Дело № 2-1375/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 сентября 2010 года город Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Сафроновой Л.И.,
при секретаре Григорьевой Е.В.,
с участием: старшего помощника Орловского природоохранного межрайонного прокурора г.Орла - Н.,
представителя ответчика ООО «ЖЭУ №***» - О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «ЖРЭУ №***», ООО «ЖЭУ №***» о понуждении к совершению действий по обеспечению надлежащего санитарного содержания придомовых территорий,
Установил:
Орловский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ответчикам с вышеуказанными требованиями, в обоснование которых указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства, а также правил содержания и уборки городских территорий применительно к территории домов №*** по пер.Бетонному, №*** по *****.
Установлено, что в соответствии с Уставом общества, зарегистрированным **.**.****, и договорами управления, заключенными с собственниками помещений в многоквартирных домах, ЗАО «ЖРЭУ-№***» осуществляет функции управления указанными выше многоквартирными жилыми домами.
По условиям типовых договоров, заключенных с собственниками жилых помещений в указанных домах, управляющая организация приняла на себя обязательства по надлежащему содержанию, обслуживанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В свою очередь собственник как сторона по договору, оплачивает эти услуги управляющей организации. При этом ни договорами, ни иными документами не определён состав общего имущества в многоквартирном доме, переданного собственниками в управление ЗАО «ЖРЭУ-№***». Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.3 названных договоров, выполнение обязательств ЗАО «ЖРЭУ - №***» обеспечивается самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, имеющих необходимые навыки, оборудование, сертификаты, лицензии и иные разрешительные документы.
Реализуя свои функции, **.**.**** управляющей организацией заключен договор №*** с ООО «ЖЭУ №***» на выполнение работ по техническому обслуживанию указанных выше многоквартирных жилых домов, санитарному содержанию и благоустройству придомовых территорий. В состав работ, определенный условиями договора, а так же приложением №*** к договору, входит: санитарное содержание придомовых территорий и их благоустройство, уборка придомовых территорий и контейнерных площадок, вывоз крупногабаритного мусора. Периодичность выполнения данных работ договором не установлена, но согласно пунктам 3.1, 3.1.1 подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с действующими нормами эксплуатации жилищного фонда и условиями договора, указанный договор пролонгирован на 2010 год, поскольку ни одна из сторон не потребовала его расторжения за один месяц до окончания срока его действия.
В ходе проверки Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой установлено и зафиксировано в актах от **.**.****, что изложенные выше требования к санитарному состоянию придомовых территорий жилых домов не соблюдены, а именно: площадки, где установлены мусоросборные контейнеры (*****) и прилегающая к ней территория захламлена твердыми бытовыми отходами; контейнерная площадка под мусоросборниками около ***** надлежащим образом не оборудована, ограждение площадки с правой стороны отсутствует.
В связи с тем, что выявленные в ходе проверки нарушения явились следствием неисполнения ООО «ЖЭУ №***» обязательств по уборке придомовой территории, включая площадку, где установлены контейнеры, возложенных на нее как законом, так и договором с ЗАО «ЖРЭУ - №***», и отсутствия контроля со стороны управляющей организации, как заказчика этих услуг, за их исполнением, Орловского природоохранный межрайонный прокурор просит суд обязать ЗАО «ЖРЭУ - №***» и ООО «ЖЭУ №***» обеспечить уборку от твердых бытовых отходов и мусора дворовой территории *****, включая территорию, прилегающую к мусоросборным контейнерам, оборудовать площадку ограждением для размещения мусоросборных контейнеров, расположенную в непосредственной близости от ***** обеспечить вывоз крупногабаритных отходов с территории, прилегающей к мусоросборным контейнерам, расположенных в непосредственной близости от *****, взыскать с ответчиков государственную пошлину в установленном размере.
В судебном заседании старший помощник Орловского природоохранного межрайонного прокурора Н. исковые требования поддержал в полном объёме, основываясь на доводах, изложенных в заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика – начальник ООО «ЖЭУ №***» О. исковые требования признала в полном объёме, обязалась устранить выявленные недостатки в кратчайший срок.
В судебное заседание представитель ответчика ЗАО «ЖРЭУ №***» не явился, извещался надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, о причинах неявки не сообщил, дело рассмотреть в свое отсутствие не просил.
Суд с учетом мнения истца счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика – ЗАО «ЖРЭУ №***» в порядке, предусмотренном ч.4 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика ООО «ЖЭУ №***», исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Санитарно-эпидемиологическое законодательство направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благополучную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия.
