Постановление по ч.1 ст.20.6



Дело № 11-214/2010Р Е Ш Е Н И Егород Ульяновск 06 октября 2010 года

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Э.Р,

при секретаре Бычихиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Закрытого акционерного общества «Авиастар-СП»

на постановление мирового судьи судебного участка №9 Заволжского района г.Ульяновска от 31 августа 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Закрытое акционерное общество «Авиастар-СП» (далее – ЗАО «Авиастар-СП») не выполнило предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. А именно, в ходе проведенной с 01.07.2010 года по 14.07.2010 года проверкой Управлением ГПН ГУ МЧС России по Ульяновской области, по государственному надзору в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установлены следующие нарушения законодательства:

- не соответствует установленным требованиям план гражданской обороны и защиты населения, а именно имеются исправления в плане, не указано количество человек, подлежащих эвакуации, не указан номер автотранспортной колонны, не указаны номера поездов и количество вагонов для проведения эвакомероприятий;

- не соответствует установленным требованиям план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории организации, а именно не произведена оценка возможной обстановки при розливе кислот;

- отсутствует Положение о гражданской обороне в организации;

- руководитель организации не прошел обучение как начальник гражданской обороны;

- не прошли соответствующую подготовку руководители занятий по гражданской обороне;

- не соответствует установленным требованиям Паспорт безопасности опасного объекта, а именно, за наиболее опасный сценарий развития ЧС во II разделе принимается пожар, а в расчетно-пояснительной записке – наиболее вероятный – пожар, наиболее опасный – выброс хлора на станции очистки речной воды. Отсутствует расчет для розлива кислот (в сведениях об опасных веществах на опасном объекте – 2000 тонн растворов азотных, серных, соляных кислот);

- отсутствует договор с профессиональными аварийно-спасательными службами.

Постановлением мирового судьи судебного участка №9 Заволжского района г.Ульяновска от 31.08.2010 года ЗАО «Авиастар-СП» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.

Представитель ЗАО «Авиастар-СП» обратился в Заволжский районный суд г.Ульяновска с жалобой, в которой указывает, что в Постановлении мирового судьи отсутствуют ссылки на нормы закона, которые содержат требования к содержанию Плана гражданской обороны и защиты населения и Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и которым не соответствуют Планы. Суд также не учел доводы представителя ЗАО «Авиастар-СП» о том, что сведения, перечисленные в пункте 1 таблицы несоответствий в Протоколе 41 от 14.07.2010 г. относятся к числу секретной информации согласно Приказу Минпромторга №2с от 12.02.2010 года, и в соответствии, с которым предусмотренные графы в Плане гражданской обороны и защиты населения будут заполняться с введением военного положения, а сам План будет засекречен. Так же суд первой инстанции не учел довод о том, что на предприятии нет концентрированных кислот. В специально предназначенном корпусе 84 предусмотрены специальные ванны для хранения азотных, серных и плавиковых кислот, которые в настоящее время пустые. Потребное количество (приблизительно 40%) вышеназванных кислот по мере надобности завозятся в гальванические цеха в специально предназначенные емкости, которые находятся ниже уровня пола. При данных обстоятельствах проведение оценки возможной обстановки при розливе кислот не требуется. Вывод суда о том, что на ЗАО «Авиастар-СП» отсутствует Положение о гражданской обороне, считают незаконным и необоснованным, так как в соответствии с п.4 Положения о гражданской обороне в РФ утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 №804 руководитель организации обязан утверждать порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а не Положение, которое разрабатывается и утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Суд первой инстанции при принятии решения не учел, что пройти обучение сразу всем работникам не представляется возможным. Обучение руководителей занятий по гражданской обороне и руководителя организации проходит в соответствии с составленными графиками согласно Приказам по предприятию. Поскольку ни в Постановлении Правительства РФ от 02.11.2000 г. №841, ни в Приказе МЧС России от 13.11.2000г. № 646, на которые ссылается государственный орган в протоколе об административном правонарушении, конкретные сроки обучения не указаны, считают установленный на предприятии порядок прохождения обучения законным и правомерным. Кроме того считает, что наличие заключенного договора на оказание услуг в области пожарной безопасности, а также наличие на предприятии собственных нештатных аварийно-спасательных формирований является достаточным основанием для освобождения от административной ответственности.

