о защите прав потребителей



Дело №2-405/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 марта 2010 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе

председательствующего судьи Усовой В.Е.,

при секретаре Зибаревой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукманова Рафаила Фидачиевича к обществу с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

Лукманов Р.Ф. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» ( далее по тексту ООО «РЭС») о защите прав потребителя, указав, следующее.

Он проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, и является нанимателем данной квартиры. Кроме этого, он является исполнителем коммунальных услуг, управляющая компания ООО «РЭС» независимо от ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовой формы обязана предоставить потребителю услуги, соответствующие по качествам обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и норм, установленных нормами и условиями договора, а также информацию о коммунальных услугах. Он регулярно оплачивает коммунальные услуги, исполняя, таким образом, свои обязательства. Управляющая компания ООО «РЭС» исполняет свои обязательства не надлежащим образом. Так, в <данные изъяты> за услугу «ТБО утилизация» с него было удержано за период <данные изъяты> год включительно <данные изъяты>. Данная услуга была включена в квитанции по оплате отдельной строкой. <данные изъяты> услуга «ТБО утилизация» была включена в графу квитанции «Содержание и ремонт жилья» и с него за услугу «ТБО утилизация» были удержаны <данные изъяты>., в том числе <данные изъяты> Услуга по утилизации ТБО в перечень коммунальных услуг, установленных ст. 154 Жилищного Кодекса РФ не включена. При таких обстоятельствах, расходы по утилизации ТБО не могут быть включены в состав структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги как самостоятельный вид коммунальной услуги с взиманием за нее оплаты по отдельному тарифу. Указанные нарушения противоречат требованиям Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которому исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует условиям договора, Правилам предоставления коммунальных услуг, а потребитель имеет право на коммунальные услуги, безопасные для жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу. Оплата не предоставленных услуг Законом не предусмотрена. Действия ответчика нарушают его права, так как ответчик своевременно не уведомил его в установленный законом срок о повышении тарифов на услуги ЖКХ с <данные изъяты> <данные изъяты> года, взыскал с него денежные средства за услугу «ТБО утилизация». Так как он получает пенсию, размер которой ниже прожиточного минимума, он вынужден очень скрупулезно планировать свои расходы и любое увеличение обязательных платежей очень сильно сказывается на его скудном бюджете, особенно сильно сказывается резкое и неожиданное увеличение тарифов на услуги ЖКХ и незаконные удержания. В связи с этим считает, что с ООО «РЭС» подлежат взысканию денежные средства, удержанные с него за услугу «ТБО утилизация» за <данные изъяты>. Кроме того, в <данные изъяты> им уплачены денежные средства: <данные изъяты> по квитанции № – <данные изъяты>. за ремонт жилья, <данные изъяты> за ремонт СДК; <данные изъяты> по квитанции № – <данные изъяты>. за ремонт жилья, <данные изъяты>. за содержание жилья, <данные изъяты>. за АДС; <данные изъяты> по квитанции № – <данные изъяты> за ремонт жилья, <данные изъяты> за инженерное оборудование, <данные изъяты>. <данные изъяты>. за благоустройство жилого дома. Считает данные платежи незаконными, так как о том, что будет взиматься плата за эти дополнительные услуги в <данные изъяты> ООО «РЭС» не уведомила в установленные Законом сроки. Кроме того, указанные услуги фактически не оказывались. Просил признать незаконными действия ООО «РЭС» по включению в квитанцию по оплате жилья и коммунальных услуг строки «ТБО утилизация» в <данные изъяты> и взимании платы за данную услугу; взыскать в его пользу незаконно удержанные денежные средства за услугу «ТБО утилизация» в сумме <данные изъяты>., взыскать компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>.; признать незаконными платежи в квитанциях за <данные изъяты> года по графам «ремонт жилья», «<данные изъяты>», «ремонт СДК», «благоустройство жилого дома», «АСД», «инженерное оборудование»; взыскать с ООО «РЭС» <данные изъяты>, уплаченные за данные услуги; исключить из квитанций по оплате коммунальных услуг за <данные изъяты> плату за вышеуказанные услуги, обязать ООО «РЭС» предоставить подробную информацию об организациях, предоставляющих услуги «содержание и ремонт жилья», «водоотведение», «водоснабжение», «теплоснабжение» <данные изъяты>; обязать ООО «РЭС» предоставить подробную информацию по услугам «содержание и ремонт жилья», «водоотведение», «водоснабжение», «теплоснабжение», а именно перечень работ и услуг, стоимость этих услуг, основание и расчет стоимости с <данные изъяты>.

