об обязании произвести капитальный ремонт в доме



Дело № 2- 1218/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 мая 2012 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Петровой С.А.

при секретаре Лазаревой Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Парашина ФИО22, Барышникова ФИО23, Богомоловой ФИО24, Зубаковой ФИО25, Лобашевой ФИО26, Боровкова ФИО27, Мелешкина ФИО28, Стенькиной ФИО29, Бурылина ФИО30, Прокопенковой ФИО31, Гилаевой ФИО32, Мануйлова ФИО33 к администрации города Ульяновска о обязании произвести капитальный ремонт многоквартирного дома,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы Парашин Н.А., Барышников В.В., Богомолова Т.Г., Зубакова С. Б., Лобашева С.Г., Боровков А.Д., Мелешкин М.П., Стенькина О. П., Бурылин В. Б., Прокопенкова И. А., Гилаева Г.Б., Мануйлов В.П. обратились в суд с иском к администрации города Ульяновска о обязании произвести капитальный ремонт многоквартирного дома, указав, что являются собственниками квартир в доме <адрес>. Дом сдан в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году. С момента ввода в эксплуатацию в указанном доме не проводился капитальный ремонт. Администрация г. Ульяновска, как собственник обязана была произвести капитальный ремонт жилищного фонда перед передачей жилищного фонда в собственность граждан, однако данную обязанность не исполнила. В силу ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» № 1541-1 от 04.07.1991 г. за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Расположенные в жилом доме № <адрес> квартиры в настоящий момент находятся как в собственности граждан, так и в собственности администрации г. Ульяновска. При этом администрация города Ульяновска обязана осуществить капитальный ремонт жилых помещений, собственником которых она является, и которые предоставляет по договору социального найма. Согласно п. 5.1. Ведомственных и строительных норм ВСН 58-88 Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденных Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312 капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий, при этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта; улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории, при необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства. ВСН также предусмотрено, что минимальная продолжительность эксплуатации покрытия крыш (кровли) из рулонных материалов ( в 3-4 слоя) до капитального ремонта (замены) составляет 10 лет, межпанельных швов 10 лет, системы центрального отопления 15 лет. Просят обязать администрацию г. Ульяновска произвести капитальный ремонт кровли, межпанельных швов, системы центрального отопления многоквартирного дома № <адрес> г. Ульяновска.

Истцы Парашин Н.А., Барышников В.В., Богомолова Т.Г., Зубакова С. Б., Лобашева С.Г., Боровков А.Д., Мелешкин М.П., Стенькина О. П., Прокопенкова И. А., Гилаева Г.Б., Мануйлов В. П. в судебное заседание не явились. О времени и месте слушания дела извещены. В заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Истец Бурылин В.Б. и представитель истцов Ереева Т.М. в судебном заседании исковые требования поддержали, изложив доводы искового заявления.

Представитель ответчика администрации города Ульяновска и третьего лица комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска Цыплова М.А. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что администрация города Ульяновска в договорных отношениях с истцами не состоит, исполнителем услуг жилищно-коммунального хозяйства, в том числе работ капитального характера, не является. Денежные средства, составляющие плату за жилое помещение, в бюджет муниципального образования не поступают. Собственники помещений спорного многоквартирного дома использовали свое право и обязанность, предоставленные Жилищным кодексом Российской Федерации, о выборе способа управления многоквартирным домом. Управление данным домом осуществляет ООО « УК Жилстройсервис». Данная управляющая организация обязана обеспечить квалифицированное и качественное обслуживание жилого дома, бесперебойную, безаварийную работу всех инженерных систем, сетей. Она является исполнителем услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, переданного ей в управление. В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.30, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя содержания расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Каждый из собственников обязан нести бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество в доме. Расходы по содержанию мест общего пользования, включая их текущий и капитальный ремонт, возложены на всех собственников жилых помещений многоквартирного дома, в том числе и на истцов. В соответствии с п. 3 ст. 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. Кроме того, необходимость в проведении капитального ремонта дома не подтверждается. Как следует из приложения к ВСН, продолжительность эксплуатации до капитального ремонта носит рекомендательный характер. В данном случае необходимо подтвердить физический износ коммуникаций и здания. Возложение обязанности о проведении ремонта на администрацию города Ульяновска противоречит нормам гражданского законодательства. Не представлено доказательств того, что на момент передачи квартир в собственность истцам была необходимость в проведении капитального ремонта. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица ООО « УК Жилстройсервис» Прохорова Ю.В. в судебное заседание не явилась. О времени и месте слушания дела извещена, будучи допрошенной ранее, исковые требования поддержала и пояснила, что требования о проведении капитального ремонта межпанельных швов, системы центрального отопления и кровли обоснованны. Сроки эксплуатации межпанельных швов, систем центрального отопления и кровли дома истекли, дом сдан в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, администрация г.Ульяновска при передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации не исполнила свою обязанность по капитальному ремонту дома.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что дом № <адрес> представляет собой многоквартирный 9-ти этажный жилой дом, состоящий из десяти подъездов. Истцы являются собственниками и проживают в квартирах № , данного дома. Право собственности истцов зарегистрировано в установленном законом порядке и подтверждается представленными свидетельствами о государственной регистрации права.