Представитель ЗАО «Авиастар-СП» Филиппова И.А. ранее в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме. Полагает, что мировой судья не учел при рассмотрении дела все возражения ЗАО «Авиастар-СП» относительно протокола об административном правонарушении, в постановлении суда отсутствуют ссылки на нормативно-правовые акты, которые нарушены и считает, что в действиях ЗАО «Авиастар-СП» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотрен ч.1 ст.20.6 КоАП РФ.

Представитель ЗАО «Авиастар-СП» Шевякова Т.В. в судебном заседании также доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Выслушав представителей ЗАО «Авиастар-СП», показания свидетеля, суд приходит к следующему.

Согласно акту № от 14.07.2010 года Управлением ГПН ГУ МЧС России по Ульяновской области, с 01.07.2010 года по 14.07.2010 года была проведена плановая выездная проверка в отношении ЗАО «Авиастар-СП» по государственному надзору в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в результате которой установлены нарушения законодательства.

В судебном заседании установлено, что постановление по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Авиастар-СП» было вынесено в связи с совершением последним административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ.

Указанное административное правонарушение выразилось в том, что имеющийся на ЗАО «Авиастар-СП» план гражданской обороны и защиты населения не соответствует установленным требованиям, а именно имеются исправления в плане, не указано количество человек, подлежащих эвакуации, не указан номер автотранспортной колонны, не указаны номера поездов и количество вагонов для проведения эвакомероприятий. Кроме того не соответствует установленным требованиям план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории организации, а именно не произведена оценка возможной обстановки при розливе кислот. Отсутствует Положение о гражданской обороне в организации. Руководитель организации не прошел обучение как начальник гражданской обороны. Не прошли соответствующую подготовку руководители занятий по гражданской обороне. Не соответствует установленным требованиям Паспорт безопасности опасного объекта, а именно, за наиболее опасный сценарий развития ЧС во II разделе принимается пожар, а в расчетно-пояснительной записке – наиболее вероятный – пожар, наиболее опасный – выброс хлора на станции очистки речной воды. Отсутствует расчет для розлива кислот (в сведениях об опасных веществах на опасном объекте – 2000 тонн растворов азотных, серных, соляных кислот). Отсутствует договор с профессиональными аварийно-спасательными службами.

Допрошенный в судебном заседании начальник отдела государственного надзора в области ГО, защиты населения от ЧС ФИО4 пояснил, что событие административного правонарушения было установлено в ходе проверки проведенной на ЗАО «Авиастар-СП», которое не в полной мере выполняет требования ФЗ «О гражданской обороне», а также требования других нормативных актов. ЗАО «Авиастар-СП» относится к числу опасных производственных объектов, и выявленные нарушения могут повлечь страшные последствия при возникновении чрезвычайной ситуации.

Доводы представителя ЗАО «Авиастар-СП» об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, суд находит несостоятельными.

В соответствии со ст.9 ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

В силу положений Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", Приказа МЧС РФ от 14.11.2008 №687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

А поскольку в Плане гражданской обороны ЗАО «Авиастар-СП» не указано количество человек, подлежащих эвакуации, не указан номер автотранспортной колонны, не указаны номера поездов и количество вагонов для проведения эвакомероприятий, что не позволяет в полной мере определить объем и организацию выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени, мировой судья правильно пришел к выводу о том, что План гражданской обороны и защиты населения не соответствует установленным требованиям.

Доводы представителя ЗАО «Авиастар-СП» о том, что вышеуказанные сведения, относятся к числу секретной информации согласно Приказу Минпромторга №2с от 12.02.2010 года являются не состоятельными, поскольку по пояснениям представителя ЗАО «Авиастар-СП» в судебном заседании План был утвержден еще в 2004 году.

Вместе с тем, нормы законодательства, на которые в протоколе об административном правонарушении указывает должностное лицо, составившее его, не предусматривает обязательность согласования вносимых в План исправлений. В связи с чем являются ошибочными выводы мирового судьи о том, что исправления в Плане свидетельствуют о его не соответствии установленным требованиям.