Гарантированные права граждан в данной сфере обеспечиваются государством посредством утверждения санитарных правил, обязательных для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами как составной части осуществляемой ими деятельности, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека (ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Несоблюдение установленных требований по санитарному содержанию придомовых территорий и мест сбора отходов со стороны управляющей и сервисных организаций создают угрозу загрязнения таких компонентов окружающей среды как почва, атмосферный воздух, а также может повлечь возникновение и распространение инфекционных заболеваний, что требует защиты конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц).
Судом установлено, что Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства, а также правил содержания и уборки городских территорий применительно к территории домов №*** по *****, ***** в городе Орле. В результате проверки установлено, что в соответствии с Уставом общества, зарегистрированным **.**.****, и договорами управления, заключенными с собственниками помещений в многоквартирных домах, Закрытое акционерное общество ЗАО «ЖРЭУ - №***», осуществляет функции управления указанными выше многоквартирными жилыми домами (л.д. 8-29, 47-62).
Из условий типовых договоров, заключенных с собственниками жилых помещений в указанных домах, управляющая организация приняла на себя обязательства по надлежащему содержанию, обслуживанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В свою очередь собственник как сторона по договору, оплачивает эти услуги управляющей организации. При этом ни договорами, ни иными документами не определён состав общего имущества в многоквартирном доме, переданного собственниками в управление ЗАО «ЖРЭУ-№***».многоквартирном доме, переданного собственниками в управление ЗАО «ЖРЭУ - №***».
Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.3 названных договоров, выполнение обязательств ЗАО «ЖРЭУ - №***» обеспечивается самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, имеющих необходимые навыки, оборудование, сертификаты, лицензии и иные разрешительные документы.
**.**.**** управляющей организацией заключен договор №*** с ООО «ЖЭУ №***» на выполнение работ по техническому обслуживанию указанных выше многоквартирных жилых домов, санитарному содержанию и благоустройству придомовых территорий. В состав работ, определенный условиями договора, а так же приложением №*** к договору, входит: санитарное содержание придомовых территорий и их по благоустройство, уборка придомовых территорий и контейнерных площадок, вывоз крупногабаритного мусора. Периодичность выполнения данных работ договором не установлена, но согласно пунктам 3.1, 3.1.1 подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с действующими нормами эксплуатации жилищного фонда и условиями договора (л.д. 34-45).
Согласно ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом. Одним из способов управления многоквартирным домом является возложение данных функций на управляющую организацию.
Согласно п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, общее имущество в многоквартирном доме должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе - о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей, и в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан.
Содержание общего имущества включает в себя:
- уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
- сбор и вывоз твердых бытовых отходов;
- содержание и уход за элементами благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества (п. 11).
Согласно пунктам 16, 42 Правил надлежащее содержание общего имущества обеспечивается путем возложения на управляющую организацию перечисленных обязанностей ответственности за их исполнение.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьями 21, 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ предусмотрено, что содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Отходы потребления подлежат сбору и хранению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основные требования к санитарному состоянию населенных мест, включая уборку и содержание придомовых территорий, определены СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», Правилами и нормами технической эксплуатации жилого фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 и Положением о порядке санитарного содержания и уборки городских территорий, утвержденным решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.11.2000 № 46/148-ГС.
В соответствии с названными нормативными актами система санитарной очистки и уборки территорий должна предусматривать: рациональный сбор, быстрое удаление и надежное обезвреживание бытовых отходов по договорам – графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов и жилищным органом (пункты 1.2, 1.8 СанПинН); своевременную уборку мест общего пользования, уборку мест придомовой территории, систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников без переполнения и загрязнения территории (пункты 1.8, 3.7.1 Правил).
Для выполнения данных требований на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения стандартных металлических контейнеров. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов.
Согласно п.п. 2.1.3, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.9 СанПиН, п. 3.7.1 Правил Периодичность вывоза отходов из мусоросборников согласовывается с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Удаление негабаритных отходов из домовладений производится по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю.
Из п. 6.3 СанПиН следует, что выполнение данных условий обеспечивается управляющей организацией самостоятельно или посредством своевременного заключения договоров на удаление бытовых отходов, оборудования площадок под мусоросборниками, принятия мер по регулярной мойке и дезинфекции сборников отходов и площадок под ними.