В доме расположены как квартиры, находящиеся в ведении администрации г.Ульяновска и занимаемые гражданами по договорам социального найма, так и находящиеся в собственности граждан.

Согласно договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, данный дом передан в соответствии со ст.162 ЖК РФ в управление ООО «Управляющая компания Жилстройсервис».

Из материалов дела усматривается, что жилой дом № <адрес> в г.Ульяновске сдан в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году.

В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 (в ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Из положения статьи 16 Закона следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», устанавливающая, что при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, направлена на защиту имущественных и жилищных прав этих граждан (Определение от 19 октября 2010 года № 1334-О-О).

Следует также учитывать, что согласно Федеральному закону от 1 февраля 2010 года N 4-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие статьи 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предусматривающей, что при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, продлено до 1 марта 2013 года.

С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В силу ст. 14 ЖК РФ, на орган местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Администрация города Ульяновска является исполнительно - распорядительным органом города Ульяновска, и в силу своих полномочий обязана осуществлять функции заказчика реконструкции, капитального ремонта муниципальных объектов, обеспечения финансирования работ.

Анализируя нормы статьи 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 (в ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ суд полагает, что после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

Жилой дом по пр. <адрес> в г. Ульяновске передан с баланса муниципального образования «город Ульяновск» на баланс МУП ЖКХ «Новый город», а в последствии на баланс ООО «Жилстройсервис» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ Актом № 1 от ДД.ММ.ГГГГ с баланса ООО «Жилстройсервис» дом передан на баланс ООО «УК Жилстройсервис»

В соответствии с пунктом 2.4.2. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8.

    Согласно пункту 5.1. "ВСН 58-88 (р). Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (утв. Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

Ведомственными строительными нормами и Правилами оценки физического износа жилых зданий ВСН 53-86 (р), утвержденными Приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 24.12.1986 № 446, предусмотрено, что при физическом износе стен из крупноразмерных блоков 41-60% требуются работы по усилению простенков и перемычек, укрепление и усиление отдельных участков стен; при износе рулонной кровли 41-60% требуются работы по ремонту кровли с покрытием двумя слоями рубероида, смена покрытий парапетов; при физическом износе элементов системы центрального отопления 41-60% требуются работы по замене магистралей, стояков, восстановление теплоизоляции.

Указанные работы согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 (Приложение 8) относятся к работам, производимым при капитальном ремонте жилищного фонда.

В соответствии с рекомендуемым приложением N 3 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденному Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, определяющим минимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, продолжительность эксплуатации покрытия крыш (кровли) из рулонных материалов (в 3 - 4 слоя) до капитального ремонта (замены) составляет 10 лет, панелей наружных стен мастиками – 8 лет, трубопроводов домовых магистралей, стояков ЦО при открытой схеме стояков составляет 15 лет, задвижек – 10 лет, вентилей – 10 лет; трехходовых     кранов – 10 лет.

В ходе судебного разбирательства стороны не отрицали, что капитальный ремонт дома № <адрес> не производился со дня сдачи дома в эксплуатацию, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года.

Из акта технического состояния жилого дома, передаваемого на обслуживание и санитарное состояние от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что при передаче дома требовался текущий ремонт кровли, частичная замена стояков ХВС и ГВС.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что еще до передачи жилого помещения в собственность истцам многоквартирный жилой дом, а именно, отдельные его системы, нуждались в проведении ремонтных работ капитального характера.

