о признании права на заключение договора социального найма жилого помещения



                Дело №2-3637/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2011 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска

в составе председательствующего судьи Скобенко Е.М.,

при секретаре Кузнецовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ишутина <данные изъяты> к Мэрии (администрации) города Ульяновска о заключении договора социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Ишутин А.Н. обратился в суд с иском к Мэрии города Ульяновска о заключении договора социального найма, указав в его обоснование, что проходит военную службу на офицерских должностях, в соответствии с очередностью 18.01.2010 ему на семью 3 человека была предоставлена двухкомнатная служебная квартира по адресу: <адрес>, дом №<данные изъяты>, квартира №<данные изъяты>, в которой проживают до настоящего времени, квартира является муниципальной собственностью; на основании ДГШ от 04.12.2009 его должность была сокращена и он был зачислен в распоряжение командира в/ч <данные изъяты>, 12.05.2010 он обратился с рапортом об увольнении по ОШМ, однако, до сих пор не уволен, так как юридически не обеспечен жильем; он обратился в Департамент жилищного обеспечения МО РФ, но какого-либо решения принято не было, поскольку не имеется каких-либо документов, подтверждающих, что он занимает квартиру, носящую статус служебной; он обратился к ответчику с просьбой исключить квартиру из статуса служебной и заключении договора социального найма, но получил необоснованный отказ, при этом никаких документов, что квартира является служебной ему не предоставлено; считает, что Закон «О статусе военнослужащих» допускает возможность предоставления военнослужащим и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, ранее предоставленных другим военнослужащим; факт заключения договора с Ульяновской КЭЧ с учетом наличия у него права на обеспечение жильем не может служить основанием для ограничения его жилищных прав; поскольку он не может быть уволен с военной службы по организационно-штатным мероприятиям без предоставления ему жилого помещения, заключение договора социального найма позволит ему уволиться с военной службы; его право на оставление за собой занимаемой квартиры подтверждается позицией Конституционного Суда РФ в определении №407-О-О; считает, что у него есть все основания заключить договор социального найма, поскольку он длительное время проживает в муниципальной квартире, предоставленной ему за выездом другого военнослужащего, он увольняется по ОШМ и не может быть уволен без предоставления ему жилья; просит признать его право на заключение договора социального найма и обязать мэрию города Ульяновска заключить договор социального найма на квартиру №<данные изъяты> дома №<данные изъяты> по п<адрес> в <адрес>, взыскать с ответчика в его пользу госпошлину.

Истец Ишутин А.Н., его представитель Николаев Ю.Г. в судебном заседании исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали и уточнили, просили обязать мэрию (администрацию) города Ульяновска заключить с истцом договор социального найма на квартиру №<данные изъяты> дома №<данные изъяты> по п<адрес> в <адрес>, в остальной части иск не поддержали, пояснили, что истец проходит военную службу по контракту в в/ч №<данные изъяты>, в январе 2010 года ему была предоставлена спорная квартира, которая является муниципальной, никаких сведений о том, что она является служебной не имеется, истец подлежит увольнению в связи с сокращением штата, но в течении 1,5 лет не может быть уволен, так как считается необеспеченным социальным жильем; стаж его военной службы - 14 лет в календарном исчислении, 18 лет в льготном исчислении; полагают, что квартира к служебному жилью не относится, поскольку им не предоставлена информация, что квартира относится к служебной, согласно договору квартира относится к федеральной собственности, но в 2005-2006 годах все жилые помещения, которые были закреплены за КЭЧ, передавались городу, при переходе из федеральной в муниципальную собственность квартира статус служебной утрачивает, в связи с чем у истца имеется право на заключение договора социального найма, ранее квартира занималась военнослужащим, в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» подлежит передаче только военнослужащему, истец должен быть обеспечен жильем, иначе не может быть уволен по сокращению штатов, право истца на получение жилья признано, данную квартиру он занимает на законных основаниях; просят исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Мэрии (в настоящее время - администрации) города Ульяновска, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, направил отзыв, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, указывает, что изменение статуса специализированных жилых помещений возможно на основании решений органа, осуществляющего управление жилищным фондом, указанный вопрос находится в исключительной компетенции мэрии города Ульяновска, наличие у квартиры статуса «служебная» не нарушает прав истца, поскольку квартира предоставлялась как служебная, понуждение собственника к передаче жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, граждане, занимающие служебные жилые помещения не вправе требовать положительного решения данного вопроса, действующим законодательством не регламентированы условия и основания для исключения жилых помещений из статуса служебных; просит в иске отказать.