В ходе рассмотрения дела истец завил дополнительные исковые требования, в которых просил обязать ООО РЭС» предоставить информацию в письменном виде с приложением копий документов о следующих услугах: уборка территории домовладения, содержание мусоропровода и мусорокамер, содержание систем центрального отопления, водоснабжения и водоотведения, содержание системы электроснабжения, обслуживание вентиляционных каналов, строительные мероприятия, уборка лестничных клеток, дератизация и дезинсекция мест общего пользования, аварийно-диспетчерское обслуживание, обслуживание лифтового хозяйства, диагностика и освидетельствование лифтов, диспетчеризация узлов учета, обслуживание общедомовых узлов учета, сбор, вывоз и утилизация ТБО, услуги ООО УФ «РИЦ», управление многоквартирным домом, текущий ремонт, ремонт мусороклапана, ремонт оконных переплетов, ремонт дверей, ремонт тележек, остекление, ремонт подъездов, ремонт ХВС, ремонт канализации, ремонт электрооборудования, ремонт МАФ, строительные мероприятия», сбор и вывоз ТБО, утилизация ТБО, инженерное оборудование, благоустройство жилого дома, ремонт многоквартирного дома, ремонт инженерных систем, ремонт подъездов, входящих в состав услуги содержание и ремонт жилья, услуги «водоотведение», «водоснабжение», «ГВС», «теплоснабжение»; описание содержания каждой работы (услуги) периодичность выполнения (оказания услуги), результат выполненной работы (оказании услуги), гарантийный срок (в случае если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным актом РФ или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв.метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог.метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв.метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.); об организациях и лицах, оказывающих указанные услуги в <данные изъяты>; признать незаконными платежи за услуги «строительные мероприятия», «сбор и вывоз ТБО», «утилизация ТБО», «инженерное оборудование», «благоустройство жилого дома», «ремонт многоквартирного дома», «ремонт инженерных систем» за <данные изъяты> взыскать с ООО «РЭС» денежные средства в сумме <данные изъяты>, уплаченные за данные услуги, исключить из квитанций по оплате коммунальных услуг за <данные изъяты> вышеперечисленные услуги, признать незаконными действия ООО «РЭС» по оставлению без ответа его претензии от ДД.ММ.ГГГГ и обязать ООО «РЭС» представить подробный письменный ответ по вопросам, указанным в претензии.

