о признании незаконными действий гос. власти



Дело № 2-1172/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 апреля 2012 года    город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Э.Р.Кузнецовой,

при секретаре    М.А.Денисовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ильиной Е.Н. на действие (бездействие) Министерства труда и социального развития Ульяновской области, Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску

УСТАНОВИЛ:

Ильина Е.Н. обратилась в суд о признании незаконными действий (бездействий) органов государственной власти.

В обоснование заявления указывает, что 17.02.2011 года ФГУ ГБ МСЭ по Ульяновской области ей была выдана индивидуальная программа реабилитации (далее по тексту - ИПР) №288, предусматривающая музыкотерапию и библиотерапию в качестве реабилитационного мероприятия. В установленные сроки ИПР была передана исполнителю. Требования исполнить ФЗ №181-ФЗ в течение 2011-2012 года цинично игнорировались, чем нарушены её личные права на реабилитацию, предусмотренные ФЗ №181-ФЗ и ФЗ №3185-1.

Просит признать незаконными действия-бездействия заинтересованных лиц, приведшие к нарушению её личных прав, предусмотренные ФЗ №181-ФЗ и ФЗ №3185-1.

Заявитель Ильина Е.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Представитель заявителя Ильин Н.А. в судебном заседании заявление о признании незаконными действий (бездействий) органов государственной власти поддержал. Пояснил, что он, действуя в интересах своей дочери, сдал ИПР от 17.02.2011 года в Управление социальной защиты населения, расположенное по пр.Ленинского Комсомола, 39. Однако до настоящего времени указанные в программе социокультурные реабилитационные мероприятия - библиотерапия и музыкотерапия не исполняются, поскольку сообщают, что нет соответствующих специалистов.

Представитель заинтересованного лица Министерства труда и социального развития Ульяновской области Бурлёва С.А. в судебном заседании с заявлением не согласилась. Пояснила, что законодательством на Министерство не возложена обязанность проведения мероприятий в области музыкотерапии и библиотерапии, оно лишь координирует деятельность подведомственных учреждений. Содействие по реализации ИПР инвалидам оказывает Ульяновское областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения в г.Ульяновске. Обязанность представлять ИПР для реализации лежит на инвалиде, однако Ильин программу в Министерство не предоставлял, а если бы её представил, то она бы была обжалована, поскольку МСЭ допустили ошибку, указывая такие мероприятия, специалистов по бибилиотерапии и музыкотерапии для инвалидов, страдающих психическим заболеванием, в городе не имеется. Копия ИПР от 17.02.2011 года поступила в Министерство от УОГКУСЗН в г.Ульяновске в сентябре 2011 года. Кроме того, программа утратила силу с принятием новой 21.03.2011 года, которая также Ильиным никуда не предоставлялась.

Представитель заинтересованного лица Ульяновского областного государственного казённого учреждения социальной защиты населения в г.Ульяновске (УОГКУСЗН в г.Ульяновске) Мухутдинова И.А. в судебном заседании с заявлением не согласилась. Пояснила, что в обязанности УОГКУСЗН в г.Ульяновске входит не организация реабилитационных мероприятий, а оказание содействие в их реализации. Ильин в сентябре 2011 года обратился в УОГКУСЗН в г.Ульяновске с заявлением о выполнении, указанных в ИПР от 17.02.2011 года реабилитационных мероприятий - библиотерапии и музыкотерапии, после чего были сделаны запросы в Министерство культуры, однако было установлено, что соответствующих специалистов в городе не имеется.

Представитель заинтересованного лица Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В отзыве указывают, что услуги по библиотерапии и музыкотерапии не включены в федеральный перечень реабилитационных мероприятий. Прием заявлений на представление технического средства и услуги подается в УОГКУСЗН в г.Ульяновске, а учреждение в свою очередь передает заявление в Министерство труда и социального развития Ульяновской области, которое принимает решение и направляет инвалиду уведомление о принятом решении. Если услуга не включена в перечень бесплатных услуг, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 года №2347-р УОГКУСЗН в г.Ульяновске при обращении инвалида дает консультацию, где можно получить данные услуги, оплата названных услуг производится за счет инвалида. На основании изложенного просят в удовлетворении заявления отказать.

