал-кухня в объеме 175,5, под 5 ст. 1 зал-кухня в объеме 79 м, замена мостов кВ. 96,308 в объеме 3 шт, подъезд 2 ст. 4 зал-кухня в объеме 85 м, 2009 г. Подъезд 6 ст. 1 зал-сп, подъезд 8 ст. 3,4 в объеме 147 м, текущий ремонт межпанельных швов 2007 г. В объеме 200 п.м.

Согласно справки от 24.10.2011 г. Представлено ООО «УК Жилстросервис» в многоквартирном <адрес> по <адрес> производились следующие общестроительные работы по текущему ремонту : 2010 г. Под 1 ст. 3 холл-сп в объеме 37,7 м, подъезд 5 ст 2,3 кух-кух в объеме 80,5 м, затвор ф 80 мм-2 шт, задвижка ф 100 мм-1 шт, задвижка ф 150 м-2 шт, 2011 г. В объеме 7,2 м, подъезд 5 ст 41 ал-кухня, под 8 ст. 2 зал-спальня в объеме 135,4 м., изоляция трубопровода в техподполье в объеме 60м, затвор ф 50 мм-16 шт, труба ф 57 мм-8м, подъезд 7 ст. 3 в объеме 66,7 м, текущий ремонт межпанельных швов 2009 г. КВ.31,65,100,105,189,215,225,249,288,293 в объеме 59м.,2011г.КВ1,5,9,21,48,68,77,96,97,1058,110,214,217,221,230,288,297,301,305,309,313,317,321 в объеме 100 м.

Соответственно из материалов дела усматривается что в подъезде № 8 где проживает ФИО2 в 2009 г. были проведены ремонтные работы по 3,4 стоякам, и в 2011 г. были поведены работы по текущему ремонту подъезда № 8 стояка 2.

Для определения необходимости проведения ремонтных работ, их вида и объема в многоквартирном жилом <адрес> по <адрес> в г.Ульяновске по запросу суда государственной жилищной инспекцией Ульяновской области было проведено обследование дома, по итогам которого составлен акт от 24 ноября 2011 года.

Согласно данному акту, в ходе обследования подвального помещения жилого дома выявлено: наличие мелких разрушений межпанельных швов, более 0,3 мм, локально по месту расположения подъездов №№ 1,2,9, наличие хомутов на стояк ЦО в зале в кВ 276, 6 этаж в 8 подъезде, наличие замененной труб центрального отопления элеваторных узлов в подвале дома по месту расположения подъезда №№ 9,5,2.

Данный акт подписан представителями мэрии г.Ульяновска, ООО «Жилстройсервис», истицей ФИО2, ведущим специалистом-экспертом инспекторского отдела, мастером и инженером ЖЭУ , и в судебном заседании сторонами не оспаривался.

Федеральным законом № 185 от 11.07.2007 года (в редакции от 17.07.2009 года) «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» дано понятие капитального ремонта.

Согласно п.1 ст.2 данного Федерального закона, капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, под капитальным ремонтом понимается проведение комплекса работ, направленных на восстановление либо замену конструктивных элементов дома ввиду их износа.

В силу ч.3 ст.15. ФЗ-185 от 11.07.2007 года к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с настоящим Федеральным законом относится в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), ремонт крыш.

    Из представленного акта от 28.11.2011 года видно что дому по <адрес> стоякам центрального отоплния и межпанельным, необходим ремонт. Таким образом, данные виды работ относятся к работам по капитальному ремонту.

    Согласно ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей долевой собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме, с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что согласно договору управления многоквартирным домом № 1799 от 01.03.2009 года, заключенному между ООО «УК Жилстройсервис» и Комитетом ЖКХ мэрии г.Ульяновска и в соответствии с Постановлением мэра г.Ульяновска от 25.12.2002 года № 2096 «О включении в муниципальную казну муниципального жилищного фонда», Управляющая компания принимает на себя обязательства по выполнению работ и оказанию услуг по содержанию и текущему ремонту, а в случае принятия собственниками соответствующего решения, выполнение работ по капитальному ремонту.

Согласно п.4.13 вышеназванного договора обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме.

Между тем, обязанность по проведению капитального ремонта дома возникла еще до введения в действие Жилищного кодекса РФ (до 01.03.2005 года), следовательно, правоотношения сторон по капитальному ремонту возникли еще в период действия ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года.

