№ 5-48/11 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 01 августа 2011 года город Ульяновск Заволжский районный суд города Ульяновска в составе: председательствующего судьи Калашниковой Е.В., при секретаре Ильиной Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Полигон» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Ульяновской области по охране природы Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области (далее по тексту – Госэкоконтроль Ульяновской области) Багровым В.Г. составлен протокол об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Полигон» по факту совершения административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ: - за нарушение абз. 1 ч.2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», выразившееся в том, что в процессе осуществления деятельности ООО «Полигон» по размещению отходов 1V-V классов опасности на полигоне твердых бытовых отходов, расположенном по адресу: <адрес>, в окрестностях села <адрес> Яр (восточнее очистных сооружений), происходит загрязнение прилегающей к полигону территории легкими фракциями отходов, сдуваемых ветром с кургана полигона (имеет место несоблюдение технологии при захоронении отходов); крупногабаритные отходы складируются на почву за пределами санкционированного полигона. На полигоне по захоронению твердых бытовых отходов ведется отсыпка перемычки между котлованами строительными и бытовыми отходами. Данные действия не предусмотрены рабочим проектом строительства Полигона твердых бытовых отходов, получившим положительное заключение Государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ №. - за нарушение ч. 2 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления», выразившееся в том, что фактически в процессе деятельности ООО «Полигон» превысил установленные лимиты на размещение отходов. Управлением Ростехнадзора по Ульяновской области был выдан лимит на размещение отходов (рег. №) на полигоне твердых бытовых отходов, расположенном по адресу: <адрес>, в окрестностях села <адрес> (восточнее очистных сооружений), которым определено предельное размещение отходов в объеме 336 тыс. кубических метров. Согласно сведениям, предоставленным СГРЭ ФГУГП «Волгагеология» объем кургана размещаемых отходов составляет более 449 тыс.кубических метров. Представители ООО «Полигон» - директор Мамонов В.В. и действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ представитель Кетбелев В.А., в судебном заседании пояснили, что с протоколом об административном правонарушении согласны лишь в части выявленных нарушений по загрязнению прилегающей к полигону территории легкими фракциями отходов, сдуваемых ветром с кургана полигона. Однако за данное нарушение ранее ООО «Полигон» привлекалось к административной ответственности Роспотребнадзором по Ульяновской области. В остальной части с протоколом об административном правонарушении не согласились, поскольку в ходе организации и проведении проверки допущены нарушения ст. 14 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии с распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ к проведению проверки эксперты, представители экспертных организаций привлечены не были, однако в ходе проверки проводились измерения и исследования с привлечением сторонних экспертов и организаций. В частности, указанные в протоколе сведения о превышении лимитов размещения отходов, указаны на основании произведенных СГРЭ ФГУГП «Волгагеология» замеров и исследований. ООО «Полигон» не принимает и не производит складирование как крупногабаритных отходов, так и ТБО на почве арендуемых ООО»Полигон» земельных участков. Государственный инспектор Ульяновской области по охране природы Багров В.Г. и представитель Госэкоконтроль Ульяновской области Зобов П.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании пояснили, что отраженные в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № нарушения были выявлены при проведении внеплановой проверки ООО «Полигон». Выявлено загрязнение прилегающей к полигону территории фракциями отходов и самими отходами, сдуваемыми ветром с кургана полигона. Данный факт является следствием грубого нарушения СанПин 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» и ФЗ «Об охране окружающей среды», не соблюдении технологии при захоронении отходов. Директор ООО «Полигон» не отрицал вины Общества в данном правонарушении. Фактический осмотр и контрольные мероприятия выявили, что существенная часть отходов складируется непосредственно на почву без надлежащей подготовки основы с элементами гидроизоляции и иных обязательных элементов, чем нарушается ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды». В ходе проверки установлено превышение лимитов на размещение отходов. Данная информация была получена на запрос Госэкоконтроль Ульяновской области от СГРЭ ФГУГП «Волгагеология» как справочно-аналитическая. Фактически эксперты не привлекались к проверке. Полагали, что при составлении протокола об административном правонарушении каких-либо процессуальных и материальных нарушений допущено не было. Кроме того, ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплены презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды или негативны. Поскольку деятельность ООО «Полигон» экологически опасна, причиняет существенный вред состоянию и качеству окружающей среды, угрожает здоровью людей, просили назначить ООО «Полигон» наказание в виде административного приостановления на <данные изъяты>. Изучив представленные материалы дела, заслушав представителей лица, привлекаемого к административной ответственности, государственного инспектора, представителя Госэкоконтроль по Ульяновской области, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Статьей 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Согласно статье 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Таким образом, объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Состав правонарушения считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами. Из материалов дела следует, что ООО «Полигон» зарегистрировано в качестве юридического лица, имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Согласно постановлению главы города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Полигон» предоставлен в аренду на срок по ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: город Ульяновске, в окрестностях <данные изъяты> (южнее очистных сооружений) в Заволжском районе для организации переработки и захоронения твердых бытовых отходов. Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ № к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным между мэрией города Ульяновска и ООО «Полигон» внесены изменения в вышеуказанный договор аренды в части продления срока аренды до ДД.ММ.ГГГГ по соглашению сторон. Распоряжением Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р ООО «Гран-При» предоставлен в аренду на срок до ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 229757,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> (восточнее очистных сооружений) в Заволжском районе для строительства предприятия по переработке твердых бытовых отходов и полигона по их захоронению. На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ была произведена реорганизация ООО «Гран-При» в форме присоединения к ООО «Полигон». Соответствующие изменения зарегистрированы в установленном законом порядке. В судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов на вышеуказанных арендованных земельных участках ООО «Полигон» осуществляет с нарушением требований действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды. Так, согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные воды, водные объекты, на водосборные площадки, в недра и на почву. Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось представителями ООО «Полигон» на момент проведения проверки (ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ) имело место загрязнение прилегающей к полигону территории легкими фракциями отходов, сдуваемых ветром с кургана полигона. Данное обстоятельство подтверждается: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №; актом проверки ООО «Полигон» от ДД.ММ.ГГГГ №; объяснениями директора ООО «Полигон», данными в ходе проводимой проверки и в ходе судебного разбирательства по делу, в которых он не отрицал вины ООО «Полигон» по данному факту; пояснениями государственного инспектора Ульяновской области по охране природы Багрова В.Г., проводившего проверку ООО «Полигон»; показаниями свидетеля ФИО6, согласно которым, он примерно ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ проходил стажировку на должность менеджера в ООО «Симбирский взлет - НЕВ», расположенной вблизи полигона ООО «Полигон», пояснил, что имело место загрязнение прилегающей к полигону территории легкими фракциями отходов, сдуваемых ветром с кургана полигона ООО «Полигон»; представленной Госэкоконтроль фототаблицей. Несмотря на непризнание представителями ООО «Полигон» своей вины в инкриминируемом деяния по складированию крупногабаритных отходов на почву за пределами санкционированного полигона, суд находит вину ООО «Полигон» в данной части так же доказанной. Доводы представителей ООО «Полигон» о том, что размещение крупногабаритных отходов на предоставленном им в аренду земельном участке происходит стихийно, без их участия не освобождает ООО «Полигон» от ответственности за нарушения ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды». В ходе судебного заседания установлено, что данный участок получен ООО «Полигон» без каких-либо обременений, замечаний при приеме данного участка не имелось. Факт несанкционированного складирования крупногабаритных отходов на почву в районе арендуемого ООО «Полигон» земельного участка представителями Общества не отрицался. Каких-либо мер по очистки данного земельного участка от несанкционированного размещения отходов ООО «Полигон» не предпринималось, факт образования несанкционированного складирования отходов непосредственно на почву последними также не оспаривался. Вина ООО «Полигон» в указанном правонарушении подтверждается: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №; актом проверки ООО «Полигон» от ДД.ММ.ГГГГ №; пояснениями государственного инспектора Ульяновской области по охране природы Багрова В.Г., проводившего проверку ООО «Полигон»; показаниями свидетеля ФИО6; представленной Госэкоконтроль фототаблицей. При этом, суд находит несостоятельной ссылку представителей ООО «Полигон» на нарушение при проведении проверки требований п.5 ст.З ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку в отношении ООО «Полигон» проверки Управлением Роспотбнадзора по Ульяновской области и Госэкоконтроль Ульяновской области проводились в разные временные промежутки. Кроме того, Управление Роспотбнадзора по Ульяновской области проверяло соблюдение ООО «Полигон» санитарно-эпидемиологических требований, а Госэкоконтроль Ульяновской области – экологических требований. Что касается инкриминируемого ООО «Полигон» нарушения ч. 2 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», то суд исходит из следующего. Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Как следует из материалов дела, Управлением Ростехнадзора по Ульяновской области был выдан лимит на размещение отходов рег. № на полигоне твердых бытовых отходов, расположенном по адресу: <адрес>, в окрестностях <адрес> (восточнее очистных сооружений). Из протокола об административных правонарушениях следует, что ООО «Полигон» превышен установленный лимит на размещение отходов. В ходе судебного разбирательства представители ООО «Полигон» не согласились с предъявленным обвинением в данной части, указывая на то, что инспектор Госэконтроль Ульяновской области Багров В. Г. неверно толкует сведения о лимите, а именно указывает показатель лимита размещения отходов за год, как показатель объема лимита, утвержденного за период с <данные изъяты>. Кроме того, полагают, что в ходе организации и проведении проверки Госэконтроль Ульяновской области были допущены нарушения ст. 14 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии с распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ к проведению проверки эксперты, представители экспертных организаций привлечены не были, однако в ходе проверки проводились измерения и исследования с привлечением сторонних экспертов и организаций. В частности, указанные в протоколе сведения о превышении лимитов размещения отходов, указаны на основании произведенных СГРЭ ФГУГП «Волгагеология» замеров и исследований. Данные доводы представителей ООО «Полигон» суд находит заслуживающими внимания. Так, согласно ответу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда, отраженные в приложении к лимиту № от ДД.ММ.ГГГГ «Лимиты на размещение отходов ООО «Полигон», количество размещаемых отходов указано на каждый год, в период с 2007 по 2011. Доводы государственного инспектора Ульяновской области по охране природы Багрова В.Г. о некомпетентности вышеуказанного ответа Росприроднадзора, суд находит несостоятельным, поскольку именно данному органу переданы полномочия по утверждению лимитов, что не отрицалось в судебном заседании и самим государственным инспектором. Обоснованными суд находит и доводы представителей ООО «Полигон» о нарушениях, допущенных в ходе организации и проведении проверки представителями Госэконтроль Ульяновской области. Так, согласно ст. 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Ульяновской области Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области ФИО4 на основании распоряжения и.о. председателя Комитета от ДД.ММ.ГГГГ №-пр была проведена внеплановая выездная проверка ООО «Полигон». Согласно указанному распоряжению проверка вышеуказанного предприятия госинспектором должна была быть проведена самостоятельно, без привлечения к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций. Вместе с тем для определения объема размещенных отходов и установления факта превышения лимита размещения отходов, государственным инспектором Багровым В.Г. были привлечены к проверке специалисты Симбирской геологоразведочной экспедиции ФГУГП «Волга-геология», что подтверждается письмом Госэкоконтроля Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставления специалиста с оборудованием, а также ответом СГРЭ ФГУГП «Волгагеология» на данное обращение от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставление размеров кургана ТБО в районе левобережных очистных сооружений. Учитывая вышеприведенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что факт нарушения ООО «Полигон» ч. 2 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. В остальной части вина ООО «Полигон» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных и исследованных в судебном заседании доказательств. Действия ООО «Полигон» правильно квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ. В соответствии с требованиями ст. 3.12 КоАП РФ, с учетом количества выявленных нарушений и их характера, с учетом частичного признания вины в совершенном правонарушении представителями ООО «Полгон», суд полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере 120000 руб. На основании изложенного и, руководствуясь ст.29.7, 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд П О С Т А Н О В И Л: Признать общество с ограниченной ответственностью «Полигон» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> Штраф должен быть уплачен на Управление федерального казначейства МФ РФ по Ульяновской области (Госэкоконтроль Ульяновской области) счет № ИНН №, КПП №, в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области города Ульяновска, БИК №, ОКАТО №, КБК № Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья: Е.В. Калашникова