Дело № 2-688/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 февраля 2012 года город Ульяновск
Заволжский районный суд г.Ульяновска в составе
председательствующего судьи Царапкиной Е.В.
при секретаре Агафоновой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ворковой <данные изъяты> об оспаривании действий (решений) администрации города Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска,
У С Т А Н О В И Л:
Воркова Е.А. обратилась в суд с заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, об оспаривании действий (решений) администрации города Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска в предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, восточнее жилого дома № по <адрес>, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м, указав следующее.
27 сентября 2011 года в соответствии с п.3 ст.30.1 Земельного кодекса РФ она обратилась к главе МО «г.Ульяновск» с заявлением о предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка расположенного восточнее жилого дома № по <адрес>, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м, приложив документы, свидетельствующие о том, что испрашиваемый земельный участок находится в жилом массиве и согласно карте градостроительного зонирования г.Ульяновска – в границах территориальной зоны Ж1, в которой индивидуальное жилищное строительство является основным видом разрешенного использования.
И.О.председателя Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска в ответе от 24.10.2011 отказал в удовлетворении заявления, сообщив, что испрашиваемый земельный участок согласно карте зон действия ограничения по условиям охраны окружающей среды находится в зоне ограниченного строительства запретного района, и вопрос о размещении объектов на его территории может быть рассмотрен только после снятия установленных ограничений.
И.О.главы администрации города Ульяновска Панчин С.С. по результатам рассмотрения ее жалобы на указанное решение в ответе от 30.12.2011, который направлен ей 13.01.2012, также отказал ей в предоставлении земельного участка по аналогичным основаниям.
Действия должностных лиц Комитета архитектуры и градостроительства и администрации города Ульяновска, связанные с отказом в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в порядке п.3 ст.30.1 Земельного кодекса РФ, являются незаконными.
Как следует из основного чертежа Генерального плана города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 27.07.2007 № 83, и карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Ульяновска, утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90, испрашиваемый заявителем земельный участок находится на территории коттеджной и усадебной застройки и в зоне существующей застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), соответственно. Согласно ст.21.1 Правил для зоны Ж1 индивидуальное жилищное строительство является основным видом разрешенного использования.
В соответствии с картой зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды и п.8 ст.20 Правил зона ограничения строительства запретного района отображена в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.02.2000 № 135, которым утверждено Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
В соответствии с п.8 данного Положения на территории запретного района запрещается строительство объектов социально-бытового и иного назначения, создающих угрозу безопасности военному складу и сохранности находящегося там имущества. При этом Положением не предусмотрены какие-либо ограничения на предоставление гражданам земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства, а также на строительство жилых домов на территории запретного района.
Испрашиваемый земельный участок расположен в жилом массиве, который застроен индивидуальными жилыми домами и хозяйственными постройками, в том числе возведенных на участках, предоставленных гражданам после установления границ запретного района в/ч 34236, утверждения Правил землепользования и застройки и Генерального плана г.Ульяновска.
Каких-либо данных о том, что строительство индивидуального жилого дома на испрашиваемом земельном участке, расположенном в зоне существующей застройки индивидуальными жилыми домами Ж1, создаст угрозу безопасности военному складу и сохранности находящегося там имущества, администрацией г.Ульяновска не представлено.
Просила признать незаконными отказы и.о.председателя Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 24.10.2011 и и.о.главы администрации города Ульяновска от 30.12.2011 в предоставлении ей в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, восточнее жилого дома ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м; обязать администрацию города Ульяновска в порядке и сроки, установленные п.3 ст.30.1 Земельного кодекса РФ, принять решение по ее заявлению о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка и принять решение о проведении аукциона о продаже участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений по предоставлению в аренду такого земельного участка; обязать администрацию города Ульяновска предоставить ей в аренду для индивидуального жилищного строительства испрашиваемый земельный участок.
В судебное заседание Воркова Е.А. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее допрошена по существу заявления, которое поддержала.
Представитель администрации города Ульяновска и Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска Трифонова О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Из отзыва следует, что разрешенное использование испрашиваемого земельного участка не соответствует Генеральному плану города Ульяновска и градостроительным регламентам, предусмотренным Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», предоставление в аренду испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилого строительства будет противоречить нормам действующего земельного законодательства. В связи с этим отказ Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 24.10.2011 и отказ администрации города Ульяновска от 30.12.2011 в предоставлении заявителю в аренду испрашиваемого земельного участка являются законными и обоснованными. Просила в удовлетворении заявления Ворковой Е.А. отказать.