Истец Лукманов Р.Ф. в судебное заседание не явился. О дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца Лукманова Р.Ф. – Лукманов Р.Р. в судебном заседании исковые требования с учетом дополнений поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, и дополнительно пояснил суду, что за начисление платы за услугу «ТБО утилизации» в <данные изъяты> истцу в <данные изъяты> был произведен перерасчет, поэтому требования о взыскании с ООО «РЭС» платы за данную услугу в размере <данные изъяты> он не поддерживает; услуги «ремонт жилья», «<данные изъяты>», «ремонт СДК», «благоустройство жилого дома», «АСД», «инженерное оборудование», включенные в квитанции по <данные изъяты> и услуги «строительные мероприятия», «сбор и вывоз ТБО», «утилизация ТБО», «инженерное оборудование», «благоустройство жилого дома», «ремонт многоквартирного дома», «ремонт инженерных систем», включенные в квитанцию за <данные изъяты>, считает незаконными, поскольку данные услуги, хотя и входят в состав услуги «содержание и ремонт», но они оказывались и их предоставление не предусмотрено договором управления; в <данные изъяты> истец направил в ООО «РЭС» претензию, в которой просил возместить причиненные ему незаконным начислением денежных средств за дополнительные услуги убытки и предоставить информацию об организациях, оказывающих услуги и информацию о самих услугах, однако ответчик на данную претензию ему не ответил, сообщив, что данные вопросы будут решаться в судебном порядке, чем также нарушил его права как потребителя. Непредоставлением информации, взиманием платы за дополнительные услуги истцу причинен моральный вред, который он оценивает в <данные изъяты>. Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «РЭС» Шарапова Ю.Н. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в <данные изъяты> ООО «РЭС» выставляло гражданам услугу по утилизации ТБО отдельной строкой. Но в <данные изъяты> состоялось решение Заволжского районного суда г.Ульяновска, которым эти действия были признаны незаконными и их обязали произвести перерасчет, засчитав данные суммы в счет будущих платежей, что и было сделано. На основании письма ООО «РЭС», ООО «РИЦ» в начале <данные изъяты> произвело всем гражданам перерасчет, и истцу в том числе. Поэтому считает, что оснований для признания действий ООО «РЭС» незаконными нет. В <данные изъяты> услуга по утилизации ТБО вошла в графу «содержание и ремонт», так как она предусмотрена договором на управление данным жилым домом. За <данные изъяты> начисления сделаны истцу верно в соответствии с тарифом на содержание и ремонт жилья в размере <данные изъяты>, а <данные изъяты> – исходя из тарифа – <данные изъяты>. Все услуги, которые истец называет дополнительными, «ремонт жилья», «<данные изъяты>», «ремонт СДК», «благоустройство жилого дома», «инженерное оборудование», «строительные мероприятия», «сбор и вывоз ТБО», «утилизация ТБО», «ремонт многоквартирного дома», «ремонт инженерных систем» - все они входят в тариф, установленный для услуги «содержание и ремонт жилья, который составил в <данные изъяты> - <данные изъяты>, а в <данные изъяты> <данные изъяты>, и дополнительными не являются. Все эти услуги оказывались гражданам, перечень работ и услуг по содержанию и ремонту жилого дома истца, определен собранием собственников и является приложением к договору Управления домом. Вся информация об изменениях в тарифах отображена на информационных стендах, которые имеются в подъездах каждого жилого дома, также вся необходимая информация имеется на сайте ООО «РЭС». Поскольку нарушений прав истца не допущено считает, что не имеется оснований и для взыскания морального вреда. С учетом изложенного, просила в иске отказать..

Представитель третьего лица ООО «Региональный информационный центр» Горбунова Т.В. в судебном заседании исковые требования считала необоснованными и пояснила, что у ООО «РИЦ» имеется агентский договор с ООО «РЭС», начисление платы за содержание и ремонт жилья производят по сведениям, которые предоставляет управляющая компания. <данные изъяты> истцу производились начисления за услугу «ТБО утилизация» отдельной строкой в квитанции. Впоследствии, в адрес ООО «РИЦ» поступило письмо от ООО «РЭС» с требованиями произвести жильцам перерасчет за услугу «ТБО утилизация». Истцу был произведен перерасчет в <данные изъяты>. В <данные изъяты> данная услуга была включена в графу квитанции «содержание и ремонт жилья», поскольку эта услуга предусмотрена Договором управления. Что касается услуг, которые истец называет дополнительными, то все данные услуги включены в перечень работ, которые выполняют ООО «РЭС» по договору управления данным жилым домом. В квитанции эти услуги выделены в отдельные графы, поскольку денежные средства, поступающие от граждан за оказание данных услуг, перечисляются не в Управляющую компанию, а в те организации, которые оказывают данные услуги, что предусмотрено трехсторонними договорами, заключенными между ООО «РЭС», ООО «РИЦ» и порядными организациями. Это сделано по инициативе ООО «РИЦ» для удобства отчета перед ООО «РЭС». В целом же размер тарифа на содержание и ремонт жилья <данные изъяты> составил <данные изъяты>, на <данные изъяты> – <данные изъяты>, и эти услуги, на которые указывает истец, входят в этот тариф, поскольку все они предусмотрены перечнем работ, которые выполняет управляющая компания по договору Управления.