По ранее действующему законодательству (ст.141 ЖК РСФСР), с жильцов удерживалась плата на капитальный ремонт дома, а на наймодателе - собственнике жилья лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов и жилых помещений, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования.

До момента передачи дома в управление управляющей компании жильцы дома производили оплату расходов на капитальный ремонт дома.

Однако ни мэрия г.Ульяновска (наймодатель), ни созданные по ее решению жилищно-коммунальные хозяйства капитальный ремонт в доме не производили, хотя плата за него взималась.

Вместе с тем, согласно ныне действующему жилищному законодательству органы местного самоуправления в целях создания условий для управления многоквартирными домами могут предоставлять управляющим организациям бюджетные средства на капитальный ремонт домов (п.п.2 п.1 ст. 165 ЖК РФ).

Исходя из ст.16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст.158 ЖК РФ и ст.210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения. В случае приватизации гражданами жилых помещений в доме, требующем капитального ремонта, за бывшим наймодателем, сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, часть жителей данного дома свои квартиры приватизировали, став их собственниками.

Муниципальное образование, являясь собственником <адрес> по <адрес> до приватизации его части, несло обязанность по капитальному ремонту дома, однако такой ремонт жилого дома не производился, несмотря на износ основных составляющих жизнеобеспечения жилого дома: системы холодного и горячего водоснабжения, отопления, электрических сетей.

При таких обстоятельствах, мэрия г.Ульяновска является надлежащим ответчиком в части выполнения работ по капитальному ремонту дома, в связи с чем именно на мэрию г.Ульяновска должна быть возложена обязанность по проведению капитального ремонта кровли и межпанельных швов в <адрес> по <адрес> в г.Ульяновске.

Доводы представителя мэрии г.Ульяновска о том, что капитальный ремонт дома производится только по решению и за счет собственников жилого дома, суд считает несостоятельными по основаниям, изложенным выше. Возникшая ранее обязанность наймодателя по капитальному ремонту дома за ответчиком сохраняется, а правоотношения, возникшие между сторонами, являются длящимися.

Доводы представителя мэрии г.Ульяновска о том, что мэрия не является надлежащим ответчиком по делу, что часть квартир в доме находится в собственности граждан, и каждый собственник жилого помещения обязан нести бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество в доме, суд полагает несостоятельными.

Муниципальное образование, являясь собственником <адрес> по <адрес> до приватизации его части, несло обязанность по капитальному ремонту дома, однако такой ремонт дома не производился, несмотря на его значительный износ.

Необходимость капитального ремонта системы холодного и горячего водоснабжения, трубопроводов центрального отопления, электрических инженерных сетей, в силу истечения срока их эксплуатации возникла еще в период действия ЖК РСФСР (утратившего силу с 01 марта 2005 года). По ранее действующему законодательству с жильцов дома удерживалась плата на капитальный ремонт дома, а на наймодателе - Собственнике жилья лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений.

Расположенные в доме квартиры находятся в собственности как граждан, так и в собственности администрации г.Ульяновска. В отношении жилых помещений, занимаемых гражданами на основании договоров социального найма наймодатель (мэрия г.Ульяновска) обязан осуществлять капитальный ремонт жилых помещений, что прямо оговорено в законе (ст. 165 ЖК РФ). С собственниками жилых помещений в данном доме мэрия г.Ульяновска действительно не состоит в договорных отношениях, однако обязательства по капитальному ремонту дома возникли еще до 2005 года, до настоящего времени они не выполнены, а в соответствии с гражданским законодательством обязательства должны исполняться надлежащим образом.

При этом суд принимает во внимание, что принимая дом в муниципальную собственность никаких претензий по капитальному ремонту дома мэрия г.Ульяновска к прежнему собственнику не предъявляла.

Согласно пояснений истицы Зониной В.И. она является собственником <адрес> по адресу <адрес>, на основании свидетельства 73 –АТ , которая расположена в подъезде вышеуказанного дома.

В процессе рассмотрения дела суду истицой ФИО2 не было представлено документов согласно которых она имеет полномочия от имени жильцов подъездов дома по адресу <адрес>. заявлять требования по ремонту межпанельных швов и стояков центрального отопления подъездов всего дома.

Таким образом, по указанным выше основаниям исковые требования ФИО2 к Администрации (Мэрии) г.Ульяновска не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.12,56,67,167, 194-199 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО2, отказать

        Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                                      О.И. Мочалова