Представитель в/ч 34236 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (Бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 30 Земельного кодекса РФ.
Согласно п.14 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», введенного Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ, при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется.
В соответствии со ст.85 Земельного кодекса РФ, правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественного, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
В соответствии с частью 3 этой же статьи градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с нормами указанной статьи, органом местного самоуправления обеспечивается выбор земельного участка в соответствии с предусмотренным градостроительным регламентом.
Правила землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденные решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90 (с последующими изменениями), являются нормативным правовым актом, утверждающим градостроительное зонирование и градостроительные регламенты на территории муниципального образования «город Ульяновск».
В силу ч.1 ст.3 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» решения по землепользованию и застройке принимаются с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, включая Генеральный план города Ульяновска.
В судебном заседании установлено, что 29.09.2011 Воркова Е.А. обратилась к главе города Ульяновска с заявлением о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, восточнее жилого дома № по <адрес>, под индивидуальное жилищное строительство.
24.10.2011 Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска Ворковой Е.А. дан ответ, из которого следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне ограниченного строительства запретного района, с учетом наличия ограничений по размещению объектов на территориях запретных зон и запретных районов, а также в целях обеспечения защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на военных складах, рассмотреть вопрос по размещению объектов на территории запретного района возможно после снятия установленных ограничений.
28.11.2011 Воркова Е.А. обратилась в мэрию города Ульяновска с жалобой на действия (бездействие) и.о.председателя Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска, связанные с ненадлежащим рассмотрением ее заявления о предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства спорного земельного участка.
На данное заявление и.о.главы города Ульяновска 30.12.2011 заявителю Ворковой Е.А. отказано в предоставлении в аренду спорного земельного участка со ссылкой на то, что разрешенное использование испрашиваемого заявителем земельного участка не соответствует Генеральному плану города Ульяновска и градостроительным регламентам, предусмотренным Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск».
Оценивая законность действий администрации города Ульяновска по рассмотрению обращений Ворковой Е.А., суд руководствуется следующим.
В силу ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 11 настоящего Кодекса, на основании которой управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
Таким образом, полномочия по распоряжению спорным земельным участком, расположенным в границах города Ульяновска, осуществляются администрацией (мэрией) города Ульяновска.
Из содержания ч.8 ст.31 Земельного кодекса РФ следует, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как усматривается из обращения Ворковой Е.А., последняя предполагает использование испрашиваемого в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, то есть для возведения объекта капитального строительства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен ст.30 Земельного кодекса РФ.
При этом согласно положений п.14 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 173-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» следует, что при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется.
Таким образом, в соответствии с данной правовой нормой, земельные участки должны предоставляться в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки.
Нормативным правовым актом, утверждающим градостроительное зонирование и градостроительные регламенты на территории города Ульяновска, являются Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденные решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90 (в редакции решения от 29.06.2011 № 69).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» решения по землепользованию и застройке принимаются с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, включая Генеральный план города Ульяновска и план реализации Генерального плана, документацией по планировке территории и на основании установленных настоящими Правилами градостроительных регламентов, которые действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки, иные объекты, независимо от форм собственности.
Как видно из Генерального плана города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской думы от 27.07.2007 № 83, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне запрещения нового жилого строительства.
Согласно карте зон действия ограничений по условиям окружающей среды Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» (статья 20) испрашиваемый земельный участок расположен в зоне ограниченного строительства запретного района.
В связи с тем, что разрешенное использование испрашиваемого земельного участка не соответствует Генеральному плану г.Ульяновска и градостроительным регламентам, предусмотренным Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», предоставление в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, восточнее жилого дома № по <адрес>, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м, будет противоречить нормам действующего земельного законодательства.
В связи с этим отказ Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 24.10.2011 и администрации города Ульяновска от 30.12.2011 Ворковой Е.А. в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка является законным и обоснованным.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта; предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Однако все вышеуказанные действия предпринимаются органом местного самоуправления только в случае, если вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка соответствует градостроительным регламентам, предусмотренным для территориальной зоны, в которой расположен такой земельный участок.
В связи с этим не подлежат удовлетворению и требования заявителя о принятии решения о предоставлении земельного участка (провести аукцион о продаже участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений по предоставлению в аренду такого земельного участка) и возложении обязанности предоставить в аренду испрашиваемый земельный участок.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12,56,194-199,254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Ворковой <данные изъяты> об оспаривании действий (решений) администрации города Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска по отказу в предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, восточнее жилого дома № по <адрес>, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В.Царапкина