Представитель заинтересованного лица Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области" Саркисов Ю.Л. в судебном заседании пояснил, что для инвалида Ильиной Е.Н. в феврале 2011 года была разработана ИПР, в которую включены социокультурные мероприятия - бибилиотерапия и музыкотерапия, исполнителем указано Министерство труда и социального развития Ульяновской области. Оставляет разрешение заявления на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области" Файзуллова А.М. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные Саркисовым Ю.Л. Дополнила, что 21.03.2011 года ИПР от 17.02.2011 года утратила силу с принятием новой программы, в которую также были включены социокультурные мероприятия.

Заслушав мнение участников процесса, изучив и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из справки серия МСЭ-2007 №2385581 от 14.08.2008 года, заявитель Ильина Е.Н. является инвалидом 2 группы, инвалидность установлена бессрочно.

Установлено, что 17.02.2011 года ФГУ "ГБ МСЭ по Ульяновской области" разработана ИПР инвалида Ильиной Е.Н., в которую в качестве социокультурной реабилитации включены библиотерапия и музыкотерапия.

В соответствии со ст.1 Закона №3185-1 от 02.07.1992 года "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её реализации" психиатрическая помощь включает в себя обследование психического здоровья граждан по основаниям и в порядке, установленным настоящим Законом и другими законами Российской Федерации, диагностику психических расстройств, лечение, уход и медико-социальную реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами.

В соответствии со ст.11 ФЗ " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 года №181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.2008 года №3790н утвержден Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) (далее - Порядок), согласно которому координация мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) и оказание необходимого содействия инвалиду осуществляется органом социальной защиты населения.

Из ИПР инвалида Ильиной Е.Н. №288 от 17.02.2011 года следует, что исполнителем мероприятий по социокультурной реабилитации ФГУ "ГБ МСЭ по Ульяновской области" указало Министерство труда и социальной защиты населения Управление Департамента социальной защиты населения Заволжского района.

Однако в судебном заседании установлено, что на территории Ульяновской области существуют следующие органы и учреждения социальной защиты населения.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социального развития Ульяновской области, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 01.07.2010 года №214-П Министерство труда и социального развития Ульяновской области (далее – Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим государственное управление и реализующим государственную политику в сфере труда и социального развития на территории Ульяновской области. В ведении Министерства находятся территориальные органы, государственные учреждения социальной защиты, учреждения социального обслуживания.

В соответствии с п.2.2.3 указанного Положения в области социального обслуживания населения: создаёт и развивает сеть комплексных и специализированных учреждений, осуществляющих социальное обслуживание населения (стационарных и нестационарных), учреждений по реабилитации и социальному обслуживанию инвалидов, пожилых и нетрудоспособных граждан, отделений социальной помощи на дому, кризисных и иных центров с учётом потребностей различных категорий и групп населения; координирует и контролирует деятельность подведомственных учреждений.

01.07.2010 года Постановлением Правительства №213-П утверждено Положение об Управлении Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску (далее - Управление), из которого следует, что Управление является территориальным органом Министерства, является правопреемником Управления Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по городу Ульяновску; Управление в соответствии с возложенными на него задачами в области социальной поддержки населения осуществляет следующие функции: предоставляет меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством; назначает пособия, компенсации, жилищные субсидии и другие социальные выплаты, установленные законодательством, на соответствующей территории; оказывает государственную социальную помощь малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в порядке и размерах, установленных нормативными правовыми актами Ульяновской области; принимает участие в реализации федеральных и областных целевых программ; выплачивает пособия, компенсации, жилищные субсидии и другие социальные выплаты, установленные законодательством, на соответствующей территории; возмещает расходы на предоставление мер социальной поддержки в натуральном выражении отдельным категориям граждан; создает и ведет информационные банки данных, необходимые для обеспечения социальной поддержки населения; организует информационное взаимодействие с органами и учреждениями системы труда и социального развития, а также иными организациями всех видов и форм собственности; организует прием граждан по вопросам предоставления мер социальной поддержки населения; выдает справки и удостоверения о правах на социальные гарантии в соответствии с законодательством; участвует в проведении ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения граждан; рассматривает обращения граждан в сроки, установленные законодательством Российской Федерации (п. 3.1 в ред. Постановления Правительства Ульяновской области от 29.06.2011 N 294-П).