Представитель третьего лица КУГИЗ мэрии города Ульяновска, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие; указывает, что спорная квартира учтена в реестре муниципального имущества.

Представитель третьего лица ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки и доводов по заявленным исковым требованиям не представил, направил копии документов о включении квартиры в статус служебной.

Третье лицо Ишутина Н.Ф., надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, указала, что с иском согласна.

Считая возможным с согласия истца, его представителя рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, выслушав истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. ст. 49, 62 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда; предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

В силу ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в частности, служебные жилые помещения; в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов; использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации; включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» №76-ФЗ от 27.05.1998 военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь; на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей; военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения.

Согласно выписке из послужного списка истца, выписки из приказа №<данные изъяты> от 22.03.2010, справок в/ч <данные изъяты> истец призван на военную службу 30.07.1997 в качестве <данные изъяты>; с 19.10.2002 по 22.03.2010 проходил военную службу в в/ч <данные изъяты>, 22.03.2010 зачислен в распоряжение командира в/ч <данные изъяты> на основании ДГШ от 04.12.2009, как представленный к увольнению из ВС РФ по организационно-штатным мероприятиям.

В суде установлено, что между Федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением «Ульяновская квартирно-эксплуатационная часть района» (в настоящее время соответствующие полномочия переданы ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ) и Ишутиным А.Н. был заключен договор найма служебного жилого помещения №1 от 21.01.2010 о предоставлении ему и совместно проживающим с ним членам его семьи: жене Ишутиной Н.Ф., несовершеннолетнему сыну <данные изъяты> служебного жилого помещения, находящегося в государственной собственности, по адресу: <адрес>, дом №<данные изъяты>, квартира №<данные изъяты>, в связи с прохождением им военной службы в в/ч <данные изъяты>.

Изложенные обстоятельства подтверждаются также списком распределения служебного жилого помещения по войсковой части <данные изъяты>, из которого усматривается, что жилое помещение было предоставлено капитану Ишутину А.Н. и членам его семьи на основании протокола жилищной комиссии №<данные изъяты> от 22.08.2009, как нуждающимся в обеспечении жилым помещением.

Согласно справке формы №8 от 28.10.2011, лицевому счету №<данные изъяты> Ишутин А.Н. в качестве нанимателя, Ишутина Н.Ф. в качестве жены нанимателя, <данные изъяты> года рождения, в качестве сына нанимателя были зарегистрированы в спорном жилом помещении с 17.02.2010.

В судебном заседании также установлено, что истец с членами семьи на основании указанных документов фактически вселились в спорную квартиру и до настоящего времени постоянно проживают в ней, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности не имеют.

В соответствии с абз.2 ч.2 ст.92 ЖК РФ (введенного в действие с 01.03.2005) использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения в установленном порядке к специализированному жилищному фонду. Ранее действовавший ЖК РСФСР также предусматривал порядок включения жилых помещений в число служебных.

Согласно Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 №42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество; включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами; использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.

Из материалов дела усматривается, что спорное жилое помещение по адресу: <адрес>, дом №<данные изъяты>, квартира №<данные изъяты>, было включено в реестр жилых и нежилых помещений муниципальной собственности г.Ульяновска на основании постановления мэра г.Ульяновска №1397П от 30.05.1997.

Таким образом, поскольку спорное жилое помещение с 30.05.1997 и до настоящего времени находится в муниципальной собственности, указание в договоре найма служебного жилого помещения №<данные изъяты> от 21.01.2010 на принадлежность указанной квартиры к государственной собственности не соответствует доказательствам по делу и ничем не подтверждено.

В судебном заседании также установлено, что истец обращался к ответчику с заявлением о выводе спорной квартиры из статуса служебной и заключении договора социального найма, однако, на основании решения комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии г.Ульяновска (протокол №<данные изъяты> от 15.09.2011), утвержденного постановлением Главы города от 07.10.2011 №4473, ему было отказано в удовлетворении заявления. При этом в протоколе заседания комиссии отмечается, что заявитель с семьей из 3 человек зарегистрирован по спорному адресу с 17.02.2010, ранее был зарегистрирован с семьей в в/ч <данные изъяты>.