С учетом мнения участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца в соответствии со ст.167 ГПК РФ по имеющимся в материалах дела доказательствам

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Согласно п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» отношения, возникающие из договоров на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан, направленные на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, регулируются законодательством о защите прав потребителя.

Согласно пунктам 2 и 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, их действие распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, при этом исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы; им может быть, в частности, управляющая организация, а потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Из материалов дела следует, что истец Лукманов Р.Ф. является нанимателем <адрес> по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается справкой формы 8 № от ДД.ММ.ГГГГ, и сторонами при рассмотрении дела не оспаривалось.

Истец зарегистрирован в указанном жилом помещении в качестве квартиросъемщика с ДД.ММ.ГГГГ с супругой ФИО6 и дочерью ФИО7

В соответствии со ст.ст.153,154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем);плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги.

Согласно акту приема-передачи № от ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ ООО «РЭС» приняло от МУП ЖКХ «Новый город» в управление <адрес>.

При таких обстоятельствах, правоотношения ответчика ООО «РЭС» и истца, как нанимателя жилого помещения, связанные с предоставлением истцу услуг по найму жилья, коммунальных услуг и их оплатой регулируются законодательством о защите прав потребителей.

В соответствии с ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).

Согласно ч.4 ст.155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

В силу изложенных выше норм ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление); оплату гражданами иных услуг указанные нормы Жилищного кодекса РФ не предусматривают.

Таким образом, из содержания указанных норм следует, что услуги по утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) не включены в перечень коммунальных услуг, предоставляемых гражданам, проживающим в жилых помещениях, а плата за услуги по утилизации ТБО не входит в состав платы за коммунальные услуги.

Решением Заволжского районного суда города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «РЭС», ООО «ГК РЭС», вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, действия ООО «РЭС» по установлению платы по утилизации твердых бытовых отходов как за самостоятельный вид услуги признаны незаконными. На ООО «РЭС» возложена обязанность не производить начисление гражданам платы за утилизацию твердых бытовых отходов и возместить гражданам путем перерасчета в счет последующих коммунальных платежей незаконно полученную плату за утилизацию твердых бытовых отходов за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда ( ДД.ММ.ГГГГ).

Во исполнение вышеуказанного решения суда ООО «РЭС» было направлено письмо на имя директора УФ ООО «РИЦ» с просьбой не производить начисления отдельной строкой по услуге «Утилизация ТБО» с ДД.ММ.ГГГГ, а гражданам произвести перерасчет, внеся денежные средства в счет последующей оплаты за содержание и ремонт жилья.

В этой связи истцу произведен перерасчет, что подтверждается пояснениями представителя ООО «РИЦ», письмом от ДД.ММ.ГГГГ, квитанциями за <данные изъяты>, <данные изъяты>, из которых усматривается, что начисленная ранее сумма за утилизацию ТБО в <данные изъяты> года исключена.

Истец просил признать действия ООО «РЭС» по начислению платы за услугу «ТБО утилизация» отдельной строкой в <данные изъяты> незаконными. Однако, поскольку решением суда данный факт уже установлен, вышеуказанные действия ООО «РЭС» уже признаны незаконными, ООО «РЭС» произвело истцу перерасчет и с ДД.ММ.ГГГГ оплата за данную услугу, как за самостоятельный вид услуги не взимается, суд полагает, что оснований для признания действий ООО «РЭС» в этой части незаконными не имеется и данные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Не подлежат удовлетворению и требования истца о признании незаконными действий ООО «РЭС» по включению платы за услугу «ТБО утилизация» в услугу «содержание и ремонт» в <данные изъяты>.

Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов. При этом работы по утилизации твердых бытовых отходов указанным пунктом Правил не предусмотрены в составе работ по содержанию общего имущества.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №, также предусматривают в перечне работ по содержанию жилых домов только сбор и вывоз мусора.

В соответствии со ст.ст.1,2 Федерального закона от 31.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат, в частности, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, к которым относятся юридические лица, независимо от из организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются лица, приобретающие по договору услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов; в жилищном секторе такими потребителями являются в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.

Согласно указанному закону органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в том числе тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, то есть устанавливают эти тарифы для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; при этом потребителями указанной услуги, обязанными производить ее оплату по установленному регулируемому тарифу являются управляющие организации, а не граждане, проживающие в обслуживаемых ими многоквартирных домах.

При этом органами местного самоуправления какой-либо тариф на услугу по утилизации ТБО, подлежащий оплате гражданами, проживающими в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющих организаций, не утверждался и не мог утверждаться, поскольку в силу вышеуказанного Федерального закона от 31.12.2004 №210-ФЗ они не являются потребителями услуг организаций коммунального комплекса, осуществляющих утилизацию.

Письмом Министерства регионального развития РФ от 03.10.2008 №25080-СК/14 было дано разъяснение о том, какая деятельность по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов подлежит государственному регулированию; при этом в письме было указано, что утилизация ТБО оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение; оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги; услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения; при согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

Тем самым в указанном письме Министерства регионального развития РФ подтверждена позиция, что регулирование тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО производится для организаций коммунального комплекса; услуга по сбору и вывозу ТБО не является регулируемым видом услуги, входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения, стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО при согласии потребителя на условиях, предусмотренных договором.

Иное толкование противоречило бы нормам ст.154 ЖК РФ, на которую содержится ссылка в письме Министерства регионального развития РФ, поскольку нормы ст.154 не предусматривают иной платы за жилое помещение для граждан, кроме платы на наем жилья (по договорам найма), платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги; при этом нормы ст.154 ЖК РФ не относят плату за утилизацию ТБО к плате за коммунальные услуги, следовательно, с согласия гражданина-потребителя указанная плата может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО, а соответственно включаться в плату за содержание и ремонт жилья, а не начисляться отдельно, как самостоятельная плата за услугу.

Из представленного стороной ответчика договора на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ответчиком с Комитетом ЖКХ мэрии г.Ульяновска, усматривается, что указанным договором утвержден Перечень услуг и работ по содержанию многоквартирного дома, который предусматривает как работы по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, так и услугу по утилизации ТБО. Путем заочного голосования все собственники помещений в данном доме, включая и Комитет ЖКХ мэрии г.Ульяновска, утвердили условия договора управления. Тем самым потребители (жильцы <адрес>) дали согласие на включение в плату за содержание и ремонт жилья плату за утилизацию ТБО, в связи с чем действия ООО «РЭС» по взиманию платы за утилизацию ТБО в составе платы за услугу по содержанию и ремонту жилья являются правомерными и уплаченные истцом денежные средства в размере <данные изъяты> возврату не подлежат.

В части исковых требований о признании незаконными и исключении из квитанций по оплате таких видов услуг как «ремонт жилья», «<данные изъяты>», «ремонт СДК», «благоустройство жилого дома», «инженерное оборудование», «строительные мероприятия», «сбор и вывоз ТБО», «утилизация ТБО», «ремонт многоквартирного дома», «ремонт инженерных систем» установлено следующее.

В соответствии с ч.1,7 ст.156, ч.4 ст.158 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства; размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ; размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год; если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Как следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании, плата за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном <адрес> в <адрес> начисляется исходя из размера, установленного органом местного самоуправления и составила в <данные изъяты> -<данные изъяты> ( Постановление Главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ); в <данные изъяты> (Приказ Министерства экономики Ульяновской области 06-91 от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги, по муниципальным образованиям Ульяновской области на 2010 год).

Размер данных тарифов представителем истца при рассмотрении дела не оспаривался.