Кроме того, создано Ульяновское областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения в г.Ульяновске, одним из основным видов деятельности которого в области социальной защиты населения и оказания мер социальной поддержки является содействие реализации мероприятий, указанных в индивидуальных программах реабилитации инвалидов (п.2.3.2 Устава).

Ильина Е.Н. в обоснование своего заявления о признании незаконными действий органов госвласти ссылается на то, что до настоящего времени не исполняется ИПР №288 от 17.02.2011 года, предусматривающая музыкотерапию и библиотерапию в качестве реабилитационных мероприятий, в связи с чем просит признать действия (бездействия) заинтересованных лиц незаконными и обязать исполнитель требования ФЗ и мероприятий ИПР №288.

Вопреки доводам заявителя о том, что заинтересованными лицами игнорировались требования исполнить ИПР инвалида №288 от 17.02.2011 года, на заявления Ильина Н.А. относительно её реализации, материалами дела подтверждено, что УОГУСЗН г.Ульяновска и Министерством труда и социального развития Ульяновской области оказывалось содействие в реализации ИПР в части социокультурной реабилитации, а именно библиотерапии и музыкотерапии.

Согласно п.2 Порядка индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) составляется в двух экземплярах, один экземпляр выдается инвалиду (его законному представителю) на руки, о чем делается запись в журнале выдачи индивидуальных программ реабилитации, второй экземпляр приобщается к акту освидетельствования.

В соответствии с изменениями в п.2 Порядка, внесенными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 6 сентября 2011 г. N 1020н, индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) составляется в трех экземплярах: один экземпляр выдается инвалиду (его законному представителю) на руки, о чем делается запись в журнале выдачи индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида); второй экземпляр приобщается к акту освидетельствования; третий экземпляр в трехдневный срок с момента утверждения индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) направляется территориальному органу Фонда социального страхования Российской Федерации либо органу, уполномоченному исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае передачи ему Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2008, N 30, ст. 3597; N 52, ст. 6236), полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) на бумажном носителе и/или в форме электронного документа с использованием информационно-коммуникационной сети с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.".

Таким образом, только после внесения указанных изменений в Порядок ИПР инвалида в трехдневный срок с момента её утверждения направляется в орган, наделенный полномочиями по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации и услугами, предоставляемыми инвалиду, следовательно, до указанной даты обязанность по предоставлению ИПР инвалида для осуществления реабилитационных мероприятий лежала на самом инвалиде.

Вместе с тем, в судебном заседании не было установлено, что Ильиной Е.Н. ИПР инвалида №288 от 17.02.2011 года предоставлялась в органы социальной защиты.

Более того, судом установлено, что 21.03.2011 года ФГУ "ГБ МСЭ по Ульяновской области" разработана новая ИПР инвалида, а ИПР инвалида №288 от 17.02.2011 года утратила силу.

При таких обстоятельствах оснований для признания незаконными действий (бездействий) заинтересованных лиц в связи с неисполнением реабилитационных мероприятий, указанных в ИПР инвалида №288 от 17.02.2011 года и возложении обязанности исполнить требования ИПР №288 от 17.02.2011 года по основаниям, изложенным Ильиной Е.Н. и её представителем, не имеется.

    В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

    Таким образом, в удовлетворении заявления Ильиной Е.Н. надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 12,56, 167, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Ильиной Е.Н. о признании незаконными действий (бездействий) органов государственной власти, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Э.Р.Кузнецова