Сторонам на основе принципа равноправия и состязательности были разъяснены положения ст.56 ГПК РФ о возложении на них обязанности представления доказательств в обоснование своих доводов и возражений и возможность рассмотрения дела по имеющимся доказательствам, однако ответчик, несмотря на требования суда, не представил доказательств соблюдения установленного законом порядка отнесения спорного жилого помещения к числу служебных, в том числе не представил в суд соответствующего решения органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом, подтверждающего включение спорной квартиры в специализированный жилищный фонд с отнесением ее к служебному жилому помещению, в связи с чем суд рассматривает дело по имеющимся доказательствам.

Как усматривается из представленного ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ письма отдела по учету и распределению жилой площади мэрии г.Ульяновска от 26.01.2005 и заявления Ульяновской КЭЧ от 13.10.2004, ходатайство о вводе в статус служебного жилья двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, п<адрес>, кВ.<данные изъяты>, было рассмотрено на заседании жилищной комиссии 13.01.2005, просьба была удовлетворена, решение утверждено постановлением №<данные изъяты> от 25.01.2005.

Вместе с тем, из заявления Ульяновской КЭЧ от 13.10.2004 усматривается, что к ходатайству о включении спорной квартиры в число служебных были приложены ордер, справка формы №8 и копия лицевого счета, что свидетельствует о том, что спорная квартира на момент заявления указанного ходатайства, а, следовательно, и на момент принятия решения жилищной комиссии от 13.01.2005, не была свободной, а была распределена гражданам по ордеру Ульяновской КЭЧ, в связи с чем отнесение ее к специализированному (служебному) жилищному фонду было не допустимо в силу норм п.3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ №42.

Кроме того, порядок предоставления жилья военнослужащим помимо Жилищного кодекса РФ регулируется специальным законом, в частности, статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствие с которой государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение.

В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения; военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, закрепленной в определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2011 №407-О-О, абзац двенадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающий, что военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, предоставляются жилые помещения по их выбору либо в собственность, либо по договору социального найма по избранному военнослужащими постоянному месту жительства, закрепляет обязанность государства обеспечивать военнослужащих жильем при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями на основе волеизъявления гражданина, определяющего в том числе форму жилищного обеспечения и место постоянного проживания, носит гарантийный характер, направлено на установление механизма реализации права на жилище.

Поскольку истец с членами его семьи вселился в спорное жилое помещение за законных основаниях – на основании решения жилищной комиссии о выделении спорной квартиры и заключенного договора, другим жилым помещением обеспечен не был, будучи зарегистрирован с семьей по месту службы в воинской части, то есть являлся нуждающимся в жилом помещении, имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет, в настоящее время представлен к увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями, в силу изложенных выше норм п.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на него не может быть возложена обязанность освободить спорное жилое помещение; при этом истец имел бы право (если бы спорное жилое помещение в установленном порядке было отнесено к числу служебных) на предоставление жилого помещения по его выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному месту жительства.

При таких обстоятельствах, поскольку в судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение на момент принятия решения жилищной комиссии от 13.01.2005 не могло быть включено в число служебных, другого решения о включении спорной квартиры в число служебных в установленном порядке стороной ответчика не представлено, спорная квартира является муниципальным жилищным фондом, с момента вселения истец с членами семьи постоянно пользовались спорным жилым помещением на законных основаниях, производили оплату жилья и коммунальных услуг, а наймодатель предоставлял истцам данные услуги и принимал соответствующие платежи, следует признать, что стороны фактически осуществляли права и обязанности по договору социального найма.

На основании изложенного, требования истца следует признать обоснованными, подлежащими удовлетворению и обязать Мэрию (администрацию) города Ульяновска заключить с Ишутиным А.Н. договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, п<адрес>, дом №<данные изъяты>, квартира №<данные изъяты>

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ишутина <данные изъяты> удовлетворить.

Обязать Мэрию (администрацию) города Ульяновска заключить с Ишутиным <данные изъяты> договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, дом №<данные изъяты>, квартира №<данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья:                                Е.М. Скобенко