В соответствии со ст.14 ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно Плану действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на ЗАО «Авиастар-СП» наиболее опасным объектом является станция очистки речной воды (раздел 1.2), указано, что в результате нарушения правил техники безопасности эксплуатации технологического оборудования и при сливке концентрированных кислот может произойти розлив кислот, однако в Плане не произведена оценка возможной обстановки при розливе кислот.

Таки образом предприятием не спланированы меры, необходимые для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на наиболее опасном объекте.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 №804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» в организации её руководителем утверждается порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством.

Исходя из толкования вышеприведенных норм, Положение об организации и ведения гражданской обороны в данной организации должно разрабатываться и утверждаться её руководителем.

Согласно ст.2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 года № 547 подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:

а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - работающее население);

б) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (далее именуются - неработающее население);

в) лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (далее именуются - обучающиеся);

г) руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

д) работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - уполномоченные работники);

е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее именуются - председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям).

В соответствии с вышеуказанными требованиями, подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят как работники, так и руководители организаций.

Однако доказательств в подтверждение того, что руководитель организации прошел обучение как начальник гражданской обороны, а также и руководители занятий по гражданской обороне прошли соответствующую подготовку, суду представлено не было.

Согласно Приказу МЧС РФ от 04.11.2004 №506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта» паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается для решения следующих задач:

определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения;

определения возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;

оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;

оценки возможного воздействия чрезвычайных ситуаций, возникших на соседних опасных объектах;

оценки состояния работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;

разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте.

Вышеуказанным требованиям законодательства Паспорт безопасности опасного объекта ЗАО «Авиастар-СП» не соответствует, а именно, за наиболее опасный сценарий развития ЧС во II разделе принимается пожар, а в расчетно-пояснительной записке – наиболее вероятный – пожар, наиболее опасный – выброс хлора на станции очистки речной воды. Отсутствует расчет для розлива кислот (в сведениях об опасных веществах на опасном объекте – 2000 тонн растворов азотных, серных, соляных кислот).

Кроме того, мировым судьей правильно установлено, что ЗАО «Авиастар-СП» нарушены требования ст.10 от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» о необходимости заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Согласно договору № исх-09юр от 26.10.2009 года на оказание услуг в области пожарной безопасности, на который ссылается ЗАО «Авиастар-СП», ГУ МЧС России по Ульяновской области организует и осуществляет только пожарно-профилактическое обслуживание и тушение пожаров на объектах предприятия. Однако в соответствии с требованиями законодательства такие договоры должны быть заключены в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Доводы представителя ЗАО «Авиастар-СП» о том, что предприятие не относится к числу опасных производственных объектов, опровергаются выпиской из государственного реестра опасных производственных объектов, представленной в ГУ МЧС России по Ульяновской области Средне-Поволжским управлением Ростехнадзора.

Доводы представителя ЗАО «Авиастар-СП» о том, что на предприятии созданы нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников предприятия, являются неубедительными, поскольку в нарушение требований ст.12 ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», указанное аварийно-спасательное формирование не прошло аттестацию и не подтвердило в установленном порядке свою готовность к реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации.

Исследовав все обстоятельства дела, и оценив представленные доказательства, мировой судья правильно квалифицировал действия ЗАО «Авиастар-СП» по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ- невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Учитывая обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения суд не находит оснований для освобождения ЗАО «Авиастар-СП» от административной ответственности за совершенное им административное правонарушение.

Мировой судья правильно квалифицировал действия юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, учел обстоятельства совершения правонарушения. Приняв во внимание впервые совершение ЗАО «Авиастар-СП» административного правонарушения в связи с невыполнением требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, мировой судья правильно назначил минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч.1 ст.20.6 КоАП РФ.

Постановление мирового судьи соответствует нормам КоАП РФ и оснований для его отмены не имеется. На основании изложенного, суд считает, что жалоба представителя ЗАО «Авиастар-СП» удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка №9 Заволжского района города Ульяновска от 31 августа 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ в отношении Закрытого акционерного общества «Авиастар-СП» оставить без изменения, а жалобу представителя Закрытого акционерного общества «Авиастар-СП» – без удовлетворения.

Судья: подпись Э.Р.Кузнецова

Копия верна

Судья Э.Р.Кузнецова