Согласно пункту 1.2 Договора управления многоквартирным жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ответчиком с Комитетом ЖКХ мэрии г.Ульяновска, содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома осуществляется Управляющей организацией в соответствии с перечнями работ и услуг по содержанию и текущему ремонту, установленных в разделе 8 настоящего Договора с учетом качества, регламентируемым действующим законодательством.

Из пункта 8 вышеуказанного Договора видно, что в перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес> входит: ремонт жилья и его содержание, обслуживание систем дымоудаления и противопожарнй автоматики, вентиляционных каналов ( СДК), аварийно-диспетчерское обслуживание ( АДС), содержание и текущий ремонт систем отопления, ХВС, ГВС, канализации, содержание систем центрального отопления, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения (инженерное оборудованиие и ремонт инженерных систем), подметание придомовой территории, уборка газонов, очистка урн от мусора, вывоз крупногабаритного мусора, очистка от наледи и льда придомовой территории, крышек люков, пожарных колодцев и водоприемников ( благоустройство жилого дома), сбор, вывоз и утилизация ТБО, мелкий ремонт (строительные мероприятия).

Из представленных истцом оспариваемых квитанций по оплате за жилье и коммунальные услуги за <данные изъяты>, а также за <данные изъяты> видно, что за содержание и ремонт жилья истцу выставлялась к оплате сумма в размере <данные изъяты>, а в <данные изъяты>, что соответствует установленному тарифу. При этом представитель истца не оспаривал, что все перечисленные им услуги входят в состав платы за содержание и ремонт жилья, плата сверх установленного тарифа с истца не взималась, что свидетельствует об отсутствии нарушений прав истца со стороны ООО «РЭС».

Таким образом, услуги «ремонт жилья», «ремонт жилья 2008», «ремонт СДК», «благоустройство жилого дома», «инженерное оборудование», «строительные мероприятия», «сбор и вывоз ТБО», «утилизация ТБО», «ремонт многоквартирного дома», «ремонт инженерных систем» входят в перечень работ и услуг, которые Управляющая компания – ООО «РЭС» обязалась выполнять в соответствии с условиями заключенного Договора управления от ДД.ММ.ГГГГ, и дополнительными не являются. В связи с изложенным доводы представителя истца об обратном, суд находит несостоятельными.

Оспаривая законность включения в квитанции по оплате вышеперечисленных услуг, представитель истца в судебном заседании утверждал, что данные услуги фактически не оказывались.

В силу ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу п.п. «б» пункта 2.1 Договора Управления от ДД.ММ.ГГГГ, Управляющая организация обязана по своему усмотрению заключать договоры от имени и за счет Собственников или от своего имени, но за счет Собственников на ресурсоснабжение, водоотведение, вывоз и утилизацию ТБО, выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством РФ.

Из представленных в судебное заседание договоров видно, что для выполнения условий Договора управления и оказания услуг, предусмотренных Договором, ООО «РЭС» заключило Договор № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Ремонтно-коммунальная служба» (далее по тексту ООО «РКС»), договор № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «РСК», договор с ООО «РКС» от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту жилых домов, находящихся в управлении ООО «РЭС», в частности работ по обслуживанию системы отопления, водоснабжения и водоотведения, обслуживанию дымовых и вентиляционных каналов, системы электроснабжения, аварийно-диспетчерское обслуживание; Договор № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «РИЦ» и ООО «Сервис-М» на сбор, вывоз и утилизацию ТБО( с учетом дополнительного соглашения к нему), Договор № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Клининг» по текущему ремонту в жилых домах, Договор № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «РСК «Никомур» по текущему ремонту кровли, Договор № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ВиТа» на выполнение работ по косметическому ремонту подъездов и входов в подъезды.

Выполнение данных работ подтверждается актами выполненных работ, представленными представителем ответчика в судебное заседание: Актом № от ДД.ММ.ГГГГ, Актом № от ДД.ММ.ГГГГ, Актом № от ДД.ММ.ГГГГ, Актом № от ДД.ММ.ГГГГ, сводными актами по содержанию жилого фонда ООО «РЭС», подписанными представителями ООО «РЭС» и ООО «РКС», и соответствующими счетами-фактурами, подтверждающими оплату работ по указанным актам.