Ответственность за соблюдение перечисленных требований возложена на организацию, в ведении которой находится жилой дом (п. 2.210 СанПиН).
В ходе проверки Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой установлено и зафиксировано в актах от **.**.****, что изложенные выше требования к санитарному состоянию придомовых территорий жилых домов, находящихся в управлении ЗАО «ЖРЭУ — №***», не соблюдены, а именно: контейнерная площадка расположена в непосредственной близости от *****, имеет твердое покрытие, ограждение площадки с правой стороны отсутствует, на площадке расположено три мусоросборных контейнера (л.д. 46); контейнерная площадка расположена в непосредственной близости от *****, имеет твердое покрытие и ограждение, на площадке расположено четыре мусоросборных контейнера, по состоянию на 18 час. 15 мин. **.**.**** контейнеры заполнены наполовину, территория захламлена крупногабаритными отходами в виде фрагментов разрушенной бытовой техники, мебели, досок, деревянных и картонных коробок, а также твердыми бытовыми отходами в виде пластиковых и стеклянных бутылок, пакетов с бытовым мусором, упаковкой из под пищевых продуктов (л.д. 88).
Выявленные в ходе проверки нарушения явились следствием неисполнения ООО «ЖЭУ №***» обязательств по уборке придомовой территории, включая площадку, где установлены контейнеры, возложенных на нее как законом, так и договором с ЗАО «ЖРЭУ - №***», и отсутствия контроля со стороны управляющей организации, как заказчика этих услуг, за их исполнением.
На основании вышеизложенного, суд приходит к убеждению, что не выполнение ответчиками требований Федерального законодательства, является нарушением прав и законных интересов неопределённого круга лиц, суд полагает необходимым удовлетворить заявление Орловского природоохранного прокурора г.Орла.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, согласно ст. 103 ГПК РФ с ЗАО «Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление №***», ООО «Жилищное эксплуатационное управление №***» подлежит взысканию государственная пошлина в размере по 2000 рублей с каждого в доход бюджета Муниципального образования «Город Орел».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Заявление Орловского природоохранного прокурора г.Орла к ЗАО «ЖРЭУ №***», ООО «ЖЭУ №***» о понуждении к совершению действий по обеспечению надлежащего санитарного содержания придомовых территорий удовлетворить.
Обязать ЗАО «ЖРЭУ - №***» и ООО «ЖЭУ №*** обеспечить уборку от твердых бытовых отходов и мусора дворовой территории *****, включая территорию, прилегающую к мусоросборным контейнерам.
Обязать ЗАО «ЖРЭУ- №***» и ООО «ЖЭУ №***» оборудовать площадку ограждением для размещения мусоросборных контейнеров, расположенную в непосредственной близости от *****.
Обязать ЗАО «ЖРЭУ - №***» и ООО «ЖЭУ №***» обеспечить вывоз крупногабаритных отходов с территории, прилегающей к мусоросборным контейнерам, расположенных в непосредственной близости от *****
Решение суда может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Сафронова Л.И.
Р Е Ш Е Н И Е
Резолютивная часть
Именем Российской Федерации
7 сентября 2010 года город Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Сафроновой Л.И.,
при секретаре Григорьевой Е.В.,
с участием: старшего помощника Орловского природоохранного межрайонного прокурора г.Орла - Н.,
представителя ответчика ООО «ЖЭУ №***» - О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «ЖРЭУ №***», ООО «ЖЭУ №***» о понуждении к совершению действий по обеспечению надлежащего санитарного содержания придомовых территорий,
руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Заявление Орловского природоохранного прокурора ***** к ЗАО «ЖРЭУ №***», ООО «ЖЭУ №***» о понуждении к совершению действий по обеспечению надлежащего санитарного содержания придомовых территорий удовлетворить.
Обязать ЗАО «ЖРЭУ - №***» и ООО «ЖЭУ №*** обеспечить уборку от твердых бытовых отходов и мусора дворовой территории *****, включая территорию, прилегающую к мусоросборным контейнерам.
Обязать ЗАО «ЖРЭУ- №***» и ООО «ЖЭУ №***» оборудовать площадку ограждением для размещения мусоросборных контейнеров, расположенную в непосредственной близости от *****.
Обязать ЗАО «ЖРЭУ - №***» и ООО «ЖЭУ №***» обеспечить вывоз крупногабаритных отходов с территории, прилегающей к мусоросборным контейнерам, расположенных в непосредственной близости от *****.
Решение суда может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Сафронова Л.И.