Актом общего технического осмотра здания – дома № <адрес> в г.Ульяновске, составленного ООО «УК Жилстройсервис», от ДД.ММ.ГГГГ, зафиксирован факт необходимости проведения капитального ремонта системы центрального отопления дома, ремонта межпанельных швов.

Согласно справки, представленной ООО « УК Жилстройсервис» № от ДД.ММ.ГГГГ система отопления в доме № <адрес> открытая. Состоит из черных газовых труб. Срок эксплуатации черных газовых труб по ВСН 58-88 (р) при открытых системах – 15 лет. В техподполье трубопроводы центрального отопления черные водо-газопроводные. Срок эксплуатации черных газовых труб по ВСН 58-88 (р) при открытых схемах – 15 лет.

В акте обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного с участием представителя Государственной жилищной инспекций Ульяновской области, главного специалиста-эксперта отдела жилищного фонда комитета ЖКХ и экологии, собственников квартир № указано, что при визуальном обследовании выявлено наличие ржавчины на запорной арматуре и вентилях системы центрального отопления в подвале дома; трубопровод системы центрального отопления в подвале дома находится в удовлетворительном состоянии; наличие разрушения межпанельных швов (трещины более 0,3 мм, выкрашивание) локально по всему периметру дома; наличие ржавчины на стояке центрального отопления на кухне в квартире № ; наличие следов протечки (желтые разводы, отслоение обоев) на стояках и потолке в кв. № из-за нарушения герметичности кровельного покрытия; наличие следов протечки (желтые разводы) по месту расположения ливневой канализации на потолке 9 этажа подъезда № ; наличие трещины (30-70 см) на кровельном покрытии над квартирой № ; отсутствие оцинкованных фартуков по месту примыкания кровельного покрытия к парапету по всему периметру кровли; отсутствие оцинкованного оголовка парапета локально по всему периметру кровли; отсутствие дифлекторов на мусороприемника на кровле дома; отсутствие входной двери на кровельное покрытие по месту расположения подъезда № ; неплотность примыкания кровельного покрытия к парапету локально по всему периметру кровли; нарушение герметичности ендовой по месту расположения подъезда № (трещины, вздутия); отсутствие чугунной решетки (оголовка) ливневой канализации подъезда № .

Кроме того, актами осмотра квартир, имеющихся в материалах дела, подтверждаются повреждения в квартирах жильцов девятых этажей жилого дома № <адрес> в г. Ульяновске в результате течи с кровли.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истцов в части обязания ответчика провести капитальный ремонт кровли и межпанельных швов в доме № <адрес> в г. Ульяновске подлежат удовлетворению.

В силу Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Исходя из приведенного пункта Правил суд полагает необходимым удовлетворить требования истцов об обязании ответчика провести капитальный ремонт центрального отопления дома № <адрес> только в части проведения капитального ремонта системы центрального отопления, находящейся в подвале дома, необходимость же проведения капитального ремонта стояков, обогревающих элементов как на момент передачи квартир в собственность истцов так и на настоящее время представленными доказательствами не подтверждается, других доказательств сторону суду не представили.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Парашина ФИО34, Барышникова ФИО35, Богомоловой ФИО36, Зубаковой ФИО37, Лобашевой ФИО38, Боровкова ФИО39, Мелешкина ФИО40, Стенькиной ФИО41, Бурылина ФИО42, Прокопенковой ФИО43, Гилаевой ФИО44, Мануйлова ФИО45 к администрации города Ульяновска об обязании произвести капитальный ремонт многоквартирного дома удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Ульяновска произвести капитальный ремонт: системы ЦО в подвале, кровли, межпанельных швов, многоквартирного дома № <адрес> г. Ульяновска.

В остальной части иска Парашину ФИО46, Барышникову ФИО47, Богомоловой ФИО48, Зубаковой ФИО49, Лобашевой ФИО50, Боровкову ФИО51, Мелешкину ФИО52, Стенькиной ФИО53, Бурылину ФИО54, Прокопенковой ФИО55, Гилаевой ФИО56, Мануйлову ФИО57 отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.А. Петрова