За <данные изъяты> года представлены Акт № от ДД.ММ.ГГГГ, Акт № от ДД.ММ.ГГГГ, Акт № от ДД.ММ.ГГГГ, Акт № от ДД.ММ.ГГГГ, Акт № от ДД.ММ.ГГГГ, Акт № от ДД.ММ.ГГГГ, сводные акты по содержанию жилого фонда ООО «РЭС», подписанные представителями ООО «РЭС» и ООО «РКС», и соответствующие счета-фактуры, подтверждающие оплату работ по указанным актам; Акт № от ДД.ММ.ГГГГ, Акт № от ДД.ММ.ГГГГ, Акт № от ДД.ММ.ГГГГ, Акт № от ДД.ММ.ГГГГ, Акт № от 96.12.2010 года, Акт № от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, факт оказания Управляющей компанией услуг, указанных истцом в спорный период нашел свое подтверждение в судебном заседании.

Несмотря на утверждение представителя истца о невыполнении ООО «РЭС» принятых на себя обязательств, эти доводы своего подтверждения при рассмотрении дела не нашли. Доказательств обратного представителем истца суду не представлено.

Доводы представителя истца о том, что акты выполненных работ должен подписывать представитель многоквартирного дома, суд во внимание принять не может, поскольку они не основаны на законе.

Ссылка представителя на то, что истец, как потребитель услуг, не был своевременно предупрежден об изменениях тарифов, является несостоятельной, поскольку как было указано выше, все оспариваемые истцом виды услуг включены в тариф «содержание и ремонт», который оставался неизменным.

При таких обстоятельствах оснований для признания услуг «ремонт жилья», «<данные изъяты>», «ремонт СДК», «благоустройство жилого дома», «инженерное оборудование», «строительные мероприятия», «сбор и вывоз ТБО», «утилизация ТБО», «ремонт многоквартирного дома», «ремонт инженерных систем» незаконными не имеется. Как следствие, нет оснований и для исключения этих услуг из квитанций по оплате за <данные изъяты>.

Требования истца в части понуждения ответчика к предоставлению информации суд считает подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе, режиме его работы и реализуемых им услугах; исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах, услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Согласно п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель обязан, в частности, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, по требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал; предоставить потребителю информацию об исполнителе: наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы; порядок и форма оплаты коммунальных услуг; параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию:

а) общая информация об управляющей организации;

б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления);

в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке (п.4 Постановления).

Согласно пункту 9 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:

а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;

б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);

в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).

В рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения:

а) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491;

б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе:

услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов;

заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций);

охрана подъезда;

охрана коллективных автостоянок;

учет собственников помещений в многоквартирном доме;

иные услуги по управлению многоквартирным домом.

В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения:

а) проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления;

б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:

план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;

сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;

сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;

сведения о соответствии качества оказанных услуг государственным и иным стандартам (при наличии таких стандартов) (пункты 10, 11 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами").

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Лукманов Р.Ф. обращался с заявлением на имя директора ООО «РЭС», где просил предоставить ему информацию об организациях, предоставляющих услуги «содержание и ремонт жилья», «водоотведение», «водоснабжение», «теплоснабжение»; информацию по услугам «содержание и ремонт жилья», «водоотведение», «водоснабжение», «теплоснабжение», а именно перечень работ и услуг, стоимость этих услуг, основание и расчет стоимости.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" управляющими организациями информация раскрывается путем:

а) опубликования на официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), или на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в сети Интернет, или на официальном сайте органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, в сети Интернет;

б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания);

в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;

г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

Согласно пункту 13 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, Информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать:

а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);

б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).

При таких обстоятельствах, учитывая, что у истца возникли вопросы об исполнителе, условиях предоставления и оплаты коммунальных услуг, а также учитывая наличие обязанности ответчика, как исполнителя, предоставлять потребителю информацию об услугах, суд считает возможным удовлетворить в этой части требования истца и обязать ООО «РЭС» предоставить Лукманову Р.Ф. информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты с предоставлением информации о стоимости работ в соответствии с п.13. Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 № 731.

Суд полагает возможным обязать ООО «РЭС» предоставить истцу указанную выше информацию с сентября 2007 года, как и просит истец, поскольку как пояснил в судебном заседании его представитель, данную информацию необходимо иметь Лукманову Р.Ф. именно с сентября 2007 года, поскольку он намерен проверить правильность начислений по оплате за жилье и коммунальные услуги и в дальнейшем обратиться в суд с требованием о перерасчете излишне уплаченных сумм. Самостоятельно же получить данную информацию он возможности не имеет, так как его обращения в ООО «РЭС» остаются без ответа.

Как было указано выше, ДД.ММ.ГГГГ Лукманов Р.Ф. обращался с заявлением на имя директора ООО «РЭС», где просил предоставить ему информацию об организациях, оказывающих услуги и о самих услугах. Одновременно он указывал на ненадлежащее качество предоставляемых ему услуг.

Согласно п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель обязан, в частности, вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставляемых коммунальных услуг, учет их исполнения; в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявлений, требований, претензий) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.

Представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось, что претензия Лукманова Р.Ф. поступила в ООО «РЭС» ДД.ММ.ГГГГ за входящим номером №

В нарушение указанных выше сроков рассмотрения претензии потребителя, ответ на поданную истцом претензию был направлен лишь ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, письмо, направленное Лукманову Р.Ф. ДД.ММ.ГГГГ не содержит в себе ни одного ответа на поставленные вопросы. Как следует из его текста, истцу сообщают, что его вопрос будет рассмотрен и вынесено решение в судебном порядке ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 30 минут в Заволжском районном суде г.Ульяновска.

Поскольку со стороны ООО « РЭС» допущено нарушение прав потребителя, выразившееся в нерассмотрении по существу поданной им претензии в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, действия ООО «РЭС» в данной части следует признать незаконными и исковые требования в указанной части удовлетворить. При этом на ООО «РЭС» следует возложить обязанность рассмотреть по существу претензию Лукманова Р.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем или организацией, выполняющей функции исполнителя, прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Поскольку в суде установлено, что ответчиком ООО «РЭС», как исполнителем, без установленных законом оснований нарушены права истца, как потребителя, на получение информации об объемах и качестве коммунальных услуг, чем истцу причинен моральный вред, требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению частично.

При этом суд учитывает характер и степень причиненных нравственных и физических страданий, фактические обстоятельства, при которых причинен моральный вред, требования разумности и справедливости и определяет размер компенсации морального вреда в сумме 200 рублей.

Принимая во внимание, что истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, в соответствии со ст.103 ГПК РФ в доход федерального бюджета с ответчика ООО «РЭС» должна быть взыскана государственная пошлина в сумме 100 рублей.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Следовательно, в доход бюджета Муниципального образования «г.Ульяновск» надлежит взыскать с ООО «РЭС» » штраф в сумме 100 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Лукманова Рафаила Фидачиевича удовлетворить частично.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» предоставить Лукманову Рафаилу Фидачиевичу, информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты с предоставлением информации о стоимости работ в соответствии с п.13. Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, с <данные изъяты>.

Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» по нерассмотрению претензии Лукманова Рафаила Фидачиевича от ДД.ММ.ГГГГ и обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» рассмотреть данный вопрос по существу.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» в пользу Лукманова Рафаила Фидачиевича компенсацию морального вреда в <данные изъяты>.

В удовлетворении остальной части иска Лукманову Рафаилу Фидачиевичу – отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» в доход Муниципального образования «город Ульяновск» штраф в сумме <данные изъяты>.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» в доход Муниципального образования «г.Ульяновск» государственную пошлину в <данные изъяты>.

Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья: В.Е. Усова